Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 8:20
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Владикавказ — Россия Июль 2024

28-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и югу России.

26-й день путешествия — 31 июля 2024 года (среда).

Предыдущий отчет о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — «Последний штрих к Грузии — ее древняя столица Мцхета и Военно — Грузинская дорога.»

Вчера мы вернулись во Владикавказ, после 22-ти дневного самостоятельного путешествия по Грузии, но у нас еще было пять дней на путешествие и первый из них мы посвятили знакомству с Владикавказом.

ВЛАДИКАВКАЗ — основан в 1784 году, как крепость, по указу императрицы Екатерины Второй. Свое название получил о слов «Владей Кавказом».

Это третий по численности населения город в Северо-Кавказком округе — на 2024 год, здесь проживало 305 тысяч жителей, из них осетин — 196 тысяч (63 процента), русских — 78 тысяч (25 процентов) и армян 12 тысяч (4%). Самый пик населения был в 1992 году — 325 тысяч жителей, с тех пор город потихоньку уменьшается, но не критически.

Владикавказ — столица Северной Осетии, в Республике проживает около 700 тысяч жителей.

С 08 часов утра отправились осматривать столицу Осетии и так как мы жили по адресу улица Льва Толстого, то первым у нас на пути оказался собор — Лютеранская кирха (так она выглядит с улица Л.Толстого) — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Это красивый собор построенный в 1911 году в готическом стиле, по запросу немецкой городской общины. Сейчас здесь филиал Мариинского театра. Если зайти в холл, то можно увидеть выставку, об истории Мариинского театра и бальные платья. Мы шли рано — все было еще закрыто.

Свернув у Кирхи на улицу Миллера, сразу увидим единственный в городе дореволюционный особняк Ястремского с кариатидами на фасаде — на фото

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

А далее жанровая скульптура " А. С. Пушкин на Кавказе», установленная здесь в 2014 году.

Скульптура выглядит очень динамично, а Пушкин действительно на несколько дней останавливался во Владикавказе в 1829 году.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

От скульптуры поворачиваем направо и идем по улице Кирова, в том числе по мосту через Терек.

И в начале и в конце моста установлены скульптыуры на постаменте, льва и львицы — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Терек довольно бурный здесь в городе.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Идем по улице Кирова, которая упирается прямо в памятник поэту К. Л. Хетагурову — основоположнику осетинской литературы.

Памятник был установлен в 1955 году, а вскоре за ним построили Осетинский Академический театр.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

За театром, проходит проспект Коста — на фото здание Политехнического техникума.

Сворачиваем на улицу Барбашева и скоро перед нами открывается вид на новый Кафедральный собор Георгия Победоносца — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Сейчас это самый большой и красивый собор в Осетии и Владикавказе. Собор стали возводить в 1996 году, а базой стал проект снесенного при большевиках Кафедрального городского собора Святого Михаила.

Основные работы были завершены в 2003 году.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Вокруг собора ухоженная зеленая территория, с голубыми елями и цветниками

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Кафедральный собор выполнен в византийско-русском стиле.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Внутри собор светлый и просторный, слева от главного алтаря находится сень от ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца, которые были переданы в дар собору от Патриарха Александрийского и привезены из Египта в 2010 году.

Собор открыт для посещения — ежедневно с 08.00 — 18.30. Вход свободный.

После собора мы вернулись на проспект Коста и уехали на маршрутке в парк Мемориал Славы, распооженный на этом проспекте.

Вышли на остановке «Мемориал Славы» и перейдя дорогу, сразу оказались возле высокого обелиска — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Надпись на обелиске гласит, что здесь похоронены бойцы, командиры, политработники и красные партизаны, погибшие в 1919 году в боях с белогвардецами.

За Обелиском начинается аллея с захоронениями, в том числе с новыми.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Здесь в основном новые могилы героев России и Осетии, которые погибли в Южной Осетии в 2008 году, на Донбассе после 2014 года и в других горячих точках — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Идя вдоль этой южной аллеи выходим к монументу Скорбящая мать — это символ всех матерей, отпустивших своих сыновей на войну и потерявших их. Именно из осетинской семьи (установлен мрачный рекорд для одной семьи) — ушли на войну, все семь сыновей и все погибли — это семь братьев Газдановых.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Рядом почти построенный храм Иоанна Воина с позолоченнысм куполом — на фото.

Мемориальный комплекс был открыт в 2005 году и посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Комплекс стал третьим по величине в России, после Мамаева Кургана в Волгограде и Поклонной горы в Москве.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

На территории комплекса устанолены монументы, связанные и с трагическими событиями в истории Осетии, например жертвам Беслана и погибшим служащим МВД Республики.

Идя по аллеям вы увидите даже блиндаж времен Великой Отечественной войны (ведь линия фронта была всего в пяти километрах от Владикавказа), а так же советские пушки — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Чуть дальше начинается большая и длинная стена на котоой мозаикой выложены основные события обороны Кавказа и разгрома здесь южной группировки немецких войск.

Мозаичное панно чередуется с описанием боев — на фото.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Особое географическое расположение города Владикавказа, связывающего через Военно-Грузинскую и Военно-Осетинскую дороги Северный Кавказ с Закавказьем, определило его важное стратегическое положение. Гитлер стремился захватить в 1942 году нефтяные районы Грозного и Баку, а также открыть дорогу на Ближний Восток. В 1940 году в Баку давал СССР — 60 процентов всей нефти страны, а Грозный — 36 процентов и потеря любого из этих городов была недопустима, если Красная Армия собиралась продолжать борьбу с Рейхом.

Немецкое командование перебросило на Южный участок фронта крупные военные силы: артиллерию, танковые соединения и бомбордировочную авиацию. Этот мощный кулак был нацелен на город Владикавказ.

27 сентября 1942 года фашисты заняли село Эльхотово. Путь к столице Осетии лежал через Арджинараг (Эльхотовские ворота). Однако несмотря на перевес в живой силе, танках и авиации, немцам не удалось прорвать оборону.

В октябре 1942 года нацисты предприняли обходной маневр.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Под жестоким натиском немецких войск советские части оставили Моздок. Но фашисты не смогли пройти дальше. У станицы Вознесенской батальон морской пехоты капитана Цаллагова отразил все атаки 100 танков противника.

Под селением Майрамадаг более 10 дней проходили ожесточенные бои, куда враг на помощь своим войскам бросил пол «Бранденбург» и горно-стрелковую дивизию. Их поддерживала артиллерия и 60 танков. На каждого советского воина приходилось по 10 врагов. Все дома и подвалы Майрамадага были превращены в огневые точки, а на помощь морякам вышли жители селения во главе со столетним Тасолтаном Базровым. Суарское ущелье осталось закрытым для врага.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Тем не менее к исходу 2 ноября 1942 года немцы взяли село Гизель, буквально в 5 километрах от Владикавказа (смотрите внизу карту).

3 и 4 ноября немцы собрав бронированный кулак из 150 танков, пытались штурмовать Владикавказ, но наткнувшись на ожесточенную оборону генерал Клейст вечером 4 ноября доложил, что приостаннавливает наступление.

Столица Осетии выстояла.

С 6 по 11 ноября 1942 года войска левого фланга 9-й Армии с участием Осетинской бригады и партизанских отрядов перешли в контрнаступление. Немецкие части были разгромлены и отброшены на десятки километров от Владикавказа.

Операция «Эдельвейс» бесславно провалилась, а через два месяца в начале января 1943 года — вся территория Осетии была освобождена от фашистов.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Многие жители Республики не вернулись с фронта — это и семь братьев Газдановых, по шесть братьев Темировых и Хестановых, по пять сыновей в семьях Каллаговых, Дигуровых, Дзебоевых, Тибиловых, Бароевых, Бекмурзовых и других…

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый четвертый житель Республики и погиб, каждый второй.

От мозаичного панно выходим сразу к центральному входу.

На нижнем фото — Центральный вход в парк и он представляет собой Триумфальную арку и скульптуру солдата со знаменем.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

На памятных камнях центральной аллеи Мемориала Славы выбиты имена Героев Советского Союза и Кавалеры орденов Славы.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Следует отметить, что героев войны в Осетии — больше, чем на территории всего СССР (по соотношению в процентах к численности населения)

Подходим к главному монументу комплекса — это ажурная колонна, которую венчает скульптура Святого Георгия — Победоносца — покровителя Осетии.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Колонну по спирали (как в древнеримских колоннах Траяна и Марка Аврелия) украшают горельефы, рассказывающие о битвах Великой Отечественной войны.

Здесь же и Вечный Огонь.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

С 2007 года Владикавказ — объявлен указом Президента и имеет статус — Город Воинской Славы.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Пройдя по северно-западной аллеи к еще одному парадному входу — увидим скульптурную композицию, состоящих из известных писателей и поэтов нашей страны, которые побывали во Владикавказе — здесь и Пушкин, Лермонов, Лев Толстой и Чехов.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

На входе в парк с северо-запада, находится большая скульптурная группа «Вхождение Осетии в состав Российской империи» — на фото.

Верх колоннады вокруг основного памятника украшен горельефами, показывающий весь путь послов из Осетии в Санкт-Петербург.

Формальное вхождение произошло при Екатерине Второй в 1774 году, после победы России над Османской империей. Екатерина подписала указ о вхождении Осетии — 4 июля 1774 года, переговоры велись в Моздоке, но до этого при императрицы Елизавете Петровне в 1749–53 годах, велись переговоры с осетинским посольством, которые посетили Санкт-Петербург и договорились о вступлении Осетии в состав Российской империи.

Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Здесь мы вышли из парка Мемориал Славы, сели на маршрутку и отправились в центр Владикавказа, чтобы продолжить знакомство с городом, но об этом я расскажу в следующем рассказе…

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта
  14. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. Часть 2. От храма Баграта до Исторического музея
  15. Путешествуем по Грузии. Наш курортный отдых в Батуми в июле 2024 года
  16. Знакомимся с Батуми. Прогулки по его колоритному Старому городу
  17. Знакомимся с Батуми. Прогулки по центральным площадям города
  18. Знакомимся с Батуми и осматриваем городские храмы и музеи
  19. Знакомимся с Батуми. От гостиницы Шератон и парка Шестого Мая до озера Ардагани
  20. Знакомимся с Батуми. От озера Ардагани и комплекса Орби до стадиона Батуми
  21. Возле Батуми — курорты Уреки, Сарпи и Квариати
  22. Последние дни в Батуми — от Ботанического сада до храма Святой Троицы на горе Самеба
  23. Второй день в Тбилиси. Часть 1. От Кафедрального собора Цминда Самеба до крепости Нарикала
  24. Второй день в Тбилиси. Часть 2. От статуи "Мать Картли" до Вознесенского собора
  25. Второй день в Тбилиси. Часть 3. От площади Свободы до храма Александра Невского.
  26. Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета
  27. Последний штрих к Грузии: древняя столица Мцхета и Военно-Грузинская дорога
  28. Путешествуем по югу России. Владикавказ — столица Осетии

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.