27-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и югу России.
25-й день путешествия — 30 июля 2024 года (вторник).
Предыдущий отчет о нашем путешествии можно прочитать — здесь — «Последний день в Грузии — монастырь Джвари и древняя столица Мцхета.»
После осмотра древнего монастыря Самтавро в Мцхете, мы на машине остановились недалеко от последнего нашего объекта в древней столице Грузии — это собор Светицховели, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и его нельзя никак пропустить, если вы оказались в Грузии.
Далее от стоянки машин мы прошли пешком к собору, минуя его оборонительные укрепления, которые почти квадратом защищают собор Светицховели.
Над главным входом можно разглядеть древние головы быков и колокольню, это все постройки 11 века — на фото.
Собор открыт для посещения — ежедневно, с 08.00 — 20.00. Вход свободный и бесплатный.
Внутри большая территория, под стать и самому собору, который является самым большим и значимым средневековым собором Грузии.
Светицховели является первым Кафедральным патриаршим собором Грузинской православной церкви уже более 1000 лет, а вторым Кафедральным собором Грузии — сейчас является храм Цминда Самеба, построенный в 2012 году в Тбилиси.
Светицховели переводится, как «Животворящий столп», а официально храм называется — Собор во имя Двенадцати Апостолов.
Храм построенный в 11 веке восхищает своей величественностью и красотой.
Собор — это крестово-купольное сооружение, по форме оно представляет собой прямоугольник, вытянутый с запада на восток.
Собор имеет один барабан, увенчаный конической главой. Фасад сооружения украшен орнаментами, которые поражают мастерством и тонкостью работы по камню.
Возникновение Светисховели связано с принятием Грузии христианства в 4 веке.
Есть библейская легенда о Ризе Господней и бесшовном Хитоне — это части одежды Христа и по грузинской версии, это разные вещи. Одежда Христа была разделена между четырьмя воинами, которые были на его распятии. Ризу разделили на четыре части, а хитон разделить было невозможно, так как он распустился бы на отдельные нити, поэтому его выиграл по жребию один воин.
После этого, хитон привезли в Мцхету, где он был зарыт в землю и впоследствии над этим местом, вырос кедр, который стал священным деревом.
Есть вариант легенды, по которому хитон в Грузию привезли мцхетские евреи, раввин Элиоз и его брат Лонгиноз. Элиоз передал хитон своей благочестивой сестре Сидонии, которая получив его в руки, потрясенная убийством Христа, тут же скончалась. Вырвать из рук усопшей хитон, так и не удалось и ее похоронили вместе с хитоном, а спустя некоторое время на могиле вырос кедр. Такова грузинская версия, но не все ее придерживаются и считают, что хитон и риза это одно и тоже.
В 320 году в Мцхету пришла Святая Нино, которая поселилась в саду, где рос кедр, рядом с царским дворцом. Под ее влиянием царь Картли (Грузии) — Мириан Третий принял крещение в 326 году и христианство было объявлено государственной религией страны.
Кедр был срублен и из него сделали столб (это и есть животворящий Столп), который установился в основу построенной там же первой в Грузии деревянной христианской церкви, после чего из стопа стала вытикать целебная миро, от чего церковь и стала называться Светисховели.
В 5 веке был построен каменный храм в виде базилики, а в 11 веке уже построили данный храм, который сохранился до нашего времени.
Строили его с 1010 по 1029 годы и он является практически ровесником нашего Софийского собора в Великом Новгороде.
Над входной дверью в собор изображена Дева Мария с маленьким Христом и ангелами — на фото.
Внутри по сравнению с другими грузинскими храмами — здесь довольно светло.
Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.
Центральный неф, приводит к главному алтарю, где выделяется самая большая фреска «Спас Вседержитель», написанная русским художником в начале 19 века — на фото.
В Светисховели короновали и хоронили грузинских царей.
Согласно историческим хроникам в соборе были похоронены почти все самые известные цари, начиная с 12 века.
На фото — могила Ираклия Второго (царь Картли с 1744–1798 годы)
Внутренние стены расписаны частично фресками в основном в 16–17 веках, но большинство которых к сожалению, не сохранилось в своем первоначальном состоянии.
Выделяется фреска «Страшный Суд» — на фото.
На фото — башня над могилой Сидонии и Хитоном Господнем.
Под большой Аркой располагается легендарный «Животворящий Столп»- на фото.
Над этим Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, расписанные фресками, которые иллюстририруют историю Хитона и самого Столпа.
В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия миры, истекавшей из столпа. Миротечение прекратилось после нашествия персидского шаха Аббаса в начале 17 века.
Считается, что где то под столпом и закопан хитон.
На нижнем фото — фреска в соборе Святые равноапостольные Константин и Елена (это император Рима — Константин, который сделал христианскую религию, официальной в Римской империи в 4 веке и его мать Елена)
В южной части собора находится небольшой каменный храм (на фото), который является копией Часовни Гроба Господня в Иерусалиме — на фото.
Его построили в начале 14 века, чтобы отметить, что собор Светисховели является вторым храмом в мире, где лежит одежда Христа.
Северные и южные нефы в востоной части собора завершаются пределами, находящимися слева и справа от центральной апсиды. Пределы представляют собой небольшие церкви — часовни, где так же ведутся службы — на фото.
Грузины очень почитают этот собор и связывают судьбу Светисховели с судьбой Грузии. В соборе находится большое число религиозных реликвий. В северном пределе есть колодец со Святой водой, а в другом пределе — деревянная модель ступни человека, с частичкой мощей Андрея Первозванного, который проповедовал христианство в Грузии еще в середине 1 века.
На фото — справа икона пророка Илии, за иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).
Все это очень впечатляет! Внутри собора чуствуется особая атмосфера, особая энергетика, которые присущи именно старинным сооружениям, в стенах которых люди уже более тысячи лет молются и обращаются к Богу.
Напоследок, приведу фото из интернета (Википедии), так собор Светисховели и его территория, выглядит с высоты птичьего полета, а вдали на горе виден храм Джвари.
Выйдя за ворота главного входа, видим построенный в древнегреческом стиле, Инфо — центр для туристов
Идя к своей машине, еще раз прогулялись вдоль крепостных стен Светисховели.
У стен присутствуют шесть цилиндрических и две четырехугольные башни.
Выйдя к нашей машине, мы сразу отправились в путь по знаменитой Военно-Грузинской дороге — ее длина 192 километров.
Ехали мы быстро и сначала почти без остановок и вскоре проехали красивейшее Жинвальское водохранилище — на фото.
Это дорога сама по себе является одной из главных достопримечательностей Грузии. Она упоминается еще в древнейших хрониках и была единственной между Закавказьем и Северным Кавказом.
На кибитках и перекладных, здесь проезжали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Дюма- отец.
Горы и природа, которые окружают эту дорогу вызывали вдохновение и восторг у многих писателей, так Антон Чехов писал о ней — " Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный Демоном и посвященный Тамаре…»
Максим Горький после того как в 1891 году прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком, написал — «именно величественная природа Кавказа, дала мне толчок, который сделал из бродяги — литератора.»
На нижнем фото — здесь мы проезжали самый высокий Крестовый перевал, на высоте 2395 метров и здесь была авария, в результате образовалась пробка и в связи с этим мы здесь задержались почти на час.
Значение этой дороги возросло в конце 18 века, когда при Екатерине Второй в Грузию были отправлены русские войска, для защиты населения от набегов турок и иранцев (персов).
В тот период дорога была мало проходима и для примера, в 1799 году отряд военных во главе с генералом Лазаревым, прошел весь путь от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней.
С 1803 года по всей дороге стали возводить военные укрепления и началась реконструкция дороги, а уже с 1814 года, Военно-Грузинская дорога стала пригодна для колесного транспорта.
В 1911 году началось движение автотранспорта, а с 1928 года дорога стала асфальтированной.
Участок пути от Казбеги до старинного селения Гвелети, проложенный по узкому карнизу (на фото) очень живописен, сверху нависают угрюмые скалы, а глубоко внизу ревет и клокочет Терек.
В селе Гвелети, я планировал сделать остановку и совершить пеший поход к водопадам Гвелети (их два — Большой и Малый). Пройти надо было к ним около 2 километров, 1 час пешком туда и примерно 50 минут назад.
Приведу фото из интернета — Большого водопада Гвелети.
Но так как из-за пробки, мы задержались на перевалах, а так же внучка плохо себя чуствовала, ее постоянно тошнило и мы несколько раз из-за этого останавливались, я решил не мучить детей и мы не останавливаясь проскочили по этой дороге до КПП на границе.
Здесь мы и попрощались с Грузией!
Границу мы перешли примерно за час, перед нами, со стороны Грузии проходила какая-то большая туристическая детская группа, пришлось долго ждать пока их оформляли.
Во Владикавказ мы приехали около 17 часов и благополучно заселись в центре города, недалеко от железнодорожного вокзала — в квартире-студии (бронировал на Суточно ру.)
В этот день мы уже больше никуда не пошли и отдыхали в квартире, а на завтра у нас был план осмотреть до вечера основные достопримечательности Владикавказа и уехать на поезде в Краснодар, но об этом я расскажу в следующем рассказе, который можно прочитать - здесь - "Путешествуем по югу России. Владикавказ - столица Осетии."
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия