Похоже, понемногу начинают укладываться все это время переполнявшие меня чувства и эмоции от моего второго посещения Гималаев.
И я готова начать рассказывать об этих двух крайне важных периодах моей жизни.
Со мной случился персональный «кризис среднего возраста». Этот диагноз я поставила себе сама, не смотря на то, что я не мужчина, и совсем по другим признакам, нежели традиционно этот диагноз им приписывают. Как бы там ни было, но незадолго до своего юбилея, я резко осознала, что так больше продолжаться не может!!! Надо мной начали сгущаться тучи — еще чуть-чуть и со мной случится что-то страшное и необратимое!!!
9
У меня буквально развилась аллергия на цивилизацию в виде полной непереносимости солнца, ветра, жары и холода и прч… Шлягер Маши Распутиной стал мои диагнозом:
Возможно что кому-то очень надо Толкаться там где пляшут и поют А я люблю крутые водопады И горы что до неба достают
18
Отпустите меня в Гималаи В первозданной побыть тишине Там раздеться смогу догола я И никто не пристанет ко мне Отпустите меня в Гималаи Отпустите меня насовсем А не то я завою, а не то я залаю А не то я кого-нибудь съем
11
Там все забуду и из мира выйду Где стадо терпеливых дураков Страдает от инфляции и СПИДа И верят до сих пор в большевиков Хоть родом я из скромного поселка Где нас учили жить по Ильичу Быть не желаю безотказной телкой И дойной быть коровой не хочу
1
Отпустите меня в Гималаи В первозданной побыть тишине Там раздеться смогу догола я И никто не пристанет ко мне Отпустите меня в Гималаи Отпустите меня насовсем
10
Сознание не выдерживает сумасшедших перегрузок, да и тело, походу, подустало и в итоге сказало: Баста!!!
На лицо (по всей коже) была персональная революционная ситуация:
1) верхи (мой ум) больше не могут править по-старому;
2) низы (мое тело) не хотят жить по-старому;
3) значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству — я готова была, как в этой песенке вместе с Машей завыть, залаять и кого-нибудь не то что покусать, а буквально — съесть!!!
Лучшее что я тогда нашла для себя — это полностью поменять среду на относительно длительное время. А так как мне надо было совместить восстановление организма с успокоением ума, то это должно было быть нечто совсем для меня нестандартное. Желательно, такое, чего я никогда раньше не испытывала
13
Родные были свидетелями, как день ото дня усугубляется мое физическое состояние!!! Превращаться в овощ, постоянно вызывая у окружающих к себе чувство жалости, не было ни малейшего желания! Поэтому я как могла донесла близким о своем растущем внутренем напряжении и оно вызвало у них активный отклик: муж ради спасения единственной супружницы мужественно готов был пойти на расставание в 2 месяца, мама и доча поддержали его в этом намерении и теперь настало время определяться…
Тут снова на выручку пришел муж. Он вспомнил, что когда мы были в прошлый раз (12 лет назад) в Индии чуть больше 2-х месяцев, мы там встречали европейцев после Панчакармы, и что было бы здорово мне тоже попробовать!!!
Неделя плотной жизни в мировой паутине и я во всеоружии ментальных знаний пришла в еще больший тупик — никакие из предлагаемых там вариантов мне не подходят по моему самочувствию…
Хотя сама Панчакарма засияла в моих глазах ореолом божественной панацеи для решения всех моих внутренне-внешних проблем хором и разом!!! Я подвисла в затянувшейся неопределенности, свято веря, что решение где-то рядом.
Вспомнив, что в Тибете тоже делают подобную генеральную уборку организма, я стала искать в этом географическом ареале, и о чудо!!! …в непрогладной тьме забрезжил просвет!!!
6
УРА!!! Решение есть! Панчакарма в Гималаях!!!
Гималаи всегда воспринимались мною как нечто из области фантастики, поэтому я даже никогда и не смела мечтать туда попасть.
Хотя мы с мужем в Индии были и будь здоров проехали по ней, но это были — южные штаты: Тамил Наду, Керала и Карнатака и восток Гоа.
А Гималаи для меня — это небожители!!! И как только я позволила им ко мне приблизится, Гималаи быстрее, чем можно было ожидать стали для меня реальностью. Но я до последнего момента, пока не ступила на их благодатную землю, сама себе не верила!!! Да и теперь не верю, даже после повторного пребывания там!!!
12
Я списалась с доктором Аюрведы, билеты куплены и я в пути!!! Стыковка между рейсами 2 часа, но они пролетели незаметно, пока я внимательно обследовала аэропорт Дели
Меня впечатлило то, что это рядовое сугубо материального плана строение, все было оформлено элементами тонокого порядка, которые нельзя было не заметить! Это особенность индийского менталитета — видеть многомерность бытия — пронизывает все сферы жизнедеятельности этого народа!
Я, приятно удивляясь, любовалась изображениями кистей рук с мудрами, вспоминая какие каналы каждая из них замыкает в цепь, создавая условия для внутреннего развития и духовного самосовершенствования!
1 из 5
8
В момент регистрации на внутренний рейс Дели-Куллу выясняется, что авиаперевозчик KingFisher обанкротился и сейчас в офисе идут аресты, и самолеты не летают, и… ???
…и ничего… компания предложила сдать их билет и купить у другой компании на час позже.
Я было сунулась туда… Ага!!! … так там меня и ждали…
В AIRINDIA билеты на Куллу были распроданы минимум на две недели вперед! Вот и верь после этого, когда говорят, что для индусов авиа — чрезвычайно дорогой путь передвижения. Кстати, летели обратно только индусы и я была одна европейской внешности на весь салон…
1
Так как ждать вылета 2 недели в душном и пыльно-грязном Дели я ни за какие деньги мира была НЕ согласна, то оставался только один путь — авто. Вариантов этого пути было два: автобус и такси.
Автобус отправлялся поздно вечером. Но даже если бы его подали прямо к моему креслу, я бы все равно выбрала такси. Слишком свежи были в моей памяти наши поездки по югу Индии на этом незамысловатом транспорте. В тот момент я хорошо осознавала, что совсем не готова ни морально, ни тем более физически обрекать себя на 15 часов в этот ужас, тем более на ночь, при том, что «слиперы» сняли с горных маршрутов окончательно!
Поэтому оставался единственный вариант — такси. Но еще меньше меня устраивало сдавать билет — это значит, что деньги вернуться на карту, с которой он покупался, учитывая российские банковские фортеля,+ я не знала индийских фортелей в таких ситуациях, дай Бог, их получить через пару месяцев, хотя бы до вылета из Индии. А затягивать с такой суммой да еще в рупиях на неизвестный срок вовсе не хотелось
1
И я, тупо стоя у регистрационной стойки, неизвестно чего выжидала…
Девушки по ту сторону начали немного нервничать и спрашивать меня как же я поступлю. Я сама еще толком не знала, как??? Знала только одно — что мне надо ХОРОШЕЕ такси. Такси, но только ОООчень хорошее, понимаете? — ибо только в таких машинах есть климатконтроль, а не то жалкое подобие допотопного вентилятора, что в Индии гордо называют кондиционером.
И это не моя прихоть или каприз, а в данный момент это для меня жизненно необходимо!!! И такая моя заторможенность в тот момент объяснялась лишь тем, что я не видела выхода!!! Такси и хорошее??? Надо знать Индию хотя бы самую малость, чтобы понимать, почему я зависла — в моей ситуации решения не было…
3
И тут одна из девушек сдается:
— Вы хотите такси за счет компании, т. е. в замен билета??? УРААА!!!Вот оно мое спасение!!!
— Да! Да! Да! Я же вам говорю, что именно этого я и хочу!!! Это было единственно возможное решение всех моих проблем сразу!!!
Такси в штат Химачал Прадеш стоит 9 000 — 12 000 рупий в зависимости от класса авто. А мой билет в один конец на самолет со всеми сборами около 7 000 рупий!!!
К тому же, легко и просто решается вопрос с перезачетом средств и не надо никакой волокиты со здаванием-и-неизвестно-сколько-ожиданием возврата своих кровно заработанных!!!
И в третьих, и самое главное для меня — авиа компания обязана предоставить улучшенный вариант такси. Уж им-то я могу повыкручивать руки относительно того, какой мне сервис в такси нужен. Что без вмешательства компании обрекало бы меня на типичный индийский развод — за деньги самого высокого класса авто пришлось бы ехать в чем попало и никому ничего не докажешь, а только потеряешь кучу времени, ещё больше сил и нервов, а, возможно, и деньги!
7
Когда я с 5–10 раза убедилась, что меня хорошо поняли относительно климатконтроля в салоне авто, и что в итоге предоставят максимально приближенное к нему, я успокоилась и стала ожидать своей участи!!! Мой расчет оказался оправданным — компания подала машину лучшую из возможных!!! Хоть и маленькую, но именно с климатконролем!!! Ну и пусть, он мог работать только в режиме максимума, зато он работал!!!
Ибо на тот момент это была единственная машина с таким аппаратом на борту, из всех, которые в ближайшее время свободны из тех, что могут ехать в Гималаи! Я, конечно, могла ждать, когда освободятся машины побольше… Но памятуя, что в Индии понятие времени полностью отсутствует, я понимала, что могу ждать до ишачьей Пасхи… Поэтому радостно согласилась на маленькую машинку с относительно рабочим климатконтролем и мы понеслись в Гималаи, стартовав около 9–00 утра из аэропорта в Нью Дели!!!
Так начиналась моя поездка в Гималаи ровно год назад! В этом же году ещё в аэропорту Шереметьево наблюдая крайне неожиданное зрелище: разгуливающих в зоне отлёта и «Тёти Фри» двух голубей, которые премирненько подъедали что-то на абсолюно чистом полу, я понимала, что это какой-то для меня знак! Но вот какой???
1 из 4
4
Дело в том, что в этот раз я уже точно знала, что авиаперевозчик KingFisher банкрот (не смотря на то, что в прошлом году он все-таки какое-то время ещё обанкроченный полетал) и более того — аэропорт Куллу закрыт на реконструкцию. Поэтому я просила принимающую меня сторону, заранее отобрать лучшую машину в долине Куллу, чтобы меня встретить в аэропорту!!!
Эх как бы, порой знать, чего просишь?!!?!? Мне и в голову на тот момент не могло прийти, что надо было учитывать и человеческий фактор!!! Ведь в прошлом году два месяца бесконечных поездок на разных такси по горным дорогам по всей округе долины Куллу, я свято уверовала, что все водители в Гималаях если не сами Боги, то вторые после них!!! И тут такой прокол…
Машина, что меня встречала оказалась не просто большая, мягкая и комфортная, она по всем параметрам была просто СУПЕР!!! Да ещё и с исправно рабочим климатконтролем!!! …только водитель ни в какую не умел им пользоваться!!! Как впрочем, и дворниками тоже — так как на каждую мою просьбу пройтись ими по стеклу, чтобы делать фото через чистое окно, он останавливался, выходил и мыл окно вручную. После 3-ей остановки на пекле без кондиционера я отказалась от своей дурной затеи фотографировать через чистое стекло…
Да только ли это??? Он вообще не умел водить машину!!! Конечно, руль он крутить умел, но это, пожалуй, и всё!!! Ух и досталось мне в этой дороге!!! Пока мы ещё ехали до Чандигарха по долине, я имела хоть какую-то надежду, что он не безнадежно тупой!
Хотя мои попытки научить его пользоваться климатконтролем и дворниками потерпели полный крах. Угрожающее для моего здоровья положение спасало только то, что прошлогодняя Панчакарма значительно раздвинула мой жизненный коридор в сторону жары и что мы ехали по долине с 4–00 утра и до 10–00 — время, когда ещё более менее можно было дышать на полном ходу машины с открытыми окнами!!!
Здесь и сейчас несколько слов о самой дороге по долине.
В этот раз мы выехали из аэропорта практически в 4–00 утра (это на 5 часов раньше, чем в прошлом году)! Постепенно стал заниматься рассвет
1
То ли предрассветный туман, то ли дымка или смог окружал и сопровождал нас???
В прошлом году до меня поздно дошло узнать расценки на платные дороги Индии.
В это приезд я наверстала упущенное. И теперь с полной ответственностью могу назвать какой участок дороги и сколько стоит (если только таксист назвал мне их такими как они есть):
Панипад (84 км от Нью Дели) — 25 рупий
Карнал (118 км от Нью Дели) — 98 рупий
Амбала (192 км от Нью Дели) — 39 рупий
Ко всему прочему, въезд на территорию каждого штата в Индии стоит своих денег. По дороге в долину Куллу, приходится проезжать штат Пенджаб. Въезд в него стоит 225 рупий
А въезд на территорию штата Химачал Прадеш стоит 60 рупий
Итого кругом-бегом все платы по дороге обходятся в 448 рупий. Все они оплаты до копеечки по дороге входят в стоимость такси вместе с бензином и прч.
За окном такси проплывали типичные картинки из жизни страны и народа. Идет все, что может идти: люди и скот. Люди идут по обочинам международного фривэя в силу отсутствия тротуаров. Идут по одиночке и группами, что-то несут в руках, а то и на головах, везут на мулах и лошадях. Так что по транспортным артериям движутся не только автомобили
1 из 10
2
Дорога на север временами бывает довольно живописная
1
Тем временем за окном разворачивались узнаваемые транспортные сценки городской и деревенской жизни, где вперемежку по дороге едет все, что может ехать
1 из 8
1
Наиболее колоритно смотрятся повозки, запряженные лошадьми, волами и быками, которыми молодцы-удальцы, зачастую правляют стоя
1 из 6
6
Бродячие коровы то тут, то там как по обочинам дорог, так и по среди оных не только шастают, отдыхают, загорают, питаются, но и влюбляются
4
1 из 20
3
А в деревнях и городах к ним прибавляются ещё валяющиеся по всей дороге собакии! В горах, ко всей этой дорожной беспризорщине добавляются вездесущие манки-обезьянки, сильно осложняя и без того не простое движение по горным дорогам
1 из 3
Все также по дорогам носятся размалеванные в боевую окраску и украшенные, как новогодние елки, грузовики
1 из 15
2
С той лишь разницей, что в этот раз их было значительно больше и в глаза бросалось, что почти все они доверху набиты какими-то коробками, мешками и тюками. Выяснилось, что суббота — базарный день, к тому же самый раз — раннее утро!!!
1 из 12
Практически невозможно встретить в Индии грузовика без надписи на его заднем борту, призывающей «взорвать рог», что дословно означает — гудеть в клаксон что есть мочи громче!!! Поэтому индийская дорога - это сплошная звуковая какафония, от которой легко оглохнуть с непривычки!!!
1 из 6
Где-то под Сонипатом (если верить словам водителя) нас встретил памятник важному индийскому деятелю
За целый год моего отсутствия автодорожный долгострой не прирос ни на километр новым дорожным полотном. Оно и понятно — при неспешном ритме индийского менталитета — не в этой жизни, так в следующей, а нет, так и ещё в позаследующей, когда-нибудь, когда закончится Калиюга, тогда и достроится фривэй…
1
В районе Курушетры мы наблюдали прелюбопытнейшее зрелище. Как, видимо, постовой тащил свой пост через фривэй
1 из 4
Изобилие мотоциклов, порой, просто поражает! Они бывает загромождают дорогу настолько кучно, что, иногда, даже негде просунуться машине…
1 из 11
А велосипеды используются по большей степени не как средство передвижения, а как способ перевозки! К этому незатейливомиу виду транспорта крепятся тележки и всякого разного вида прицепчики, нагруженные всем, чем только возможно
1 из 8
По обочинам встречаются фруктово-овощные и не только развалы на Индийский манер. Это значит, что они по большей части передвижные, т. е. расположены на разного рода тежках, которые либо талкаются по дорогам вручную, либо, если уж совсем повезт, то и пристраиваются умельцами-рукодельцами все к тем же незаменимым велосипедам
1 из 5
1
Где-то уже под самим Чандигархом впервые на равнинной части индийских дорог довелось встретить, образовавшуюся на ровном месте пробку в одну сторону — нам навстречу
1 из 5
3
И вот долина позади. Мы стали подниматься по горной дороге в Гималаи, тут я окончательно поняла, что человек за рулем — не водитель и не шофер!!! Это самое настоящее чудо в перьях!!!
Дороги как оставляли желать много лучшего, так ничего не изменилось с учетом неторопливого, если не сказать — медлительного индийского менталитета
1 из 7
1
Таксист, как очумелый тормозил перед каждой заплаткой, ямочкой и колдобинкой, будто если он сейчас резко не нажмет на тормоз, то мы полетим в тартарары!!! А так как дорога в горах состоит из одних только рытвин, ухабов и некогда по-индийски залатанных ям самой разной величины и конфигурации, которые даже кое-где как попало забросаны булыжниками, то он, каждый раз, тормозил, как в самый последний в своей жизни!!!
Я так умоталась ему объяснять, что у нас в России тоже дороги ещё те и народ выработал правильную реакцию на ямки такого вида — он, наоборот, перед ними поддает газку! …и пролетает не замечая!!!
Я ему рассказывала о всех своих поездках высоко в горах и многие из тех дорог, так их с позволения назвать, он, оказывается, знает! Так вот все таксисты тоже поступали так же, как русские водители — никто, слышишь, ты — пень с ушами, никто так часто и так резко не тормозил!!!
Все было тщетно!!! Не трудно догадаться, что результат от такой езды был плачевным! Как-то очередной раз на ровном месте этот чудак на букву «м» неожиданно так затормозил, что я, глядя в видоискатель и готовясь сделать очередной кадр, всем своим корпусом влетела в окно…
На какой-то момент мне показалось, что это пришел конец! Ан, нееет, едем дальше… я проверяю себя старым народным методом — щипая за все части тела — жива ли??? Или это уже эфирные остатки от меня движутся по инерции? Что было с моими головой и лицом — промолчу!!! Но мой фотоаппарат…
Объектив заклинило от удара об лобовое стекло!!! Этот чудак на все туже другую букву, ехал, как ни в чем не бывало! Ни волнения за меня, ни беспокойства, он словно не заметил, что я чуть ли не выскочила в окно и не бегу уже впереди машины! Каким-то чудом, приведя объектив в чувство, я стала осторожничать: сделала ремешок от фотоаппарата покороче, одела его на шею и приняла ещё более надежный упор всеми конечностями, как на распрке, в надежде защитить нас двоих на случай …
…который не заставил себя ждать!
Этот удар был по круче предыдущего и опять хором — нас с объективом!!! Сказать вам, сколько на тот момент я испытывала огорчения, выговаривая этому горе-водиле, откуда у него не только руки, ноги, но и глаза с мозгами растут?!!?!? Ещё и на этот раз удалось технику реанимировать! Но глупая я, даже не допускала мысли о знаках на пути, что пора сворачиваться!!! Все, что угодно, но пропустить роскошное освещение я была не готова даже за такие жертвы!!!
6
Когда ш-о-ф-ё-р повторил это фортыль третий раз, я к тому моменту ослабила упор от усталости, а руки снова поднесла с фотоаппаратом к лицу, но уже из осторожности, отключив функцию видоискателя. Вообщем, мы с моей фотокамерой в очередной раз влетели в лобовое стекло и пережили удар нереальной силы!!! Тут бы мое терпение иссякло, так как на этот раз объектив замолчал безнадежно, но то, что от этого неумелого торможения произошло с моей спиной, было в разы хуже всех разбитых объективов мира вместе взятых!!!
Остаток пути фотография спасала меня от диких болей в спине, переключая на красоты и чудесы окружающей природы! Поэтому мне ничего не оставалось, как заменить основной, теперь уже нерабочий объектив, на светосильную фиксу (F1.4/50мм). Это для съемках в горах, ипри таком освещении гор полная катастрофа! А что мне оставалось делать??? Если ещё учесть, что весь арсенал светофильтров по диаметру у меня был только на zoom-объектив (F3.5-6.3/18-200), то я вообще осталась без фотоаппарата в самый первый день своего прибывания в Индии...
После такой бедовой поездочки, мои доктора при всех чудесах ауюрведических процедур невероятно долго не могли вывести мой позвоночник из того штопора, в который его загнал такой дикарь водитель!!!
И так как дух путешественника не дремлет и не позволяет сидеть на месте, то все равно очень хотелось ездить, поэтому, будучи наученной горьким опытом с горе-таксистом, я (точнее моя спина) стала очень разборчивой в видах транспорта и в этот свой приезд в Наггар, я исследовала новые места и посещала старые уже на местных автобусах!!!
Они неожиданно оказались самый раз-то, что доктор прописал для так сильно поврежденного позвоночника: широкие, высокие, большие — в них почти не ощущается тряски на гималайских дорогах!!! И сплошная веселуха и непередаваемый колорит!!!
О Панчакарме в долине Куллу и своих путешествиях в индийских автобусах по горам я расскажу как-нибудь в следующий раз!