Гана и Того. Обряды и Ритуалы (Смотреть на YouTube)
Гана и Того. Обряды и Ритуалы (Смотреть на YouTube)
Гана и Того. Обряды и Ритуалы (Смотреть на Rutube)
Начало:
Гана. Аккра. Туристы здесь не ходят
Кумаси. Королевство Ашанти. У черта на куличках
Королевство Ашанти. Золотой табурет, которого не было
Гана. Золотой Берег
Мы пересекли сухопутную границу Ганы и Того.
Освещения почти нет, в темноте. На ближайшей заправке под названием Marina поменяли деньги у менялы: доллар — 61 африканский франк, 1500 ганских седи уже за 59, хотя это ровно 100 $.
А что такое африканский франк?
Африканский франк CFA — единая валюта восьми стран Западной Африки: Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того. Создана решением Франции в 1945 году. Аббревиатура CFA при создании значила французские африканские колонии. С обретением странами независимости значение сокращения изменилось на африканское финансовое сообщество.
Гостиница — самое высокое и примечательное здание в городе, 27 этажей. Называется «2 февраля». Почему 2 февраля? Самолёт президента разбился, а сам президент чудесным образом не пострадал. И было это 2 февраля. Самая шикарная гостиница в Ломе и в Того. Уже немного пошарпанная, но действительно комфортные номера, хороший и по слухам очень дорогой завтрак.
Устали, двенадцать часов в дороге. Слабеющей рукой фиксирую впечатления и ложусь спать.
09.08.24. День в Ломе
Розетки европейские, ну или трёхпиновые, в которые лезут наши вилки.
Завтрак, конечно, хороший, но не такой выдающийся, который был в Шератон Нижний Новгород. Вот там был завтрак так завтрак. А здесь мясную нарезку добавили: ветчина, салями, странная местная колбаса, похожая на солёную бумагу. Но в целом еда есть, еда привычная, можно хорошо поесть, без риска столкнуться с диареей.
Сегодня мы начинаем знакомство со страной под названием Того и её столицей Ломе.
То́го, Тоголе́зская Респу́блика — государство в Западной Африке, граничащее с Ганой на западе, Бенином на востоке и Буркина-Фасо на севере. На юге страна владеет небольшой частью побережья Гвинейского залива, на которой расположена столица страны Ломе.
В стране живёт 8,5 млн. человек, из них 3 млн. — в Ломе и пригородах. С 1884 по 1918 жили под немцами. В Первую мировую войну пришли англичане и французы, которые разделили страну на две части: западная стала английской и отошла к Золотому побережью, и впоследствии стала частью Ганы, восточная осталась под французским протекторатом и после обретения независимости в 1960 году стала современным Того.
Страна говорит на французском, а Гана, как мы помним, на английском.
Ломе, столица, образовалось на месте рыбацкой деревни народности эве в XVIII веке, и унаследовала от неё название. Кратко так.
Прямо перед нашим отелем — площадь Независимости в виде огромного круга, от которого ответвляются улицы. Напротив нас прямо сейчас строится новое здание парламента. И больше особенно ничего, кроме памятника независимости по центру, с краю большое уличное кафе, на другой окраине площади — футбольное поле.
Из окна номера виден океан, до него по прямой не больше пятисот метров — километра. Выезжаем на бульвар Республики, протянувшийся вдоль океана, ширина песчаной полосы между дорогой и океаном не меньше ста метров, но как пляж используется только пара оборудованных площадок на всём столичном побережье, в остальном это пустынная песчаная полоса, у дороги растут небольшие деревья, в тени которых отдыхают тоголезцы.
По другую сторону бульвара дом парламента, пребывающий в заброшенном состоянии, власть страны переехала в новые помещения на расстоянии пятнадцати километров от центра, ещё есть дворец немецкого губернатора, его отреставрировали три года назад, туда мы и направляемся. На удивление тихие тенистые улицы вокруг, но охрана не дремлет, нас не пропускает, дворец открывается в 9:00, а мы приехали в 08:45. Побродили по парку, который более века назад высадили немцы и отправились во дворец. Затрудняюсь определить, в каком архитектурном стиле построено это сооружение. Может, поможете? Смотреть внутри решительно нечего, как, в прочем и во всём городе. Мы приехали в Того посмотреть разные обряды, продолжаем тему — люди в первую очередь, архитектура и ландшафты отложены в сторону, тем более их здесь просто нет.
Отсюда на рынок, совсем недолго двигаемся по бульвару вперед вдоль берега и сворачиваем вглубь. Как и везде в Западной Африке, в городе кипит огромная барахолка, раскинулась на несколько кварталов и принципиально ничем не отличается от Кумаси в соседней Гане.
Правда, поблизости к рынку есть магазин с дорогой тканью, который когда-то открыли голландцы. А продажи тканей в Западной Африке организовала ещё до обретения независимости некая Nana Benz, тоголезский аналог Илона Маска. Начав с нуля, стала самой богатой женщиной Того, продавая в Того и соседних странах яркие ткани, сделанные по эскизам голландской компании в Индонезии. То есть, африканцев одевали в ткани с понятным им рисункам, но сделанными за тридевять земель. А Бенц её назвали потому, что только она одна тогда, в 1950-х, могла позволить себе покупку Мерседес Бенц. Даже правительство страны обращалось к ней за арендой машины для встречи высоких гостей. В какой-то момент Нану Бенц назначили министром соцобеспечения, несмотря на то, что она не умела читать и писать! А рекламу тканей Наны Бенц можно и сейчас увидеть на огромных билбордах под брендом Vlisco на улицах Ломе.
После нескольких агрессивных реакций я перестал снимать на рынке, к тому же все фактуры уже сняты. Соответственно и к рынку потерял интерес, двигаемся в сторону сувенирной его части: маски, ремни, фигурки, ткани и много чего ещё. Я вспомнил о женской половине нашей семьи и включил внимание. Продавщица по моей просьбе примеряет ожерелье для дочери, а ремень из ракушек, браслеты из коровьих и бычьих рогов отправились в Москву.
На рынке можно поменять деньги, меняла всем известен, обман невозможен. 610 FCFA за доллар, 660 за евро — если не изменяет память. Обозначения FCFA, CFA, африканского франка имеют равное значение, но первое наиболее распространённое.
Мы в Африке. Надо не забывать, вокруг люди, живущие на грани выживания. Конечно, торговцы навязывают свой товар, тянут за локоть — зайди, посмотри, купи, купи! Надо не психовать и срываться, реагировать плавно и спокойно: нет, не надо и сразу переключать внимание, сами отстанут. Но бедность Африки, это беда! Вижу женщину с детьми, которая просто лежит на улице в пыли под палящим солнцем, ужас!
Супермаркет. В соседней Гане их нет совсем. Да, настоящий супермаркет, прямо около рынка, позднее видел в городе ещё несколько супермаркетов. Спрашиваю у Эмбатао, а ты где продукты покупаешь?
— На рынке, конечно! В супермаркете дорого, они только для узкой прослойки общества, которая может позволить себе более дорогие продукты.
Набор потребительской корзины в магазине немного странный — упор на зарубежные товары из Франции, Испании: салями, сыр, ветчина. Я вышел с водой Перрье за 100 рублей литровая бутылка и это в два с половиной раза дешевле, чем сейчас её можно купить в России. Захватил африканский шоколад и несколько банок тоголезского пива.
Переезжаем в Центр ремесленного искусства. В принципе эта та же сувенирная часть рынка, только с намёком на то, что сувениры изготавливаются прямо здесь. Например, серебряные украшения, которые делают выходцы из Сенегала, ещё что-то ткут, вырезают, красят. И да, мы встретили работающую здесь женщину, говорящую на русском и с русскими корнями.
Вдоль по набережной, по бульвару Республики, за день не меньше четырёх раз проехал этой дорогой. В океане видны грузовые суда на рейде и их много, в голову ещё пришла мысль, что-то слишком много для такой маленькой страны. Задал вопрос Эмбатао, получил неожиданный ответ:
— Да, большинство кораблей на рейде ожидают разгрузки в порту Нигерии, но около Нигерии стоять опасно, пираты! А здесь относительно безопасно, вот и стоят, ждут информации, если путь свободен, резко снимаются с якоря и шпарят разгружаться. XXI век?
Уезжаем вдоль океана в самую дальнюю от нашего отеля часть города, здесь находится контейнерный порт, немного не доезжая отворачиваем вглубь и находим фетиш рынок Akodessewa.
Что это? Я тоже не знал. Рынок принадлежностей для церемоний вуду. Религия вуду находит своих последователей почти у половины населения Того.
Снимать можно за деньги, также можно заказать экскурсию по рынку. Специально обученный человек водит экскурсию для нас, благо других посетителей на рынке нет. Здесь есть сушёные головы змей, крокодилов, птиц, котов, собак и других животных. По заверениям экскурсовода они сами их не умерщвляют, а берут уже от мёртвых животных. Хвосты лошадей среди прочего, для чего не знаю. Снадобья, странные куклы, здесь не продаются материалы для применения в обрядах черной магии. Можно найти лишь предметы, служащие для мирных целей — вылечить, исправить судьбу, разрулить проблемы и защититься от черной магии. Ну и сувенирка для туристов, в отсутствии знахарей. Посмотрели и поехали.
Город — не город. Есть асфальтовые основные улицы, есть куски мощёные плиткой, есть просто укатанные грунтовки, если съехать на второстепенную улицу c главной. Застройка в основном одно-, двухэтажная, ни о каком архитектурном облике говорить не приходится. Бараки, неказистые строения, хаотичная застройка, несколько стекляшек в центре, где размещаются офисы банков и крупных компаний, вот и всё. Да! Не забываем нашу гостиницу как символ города и площадь Независимости перед ней.
Пообедать отправляемся в ресторан Galion, расположенной на тихой грунтовой улице в одноэтажном доме бордового цвета. Хозяйка — француженка средних лет. Приличная еда недорого. Рыба соль, в Европе очень дорогая, здесь целиковая рыбка приличных размеров стоит 6100 африканских франков, ровно 10 $, очень дёшево, в Европе в ресторане надо готовиться к 30–40 евро. Французский рыбный суп, на запивку Djama пиво, обед прошёл отлично.
Благодаря вай-фай в ресторане удалось связаться с домом и отправить фото бижутерии с рынка дочери. И тут же получил задание. А что — нам же в радость дарить нашим детям радость. В результате бригада из двух гидов, одного туриста и одного водителя провела успешную операцию по приобретению изделий из серебра: кулон, серёжки и ещё раз серёжки.
Да! Если хотите купить пиво в стеклянных бутылках, не забудьте на следующий день принести бутылки обратно, чтобы получить деньги, взятые в залог. Три бутылки Djama 0,66 — цена пива внутри — 1500 CFA, рублей 70 за каждую, а вот за три бутылки я отдал залог 2000 CFA.
Прямо около нашей главной площади на пыльном глинистом поле ребята играют в футбол, а я отправился в гостиницу, сходил в бассейн, на массаж и сел за комп, как бы умудриться лечь сегодня пораньше, завтра у нас сложная и насыщенная программа, связанная с обрядами и традициями тоголезцев.
10.08.24. День Вуду
Сегодня у нас насыщенная программа. Сначала мы едем в далекую деревню Agbanakin на границе с Бенином и смотрим церемонию с куклами Зангбето. Оттуда переезжаем в другую деревню к целителю вуду. Потом обедаем. После обеда едем в ещё одну деревню и смотрим Вуду церемонию общения с духами.
Поехали! Все наши перемещения в Того пока проходят по линии побережья, поворачиваем налево и едем по широкой дороге в сторону границы с Бенином. Дорога между двумя границами занимает час. Прямо перед пограничным переходом отворачиваем в сторону, сворачиваем на красную грунтовку и едем в общей сложности ещё около часа прямо вдоль границы с Бенином.
Граница настолько близко, что МТС прислал сообщение: Добро пожаловать в Бенин! По дороге стоят сараюшки, лежат вязанки дров, по словам Эмбатао бенинцы приходят к соседям покупать дрова, границу можно пересечь спокойно. Только не нам. На въезде в деревню сидит солдатик и верёвка перегораживает дорогу. Подъехали, посмотрел и пропустил, потом догоняет на мотоцикле, останавливает и возвращает к шлагбауму-верёвке. Постояли, помахали руками, Эмбатау показал какие-то бумажки, тот отцепился и мы поехали обратно. Деревенька пыльная, в основном глинобитные домишки, за исключением дома собраний, но на удивление чисто, по сравнению с Ганой. Бой барабанов за углом подсказывает, что нас уже ждут. Группа жителей, человек тридцать, под барабанный ритм исполняет ритуальный танец, поблизости домик, двор, из которого попеременно выкатываются …, так и хочется сказать «ростовые куклы». Это, скорее пирамидки, шалаши, разного цвета, сделанные из пальмовых листьев и бамбука. Они крутятся и двигаются по площадке. Пара мужчин сопровождает их.
В какой-то момент пирамидка останавливается и приседает немного, мужчины слегка потрясывают шалаш, а потом поднимают его, внутри пусто! Опускают купол на землю, немного потрясут его и всё, он пошёл крутиться дальше! При следующей остановке при открывании купола на земле остаётся маленький гробик. Парни открывают крышку, там лежит кукла с мужской головой, которая механически поднимается и отпускается. Шоу продолжается! Да, чтобы было понятно, мы единственные белые и единственные туристы. Жители деревни собрались на обряд, а нас любезно согласились принять в качестве гостей. Следующая мужская кукла, одетая в красные одежды и с красным лицом, крутит головой в разные стороны, еще одна в белых одеждах, сидит, поднимает и опускает руку. Куклы в сопровождении помощников периодически удаляются во двор, видимо, чтобы перезарядить следующий сюрприз. До чего зажигают африканские ритмы! Впечатляет!
По дороге назад заезжаем в другую деревню Seko. Как объясняет Эмбатао, это типичная деревня, где исповедуется религия Вуду, о чем свидетельствуют святилища перед домами. Заходим в ничем не примечательный двор, на лавочке сидят женщины, тут же таз с какими-то овощами, в доме мужчина, к стенке жмутся дети, на стене портреты людей. Садитесь, приглашает целитель. Что вы от меня хотите получить? Ирина: — насморк мне можете вылечить?
— Сначала надо провести диагностику, откуда и почему у вас насморк и кашель, а потом я назначу лечение.
Выяснилось, что наш целитель, не только диагност, но и лекарь. В результате решили перейти в семейный храм и там провести молитву за здоровье наших гидов.
Храм Вуду расположен здесь во дворе, в другом помещении, состоит из нескольких небольших комнат с молельным предметами, то есть фетишами, которые мы видели вчера. Для начала окропили крепким алкоголем эти самые предметы, целитель прочитал молитву, успех закрепил каплями красного масла. Рад за наших гидов, здоровое будущее им обеспечено.
Проходим мимо женщин, прощаемся, у одной в руках женская фигурка. Сестра умерла какое-то время назад, и я теперь буду держать эту фигурку при себе до конца жизни.
Портрет африканца. Это еще одно богатство Африки. Не знаю почему, но как фактурно выглядят жители Африки, просто потому что темные на светлом?
Сейчас едем обедать, путь продолжаем по местным грунтовкам, каково удивление встретить таможенный пункт на затерянной сельской дороге! И как приятно встретиться с родным КАМАЗом, пыхтящим чёрным дымом на благо Африки!
Неожиданная церемония, случайно увиденная по дороге, так уже было. На этот раз похороны. Женщина, 82 года, деревня гуляет на поминках. Барабанщики, как положено, задают ритм, но хотят денег. Эмбатао прикладывает купюру ко лбу, а потом бросает вперёд, так здесь принято расплачиваться. Цвет похорон — сиреневый, в отличие от красного и черного в Гане. Часть женского коллектива поёт, часть танцует. На всё есть художественный руководитель, мужчина, который даёт указания, как танцевать и в какую сторону двигаться. Ирина тоже станцевала, за что снискала заслуженные аплодисменты зрителей.
Обед в ресторане Оазис в устье реки, впадающей в океан. Прямо в беседке на берегу. Креветки с авокадо, рыба на гриле — неплохо!
Возвращаемся, но сворачиваем на другую дорогу и вскоре оказываемся в деревне под названием Gaïtokondji. Здесь нас ждёт кульминация сегодняшнего дня — обряд Вуду по связи с духами мертвых. Сегодня уже так было, идём по деревне по направлению барабанного ритма.
Площадка под навесом, барабанная группа, по скамейкам сидят женщины, мужики ходят вокруг, но их немного. Перед входом на площадку мы прошли обряд приглашения. Из амулетов выстроили конструкцию, полили самогоном и подожгли, теперь можно входить. Отдельная скамейка для нас — гостей.
Пара молодых парней уже вошли в транс, периодически срываются в жёсткий ритмичный танец, резкие движения, безумные глаза, потом остановились, через какое-то время опять пустились в пляс. Барабанщики задают ритм, парни в трансе продолжают своё путешествие в мир духов. Периодически их поливают — духи хотят пить, или посыпают кукурузной мукой — духи хотят есть. В транс попали женщины! Одна, полная, явно не в адеквате! Вскакивает, закатывает глаза, мычит — соседки следят за ней, стараются, чтобы она вреда себе не нанесла.
Вот интересно, в небольшом домике около площади стоит амулет, около него свеча. Люди в трансе периодически туда забегают и возвращаются, сбросить энергию, что ли. Первый паренек в красных трусах, пытается головой биться об столб, но товарищи отводят. Эмбатао говорит, что иногда человек не может выйти из транса, убегает в соседнюю деревню, ищут, возвращают. Находящийся в таком состоянии человек обладает огромной нечеловеческой силой. Он как бы становится телепортом между миром мёртвых и миром живых. Не обошлось без жертвоприношения, при нас порешили двух курочек, я видел нож, но, слава Богу, не видел экзекуции, вдруг один парень побежал в сторону, за ним ещё кто-то, я отвлёкся, а потом увидел тушки на полу и следы крови на амулетах. Но опять, всё по правде, это не туристический аттракцион. Так живёт Африка. Под впечатлением! XXI век, но где-то идёт совсем другая жизнь. Публика на нас реагирует доброжелательно, пожертвовал 10 долларов, заслужил аплодисменты. Но дружные, сильные аплодисменты заслужила Ирина, она пустилась с местными в ритуальный пляс и это у неё неплохо получилось!
Возвращаемся в сумерках, скоро становится темно. Есть пару яблок с завтрака, по дороге помидоры купил (небольшие, не особо вкусные, но какие есть) — продержимся до утра.
11.08.24. Поездка в Кпалиме
Есть некоторая странность. На завтраке вежливо заставляют надеть маску! Вроде как Ковид везде закончился, да и в других общественных местах страны не видел, а на завтраке — наденьте, пожалуйста! Среди прочего можно выпить сок из баобаба (наверное, всё-таки из плодов баобаба), пить можно, чем-то на сливовый сок похож, а также сок Bussat, который я уже пробовал, что-то типа сока шиповника, темно коричневый с вяжущим эффектом, а ещё свежевыжатый сок из местных апельсинов, кисловато-несладких с небольшим количеством мякоти.
Сегодня мы едем в город Кпалиме, на запад страны, два часа от Того, там посетим воскресную мессу в христианской общине, заглянем на ремесленный рынок и вернёмся обратно. Это последний день моего путешествия по двум странам Западной Африки.
Едем! Взяли новое направление. Приехали из Ганы справа по океану, ездили в деревни Вуду к Бенину налево по океану, а сейчас отправились вглубь страны, от океана. Из города идёт широкая, по три полосы в каждую сторону дорога с хорошим асфальтом. И не так загружена ларьками и людьми, как мы это видели в Гане. В целом Того намного чище Ганы. Нет, это не значит, что на улицах нет мусора, но его значительно меньше, и откровенных помоек под ногами мы не видели. И в деревнях чисто, следят жители за своим жильём.
Дорога скоро стала двухполосной, но свежий асфальт, отсутствие плотного траффика, рытвин, камер контроля скорости позволяет ехать со скоростью 120 км/час. Отъехали от Ломе, дорогу окружает тропический лес, во многом тиковый, деревья цветут пушистыми метелками, которые со временем превращаются в ягоды-семена.
Есть и в Гане, и в Того и, я уверен, в других странах Африки понятие тематическая деревня. Например, это деревня специализируется на продаже дров, другая — на продаже угля. Следом идут многочисленные киоски-навесы по продаже помидоров, их сменяет целая деревня арахиса во всех вариантах — орехи в скорлупе, чищенные орехи, ореховая паста.
В одной деревне заметил несколько корпусов легковых автомобилей, разбитых в клочья. Предупреждение — не гони, соблюдай осторожность?
Кпалиме, город небольшой, в основе своей одноэтажный, мы приезжаем ко двору, где нас встречают маленькие девочки в белых платьях и чепчиках на голове наподобие поварских.
Выглядит на фоне темнокожего лица контрастно, белый цвет подчёркивает чистоту и праздник.
Проходим в помещение с шиферной крышей и каменными стенами, окрашенными в белый и голубой цвет, это Eglise de Christianisme Celeste — небесная церковь христианства.
Местные жители уже собрались, священник анонсировал приезд инопланетян, нас тепло приветствовали аплодисментами. Как и положено, в Африке на любом мероприятии, есть музыкальный коллектив, в нашем случае есть даже клавишный инструмент, барабанная установка, микрофоны, усилители, колонки — в общем, всё как положено. Перед входом в храм надо снять обувь, женщины налево, мужчины направо.
Сколько же различных веток христианства на африканском континенте? Миссионеры охотятся за душами африканцев, они в поисках лучшей доли готовы принять разные учения.
Но какой бы вере не принадлежала община, в первую очередь они африканцы. Поэтому поют и танцуют. А тема сегодняшней мессы — женитьба и взаимоотношения полов. Да, раньше было сложнее найти пару, не было интернета и возможности общения. Это с одной стороны, а с другой — лучше нормального человеческого общения ничего не может быть, такие узы будут намного крепче. Если начали делить вещи — плохой признак, если в голову приходит мысль — а на том ли человеке я женился/вышла замуж — тоже. И далее в том же духе. Это мне Фрэнк перевёл отрывки из проповеди. Еще спели песню, похлопали, сдали деньги на строительство нового прихода, я тоже поучаствовал. Тепло попрощались со священником и отправились дальше.
По воле организаторов после посещения мессы надо попробовать местного самогона. Заехали в стоящий на отшибе дом в окружении пальм, там хозяин показал нехитрый процесс перегонки. В поле лежит обрезок пальмового дерева, внутри ствола вырублено отверстие, туда он кладёт горящий фитиль, разогревает, стамеской отрезает мякоть в стволе, снизу через маленькую дырочку в грязную канистру стекает пальмовый сок. Его переливают в бочку, где он сбраживается, а в другой бочке после нагрева и остывания в прямой трубке получается дистиллят. Судя по всему, хозяин делает повторную дистилляцию, налил по рюмочке пальмовой самогонки — сивухой не пахнет, вливается в организм хорошо, следом приходит тепло и контраст изображения. Вот именно на этих стульях мы по рюмочке и пропустили.
Съездили на ремесленный рынок, ничего интересного, в Ломе сувенирная часть рынка богаче и выбор лучше.
Встали на обратный путь, по дороге вспомнил, что у меня полупустой чемодан и решил его наполнить. В Москву отправляется отличное крупное авокадо, которое так любит моя дочь. Четыре больших плода за 1000 FCFA, 144 рубля по нынешнему курсу, в Москве их цена за 1000 рублей перевалит.
А ещё окра, которую армяне зовут бамия. Вкусный овощ, надо с ним поэкспериментировать, растёт как сорняк тут же на обочине. Ну и маленькие желтые баклажаны, которые на баклажаны совсем не похожи. Скорее на какие-то маленькие круглые перчики. Забегая вперёд, всё довёз до Москвы, авокадо съедено в составе салата, бамия приготовлена по рецепту, найденному в интернете, вкусно вполне, баклажаны также подвергнуты тушению, имеют вкус баклажанов, несмотря на свою форму и размер.
А мы уже вернулись в Ломе, поесть пошли в ресторан Galion, куда ходили позавчера. В этот раз не так удачно, как в первый раз, но ничего, скоро домой, а там такая привычная и любимая еда!
12.08.24. Путь домой
Наши пути с Ириной и Кристиной разошлись. Они продолжают исследование Африки, а я улетаю домой, надо и поработать.
Группа поддержки в полном составе: Фрэнк, Эмбатао и Сеси встречают меня, чтобы отвезти в аэропорт. Кое-что надо сделать по дороге — купить бутылку с жареными кэшью. Почему бутылку? — не знаю, орехи здесь принято продавать бутылками, на перекрёстке у парнишки 0,7 литра орехов стоит 5000 африканских франков, недёшево, 730 рублей, но и сами орехи недешёвые.
Тепло прощаюсь с Фрэнком, Эмбатао и Сеси. Всё-таки они хорошие ребята, а Фрэнк в золотом костюме вообще на короля потянет!
Аэропорт небольшой, так и страна небольшая! На входе контроль безопасности, офицер просит открыть чемодан, там лежит бутылка коньяка, которую я купил на въезде в Африку в Аддисе, да так и провозил весь маршрут, не открыв.
— Нельзя!
— Как нельзя?
— Вот, читайте. Так это нельзя брать в салон, а в багаж можно
— Нет, это на английском неправильно написано, вообще нельзя!
Бред какой-то, но не забывайте, мы в Африке. Продолжает бубнить, но чувствую, можно закрывать чемодан и плавно уходить. Будьте бдительны, как минимум чек из магазина на алкоголь.
Для выезда из Того надо иметь разрешение! Типа выездной визы, какая когда-то была в Советском Союзе. Думаю, получить несложно, занималось агентство, подробностей не знаю.
Но! Удивительно! Пограничница, увидев российский паспорт, расцвела в улыбке и пожелала счастливого пути. Последний контроль безопасности: О, Раша! Великолепно!
Приятно чувствовать такое отношение.
Последняя пробежка по сувенирным киоскам, а их в аэропорту бесчисленное множество и можно выдохнуть — пора домой, захватив с собой впечатления об удивительных традициях и привычках людей, живущих в Западной Африке.
Да, здесь нет исторических достопримечательностей, красивых ландшафтов, архитектурных шедевров. Но есть люди, их религия, уклад и это действительно то, ради чего стоит сюда ехать.