День третий. 29.07.2011. Пятница.
Программа этого дня во многом должна была повторить программу дня предыдущего. С той лишь разницей, что передвигаться мы уже будем не по Польше, а по Чехии. Утро выдалось тёплое, ясное и тихое. Вкупе с умиротворяющим деревенским пейзажем этот факт явно не подталкивал к тому, чтобы поторапливаться с отъездом. Хотелось просто сидеть на балконе и ничего не делать.
Тем не менее, позавтракав польскими припасами, около 10 часов мы тронулись в путь. Вопреки моим правилам, осмотром Есеника пренебрегли – есть повод остановиться здесь ещё раз. Окружающая местность аккуратна и ухожена. В деревнях царит стерильная чистота, что не совсем характерно для славянской страны. Вероятно, несмотря на послевоенное принудительное выселение силезских немцев, их дух и жизненный уклад в этих краях всё же сохранился.
Здесь даже коровы такие же рыжие, упитанные и чистые как в Швейцарии.
В навигаторе была выставлена очень опасная и непредсказуемая опция «кратчайшее расстояние». Естественно, что "Гармин" «воспользовался» этим и "приготовил" нам небольшой сюрприз. На одном из перекрёстков он предложил свернуть с главной трассы и повёл резко в гору. Дорога стала однополосной, поэтому пришлось сосредоточиться на том, чтобы не прозевать "лобовую атаку".
Впрочем, Маша, приученная отслеживать маршрут по атласу, сказала, что так будет недолго. Это небольшое «приключение» позволило нам полюбоваться панорамой раскинувшегося внизу селения Бранна (Branná), где главенствует огромный средневековый костёл Архангела Михаила.
Через некоторое время вновь возвращаемся в «цивилизацию». Здесь каждый занят своим делом: одни путешествуют на велосипедах, другие заготавливают дрова на случай суровой зимы (как в воду глядели).
Довольно неожиданно встретить в этих краях прогулочный трактор-паровозик с вагончиками. Обычно сей «атрибут» присущ многолюдным мегапопулярным туристическим точкам. Может я отстал от жизни?
Неспешная поступательность нашего движения на несколько минут была нарушена в Жамберке (Žamberk). Здесь образовалась небольшая «пробка» из-за того, что на узкой улочке, прямо напротив фасада костёла Св. Вацлава, задевая зеркалами стены домов, с трудом смогли разъехаться две встречные фуры.
Впрочем, даже здесь мы умудряемся не терять времени даром, фотографируя из окна местные достопримечательности. Ну, а что первым делом просится в объектив в центре среднестатистического чешского города? Конечно же, чумная колонна!
Вот так, весело и непринуждённо, в 12.40 вкатили в столицу Восточной Чехии Градец-Кралове (Hradec Králové). Недолго покрутившись между набережной реки Лабы и старым городом, на одной из улиц нашли свободное парковочное место. Опустив в паркомат завалящую монетку, отправились на осмотр города. При входе на главную средневековую Большую площадь некоторое изумление вызывают два фактора. Во-первых, её треугольная форма и огромный размер, что свидетельствует об исторической значимости города. А во-вторых, то, что вся площадь превращена в автостоянку. Впрочем, через некоторое время раздражение улетучивается, поскольку ты понимаешь, что без этого моря машин площадь бы стала дикой, неуютной и холодной.
Здесь находится масса роскошных сооружений. Интересна «судьба» городской ратуши. Здание, в котором она расположена, следуя тенденциям средневековой моды, вместе с перестройкой меняло и своё предназначение: готика/ренессанс – тюрьма/ратуша. Дабы окончательно избавить сооружение от, вероятно, не самых приятных ассоциаций, позднее здание ратуши обрело две часовые башни. До сих пор его фасад украшает государственный герб Чехословакии. А вот у нас в Минске уже третий вариант герба на доме правительства и чувствую, что не последний.
По соседству вознёсся готический кафедральный собор Святого Духа, который больше смахивает на стоящую на стапеле космодрома ракету.
Символом города считается 72-метровая соборная колокольня – Белая башня, которая со временем почернела и посерела. Интересно, что на башенных часах большая стрелка «отвечает» за часы, а маленькая – за минуты.
На мой взгляд, именно в окрестностях собора находится самый уютный городской закуток. Здесь расположились и многочисленные грузные дома с тенистыми аркадами,
и домики с лубочными разноцветными фасадами, которые больше характерны для Австрии.
На Большой площади города красиво везде, но есть здесь несколько примечательных сооружений, которые следует отметить особо. Прежде всего – это роскошный Епископский дворец в стиле барокко. Проектировал его известный чешский архитектор итальянского происхождения Джованни Сантини, который много где в Чехии «натворил делов». Глобализация, однако.
По соседству с дворцом скромно приютился кукольный домик «У Шпулаку». Вероятно, там скоро откроется какой-то музей.
Самое большое здание на площади – это бывшая иезуитская коллегия, которая вместе с церковью Вознесения Девы Марии вполне может сойти за единый архитектурный ансамбль.
Из-за чехарды с выбором путеводителей мы не смогли вовремя обратить внимание на то, что Градец-Кралове известен ещё и обилием модернистской архитектуры начала ХХ века. По этой же причине немного не дошли до расположенной неподалёку Малой площади. Впрочем, один из местных примеров модернизма, расположенное на Большой площади серое 5-этажное здание Галереи современного искусства, мы всё-таки запечатлели.
В одной из лавок купили свежайшей сдобы, что послужило поводом к короткому перекусу. С тем и покинули этот достойный пристального внимания город. Ехали мы недолго. Уже через полчаса – следующая остановка. В городке Хлумец-над-Цидлиной (Chlumec nad Cidlinou) находится необычный барочный замок – Карлова Коруна. Ведут к замку три аллеи. Мы остановились в начале самой длинной из них – каштановой.
Архитектором замка является уже упоминавшийся выше Джованни Сантини. Современники считали его «белой вороной», так как каждый заказ он решал по-своему и чуждался проторённых троп барочных традиций в архитектуре. Карлова Коруна – яркий тому пример. В основе конструкции замка – центральный зал-ротонда, к которому по трём осям пристроены прямоугольные крылья.
В северной части между крыльями архитектор расположил открытую лестницу на первый этаж, спереди отгороженную кирпичным каркасом с тремя входами.
Рядом с замком находится несколько самостоятельных объектов. В том числе и часовня, построенная одновременно с Карловой Коруной.
Все постройки комплекса окружены пейзажным парком.
Нетипичная для того времени планировка здания вызывала недоумение. Многие даже стали считать замок свидетельством глупости его владельца, а им, между прочим, был сам великий канцлер. Возможно поэтому, чтобы раз и навсегда покончить с досужими домыслами, после посещения императором Карлом VI, хозяин замка граф Кински и переименовал его в Карлову Коруну.
Ещё одной «достопримечательностью» этого места оказалась самка павлина, которая умудрилась залезть чуть ли не на вершину огромной сосны. Сидя там, она противно и громко кудахтала, вероятно, возомнив себя глупой курицей.
Ещё 20 минут езды по широкой и незагруженной дороге,
и мы въезжаем в город Подебрады (Poděbrady), а это уже территория Центральной Чехии.
Машину удалось пристроить на бесплатной стоянке где-то рядом с набережной Лабы. Отсюда с моста через реку открывается замечательный вид на замок, плотину и шлюзы.
Главная городская площадь носит имя Йиржи – в честь первого гуситского короля Йиржи Подебрада, который здесь родился. На площади установлен массивный памятник королю.
Впрочем, без чумной колонны дело тоже не обошлось.
Интересно, а реально ли за одну жизнь собрать коллекцию фотографий абсолютно всех чумных колонн Европы?
Ну, а мы спускаемся на набережную Лабы. Здесь народ кормит уток, а мамаши выгуливают своих чад.
Именно с набережной открывается самая впечатляющая панорама на мощный и грозный многоуровневый замок.
Некоторым откровением для меня стало то, что Лаба в своих верховьях настолько широка и мощна, что позволяет строить плотины и судоходные шлюзы.
Обойдя замок по кругу и пройдя через массивные металлические ворота, мы заходим на его территорию.
В дальнем углу первого двора, на том месте, где известный немецкий экстрасенс помещик фон Бюллев с помощью прутика обнаружил источник, теперь бьёт фонтан. Кстати, с лёгкой руки фон Бюллева Подебрады со временем превратился в известный город-курорт.
Символ замка, да и города в целом – это готическая башня, увенчанная изящным барочным куполом. Смешение архитектурных стилей и здесь в порядке вещей.
Подебрады оказался довольно симпатичным, но чрезмерно суетливым городком. Но это, пожалуй, следствие того, что главная транзитная магистраль проходит через его центр.
Следующая наша цель – столица Чехии Прага (Praha). Но я пока ещё не готов к тому, чтобы приехать сюда с познавательными целями. У меня со временем развилось стойкое неприятие к самым популярным и раскрученным туристическим местам. И Прага, к сожалению, в этом списке занимает «почётное» первое место. Наша цель – главный железнодорожный вокзал, где мы должны встретиться с родственником. Он, вовремя узнав о наших планах, изъявил желание прервать в Праге свой полёт в Лондон, чтобы пару деньков пообщаться с нами, перемещаясь по городам и весям Европы. Встретившись в условленном месте, мы немедля отправились дальше. Проезжая город транзитом, совершенно случайно оказались около одной из самых «избитых» достопримечательностей – «танцующего дома». Толкотня в «пробке» поспособствовала тому, что мы смогли запечатлеть его со всех ракурсов. Больше всех была довольна Таня – сфотографировать этот дом было её мечтой.
За непрекращающимися разговорами дальнейший отрезок пути полностью выпал из моей памяти. Помню лишь, что проезжали мы в окрестностях Карловых Вар. «Очнулись» только в 19.30 в городке Локет (Loket). Сюда мы приехали, чтобы посмотреть на один из самых знаменитых и живописных чешских замков Hrad Loket.
Замок и старый город находятся на полуострове, образованном излучиной реки Огрже. Но попасть в исторический центр на автомобиле можно только по мосту, для чего нужно проехать по окружной дороге, проходящей по изумительно красивому лесу. Узкая и длинная рыночная площадь Локета обрамлена многочисленными нарядными готическими зданиями. Во многих из них размещены магазины, гостиницы, рестораны и винарни.
В центре площади – огромный чумной столб. Я уже сбился со счёта, который за сегодняшний день.
Среди всей этой готической основательности весьма импозантно выглядит здание барочной ратуши.
Город как будто вымер. По безлюдным улицам мы решили подняться к замку.
Оказалось, что весь народ сосредоточился в барах и ресторанах.
Вход в замок уже закрыт.
Сверху можно в деталях рассмотреть внутренние дворики, палисадники, балконы и причудливо изгибающиеся крыши домов.
Спускаемся вниз, и здесь возникает идея, вопреки планам, остановиться на ночлег в Локете. «Букинг» подсказал два места. С первым – обманул. Поэтому, предварительно созвонившись с хозяином, мы отправились заселяться в пансион «Ve Skále», в котором, кроме нас, других постояльцев не оказалось.
В нашем распоряжении оказался шикарный двухкомнатный номер с балконами с видом на замок.
Теперь оставалось только добраться до ресторана и устроить «праздник живота». Пешком возвращаемся в старый город.
И по наводке LP оказываемся в ресторане «U Šejk», вероятно, не самом дешёвом, но было очень вкусно!
Итог дня: 380 км за 6 часов 40 минут без учёта остановок.
День четвёртый.30.07.2011. Суббота.
Планы на этот день были грандиозными, но «правда жизни» диктует свои условия. Во-первых, мы отстали от графика. Во-вторых, нам нужно было обязательно приодеть Таню, причём именно сегодня, поскольку завтра все магазины закрыты. В-третьих, с утра зарядил нудный холодный дождь. В Локете мы заночевали только лишь ради посещения замка. Поэтому, несмотря на мерзкую погоду, позавтракав остатками своих припасов, мы в него и отправились.Я думал, что кроме нас, там никого не будет – ошибался. Финт с покупкой «family ticket» на всех не прошёл, пришлось докупить ещё один билет для взрослого.
Град Локет – один из древнейших чешских замков. Он считался одним из самых прочно защищённых в Европе. Несмотря на многочисленные перестройки, замок сохранил свой первоначальный романский стиль. По внешнему виду он представляет собой высокую средневековую крепость, окруженную защитной стеной. У подножья течет река Огрже, которая была еще одним препятствием на пути к стенам замка. Узкие проходы с нависающими над головами деревянными галереями, приземистые арки, крошечный внутренний двор – всё это здорово оттеняет мрачную атмосферу средневековья. Да и погода добавляет «красок».
Усугубляет картину «выставка» надгробных плит с бывшего кладбища.
Ну, а те, у кого нервы покрепче могут спуститься в подвальные помещения – бывшую тюрьму, где находится впечатляющая экспозиция камер пыток. Для наглядности используются восковые фигуры и соответствующий теме звуковой ряд.
Впрочем, не всё в замке настолько мрачно. Есть здесь и музей оружия, и экспозиция местного фарфора, да и отдельные помещения частенько используются для церемоний бракосочетания , всевозможных балов и других мероприятий.
Можно нужно подняться и на 26-метровую башню.
Оттуда открываются восхитительные виды на окрестности Локета и сам город. Создаётся ощущение, что ты попал в страну гномов.
Изрядно подмокнув, наша компания чуть ли не бегом отправилась к машине, где нас ждали тепло, уют и надёжная крыша над головой В 10.50 тронулись в дальнейший путь.
Не прошло и часа, и мы уже медленно пробираемся по улочкам старинного города Хеб (Cheb). Погода не располагает к столь скорой очередной вылазке, поэтому ограничиваемся лишь парой фотографий с набережной реки Огрже. Отсюда сквозь буйную зелень просматриваются шпили костёла Святого Николая.
А вот некогда могущественный прибрежный имперский замок – Хебский град, от которого мало что сохранилось, весьма активно восстанавливается. Снова обращаю внимание на шлюзы – речное судоходство в Чехии очень хорошо развито.
Не откладывая вопрос в долгий ящик, решаю тут же и заправиться. Ну, а пассажиры дружненько бегут в местный «Tesco» тратить оставшиеся кроны. Через час, а выйти из гипермаркета быстрее никогда не получается, помимо разных нужных и не очень продуктов, пол машины усеян бутылками с пивом. Здесь я обнаруживаю, что у меня осталась ещё сотня крон мелочью – приходится снова бежать в магазин. Поступило предложение вложить их в баночное пиво. Ну как же сложно в Чехии покупать пенный напиток! Грузишь в корзину банку за банкой, а баланс на «счету» всё равно остаётся положительным… Наконец, поехали. Через 15 минут мы уже на территории Германии.
Дождь не прекращается ни на минуту. Временами кажется, что вот-вот пойдёт снег. Но пассажиры чувствуют себя превосходно – у них под ногами и в руках банки и бутылки с пивом, а языки уже заплетаются от непрекращающихся разговоров. Мне сложнее…
Впрочем, пришла пора немного развеяться. Для этого у меня был заготовлен обязательный пункт программы – городок Нойенмаркт ( Neuenmarkt). Здесь находится Немецкий музей паровозов. Я очень люблю поезда. И чем старше поезда, тем больше я их люблю. Поэтому паровозы я просто обожаю. Проехать мимо этого музея – значит лишиться сна надолго. Навигатор без труда привёл нас в нужную точку. Мои заинтригованные спутники едва поспевают идти за мной по пятам. Сюрприз удался. Все были в восторге. Германия, наряду с Россией, Британией и Америкой, является великой железнодорожной державой. Она одна из немногих стран, где паровозостроение достигло высшей точки расцвета.
Музей неспроста находится в этом баварском городке. Во-первых, Бавария – это родина немецкого паровозостроения. Ну, а, во-вторых, бомбардировки, видимо, не затронули эту территорию, и здесь многое удалось сохранить в неизменном виде с начала железнодорожной эпохи.
Локомотивное депо Нойенмаркта было построено в 1895 году. Здесь представлено несколько моделей пассажирских и грузовых паровозов. Из «пассажиров» можно выделить модель класса 38. Помимо того, что это самая старая из представленных моделей (год начала производства – 1906, а выставленный экземпляр - 1914), это ещё и один из самых массовых паровозов. Всего их было выпущено почти 4000 штук.
Выделяется своими обтекаемыми формами и модель класса 10. Это уже самый молодой (1956) и самый редкий экспонат: выпущено всего 2 штуки. К слову, это и самый мощный из музейных локомотивов – 2500 л.с.
Стоит отметить и паровозы класса 01. Это одна из самых удачных моделей. Они начали выпускаться в 1925 году, постоянно модернизировались и успешно эксплуатировались вплоть до заката эры паровозов – середины 70-х годов прошлого века. Ресурс этих «монстров» достигал четырёх с половиной миллионов километров. Использовались они в основном на экспресс-линиях, поэтому выпускались сериями в несколько сот экземпляров. Максимальная скорость достигала 140 км/час. Впрочем, эта скорость далека от мировых рекордов.
Для того, чтобы оценить мощь и габариты этих исполинов, достаточно подойти вплотную к движущим колёсам. Окажется, что их диаметр составляет без малого два метра.
Из «трудяг», которые работали на местных линиях, можно выделить локомотив класса 64 - один из самых элегантных танковых паровозов.
В музее можно заглянуть и внутрь парового котла, который пронизан лесом из жаровых труб.
Устройство кабины «пилота» озадачивает большим количеством измерительных приборов и различных вентилей.
А вот выставленный на всеобщее обозрение блок цилиндров удивляет не столько гигантскими габаритами, сколько замысловатостью конструкции.
К самым ценным экземплярам музейной коллекции, пожалуй, можно отнести три локомотива. Во-первых, узкоколейный паровоз класса 99 1909 года выпуска. Этот класс начал выпускаться в 1892 году, а продолжалось их производство до 1964 года. Этот малыш развивал мощность до 330 л.с., а скорость – до 30 км/час.
Далее, локомотив класса 89 постройки 1914 года. Сколько их было выпущено – неизвестно, но 16 последних экземпляров в своё время достались ГДР.
Ну, и самый забавный по внешнему виду паровоз класса 98. Выпущено их было всего 9 экземпляров. Годы постройки 1908-1909. Этот, на первый взгляд, нелепый локомотив, весьма резво таскал пассажирские и грузовые составы на локальных железных дорогах Баварии, развивая скорость до 50 км/час.
Очень интересно рассматривать заводские шильды, изучая по ним географию Германии: Кассель, Ганновер, Мюнхен, неведомый Юнгенталь, Берлин, Эссен
Здесь же, в пристройке к депо, есть и несколько железнодорожных макетов.
Но рассмотреть их в деталях мы не успели, поскольку нас ждала поездка по узкоколейке.
Паровоз уже давно стоял под парами.
Впрочем, вопреки ожиданиям, прогулка не затянулась. Состав, трижды обогнув территорию музея, вновь замер у перрона.
А вот на туристическом поезде, во главе с красавцем - тендерным паровозом класса 50, проехаться не получилось. Приехали мы поздно, да и курсирует состав крайне редко. Не все мечты сбываются.
Завершаем знакомство с музейной экспозицией беглым осмотром техники, выставленной на открытой площадке. Здесь тоже есть интересные экспонаты. Это и снегоочиститель, выпущенный в 1960 году.
И промышленный паровоз 1953 года, и, стоящий за ним, редкий экземпляр бестопочного паровоза 1910 года выпуска.
А на закуску – паровой железнодорожный кран.
В музее было очень круто! Понравилось абсолютно всем. Мы посмотрели почти всё. Мешал только дождь. Ну, а время торопило нас в магазины. Для этой цели я ещё дома определил стандартный немецкий шопинг-молл в окрестностях города Бамберг (Bamberg). Почему именно этот? Да потому, что он был у нас на пути. Прибыли туда в 16 часов, а вот уехали только в восемь вечера. Всё-таки, заочно одевать детей гораздо проще.
Стоит ли говорить, что на этом программа дня была исчерпана. Оставалось лишь определиться с ночлегом. "Букинг" нам в помощь! Едем в Вюрцбург (Würzburg)в гостиницу «Post Hotel». Хороший чистенький отель с бесплатным паркингом и вай-фай в трёх километрах от центра города.
Заселившись, отправляемся на поиски точки общепита. Изучение ближайших окрестностей результатов не дало. Поэтому решаем ехать в центр на трамвае. Как покупать билеты в терминале на остановке разобрались быстро. Но процедура эта медленная, а вагоновожатый ждать не собирается – у него расписание, вследствие чего кое-кто поехал «зайцем». Слава богу, пронесло. Продолжаем поиск в центре. Увы, но кроме «МакДональдса», ничего не нашли. Пришлось составить компанию местной турецкой диаспоре. Гулять вечером по городу интересно. Подсветка очень скудная, но это только добавляет загадочности.
Основная масса народа тусуется в районе моста через Майн. Здесь можно выпить вина или глинтвейна. Вечер прохладный, а мы одеты явно не по погоде, поэтому вынуждены возвращаться. Но это оказалось непросто. Стоим у перекрёстка на остановке трамвая и пытаемся поймать такси. Трамваи ходят раз в полчаса, а такси – раз в полминуты, но они все заняты. Один из таксистов пообещал вызвать коллегу. Коллеги нет, но и очередной трамвай мы из-за этого пропустили. Короче, добрались до гостиницы мы всё-таки на такси, но впечатления от ночного Вюрцбурга остались неоднозначные. Разбрелись по своим номерам, легли спать, и только бедная Маша ещё полночи пришивала бирки на Танины обновки.
Итог дня: 290 км за 4 часов 15 минут без учёта остановок. Автобаны заметно увеличили скорость передвижения.