Как все начиналось.
Валаам.
Рисунки на камнях
О Соловецком архипелаге, часть 1-я, часть 2-я. часть 3-я.
Тур я купила 6-дневный. В стоимость входило: проживание в гостинице в Петрозаводске, проживание в гостинице «Гандвик» в Беломорске, двухразовое питание, проезд на теплоходах, экскурсионное и транспортное обслуживание, агентское вознаграждение. Ж/д билеты в стоимость тура не входили: туда-Санкт-Петербург-Петрозаводск, назад Беломорск- Санкт-Петербург. Выбирая маршрут, обязательным условием было посещение острова Кижи,
И уже сейчас с уверенностью и с еще не улегшимися эмоциями, могу сказать, что вообще вся поездка, как обычно насыщенная, удалась на все 100%! Погода чудесным образом благоволила нам-ни одного дождя, хотя зонты и ветровки по настоянию гида таскали с собой ежедневно.
Что я знала о Карелии? Практически ничего -там холодный климат, красивая природа-сухие, ничего не значащие общие фразы. И что я увидела? Потрясающий край, не передаваемой красоты природу, невероятной красоты леса:
высоченные, стройные исполины хвойно-березовых лесов на юге от Петрозаводска, а чем ближе к северу мы подъезжали, они постепенно уменьшались в размерах, бесконечное количество озер,
безумное небо, то чистое ультрамариновое, то усыпанное низко висящими застывшими облаками, похожими на заварные пирожные,
умопомрачительное полевое цветение
-такого я не видела нигде прежде-ивай-чай,
пижма, ромашка, колокольчики, цветущая крапива!
Но более, чем природа-поразила история этого края. Но об этом я постараюсь хоть немного рассказать позже.
Почвенный слой в Карелии очень маленький-всего 30 см. Это удивительно и мы везде наблюдали невероятное стремление к жизни всего живого растительного мира этого края-стройные изящные сосны вперемешку с такими-же березками поддерживая друг друга, цепляясь корнями за скалы тянуться к солнцу.
50% всей территории занято лесом, а из леса-60%-это сосновые деревья. Среди населения до сих пор развито рукоделие, это берестоплетение-мастера своего дела плетут даже термоса, всевозможные поделки из дерева.
Например Кижи- это остров игрищ,
раньше на нем часто проходила ярмарка ремесел, сейчас же живая выставка, где мастера показывают ткацкое искусство,вышивку по льну-белым по белому
бисероплетение, головные уборы.
В Карелии все водное пространство измеряется тысячами единиц-зачем мелочиться? Больше 61 тысячи озер,
рек около 23-х тысяч и огромное количество болот.
В лесах водятся рыси, лоси, тетерева, а волки и медведи иногда выступают в роли гостей городов и поселков-скучно им в лесу, вот и выходят к людям себя показать и на них посмотреть. Во время нашего тура поспела морошка-желтые ягоды похожи на малину, черника. Однажды нам специально остановили в лесу автобус именно для целей ознакомления с этими ягодами и потом гид не могла собрать всех-разбрелись, увлеченно разыскивая и поедая их.
По всей территории Карелии много интересных названий поселков, рек, например: Калаамо, Лахденкюля, Ляекеля
Когда ехала в Карелию, даже не думала, что у этого народа есть своя традиционная кухня, особо узнать ее так и не удалось. В отелях-завтраки по типу швецкий стол, в кафе обычная еда, приготовленная для массовых посетителей. Но кое-что все же попробовать удалось-это «калитки» -открытые лепешки, из пресного бездрожжевого теста с незамысловатой начинкой-сладкой кашей, запеченные либо в духовке, либо сверху, на сковороде.
Фото из музея.
Нам подавали с пшенной кашей. И пока я поняла-что это внутри и пока раздумывала-съедобное ли это и на что вообще похоже по вкусу, то пирожок был мною съеден! Однажды был очень ранний выезд-в 5 утра и завтрак был в придорожном кафе часов в 6. Нас там уже ждали и на столах были расставлены чугунные котелки с дымящейся овсяной кашей,
в плетеных корзинках разложены «калитки» и другие горячие пирожки-«сканцы», но уже жареные. Опять боялась наткнуться на экзотику внутри, так и оказалось-рисовая сладкая каша! С горячим кофе все было съедено и, учитывая, что обедать нам пришлось часа в 4 в трапезной одного из скитов на Валааме сугубо постной едой (щи и тушеная капуста), то мы изрядно проголодавшиеся, вспоминали все эти «калитки» и готовы были съесть и их, более того-с любой начинкой!
Туризм в Карелии является важной отраслью экономики, но туристический сервис находится в стадии развития-так нам говорила гид. За время нашего пребывания случались мелкие неприятности-катер задержался и мы ждали его на Валааме около получаса.
Выезд на теплоход из отеля в Беломорске до Соловков едва не был сорван из-за нерадивого и необязательного водителя.
Но наша сопровождающая гид Наташа за 10 минут организовала 6 такси для всех и нас отвезли на причал. По окончании тура ею же был организован отъезд из отеля «Гатвик» на ж/д вокзал четко и своевременно для всех групп отъезжающих, для этого она накануне согласовала время и заказала такси.
Сами отели, в которых мы жили, вполне соответствовали уровню и номера были уж конечно же не такими крошечными и игрушечными, как в Таллине! Ох, видимо долго я еще буду вспоминать ту келью! В номерах были телевизоры, теплые одеяла на случай прохладной погоды и даже фены!
В Карелии снималось большое количество фильмов, много очень известных, например:
«А зори здесь тихие», «Холодное лето 53-го», «Остров», «Прииск», «И на камнях растут деревья». А в городе Медвежьегорске, с которым нас знакомили на обзорной экскурсии, снимался известнейший и полюбившийся всем фильм «Любовь и голуби» и местный колорит настолько подходил по сценарию, что не надо было строить декорации-они происходили в реальных местах.
Два последних фильма нам показывали во время пути: один-на теплоходе, второй-в автобусе.
Отдельное удовольствие от поездок-это встречи и знакомства с людьми, такими же путешественниками. С нами в группе среди общей массы русских туристов были американцы-семья из пяти человек с девочкой-переводчицей и итальянка. Небольшое отступление от темы.
Итальянку звали Розаритта, родом из Вероны и с первого дня мы выделили ее из общей толпы, чем-то таким даже не едва уловимым, а конкретным, она отличалась от всех! Например, она могла прийти на завтрак с мокрой головой, одев на нее вязаную шапочку и при этом мило улыбаться. Смогли бы мы вот так, наперекор приличиям выйти к посторонним людям в таком виде? Да хоть стреляйте, вяжите по рукам и ногам-ни за что! Но так как мы все время пересекались-жили в одном отеле, завтракали в одно время, на комете сидели рядом, в Кижах ходили друг за другом, то нам ничего не оставалось, как подружиться!
История её любви к России удивительна. Об этом стоит рассказать. Вся эта информация сложилась в пазлы уже по окончании тура, рассказанная по крупицам с подглядыванием в словарь, переспрашиванием-как правильно будет это по-русски? Когда то, очень давно папа Розаритты попал в Россию, заболел и его выходила и вылечила русская женщина. Все! Об этой части его жизни больше ни слова. Но свою любовь и благодарность к русским вообще, он передал своей дочери. И стоит ли говорить о том, что девочка всю жизнь мечтала об этой далекой и такой незнакомой стране и когда только представилась возможность не просто приехать, а пожить здесь, она бросила всё, заключила контракт и как преподаватель итальянского языка приехала в Москву в одну из школ. Продляет контракт уже четвертый раз и в каникулы колесит по нашей стране! Любит нашу страну, обожает Сибирь, была на Алтае, (зная 5 слов по-русски!) на Байкале, в Улан-Удэ, Иркутске, объездила много городов вокруг Москвы и центральной части, мечтает поехать на Камчатку! И поедет-такие люди не остановятся перед расстояниями! Наша страна необъятна, интересна и мы не должны забывать об этом.
Это все было позднее-в последующие дни, а пока, ранним июльским утром, зябко поеживаясь, нервно выхожу из теплого вагона состава, следующего из С-Петербурга в Мурманск, оглядываюсь-на перроне среди встречающих с табличкой «Русский Север» никого нет.
И вдруг в полусонном сознании удивленно всплывает фраза из письма менеджера, полученного накануне: «Гид будет встречать вас с 7 до 9 часов на перроне у 7 вагона состава, следующего из Москвы». Очень точно! Состав из Москвы приходит в 9, а сейчас-7! Перрон быстро опустел….Два часа ожидания-это много или мало? В данном случае наверное много, за два часа можно много чего успеть увидеть-ну что ж, начнем знакомство самостоятельно. Сдав вещи в камеру хранения, мы с подругой двинулись по карельской земле (по улице направо от вокзала) и были мягко сказать-разочарованы.
Какое-то богом забытое, заброшенное место-здания старые, давно требующие ремонта, люди, редко встречающиеся нам этим ранним утром-тоже какие-то не такие, не внушающие доверия. И вдруг мы видим троллейбус! О! Значит не все потеряно, значит мы просто идем не по той улице! Мы резко развернулись и пошли назад, на вокзал, забрали вещи и с нетерпением стали ждать прибытие московского поезда. И только когда встретились с гидом, появившемся к 9 часам и сели в автобус-позволили себе успокоиться и расслабиться. Нас всех разместили в двух отелях, расположенных рядом, мы позавтракали, и наша экскурсионная программа началась с обзорной экскурсии по городу Петрозаводску.
В окрестностях нынешнего Петрозаводска существовали русские поселения уже в XV столетии (Шуйский погост).
Петрозаводск основан в 1703 году Петром I на берегу Онежского озера и растянулся вдоль побережья на 22 км, поднимаясь все выше и выше по террасам.
В 1703 году началась Северная война и Петр I издал указ о необходимости строительства железоделательного завода и в Карелию отправилась экспедиция под руководством Александра Меньшикова для исследования болот, рек, лесов. Указания царя были выполнены и на территории Карелии было найдено много полезных ископаемых-железная и медная руды, известняк, лес, бесконечные озера, реки тоже были просто нобходимы-бревна удобно сплавлять по воде, а среди местного населения много бесплатной рабочей силы.
В августе 1703 года Меньшиков закладывает первый камень в начало строительства завода и на его территории нескольких цехов-оружейных, пушечно-литейных, якорных, железоделательных и ему дается название-Петровский. После Северной войны особая необходимость в заводе отпала и он потихоньку стал приходить в упадок.
Памятник ПетруI на Онежской набережной.
Но в 1771 году при Екатерине Великой началась турецкая война и опять понадобилось оружие, пушки. Завод был переименован в Александровский в честь Александра Невского, опять начали работать и просуществовали еще долгих 200 лет. На территории заводов в 1788 оду была построена первая в мире чугунная железная дорога заводского назначения протяженностью 160 метров. Пушки выливались различных форм и размеров от 19 до 33 тонн. До сих пор Карелия славится своими мастерами и ремесленниками по художественной ковке и литью. На праздниках они устраивают мастер-класс и показывают свои искусство.
Петрозаводск город тихий, спокойный, уютный, зафиксировано более 130 национальностей проживающих в нем. После войны, в 50-е годы восстанавливать город помогали ленинградские архитекторы, поэтому их стиль чувствуется в архитектуре города-пастельные тона, балкончики, колонны, лепнина украшают многие здания того периода строительства.
Сохранилось очень много деревянных построек периода 20-30х годов прошлого века, в строительстве которых принимали участие швецкие и финские строители.
Мужская и женская гимназии 1709 года.
Музыкальный театр республикик Карелия.
На Онежской набережной находится музей под открытым небом, многочисленные памятники-подарки от городов-побратимов, скульптуры.
Такой непривлекательный на первый взгляд, городок понравился. Надо время для знакомства с ним. Далее нас ждала прогулка по Онежскому озеру на катере и посещение памятника деревянного задчества-Кижи.
Продолжение здесь: Валаамский архипелаг.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автопутешествия