Эта моя встреча с Индией произошла аж через 12 лет, казавшимися мне вечностью. В предыдущую нашу с мужем поездку была Южная Индия, а в этот раз я была одна и ехала на север — в Гималаи!!!
Все моё существо ликовало, не смотря на отвратное самочувствие как душевное, так и физическое. Я ехала на такси из аэропорта Дели в долину Богов — Долину Куллу!!! Расстояние не очень больше — не полные 600 км, но из них большую часть по горам. Расчетное время в пути 15 часов. Для сравнения, по Европейским дорогам это расстояние мы с мужем проезжаем в три раза быстрее — за 4–5 часов. Одно слово — Индия, а второе — Гималаи — и этим все сказано!!!
4
Всеми фибрами своей души я впитывала атмосферу так горячо любимой страны, повторная встреча с которой по воле проказницы Судьбы затянулась на эти немыслимо долгие для меня годы!!! Водитель попался замечательный и с пониманием даже иногда очищал стекло, чтобы я могла фотографировать. Не смотря на то, что ехать большую часть суток, я не на секунду не прикрыла глаза, так увлекало меня разворачивающееся действо на индийских дорогах!!!
1
Первое и главное это то, что англичане оставили индусам в наследство не только отличные дороги по югу страны, но и свои особенности — левостороннее движение!
А дальше уже национальные особенности благодатно легли на эту канву цивилизации. К примеру, полное отсутствие светофоров! Да и кому они нужны в стране, когда каждый сам себе светофор???
Движение по Индии это роман в стихах и с напевом!!! То есть, я хотела сказать, это, как внутреннее состояние — роман в стихах и с напевом!!! А, как внешнее действо — это абсолютно хаотичное броуновское движение, которые подчиняется одному ему понятному закону. А, точнее будет сказать, продиктовано пониманием необходимости каждого отдельного участника движения: кому, куда, когда и на чем надо, тот, туда, тогда и на том движется!!!
4
4
5
Именно про такое состояние дел обычно говрят: «все вперемешку: кони, люди!». Адаптируя и перфразируя это крылатое выражение под мое движение на Индийской дороге, это будет выглядеть так: «Все вперемешку: авто-вело-мото-кони-люди и, конечно, фото:!!!
1
2
1
Надо сразу отметить, что на индийских дорогах преобладают пешеходы, в местах приближенных к населенным пунктам около 3–5 км!
Да к тому же, объездные дороги вокруг больших населенных пунктов не предусмотрены и междугородный транспорт вовсю разъезжает по многолюдным улицам городов. Зачастую удивительно видеть, как международный фривэй пролегает прямо через-сквозь толпу народа!!!
1
Следующая особенность — полное отсутствие тротуаров, кроме городов, да и то мегаполисов- многомиллионников. А далее по всей стране это совершенно никому не нужное занятие отгораживать пешеходную часть от проезжей
1
А вот такая непрерывная белая линия - это редкая роскошь БДД, позволительная далеко не на всех участках международного фривэя, к примеру, Дели - Исламабад
1
Поэтому нормально наблюдать, как разновозрастные школьники в разных цветовых гамм формах, отражающих их принадлежность к той или иной школе, идут вдоль дорог. Это естественно для Индии ходить в школу за 3–5 км от дома. Ребята и девчата кооперируются группками по 2–3 человека по месту жительства и идут вдоль оживленных шоссе без страха и упрека!!!
1
Вообще занятие не для слабонервных наблюдать за этим процессом с переднего сидения рядом с водителем, как международный фривэей превращается в базар-вокзал, где «я твое… … понимай» — что самое удивительное и совершенно непостижимое для нас людей другой культуры! Как в этом хаосе вообще возможно двигаться???
1
2
А индусы не просто понимают, а даже предчувствуют движения друг друга, к тому же, у них есть условные обозначения: в самом большом почете — резкий сигнал клаксона (не резкий заглушит чрезвычайно шумная внешняя среда). Все просто — прозвучавший раньше упреждающий звук, обеспечивает его владельцу приоритет движения на дороге.
В горах и на закрытых перекрестках в долинах и городах, еще на подъезде к ним начинается непрерывная серия душераздирающих бибиканий клаксона, чтобы все миры и пространства слышали и знали о вашем приближении и приняли какие-нибудь меры по предоставлению вам свободной дороги!
Я всегда не преставала удивляться индусскому способу езды с помощью жестов — помахивание рукой, которое включало в себя самый широкий спектр от «Дай мне дорогу» до «Проезжай» и все оттенки между этими двумя крайностями!!!
Хотя бывают случаи, когда все эти меры предосторожности не приносят желаемого результата и приводят хоть и к редким, но все-таки авариям! Это, конечно же, слава Богу не чета западным аналогам в подобных ситуациях и по числу пострадавших и по тяжести повреждений у них
1
Такую аварию, вернее то, что в результате неё осталось, я видела по дороге из Нагара в Манали. Всезнающий таксист сказал, что это было 3 часа назад, как это призощло и что жертв нет!!! Чему я несказанно была рада и с огромным облегчением перевела дыхание!!!
Совсем особый разговор индийский общественный транспорт! Назвать его бичевозиком даже язык не повернется, потому, как это понятие звучит для него как неоправданный комплимент!!!
2
Эти груз-такси имеют два яруса и оборудованы металическими поручнями, намертво припаяными к железным бортам машины. Возможно автор этой незамысловатой конструкции и помышлял о том, что второй этаж должен использоваться для багажа… но реалии индийской жизни скорректировали эту задумку, начисто превратив его в пассажирский
2
Кстати сказать, в эти, с позволения назвать людо-грузы еще и фиг залезешь в часы пик! И не редко наблюдаешь в это время сценки, как кучки людей сообща решают кому нужнее сейчас ехать!!! ... и как этому везунчику воткнуться в вожделенный кузов механического средства передвижения
2
Этот способ транспортировки людей используются в Индии, как правило не для междугородных маршрутов, а на так называемых местных линиях, которые по расстоянию, между прочим, могут превышать междугороные
3
3
А вот так выглядят эти же людо-возы, но размерами поменьше, а проходимостью побольше, чтобы возить народ в глубинке и на трудно проходимых дорогах в горах
2
Но даже на эти грузо-такси надо иметь деньги, а большая часть населения в Индии живет настолько бедно, что не может себе позволить такую роскошь, как потратить 1 рупию ежедневно на транспорт. Поэтому индусы влегкую, отмахивают в день по 5–7 км в одну сторону, а то и все 10–15, если не возвращаться в этот же день!
Ну, а коль нужда припрет идти обратно, или сморит неожиданная усталость или сон, то вполне приемлемо для Индии прилечь поспать прямо на разделительной полосе, по совместительству — пешеходном переходе все того же международного фривэя!!!
2
Альтернатива для такого рода грузового транспорта адаптированного под перевозку людей — это автобусы. Они, конечно, будут покомфортнее от вышепредставленных барбухаек-бичевозиков и стоят, хоть чуть-чуть, но подороже!!!
2
С самого начала предусмотрено автобусы обустраивать всевозможными лестницами сзади и на крыше для прыткого народа, преимущественно, мужеского полу, который легко и непринужденно, как обезьянки, вскарабкивается на крыши и, зачастую, целыми колонниями там вооседает
1
Нередки случаи, особенно в часы пик, когда на этих задних лестницах люди — тут уж сугубо мужская прерогатива — висят целыми гроздьями!!! А большинству из них — во внешний части грозди — бывает достаточно ухватиться одной рукой и приобрести какой-нибудь частью тела вторую точку опоры, чтобы быть счастливым и уверенным в достижении желаемого места прибытия. Главное. что этот комфорт ничего не стоит его успешному обладателю
Отдельным абзацем стоит упомятнуть, что если это межугороный автобус, то вы будете знать только приблизительное время его отправления и прибытия. Это связанно со спецификой индийского менталитета. Массы людей, живущие с геном безвременья в крови и сознанием в вечности перевоплощений никуда не спешат!!!
И если, вы, вдруг, озаботитесь вопросом: «когда же мы приедем? или еще хуже: «во сколько?» то сильно рискуете быть абсолютно не понятым!!! В лучшем случае, вы получите недоуменный ответ: «приедем!». И это лишь потому, что индусы услышат знакомые слова, но, при этом, вы говорите для них на языке сОООвершенно неизвестной цивилизации — циилизации Запада!
Потому как понятие «время» пока еще напрочь отсутсвует в индийском сознании. Хотя, имея возможность сравнить эту Индию в 12-ти летней ретроспективе с прошлой, могу со всей ответственностью сказать, что прогресс (или регресс) есть!!! и уже появились первые предпосылки…
В любом случае, общественный транспорт Индии это абсолютная экзотика и ни с чем не сопоставимый драйв!!!
В прошлую нашу 3-х месячную поездку по Южным штатам Индии, мы с Сашей, проехав один раз на специальном автобусе для европейцев, наотрез отказались от этого вида услуг, так как дух Индии в них полностью теряется. И весь остальной срок своего пребывания там, мы перемещались строго автобусами для индусов. Ох и натерпелись мы тогда!!! … но до сих пор это самые красочные наши воспоминания об Индии!!!