Город основан испанцами в начале 16 века, по личному указу Кортеса. Местоположение города, затерянного в горах и оторванного от всего мира и определило его колорит. Непередаваемое колониальное очарование бережно хранят его жители — народы цоциль и цельталь, относящиеся к группе майя. Местные жители носят национальную одежду, а грузы возят на осликах. Впрочем, автомобили тоже имеются.
Основной доход городу приносит туризм. Кроме того, здесь можно купить удивительной красоты текстильные изделия, изготовленные вручную, чудесные вышивки и украшения из янтаря, добываемого здесь же.
Главные продавцы сувениров — дети. Молчаливые, со взрослым взглядом пронзительных глаз, они брали меня в окружение и протягивали свои поделки. Устоять я не могла! А кто смог бы???
Правительство Мексики в 2003 году присвоило Сан-Кристобалю статус «Магического города» (Pueblo Magico), которым выделяют наиболее интересные исторические малые города.
Здесь же в 1994 году было восстание сапотистов, о чем сейчас напоминают продающиеся сувенирные фигурки, да регулярные съезды сторонников сапотистов. Безопасности туристов это никак не угрожает, в городе до сих пор присутствуют войска.
Поскольку расположен Сан-Кристобаль высоко в горах, то климат здесь всегда прохладный. Тучи ночуют на его тротуарах, время от времени проливаясь дождями. С этого города мы прихватили с собой дожди и так их и везли дальше, до самого Канкуна.
Расселили нас в центре городка, в гостинице, бывшей когда-то настоящим колониальным домом, с сохранившейся архитектурой и колоритом.
Малюсенькие номера кое-как вмещали нас и наши чемоданы, интернет ловился в одной-единственной точке в холле, но непередаваемая атмосфера этого дома компенсировала все. Да и вполне приличная еда, с одной стороны сохраняющая мексиканские вкусы, а с другой — адаптированная для туристов совершенно рязмягчила наши сердца.
И мы отправились изучать новый для нас город.
Главная площадь — Зокало или площадь 31 марта. Ее украшает Кафедральный собор, сочетающий мавританский стиль, барокко и индейскую архитектуру.
Возведен собор был в честь Святого Христофора, покровителя города. Это единственное место в Сан-Кристобале, где проходят богослужения по католическому обряду. В остальных церквях ритуалы проходят согласно древним верованиям.
Здесь же, в центре города, проходит главная туристическая улица — Туристическая Променада.
Сама площадь разбита по общему для всех колониальных городов принципу, с клумбой в центре, скамейками вокруг и пышной зеленью.
На площади огромный каменный крест, очень внушительно выглядевший на фоне затянутых тучами гор.
Днем на площади работает рынок ремесленников. Цены самые низкие в Мексике. Товары — от сувениров до янтарных украшений, сомбреро, вышивок и текстиля. Торг приветствуется. Английский язык продавцам неведом…
Начавшийся дождь не остудил наш исследовательский пыл. Мы справедливо решили, что дождь штука обыденная, а вот город из-за него не осмотреть будет совсем нехорошо. И бодро топая по лужам мы пошли любоваться Сан-Кристобалем!
Несмотря на хлынувший дождь и промокшие ноги, Сан-Кристобаль совершенно очаровал нас. В городе не чувствовался ритм нашего века. Жители, дома, улицы замерли в каком-то безвременье, бережно храня традиции и обычаи предков. Здесь носят традиционную одежду и умеют своими руками делать все то, что делали их далекие пра-пра-пра… Словно путешествие во времени, в давно минувшие века, совершили мы в Сан-Кристобале.
Рано утром мы продолжили наше путешествие. Нас ждали индейские деревни, куда, казалось на первый взгляд, не добралась цивилизация.
Сан-Хуан-Чамула.
Расположена в 10 км от Сан-Кристобаля. В деревне сохранились доколумбовые индейские традиции и верования. Говорят на языке цоциль. Это если коротко и по существу. Но то, что мы увидели не укладывалось в мое представление о Мексике!
Еще по дороге нас предупредили, что фотографировать местных жителей нальзя. Фотографировать в храме нельзя. Разглядывать жителей и деревеньку нельзя. Все это может привести к серьезному конфликту, а оно нам надо?
Если бы я составляла рейтинг мрачных поселений, то безусловную победу отдала бы Чамуле! Столько хмурых и неприветливых жителей сразу я не встретила больше нигде. Расположенная высоко в горах, окутанная тяжелыми тучами и срывающимся дождем деревня не располагала быть оптимистом. После обнародованного нам запрета на съемки захотелось сфотографировать жителей деревни. Исхитряясь и партизаня, мы сумели собрать коллекцию самых хмурых лиц Мексики.
На главной площади деревни стоит главная церковь. Весьма позитивная снаружи, надо признать. Картина, открывшаяся в храме, повергла в некое уныние, переходящее в легкий ужас. Фотографировать внутри мы все же не рискнули, дабы не провоцировать жителей на конфликт.
Стены храма увешаны святыми. Невероятно хмурые лица, со взглядом злобным и тяжелым смотрели со стен. На полу, устланном еловыми ветками и соломой, народ готовился не иначе как к камланию. По другому сей обряд назвать было нельзя. Усевшись на пол, расставив вокруг себя свечи, устроив поудобнее петуха, которому будут отрубать в голову, дабы принести в жертву своим богам, разлив по рюмашкам крепкий алкоголь и выставив в качестве какой-никакой закуси Колу(!!!), народ закуривал папиросы и начинал гоготать в голос, выпивая и запивая. Под купол собора устремлялся на редкость мерзкий дымок курева и свечей, спиртное и кола лилась рекой, и если бы на моих глазах прирезали человека, я бы совершенно не удивилась этому. Честно говоря, фотографировать особо и не хотелось. А вот смотаться из этого, с позволения сказать, храма, хотелось и побыстрее. Что я и сделала.
И получалось, что чисто внешне народ принял новую религию и новые правила игры — построил самую настоящую церковь, развешал по стенам лики святых и приходит помолиться и поговорить с богом. А что творится, когда двери храма закрываются за ними, вроде бы никого не должно касаться. Каким образом в их обряды вплелась кола и вообще не ясно. Ну, чисто утилитарно, понятно — газированый напиток бысторо догоняет градус алкоголя до нужного, а американские продавцы колы время зря не теряли. Такого количества ящиков колы и частоты расположения хибар, торгующей ею, я тоже до этого дня не встречала нигде. А чтобы далеко не везти, в деревушке построен завод по производству «Кока-колы».
Уезжала я из Чамулы со вздохом облегчения. Что ж, это тоже опыт. Другая Мексика, не часто показываемая и не парадная, но она тоже есть. И люди, населяющие Чамулу имеют полное право распоряжаться своей жизнью по-своему…
В этой деревне неплохой сувенирный рыночек, с умеренными ценами.
На этом рынке можно купить фрукты. Выбор невелик, но цены порадуют.
А впереди нас ждала совсем другая деревня, расположенная в соседне долине, но абсолютно противоположная Чамуле по настроению, духу и людям.
Сан-Лоренцо-Зинакатан.
98 процентов ее жителей — цоциль, принадлежащие к народу майя.
Дословно название деревни переводится как «Земля летучих мышей» и возможно этим обусловлена мода местных женщин — не выходить на улицу без яркой вышитой накидки на плечах.
В Зикакотане светило солнце. Люди улыбались. Громко крича, бегали ребятишки. Женщины спешили по своим делам. И была нормальная жизнь веселых и улыбчивых людей.
За фотосессию эта малышка заработала денег, наверное, больше, чем ее родители за месяц упорного труда. Деньги сыпались в ее ладошку не только за фото, которое можно было сделать и бесплатно. Просто девчушка улыбалась от души, иногда смущаясь и похихикивая, поглядывала на нас с любопытством и так разительно отличалась от детей Чамулы, что только за ее позитив мы щедро одарили ее деньгами.
В доколумбовые времена жители продавали соль, кофе, какао и табак. Сейчас — кукурузу и цветы. Первыми к ним пришли монахи-доминиканцы, в 16 веке. А в 17 веке монахи были изгнаны из этих мест. Покровитель деревни — Святой Лоренцо, его праздник пышно отмечается 10 августа.
На праздники в Мексике принято делать игрушку — пеньяту. Из папье-маше собирается полая фигура. Снаружи ее украшают лентами, блестками, оберточной бумагой. Внутрь помещают сласти, орехи, игрушки, фрукты, хлопушки. На изготовление одной пеньяты уходит от 7 до 14 дней. На празднике пеньяту подвешивают к потолку или высоко на дереве, в центр ставят ребенка, завязывают ему глаза и дают в руки палку. Задача — разбить пеньяту и получить ее содержимое. Чтобы все происходящее было веселее, ребенка раскручивают на месте, вокруг него поют песни и танцуют. Попасть палкой в раскачивающуюся пеньяту задача непростая.
В деревне можно посмотреть как ткутся и вышиваются все те красивые вещи, которыми так гордятся женщины Зинакотана. А потом можно и купить их в качестве сувенира.
Нам показали как пекутся знаменитые мексиканские лепешки-тортильи, с дегустацией продукта.
Угощали мескалем, куда ж без него?
А потом нам рассказали и показали как проходит свадебная церемония у народа майя. В качестве жениха и невесты набирались волонтеры из наших рядов. Я побывала майянской невестой, наш водитель Поло, настоящий ацтек, кстати — женихом. Получилось весело и познавательно. Невесте на свадьбе приходилось нелегко в таких одеждах, могу сказать точно!
Изрядно развеселившись мы уезжали из Зинакотана совсем с другими ощущениями и эмоциями покидая гостеприимную деревушку, расположенную на высоте 2,5 км над уровнем моря…
В этот день нам предстояло еще одно удивительное красивое место — водопад Мисоль-Ха.
По преследующему меня злобному року, водопады я смотрю только под дождем. И Мисоль-Ха не стал исключением в этом печальном стиске. Погода не просто испортилась! Начался настоящий тропический ливень, смывший обвалом с горы дорогу и вынудивший нас кружить в объезд. Погоде этого оказалось мало и она добавила еще осадков, хотя, честно говоря, сильнее дождь уже сложно представить. В общем, к водопаду мы практически подплывали в условиях нулевой видимости. Правда, более полноводным его вряд ли кто видел!
Мисоль-Ха в переводе с языка чоль значит «струящаяся вода». Река спускается в небольшое лесное озеро, образуя водопад высотой 36 метров. Озеро имеет глубину 45 метров и сильные течения в месте впадения водопада. В хорошую погоду в озере можно даже искупаться, но нам как-то не хотелось… Внутри есть пещера со сталактитами и сталагмитами, в ней живут летучие мыши. Все эти красоты остались без нас — могучая струя воды, подпитанная ливнем, закрыла проход в пещеру. Нам оставалось лишь потоптаться возле водопада, сделать парочку снимков сомнительного качества, поблагодарить судьбу за предусмотртительно взятый водонепроницаемый фотоаппарат и нырнуть в машину обсыхать. Да, с водоападами у меня совершенно не складывается…
Закончился еще один день, насыщенный впечатлениями и чудесами, открытиями и поразительными красотами. Каждый день Мексика находила, чем нас можно удивить. И нового дня мы ждали, как нового чуда.
Мой следующий рассказ будет о самом поразителном и невероятном чуде Мексике, о загадочном городе, затерянном в джунглях — Паленке…
Продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм