Пролог. Анализируя свой более чем 10-летний опыт автопутешествий, я постепенно пришёл к закономерному итогу: в Европе мне становится тесно и уже немного скучно и однообразно. Своеобразной чертой послужила реализация поездки «Осенний марафон по городам мечты». Многое из того, о чём мечталось — исполнилось. Остальное — довольно близко и сравнительно легко осуществимо. Всё больше хотелось чего-то самобытного, экзотичного и, разумеется, до определённой степени, экстремального. Прошлогодняя поездка (2009) в Болгарию, с заездом в Стамбул, отвечала этим задачам, но далеко не в полной мере. Надо заметить, что подобные мысли начали меня посещать эдак года три тому назад и, готовясь к их практической реализации, я начал постепенно приобретать соответствующие путеводители и немного почитывать отчёты туристов, уже успевших «окунуться» в экзотику. Направлений для путешествий за пределы Европы рассматривалось несколько, но самым желанным и, вместе с тем, самым труднореализуемым виделся маршрут в Иран. И причин тому несколько. Во-первых, чуждые культура и менталитет предполагали большие сложности в плане осуществления первых шагов по территории страны: язык, питание, проживание, ориентирование, бензин, дресс-код и т. д. Во-вторых, утомительность и дороговизна транзита, прежде всего через территорию Турции, с её огромными расстояниями и запредельной стоимостью бензина. Вариант поездки через территорию России, по понятным причинам, не рассматривался. В-третьих, визовые вопросы, в том числе и через транзитные страны. Ну, и четвёртая, самая главная, причина: необходимость в т.н. «Carnet de Passage», въезд без которого на территорию Ирана невозможен. Те буквально единичные отчёты, которые я нашёл в сети, не содержали никакой информации о том, каким образом путешественникам удалось справиться с этой проблемой. У нас в Минске «Carnet de Passage» никто не оформляет, да если бы и оформляли, то внести залог в размере стоимости авто у меня на данный момент всё равно нет возможности. Так что мечты-мечтами, а весной я начал готовить детальный маршрут по ещё пока не освоенным северным территориям Норвегии… Но в мае произошло несколько событий, которые в корне изменили все наши планы. В Минске проходила какая-то очередная книжная выставка, а на ней был и стенд Ирана. Разговорившись с одним из сотрудников посольства, который работал на выставке в качестве переводчика, я сказал, что давно хочу посетить их страну, но меня смущает «визовый вопрос». На что он мне ответил: «Для беларусов нет никаких проблем в получении визы». Следующее событие — это ужесточение санкций по отношению к Ирану. Стало понятно, что рано или поздно всё это может привести к военному конфликту, после которого о посещении Ирана можно будет надолго забыть. Ну, и наконец на одном из ресурсов в сети я наткнулся на рассказ литовца о поездке на авто по северо-западному Ирану, в котором он детально описывает процесс оформления транзитного «Carnet de Passage» непосредственно на границе с помощью англоязычного местного помощника-посредника. Контактные данные этого помощника размещены и в путеводителе «Lonely planet» (LP), но в отчёте литовца указаны и затраты на оформление «Карнета», что могло послужить хорошей отправной точкой при переговорах с Хоссейном, именно так зовут нашего «героя».
Подготовка. Итак, нас по-прежнему трое: я — главный вдохновитель, организатор и «реализатор» всех поездок и мои помощницы — Маша и уже, без малого, 12-летняя дочка Таня. С этого момента начался процесс подготовки к нашей сверхсекретной «авантюре». У каждого были свои задачи. Я занимался «утряской» всех формальностей, подготовкой авто, разработкой маршрута и поиском денежных средств. Задачей Тани было никому не проговориться о наших планах, т. к. намерение поехать в Иран вряд ли у кого-то из родственников и друзей вызвало бы понимание. Поэтому официальная версия — Турция. Маша же озадачивалась по мере необходимости. Первым делом я её как блондинку, предварительно проинструктировав, «заслал» в иранское посольство. Результат превзошёл все ожидания! Консул рассказал Маше о своей замечательной родине, о нравах, которые не так суровы, как многим представляется, о гостеприимности соотечественников и их достаточно высоком материальном достатке, о текущих курсах валют и стоимости бензина, предупредил (весьма кстати) о начинающемся в августе рамазане. В конце разговора выдал три анкеты, что, по его словам, уже являлось гарантией получения визы, сообщил реквизиты банка для оплаты консульского сбора. 12 Евро со взрослого, ребёнок — бесплатно!!! Вместе с анкетами попросил принести справки о зарплате, что нам не очень понравилось. Говорил ещё о том, что желательно приглашение, но было понятно, что это совсем не обязательно. Вопрос с визами был почти решён. Теперь предстояло заняться самым сложным — «Карнетом». Я написал на «мыло» Хоссейну, проинформировал его о предполагаемых сроках въезда-выезда и о том, что хочу прибыть в Иран с территории Турции и туда же убыть. Иранец ответил быстро, запросил дополнительные сведения об авто: марка, модель, год выпуска, объём двигателя, число цилиндров, вид топлива. Через день-другой озвучил вердикт — 700 Евро:(Эта сумма меня совершенно не устраивала. Казалось, что все наши планы рушатся. Но я решил изменить исходные данные: въезжаем из Турции, выезжаем в Азербайджан, т.е едем через Иран транзитом в течении 20 дней:) И ещё дополнительно «полечил» его по поводу того, что такое Беларусь, каково материальное положение её граждан, чтобы он несколько умерил свои запросы, а то привык работать с Евросоюзом:) Новый вердикт Хоссейна оказался очень даже приемлемым — 350 Евро. Но я настроил себя (как оказалось позднее — не зря) на то, что на месте будут возможны «сюрпризы». Например, литовцам этот помощник, можно сказать, навязал свои услуги гида в течение 5 дней за отдельную плату. Кстати, благодаря тому, что на границе нас будет встречать местный житель, «проблема первых шагов» в чуждой стране автоматически отпадала. В ходе переписки с Хоссейном прояснился и волнующий вопрос с заправкой топливом. В Иране существует несколько цен на бензин. Некий месячный минимум стоит 0.1 $. Всё, что выше этой квоты, на момент нашей поездки стоило 0.4 $ за литр. А по информации LP и разных интернетсайтов, иностранец в Иране должен прибрести специальную карту-чип для оплаты за бензин (даже даются GPS-координаты ближайшего к турецкой границе места, где её можно купить). В итоге, для обладателя такой карты стоимость бензина составила бы порядка 0.6 $ за литр. Но на сегодняшний день ситуация стала более либеральной, и иностранцы могут без карточки на любой заправке приобрести бензин за те же 0.4 $!!! По ощущениям, по качеству этот бензин сопоставим с нашим 92-м. Машина его воспринимала совершенно спокойно, хотя первое время мне и казалась, что тяга несколько падала. Но, скорее всего, это всё же мнительность. К слову, цены на дизельное топливо в Иране вызывают приступ истеричного смеха: 0.0165$!!! за литр:) Но за ним повсюду многочасовые очереди. Следующий этап подготовки — транзитные визы. Здесь тоже были определённые сложности. Самый простой путь — это запросить болгарскую транзитную визу (как известно, наличие болгарской визы даёт право на румынский безвизовый транзит). Но для этого нужно иметь в паспорте турецкую визу. А турецкая виза через посольство стоит целых 90 $! (в отличие от 20 $ непосредственно на границе). Поэтому пришлось пойти на маленькую хитрость. У нас был прошлогодний положительный опыт получения болгарской 2-кратной визы. Этим опытом я решил воспользоваться и на этот раз. Болгарское посольство в Минске сверхлиберальное. К традиционным анкетам, копии техпаспорта, медицинской страховке и фото прилагаешь бронь от booking.com в Болгарии и на пару дней в Стамбуле, кладёшь в карман «показные» деньги и вперёд, в консульский отдел. Через неделю в наших паспортах уже «красовались» 2-кратные 30-дневные болгарские визы с 3-месячным коридором. Всё, путь на Восток открыт! Осталось только раздобыть ключ от «входной двери». За этим мы и отправились в иранское посольство. Консул встретил нас очень доброжелательно, рассадил по диванам, извинился за то, что переводчик очень занят и предложил пообщаться на английском. Ни анкеты, ни, тем более, справки с работы его не интересовали. Главный вопрос, как мы собираемся решать проблему с ввозом автомобиля. Я рассказал ему о нашем помощнике. Он попросил меня дать телефон Хоссейна. И тут же при нас позвонил ему в Иран. Итог разговора: на следующий день можно приходить за паспортами с визами! Визы мы получили, как и болгарские, на 30 дней с 3-месячным коридором. До предполагаемой даты старта — 16 июля — оставалось ещё 2 недели. Но различные нерешённые проблемы заставили сместить эту дату ещё на одну неделю — 23 июля. О чём я проинформировал Хоссейна. Мы договорились, что он будет ждать нас на границе утром 28 июля. Отослал ему фото нашего авто. Хоссейн попросил привезти ему 3 бутылки хорошей водки (?!) при этом заверил, что заберёт их непосредственно на таможне. Естественно, наврал:) В Иране мы планировали пробыть до 20 дней, т. к. нужно было не опоздать в школу. Но смещение даты старта обнажало одну потенциальную проблему: 5 последних дней пребывания в Иране накладывались на рамазан. Хоссейн заверял, что никаких сложностей не будет. Но я всё же озадачил Машу поиском ответа на этот вопрос в интернете, а заодно пусть почитает о том, чем там питаться и что интересное можно купить для себя. Танина задача по-прежнему была «держать язык за зубами», с чем она не без труда справилась:) Я же занялся разработкой иранской и транзитной частей маршрута. Иран, между прочим, по площади приблизительно равен Франции, Испании, Германии и Италии вместе взятым! И, учитывая гигантские масштабы страны и отсутствие более-менее подробных карт, планировать передвижение по стране очень даже непросто. Качество дорог, интенсивность движения, рельеф — всё это было «тайной за семью печатями». Поэтому маршрут получился очень «сырым» и весьма условным. Я планировал охватить весь западный Иран, центр и часть юго-запада. Решено было, при необходимости, корректировать график передвижений непосредственно на месте, что, собственно, и произошло. Никаких мест для ночёвки заранее не бронировали. Более того, психологически я уже был готов к тому, что, учитывая необыкновенную гостеприимность местных жителей, появится возможность ночевать в семьях. Маршрут «туда» предполагал очень жёсткий график перемещения: за пять дней необходимо было проехать около 3500 километров, преодолев при этом границы 5 отнюдь не шенгенских государств. Естественно, что наши планы не предусматривали «тупого» и безоглядного движения только вперёд. Нужно было попутно успеть, хотя бы вскользь, ознакомиться с наиболее интересными достопримечательностями. И прежде всего на территории восточной Турции. Когда ещё судьба занесёт в эти далёкие края? Поэтому первый этап виделся таким: Черновцы (Украина), Эдирне или даже побережье Мраморного моря, Амасья, Эрзурум, Догубаязит (Турция). Забегая вперёд, скажу, что уже со второго дня график движения был безнадёжно нарушен, и восстановить его удалось ценой большого напряжения только к исходу пятого дня:(Маршрут «обратно» предполагалось проходить в щадящем темпе, а посему на него отводилось целых девять дней, но, правда, и расстояние предстояло преодолеть порядка 5000 километров: Баку (Азербайджан), Тбилиси, Батуми (Грузия), побережье Чёрного моря, Сафранболу, Стамбул (Турция), центр Болгарии, Яссы (Румыния) или Черновцы (Украина). Подготовка машины (Chrysler Pacifica 2006 года) свелась к замене рулевых тяг, тормозных колодок и приобретению моторного масла и масляного фильтра, которые планировалось заменить где-то в середине пути. Ситуация с этим маслом меня напрягала почти всю дорогу, но об этом ниже. Пару слов о страховках. Медицинские были оформлены на 32 дня. В том числе в них были вписаны Азербайджан, Грузия и Иран. Но в том, что «работают» они в этих странах, мне так никто гарантии и не дал. Всё на уровне домыслов и предположений:(Наш «вояж» растянулся на 36 дней. Поэтому четыре последних дня в медицинском плане мы были никак не подстрахованы, что, конечно же, является в какой-то степени безрассудством. Но для меня это являлось непреднамеренным исключением из правил. Страховки на троих нам обошлись в 38 $. «Зелёная карта» не распространяет своего действия на Азербайджан и Грузию. Но Иран, как ни странно, является участником этой системы. На практике оказалось, что это тоже весьма условно (об этом позднее). Обычно я, приобретая «Зелёную карту» на тот или иной срок — 15 дней или месяц — как бы принудительно ограничиваю себя от соблазна затянуть поездку. Лишний день — лишние затраты:(Но, поскольку в этот раз наши планы были весьма условными, решено было «подстраховаться» :) Поэтому «Зелёная карта» была оформлена на полтора месяца (80 Евро). Впоследствии оказалось, что это было не совсем грамотное решение. Но кто же тогда знал про иранскую специфику? Два последних дня перед отъездом Маша металась по магазинам в поисках а-ля «халата». Иранский женский дресс-код, помимо брюк и платка, требует именно такого элемента одежды, дабы скрыть от мужских вожделенных взглядов самые привлекательные из женских форм. Так как было лето, то вариант с плащом нас не устраивал, поэтому и такая суета. Мы уже готовы были взять с собой обычный белый медицинский халатик:), но в последний момент Маша узрела в фирменном магазине изделие из «знаменитого» белорусского льна. Ну, и что из того, что он с коротким рукавом? Немного фантазии, плюс рукава от списанной в утиль моей зимней майки, и уже никакой «страж исламской революции» не придерётся:) Хочется особо отметить, что сие «высококачественное» изделие уже после недели интенсивной носки местами так то ли вылиняло, то ли облезло, что с трудом можно было догадаться, какого цвета оно было изначально:(В Танином гардеробе подходящая под «законы шариата» одежда нашлась, но мы в тайне, и не без оснований, надеялись, что ребёнку будет позволен «фривольный» внешний вид. Что же касается меня, то в чемодан было уложено максимальное количество брюк при минимуме шорт и почти такое же соотношение рубашек с длинным и коротким рукавом, что оказалось не совсем правильно. Помимо чемодана с вещами, в нашем багаже оказались небольшая сумка с обувью (востребованная лишь на одну треть), сумка с небольшим запасом продуктов, сумка с туалетными принадлежностями. Остальное место занимали спальники, палатка, надувные матрасы, кемпинговые принадлежности и постельное бельё. Кемпинговая инфраструктура в восточных странах развита слабовато, но даже, если появляется возможность всего пару-тройку раз заночевать в палатке, это позволяет неплохо сэкономить. Отдельно стоит упомянуть о многокилограммовой сумке с картами, атласами и путеводителями. Автотуризм позволяет брать такого рода литературу в неограниченном количестве, чем я с удовольствием и пользуюсь. У меня были в наличии атласы Румынии и Болгарии, отличные карты Украины, Турции и Азербайджана, а вот Грузия и Иран являлись «чёрными дырами». Кратко о путеводителях: LP — Болгария, Закавказье, Иран; RoughGuides — Румыния, Турция; Bradt(русск.) — Грузия; Дорлинг — Болгария, Турция; Полиглот — Западная Азия. Дома есть и другие (я, можно сказать, коллекционирую путеводители), но главная цель поездки — Иран, поэтому по транзитным странам ограничился неким минимумом. Так же с этого сайта были распечатаны всевозможные материалы по предполагаемым к посещению провинциям Ирана. Это, на мой взгляд, лучший познавательный ресурс по Ирану в рунете. В эту поездку мы впервые отправились с навигатором (GARMIN). Ну, что сказать? «Доверяй, но проверяй» или «Семь раз отмерь — один отрежь»:) — кому что нравится? Не подстрахуешься с помощью карты — тут же норовит завести тебя в какие-нибудь «Курмыши». Навигатор был забит «под завязку» скачанными с торрентов картами всех стран, даже Иран нашёлся, но там скорее обозначены не дороги, а направления:(Хотя в паре городов даже «прорисовывал» некоторые основные улицы. И на том спасибо! Так же были закачаны такие POI, как кемпинги, сетевые магазины, разного рода радары и полицейские засады. Толку от этих «засад» практически никакого. Только зря нервируют, особенно в Румынии, где они обозначены практически в каждой деревне. Думаю, что большинство из этих POI актуально лишь для западной Европы. Взяли с собой и ноутбук, прежде всего для хранения отснятого материала, карт для GARMINa и прочей информации. «Слоняться» по вечерам в интернете во время поездок как-то не тянет. Этого «удовольствия» и дома более чем в избытке:) Все денежные средства были разделены на две приблизительно равные части. Одна осталась в виде наличных, а вторая пополнила карточные счета. Мировые платёжные системы «не дружат» с Ираном, поэтому там «рулит» исключительно кэш. На случай форс-мажора денег пришлось взять с собой значительно больше, чем обычно. Прежде, чем отправиться в путь, немного поговорим о погоде. Наверное, кто-то может подумать, что только идиоты могут поехать в Иран в разгар лета. Ну, во-первых, в другое время поехать у нас не получается — «мы» ещё пока школьники. Во-вторых, у нас уже был успешный опыт путешествия с неработающим кондиционером, когда дневная температура воздуха в течение двух недель не опускалась ниже 38–40 градусов (Румыния 2007 год). В-третьих, каким было лето 2010 года в средней полосе? А в Иране влажность при сопоставимых температурах на порядок ниже. К слову, максимальная температура наружного воздуха, зафиксированная термометром нашего автомобиля за время поездки, составила 42 градуса, и было это в… Турции, по дороге «туда». Зато сколько плюсов: минимальное, естественно по иранским меркам, количество туристов, торг везде уместен, изобилие свежих фруктов и овощей:) В заключение вступительной части своего повествования хочу заметить, что я до конца не был на все сто процентов уверен в том, что нам удастся «проникнуть» на территорию Ирана. Поэтому и этот фактор заставлял меня держать в тайне от всех главную цель нашей поездки. Впрочем, вероятная невозможность въезда в Иран не застала бы нас врасплох. На этот случай у меня имелись запасные варианты «автотрипа»: «глубокое погружение» в Закавказье или подробное знакомство с Турцией. Итак, подготовительный этап завершён. Завтра начинается первый этап нашего грандиозного «Секретного визита в «Обитель зла».