Прикосновение к истории не всегда приносит положительные эмоции. Я долго думала, стоит ли вообще затрагивать трагичные страницы? И в результате решила, что все-таки стоит. Я уже писала в своих отзывах о поездке в Карелию, что она потрясла меня, потрясла глубоко и надолго, потрясла всем: и уникальной природой и историей! Одной из самых значимых страниц является Соловецкий архипелаг — Соловки,
расположенный в Онежском заливе Белого моря. Из Беломорска на катере до него плыть 4 часа.
Я задумала три отзыва про это уникальное место. Это — первый, кратко охватывающий весь период истории, фото не всегда будут соответствовать тексту, как это обычно я стараюсь делать. Но они все именно с этого потрясающего места. Трехчасовая экскурсия с гидом по всей территории монастыря это мизерно мало- практически мгновение, имейте это в виду те, кто захочет повторить мое путешествие. Наша сопровождающая ждала нас на пристани, далее была экскурсия, а потом последовал очень правильный ход: нас, напичканых датами, событиями, уставших от быстрой беготни по залам, лестницам монастыря, опустошенных, она провела на берег моря с другой стороны поселка! И это был полный восторг(многие фото ниже-именно оттуда), как очищение после увиденного и услышанного! Но всего этого теперь не забыть……
На пристани я видела туристов, спускающихся с пришвартовавшихся катеров с чемоданами и думала, что надо было и мне вот так — пожить здесь хотя бы дня три. Подруга моя вообще загорелась желанием приехать и остаться здесь более на долгий срок. Я не уверена, что это сбудется.
Конечно, почти весь текст я взяла из интернета, перечитав (как обычно) массу материала и выбрав более значимые странички истории и как можно краткопостаралась пересказать вам.
Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности. Во II–I тысячелетии до н. э. протосаамы- древние обитатели Поморья, хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи — курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей- курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.
С 15 века острова начали заселять монахами-отшельниками, которые основали здесь сначала временное поселение, а затем монастырь, ставший впоследствии одним из самых богатых и влиятельных в России.
До сегодняшнего времени глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа.
Число монахов в монастыре колебалось в разные времена — от 30 в первые годы существования, до 200–250 в последние его годы. Число паломников, приезжавших сюда, достигало в отдельные годы 10–12 тысяч. На Соловках активно развивалось солеварение, рыболовство, зверобойный промысел, добыча слюды, жемчуга, животноводство.
Основу культурного и духовного наследия Соловков составляют памятники Соловецкого монастыря, который за почти шесть веков своей деятельности создал выдающийся по полноте и разнообразию комплекс оборонительных, жилых, хозяйственных, инженерных и храмовых построек, обеспечивающих полноценную самодостаточную жизнь обители. Большая часть зданий, возведенных во 2й половине 16 — первой половине 17 веков, справедливо причислены к шедеврам древнерусского зодчества.
Монастырь представлял собой мощную военную крепость, оборонявшую северные рубежи России от вторжений. Стены и башни Соловецкого Кремля были построены в 16 веке из валунов и кирпича и представляют собой уникальный памятник русской архитектуры.
В период с 16 по 17 век монастырь был по существу столицей огромных северо-западных территорий Русского государства, центром духовности и культуры, торговли и ремесел, обороны Беломорья. Монастырь имел многие функции государства по управлению, развитию экономики, защите, сбору пошлин на огромных территориях принадлежащих монастырю или находящихся в зависимости от него.
Историко-культурное наследие Соловецкого монастыря уникально по целостности и полноте сохранившихся ансамблей, хозяйственной структуры, системы гидротехнических сооружений, сети дорог. Памятники, сосредоточенные в скифских ансамблях, расположены на 5 крупных островах, но взаимосвязанные исторически, составляют единое целое.
Многие настоятели монастыря не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели.
Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства в 1605–1614 годах.
В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
В 1920 году монастырь был закрыт, а его хозяйство разграблено.
На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в организованном в то время совхозе.
В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря. как полагают современные исследователи, он был специально устроен, чтобы скрыть варварские расхищение монастырских сокровищ представителями новой власти.
Трагические страницы вписал в историю Архипелага Соловецкий лагерь особого назначения, действующий с 1923 по 1937 годы. Этого периоде я коснусь позже.
СЛОН — первая в мире система промышленного уничтожения людей. На Соловках сохранились некоторые сооружения времен СЛОНа, обнаружены места массовых захоронений, известно множество памятных мест, свидетельствующих о судьбах тысяч мучеников лагеря.
В 1937 году лагерь был реорганизован в Соловецкую тюрьму особого назначения. Сокращенно СТОН.
После закрытия в 1939 году тюрьмы острова были переданы военным, и в 1940–1957 годах хозяином Соловков стал Учебный отряд Северного флота. Во время Великой Отечественной войны здесь готовили для ВМФ самых разных специалистов. Одной из школ Учебного отряда в 1942–1945 годах стала школа юнг, в которой военному ремеслу обучались мальчики допризывного возраста. Это памятник юнным героям, вопитанникам школы, погибщим во время ВОвойны.
О событиях того времени рассказывает художественный фильм «Юнга Северного флота».
В конце 1950-х годов Соловки стали доступны для посещения. Приезжающих поражало бедственное состояние монастыря. Все громче стали раздаваться голоса в защиту Соловков, которые нужно было срочно спасать от разрухи.
С середины 1960-х годов на Соловках начались ремонтные и реставрационные работы.
В 1967 году в целях сохранения уникального комплекса памятников истории, культуры и природных ландшафтов Соловецких островов, образован Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник.
В 1990 году возобновил свою деятельность Спасо — Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, с возвращением которого на Соловки связаны многие надежды на улучшение дел по сохранению и использованию историко-культурного наследия архипелага. Присутствие монастыря должно наполнить жизнью древние стены обители. Соловецкий музей — заповедник и Спасо — Преображенский Соловецкий монастырь ведут совместную деятельность по восстановлению и использованию архитектурных памятников.
В 1992 году Соловецкий историко-культурный комплекс внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современные ландшафты, пейзажи, архитектурные ансамбли Соловков в известной степени искажены в результате деятельности Соловецкого лагеря особого назначения, других организаций, а также из-за нерационального использования природных и культурных ресурсов, а временами полной бесхозяйственности.
Сейчас в поселке Соловки проживает около 1500 местных жителей. Жилье дорогое, так как новые здания не строят. Хотя современные отели мы видели. Из Архангельска на Соловки 6 раз в неделю летает самолет.
Теги:
Автобусные туры