«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной… Он ощущает себя как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом» Альберт Эйнштейн
«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной… Он ощущает себя как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом» Альберт Эйнштейн
Про Сапу я уже опубликовал два материала. В первом поделился общими впечатлениями и рассказал о посещении колоритной деревни Кат-Кат Северный Вьетнам ч.3 — Сапа. Первое знакомство
Во второй заметке из Сапы поведал о главной географической достопримечательности всего региона Северный Вьетнам ч.4 — на вершине Индокитая
Сегодня хочу рассказать о ещё более важной достопримечательности Сапы из-за которой сюда приезжают туристы со всего мира. Это люди, живущие в городе и окрестных деревнях. Все они относятся к различным этнографическим группам.
С первых минут как отправился гулять по городу я начал выискивать глазами этих людей, отличавшихся по одежде от остальных жителей Сапы.
В основном это были женщины и дети. Взрослых мужчин в самой Сапе я практически не встречал.
Девушки приезжают в город на мопедах и мотоциклах. Дети всегда при них.
Как правило младенцев носят на спине и делают это не только бабушки и мамы, но и сёстры с братьями.
Все эти представители этнических групп гуляют по городу и предлагают иностранным и локальным туристам сувенирную продукцию.
По большей части это ручная вышивка: коврики, полотенца, сумки и одежда.
Часть людей предпочитают пассивные продажи. Выкладывают товар и ждут, когда к ним подойдут поторговаться.
Есть ещё третья группа, которая предлагает туристам экскурсии. Вот, например эта женщина уговаривала меня отправится с ней в одну из деревень, чтобы посмотреть по дороге на рисовые террасы и сельский быт.
Если бы у меня был лишний день, то обязательно воспользовался её предложением. Кстати, пешие маршруты в деревни очень живописные. Рисовые террасы, пасущиеся буйволы, зелёные холмы. Это я снимал в деревне Кат-Кат.
Можно даже остаться в деревне на ночь, поужинать с местными жителями, вместе позавтракать, короче по максимуму проникнуться в деревенский колорит.
Я успел лишь посетить одну ближайшую деревню. Немного не то, что я ожидал увидеть, но зато в Сапе было два других этнографических везения.
Первое это небольшой этно фестиваль на который я попал во время посещения горы Фансипан.
Здесь были все самые популярные этнические группы северного Вьетнама. Всего же их в этом регионе шестнадцать. Каждая имеет свою собственную древнюю культуру, язык, традиции и обычаи. Ниже информация про три самые известные группы.
Хмонги — самая многочисленная группа, составляет более 50% населения Сапы. Корни народности — китайские, что отражается на внешности.
Узнать хмонгов легко по характерно чёрным или тёмно-синим одеждам из грубого сукна, красным круглым отметинам на лбу и уложенным в кокон волосам у женщин с множеством заколок.
Эталоном красоты считаются крупные серьги в ушах, их носят по 5–6 пар. А из-за близости китайской границы хмонги переняли китайские черты внешности. Это очень общительный и приветливый народ, они верят в духов и могут рассказать множество интересных легенд о них.
Следующая популярная группа — Дао (или Зао). Эту народность, корни которой также уходят в Китай, легко узнать по красным головным уборам, которые носят местные женщины.
Интересно то, что замужних женщин дао можно вычислить по частичному отсутствию волос — они бреют брови, виски и часть лба. Дао составляют около 25% населения Сапы, поэтому встречаются они реже, чем хмонги, к тому же деревни Дао меньше и удаленнее, поэтому их сложнее найти.
В прошлом мужчины Дао часто носили длинные волосы, завязанные в пучок на затылке, завязанные в платки с топорами или собиравшие волосы в пучок на макушке, но сегодня большинство стригутся коротко.
В дополнение к традиционному стилю рубашек мужчины Дао также носят блузки, как вьетнамские фермеры, и в прошлом они также использовали некоторые украшения, такие как женские кольца, браслеты, ожерелья.
Одежда обычно представляет собой короткую или длинную одежду цвета индиго. Женские костюмы более разнообразны и сохраняют многие традиционные орнаменты.
Ещё одна народность — Тай и Гиай. Суммарно народы Тай и Гиай составляют около 10% населения Сапы. Женщины и мужчины народности Тай носят хлопковую одежду цвета индиго, которая напоминает длинные китайские туники.
Яркие пояса и платки — также характерные элементы одежды этой группы. Представителей народности Гиай довольно легко узнать по одежде розового цвета, которая комбинируется с яркими клетчатыми платками.
Их образ жизни связан с земледелием, выращиванием риса и поклонению духам предков. Считается, что именно люди тай придумали и организовали систему орошения рисовых полей. Представители народности малообщительны, их трудно увидеть в Сапе, хотя на рынках вполне возможно.
Вот как раз второе моё везение было связано с рынком. В Сапу я приехал в пятницу, в субботу вечером выезд в другое место северного Вьетнама. Накануне я узнал, что в субботу работает местный рынок, на котором можно встретить представителей вышеуказанных народов.
Я встал пораньше и пошёл на этот самый рынок. По дороге фотографировал просыпающийся город. Вот это обычный житель Сапы. Конечно же не все тут носят колоритную одежду. Девушка делает зарядку в лучах восходящего солнца.
Забегая вперёд, скажу, что я перепутал место. Оказывается, есть небольшой туристический рынок, где торгуют только хмонги и дао. Рынок больше сделан для туристов.
Сюда как раз и приходят все гости Сапы за сувенирами и чтобы сделать фотографиями хмонгов.
Позже днём я прибежал сюда, правда половина людей уже ушла, но кое-кто ещё торговал.
Изначально я прочитал в интернете про данный рынок около церкви, но как Паганель что-то напутал и попал на другой, хозяйственно-продовольственный рынок.
Однозначно он интереснее и колоритнее. Тут не было туристов. По крайне мере в 8–9 утра.
Первое время мне было даже не комфортно гулять здесь с камерой. Почти ничего не снимал.
Слишком выделялся на общем фоне. Но потом попривык и начал изредка фотографировать.
На этом рынке настоящая жизнь. Люди приехали с деревень со своей продукцией. Одни продают ножи, другие птичек в клетках, масло, зелень. Тут же завтракают. Мне такое нравится.
Самое главное, что это реальные представители народов Сапы и окрестных деревень, которые одеты в повседневную одежу. На этно фестивале там, конечно, тоже могли быть реальные хмонги и дао, особенно те, кто постарше. А вот молодёжь скорее всего это студенты, одевшие колоритные наряды ради демонстрации танцев.
Как и на любом большом городском рынке тут разные сектора. Наиболее интересный продуктовый. Можно увидеть, чем питаются местные жители. Посмотреть на диковинные фрукты и диковинные, сомнительные мясные деликатесы.
Самое необычное и пугающее, что я здесь увидел это разделанную на витрине собаку. В ряде стран, насколько я знаю, с этим начались бороться. Но до глубинки видимо это ещё не дошло.
Это Азия и многие из вас кто путешествовал по странам этого региона знают и видели, что там едят всё что летает, плавает, ползает и бегает.
Так что, когда будете в Сапе зайдите сюда. По остальным дням не знаю, но в субботу-воскресенье рынок работает.
Я написал про два везения в Сапе. Было ещё и третье, правда частичное. В субботу вечером предстояло выехать из Сапы на автобусе в Халонг. Выезд в 22:00, а в 21:00 в центральной части города начало праздничного концерта.
Естественно, на него я не попал, но зато гулял здесь пару часов до последнего момента. Народу было много. Местные жители, туристы, жители окрестных деревень.
Причём большая часть туристов — это сами вьетнамцы, которые приехали из Ханоя. Например, вот женщина и её две дочери, которые едят сахарную вату, а девочки справа это местные. Потом их тоже угостили.
Гуляние проходили в большом амфитеатре около главного храма Сапы. Это католическая церковь. Ещё её называют церковь святой леди Розарии и она же Notre Dame Cathedral — это не только историческая и архитектурная достопримечательность в Сапе, но и важная точка для ориентира туристов.
Она находится практически в самом центре рядом с площадью, и отсюда отправляются местные автобусы и минивэны в Лаокай и другие близлежащие города. Местные жители могут вам объяснить положение того или иного места относительно церкви.
Церковь была построена в начале 20 века. Перед строительством архитектор с особым вниманием подбирал место для строительства, и в результате выбрал место в самом центре города у пересечения главных дорог. Здание полностью построено из камня.
Больше всего моё внимание в этот вечер привлекли ярко одетые дети.
Милота, конечно, невероятная.
Они все ещё такие разные, прикольные. Вроде маленькие, а взгляды уже взрослые.
Некоторые из них танцевали просто так на площади. Фрагмент есть на видео ниже.
На этом, пожалуй, закончу рассказ про Сапу. Очень рад, что я всё-таки решился её посетить. Изначально не хотел включать город в свой импровизированный маршрут. Сюда нужно приезжать минимум на три дня (при условии хорошей погоды).
Надо ехать дальше, в следующее, не менее шикарное место. Но, по Сапе осталось ещё много снимков, так что позже выложу фотоальбом.
В завершение материала несколько разноплановых видео фрагментов из Сапы
Спасибо за внимание! Продолжение следует…