Пролог.
Чем первым делом занимается настоящий путешественник на следующий день по прибытии из очередной поездки? Он начинает подготовку к следующему вояжу! Ну, а куда можно планировать поездку после возвращения из «Обители зла». Окунувшись с головой в азиатскую диковинку, остаётся только бредить новыми путешествиями на Восток. Заказав очередную партию путеводителей Lonely Planet, я стал разрабатывать маршруты настолько экзотические, что иногда даже дух захватывало лишь от одной мысли о смелости и нетривиальности собственных планов. Увы, но так называемая «арабская весна» похоронила мои далекоидущие планы, если и не навсегда, то надолго. За неимением других вариантов приходится возвращаться в Европу.
Одним из немногих «белых пятен» на карте наших путешествий оставался БеНиЛюкс. Точнее, «БеНи», поскольку в «Люксе» мы уже бывали. Но здесь присутствовала одна «историческая загвоздка». Я уже три раза планировал посетить этот достойный регион Европы, но каждый раз, по тем или иным причинам, наши планы претерпевали кардинальную ломку, в результате чего мы уезжали или в Португалию, или в Норвегию, или куда-нибудь поближе. Нужно заметить, что, как ни парадоксально, в Бельгию меня тянуло гораздо больше, чем в Голландию. И жизнь показала, что не зря.
Время бежит быстро. К июню месяцу стало понятно, что бюджет поездки вырисовывается достаточно скудный. Если же на чашах весов с одной стороны оказывается «комфорт», а с другой — «длительность поездки», я всегда и безоговорочно выбираю «длительность». Поэтому оставалось только подкорректировать предполагаемый маршрут с учётом схемы расположения кемпингов. Но, как известно, жизнь полна сюрпризов. Вновь сработала «историческая загвоздка». Вышло так, что у дочки Тани, неизменного члена нашего сплочённого экипажа, появилась возможность отправиться на три недели в Германию с целью углубленного изучения немецкого языка по линии «Института Гёте». Завезти её в городок Михельбах (неподалёку от Швебиш-Халля) и забрать оттуда мы собирались сами, естественно, на авто. Ну, а для того, чтобы не сидеть в одном месте в ожидании окончания занятий, нужно было состряпать на скорую руку какой-нибудь кольцевой маршрутик. Что я и сделал за пару дней.
Если кратко ознакомиться с историей и географией моих автопутешествий, то можно узнать, что самой первой поездкой было посещение Швейцарии. Но знакомство с этой альпийской страной получилось практически мимолётным — за шесть дней пребывания удалось посмотреть не так и много. С тех пор минуло 13 лет, а чувство неудовлетворённости всё никак не отступало. Наконец-то пришла пора заместить это чувство каким-нибудь положительным, например, восторгом! Маршрут нарисовался такой: в течение пары недель объехать всю Швейцарию по периметру, посещая те её уголки, в которых я ранее не бывал, при этом не забывая осматривать близлежащие достопримечательности в приграничных районах соседних стран. Далее — рывок сквозь Эльзас, Шампань и Лотарингию в БеНиЛюкс, дабы раз и навсегда избавиться от «исторической загвоздки». Вторая часть маршрута получалась очень насыщенной, и было понятно, что кое-чем наверняка придётся жертвовать, дабы не выбиться из графика. Естественно, что и процесс доставки ребёнка к месту занятий и обратно, предполагал множество познавательных остановок в различных городах и странах.
Итак, тех читателей, кому интересен активный «отдых на колёсах» с посещением большого количества маленьких и не очень городов, крепостей и замков; кто не любит автобаны и не боится заезжать в европейскую глубинку; кто любит горные перевалы и не брезгует другими видами транспорта; кто готов рано встать, чтобы вместе с первыми лучами солнца добраться до затерянных в горах водопадов; кому интересны уникальные музеи; кто не прочь выделить часть семейного бюджета на небольшой шопинг; кто, наплевав на комфорт и переменчивый климат, готов стойко переносить все тяготы и неудобства палаточной жизни; наконец, тех, кто в состоянии в течение месяца питаться только кашами и макаронами, приготовленными на газовой горелке, я приглашаю отправиться в незабываемое путешествие вместе с нами.
Подготовка.
Собственно, а что главное в процессе подготовки? Естественно, составить маршрут поездки. Если есть готовый маршрут, то можно уже на следующее утро трогаться в путь.
Визовая подготовка у нас в этот раз осуществлялась параллельно и вне зависимости от предполагаемого маршрута. Ещё в декабре наши польские друзья, к которым мы заезжали по ходу «Осеннего марафона», предложили сделать для нас приглашения на годовую шенгенскую мультивизу. Но поскольку кое-кто не сразу обратил внимание на тот факт, что два из трёх наших паспортов нуждались в срочной замене, приглашения оказались у нас на руках только в начале июня. Всё бы ничего, но польское консульство ввело электронную запись на подачу документов. А в связи с тем, что визовый ажиотаж в Беларуси наблюдается нешуточный, «поймать» эту очередь на сайте сродни лотерее. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Как обычно, мы всё-таки успели заскочить в последний вагон. Все остальные вопросы подготовки — это скучная рутина. Система уже выработана годами, и сбои здесь в принципе невозможны.
В навигатор Garmin с торрентов были закачаны новейшие карты. Также, с данного сайта была закачана, пожалуй, самая полная база кемпингов Европы. Пригодилась. В этот раз навигатор не вызвал никаких нареканий. Скажу больше. Иногда, при прокладывании им того или иного маршрута, у меня появлялось стойкое убеждение, что он знает и учитывает все мои интересы и пристрастия: совершенно неожиданно для себя мы оказывались в таких живописных местах, о существовании которых даже и не подозревали.
Предполагая, что подавляющее большинство европейских кемпингов охвачено сетями бесплатного Wi-Fi (это оказалось глубоким глубочайшим заблуждением), для сёрфинга в интернете был взят ноутбук. Впрочем, он же являлся хранилищем навигационных карт, отснятого фотоматериала и разнообразной дополнительной туристической информации.
Наличных денег брали немного. Основная масса финансов размещалась на трёх банковских дебетовых картах системы Visa.
Неизменный спутник в таких поездках — это весьма объёмная многокилограммовая сумка с атласами, картами и путеводителями. Что касается последних, то взял я с собой далеко не все из того многотомного разнообразия, которое имеется у меня дома. Упор сделал на Lonely Planet и Dorling Kindersley, которые были разбавлены The National Geographic Traveller и Rough Guides. Это оказалось не совсем разумно. Жизнь в небольшой палатке не даёт возможности тщательно готовить программу каждого следующего дня. А постоянно таскать по 2–3 книжки на себе и заглядывать на ходу в каждую из них ну очень неудобно и даже глупо. Что касается Швейцарии, то, к сожалению, я не взял с собой путеводитель по этой стране из серии «Вокруг света». Увы, но только по приезду я понял, что ошибался. Эта книжка является приятным исключением из в целом невыразительной серии.
Ночёвки в кемпингах предполагают наличие палатки, надувного матраса, спальных мешков, насоса, подушек, раскладного столика-чемодана с табуретками, миниатюрной газовой плитки с баллонами, соответствующей посуды, ну и, пожалуй, фонарика. Всё это «хозяйство» у нас было в наличии с незапамятных времён, неоднократно опробовано как в условиях норвежского севера, так и в условиях иранского зноя. Настораживало лишь малое количество газа в баллончике. Но эту проблему предполагалось устранить где-нибудь в Европе.
В дополнение ко всему вышеперечисленному для создания романтической обстановки мы взяли с собой «аналоговый» фонарь и комплект свечей для него. Электричеством пользоваться не планировали, поскольку вся наша «техника» имеет автомобильные зарядные устройства.
С учётом «аццких» цен на продукты питания в родном отечестве и их весьма посредственного качества, грандиозных закупок мы не совершали. Ограничились лишь фруктами, овощами, бутербродами и копчёной курицей, которая протухла как раз к обеду первого дня поездки.
Помимо ночёвок в кемпингах, предполагалось и несколько «цивилизованных» остановок. Две из них — у наших польских друзей в Жешуве — по дороге туда и обратно. Ещё одна — в Мюнхене, у нашего бывшего соседа. Ну и, дабы минимизировать количество ночёвок в не самых обустроенных кемпингах Восточной Европы, вторую остановку по дороге туда я планировал сделать где-нибудь в юго-западной Польше. Для этого пришлось обратиться к booking.com. Совершенно неожиданно поиск самого бюджетного ночлега на уважаемом сайте привёл меня в чешский городок Есеник. Трёхместный номер в одном из частных пансионов за 30 Евро — очень хороший вариант. После того, как этот номер был забронирован, и была проведена соответствующая корректировка маршрута, подготовительный этап успешно завершился. Паспорта с визами мы получили на руки 25 июля, а выезд был назначен на среду 27-го. В Михельбахе нам нужно было быть в воскресенье к обеду.
День первый. 27.07.2011. Среда.
Первый день поездки всегда получается унылым, однообразным и нервным. Виной тому — граница как предчувствие. Сон традиционно был некрепким и коротким. Но благодаря этому удалось выехать рекордно рано — в 7 часов. Дорога от Минска до пункта пропуска в Домачево скроена по стандартному лекалу: через 100 километров — остановка для окончательной утрамбовки багажа, а перед Брестом — заправка на «Лукойле».
Ровно в полдень прибыли на границу. Очередь небольшая — перед нами около десятка машин, но из-за вялости таможенников в Польше мы оказались лишь спустя полтора часа. Дальнейший маршрут, дабы избежать напряжённого трафика и возможных ремонтов дорог, пролегал через глубинку — Влодава, Хельм, Замосьць, Билгорай, Лежайск и Ланьцут. В каждом из этих городов есть интересные объекты, заслуживающие пристального внимания. К сожалению, граница всегда настолько выхолащивает душу, что эмоции погружаются в спячку до конца дня. Остановились мы лишь однажды — на стоянке у магазина «Lidl» во Влодаве — на короткий перекус. Но копчёная кура, по-видимому, тоже перенервничала, поэтому и сдохла во второй раз за свою недолгую жизнь. Ограничились бутербродами. Поглазели на приходской костёл Святейшего Сердца Иисуса, который, в силу своего юного возраста (освящён в 2006 году), пока ещё не заслужил права на включение в список местных достопримечательностей.