Начало здесь
Начало здесь
Екатерина стояла у окна, нервно теребя кружева, украшающее ее новое платье и вглядывалась в спешащего по аллее, статного красавца. Сердце защемило и, уже через мгновение раздался звук открываемой двери. Она взволнованно повернулась и пошла навстречу Григорию, одновременно в голове пронесся вихрь мыслей, что надо бы чем-то ублажить его, надо бы что-то сделать для него этакое, что бы закрепить их отношения, но никак не могла придумать — что же? Ведь сам они никогда ничего не попросит! Но на этот раз Потемкин сам помог императрице сделать себе подарок.
Настраиваясь на посещение монастыря, я знала о лагере начала 20 века, но что монастырь был тюрьмой и ранее, для меня явилось настоящим шоком. КАК такое могло случиться? Ранее я думала — монастыри испокон веков были защитниками всем страждущим и обездоленным! Но как оказалось, не в этот раз и не этот монастырь.
В Соловецком монастыре в течение нескольких веков существовало скрытое от глаз благочестивых паломников пространство — тюрьма, в которой содержались узники, обвинённые в тяжких преступлениях против государства и церкви. Размещение узников на Соловках обусловливалось нахождением там труднодоступной крепости, связь с которой по морю поддерживалась всего несколько месяцев в году.
Соловецкий монастырь приобрел известность как место заточения и со второй половины XVI века стал государственной тюрьмой. До петровских времен ссылка на Соловки носила эпизодический характер и практиковалась редко, хотя право заточать в монастырь имели тогда, кроме царя, патриарх, митрополиты, архиереи, позднее по резолюциям синода и распоряжениям тайной розыскных дел канцелярии. С 1835 года высылать в Соловецкий монастырь можно было не иначе, как только «по высочайшему повелению». Николай I отменил прежний порядок ссылки в Соловки.
Страшная тюрьма Соловецкого монастыря занимала исключительное по своему положению место. Она была секретной государственной темницей. Сами цари замуровывали туда наиболее опасных врагов. Соловецкий острог был также главным монастырским застенком, каторжным централом духовного ведомства.
По жестокости режима соловецкая тюрьма не имела себе равных. Там царили более суровые порядки, чем в других монастырях и во всех светских местах заключения. В земляных ямах, в крепостных казематах и в чуланах острога гноили, доводили до умопомешательства, заживо хоронили узников. «Духовные пастыри» стада Христова, как заправские жандармы, выполняли обязанности надзирателей, стражников, шпионов и палачей. Монастырская тюрьма на Соловецком острове была самой древней, самой суровой и до XIX века самой вместительной из всех монастырских тюрем.
Кто попадал в каземат Соловецкого монастыря, того можно было вычеркивать из списка живых. О нем ничего не знали ни родственники, ни друзья, никто не видел его слез, не слышал его стонов, жалоб и проклятий.
Тюремные функции монастыря особенно усилились во времена правления Екатерины II.
По сообщению от 8 июня 1776 года, после разрушения российским войсками Запорожской Сечи, всевластный екатерининский фаворит Потёмкин, вынашивающий планы дальнейшего расширения возглавляемой им Новороссийской губернии за счёт запорожских земель, подал на рассмотрение Екатерины II предложение о пожизненном заточении запорожского кошевого атамана Петра Калнышевского в Соловецком монастыре, что и было немедленно утверждено императрицей.
Отдельно оговаривалось, чтобы «в Соловецком монастыре посылаемаго туда узника содержать за неослабным караулом обретающимся в том монастыре салдат и в содержании онаго узника безъвыпускно из монастыря, и о удалении онаго не толко от переписок, но и всякаго с посторонними людьми обращения».
25 июня 1776 года секунд-майор 1-го Московского пехотного полка Александр Пузыревский выехал во главе конвоя, сопровождавшего Калнышевского из Москвы в Архангельск. Конвоирование осуществлялось в режиме секретности; в данной Пузыревскому подорожной Калнышевский упоминался как «некоторый арестант», для поездки использовалось девять подвод, которые должны были сменяться на почтовых станциях «без всякаго задержания» .
Вместе с узником перевозились и деньги — 330 руб., данных на его годовое содержание. Пузыревский имел указание «чтоб он содержал … [арестанта] в крепком присмотре и во время пути от всякаго с посторонними людми сообщения удалял». Корабль, вёзший Калнышевского из Архангельска, достиг Соловков к 29 июля.
Содержание Калнышевского в заключении производилось за счёт денег, ежегодно присылаемых из Новороссийской губернской канцелярии, в казну которой поступило его конфискованное имущество.
Годовое содержание соловецкого монаха обходилось в 9 рублей, в то время как Калнышевский получал в день по 1 рублю.
Отсидев около 16 лет в одной из келий Головленковой тюрьмы, располагавшейся возле Архангельской башни Соловецкого кремля, Калнышевскому отвели более «комфортабельную» одиночную камеру рядом с поварней, где он просидел еще 9 лет.
Объявленная амнистия по случаю 25-летия правления Екатерины II не коснулась ни одного из Соловецких узников.
Богомольный узник Пётр Калнышевский дождался своего освобождения весною 1801 года. 15 марта того года император Александр I, по случаю своего восшествия на престол, издал указ об амнистии лиц, содержащимся в заключении по ведомству Тайной экспедиции.
Пётр Калнышевский значился среди тех, кто был включен в список № 1 — «о заключенных в крепостях и в разныя места сосланных с лишением чинов и разнаго достоинства», предписывалось «освободить их немедленно из настоящих мест их пребывания и дозволить возвратиться, кто куда желает. Следуя старому запорожскому обычаю, Калнышевский остался доживать свой век в православном монастыре. Умер Пётр Иванович 31 октября 1803 года, достигнув возраста ста двенадцати лет.
Во дворе Соловецкого Кремля перед Преображенским собором находится могила Петра Кальнишевского. На ней — плита серого гранита со словами: «Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Кальнишевского». Еще я увидела его бюст.
Везде в монастыре идет стройка, реставрация, ремонт. Это будто-бы должно настраивать на мирный лад, но не получалось. В подземелье тюрьмы руки так тряслись, что не получилось ни одного нормального фото. Но это и не важно. Потрясающая природа этого края вероятно пытается замалить грехи людей.
Могли ли основатели монастыря преподобные Зосима, Савватий и Герман предпологать, что будет твориться на этих землях?
Далее здесь