Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 17:40
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Мцхета, Мцхета-Мтианети, Джвари — Грузия Июль 2024

26-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

25-й день путешествия — 30 июля 2024 года (вторник).

Предыдущий отчет о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — «Второй день в Тбилиси. Часть 3. От площади Свободы до храма Александра Невского.»

Наступил наш последний день в Грузии (22-й день в этой стране), с утра у меня был заказан трансфер во Владикавказ, а по дороге мы должны были посетить — монастырь Джвари и древний город Мцхету, которая до 11 века была столицей Грузии.

Трансфер мне стоил — 368 лари (137 долларов США), все бронировал по интернету.

В 08.00 утра к нашему Гостевому дому, подъехала наша Тойота, с тем же водителем, который доставил нас в прошлый раз из Владикавказа в Тбилиси. Мы загрузили наши чемоданы и отправились в последний маршрут по Грузии.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Первой остановкой стал монастырь ДЖВАРИ (Объект № 1 Всемирного наследия ЮНЕСКО в Грузии).

Монастырь находится на вершине Крестовой горы, около Мцхеты и ехать от Тбилиси всего около 15 минут. Машина осталась на стоянке, а мы начали подьем к монастырю, который фактически состоит из одного храма — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Монастырь Джвари — это шедевр грузинской храмовой архитектуры и безусловно всемирно известная достопримечательность страны.

Полное название этого священного места для Грузии — храм Мцхетского Джвари (Святого Креста).

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Храм был построен на том самом месте, где в начале 4 века, просветительница Грузии Святая Нино и царь христианин Мириан, воздвигли большой деревянный крест. Восьмигранный постамент этого креста до сих пор сохранен внутри церкви.

Храм был возведен в конце 6 века и относится к архитектурному типу тетраконха, осложненного дополнительными помещениями.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Мцхетский Джвари является первым грузинским храмом, в оформлении фасадов которого значительное место занимают рельефы, на них изображен царь и члены его семьи, а так же композиция Вознесения Креста.

Возле собора есть несколько впечатляющих смотровых площадок с эталонными видами на Военно-Грузинскую дорогу, на Мцхету и на слияние двух рек Арагви и Куры — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Именно вот этот вид с Крестовой горы (на нижнем фото) стал классическим. Он был увековечен в М. Ю. Лермонтовым в романтической поэме «Мцыри» — «там где сливаясь, шумят, Обнявшись будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.»

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Мы неспеша обошли всю территорию монастыря с разных сторон и посмотрели все его смотровые площадки и другие сооружения.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Внутрь самого собора мы не попали (он почему-то был закрыт), но приведу для наглядности фото из интернета (Википедии), вот так он выглядит внутри — это намоленное место, многими веками и впечатляет высокими сводами и крестом.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

И напоследок для наглядности — вид этого места с высоты птичьего полета — фото из интернета (Википедии).

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Мы съехали с Крестовой горы и отправились в Мцхету.

МЦХЕТА — это один из древнейших городов Грузии и был основан в 5 веке до нашей эры, а археологические раскопки, говорят о том, что поселение на этом стратегическом месте было уже во II тысячелетие до нашей эры.

Мцхета — была завоевана войсками Александра Македонского в 4 веке до нашей эры и в 1 веке до нашей эры — римскими войсками (полководцем Помпеем).

Начиная с 6 века и по натоящее время, Мцхета остается главным религиозным центром Грузии и до конца 18 века здесь короновали и хоронили большинство грузинских царей.

Мцхету в старых источниках называли вторым Иерусалимом и пропустить этот город, если вы оказались в Грузии, никак нельзя!

Сейчас в Мцхете — проживает около 8 тысяч жителей.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

В Мцхете мы в первую очередь приехали ко входу в старинный монастырь Самтавро, чьи храмы были внесены в 1994 году в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО — на фото.

На фото — Преображенский собор — внутри монастыря Самтавро, который является одним из двух больших средневековых соборов Мцхеты.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Возникновение Самтавро связано с главной святой Грузии — Святой Нино. Когда она появилась в Мцхете, то жила в шалаше в кустах ежевики. Место это называлось — ежевичник (по грузински — Маквловани).

После крещения царя Грузии — Мириана Третьего, и после постройки им главного собора Грузии в Мцхете — Светицховели, царь решил что слишком грешен, чтобы ходить в этот собор и быть в нем похороненным, поэтому решил построить другую церковь попроще.

Сначала была построена небольшая церковь у еживичного куста, а затем была построена и более крупная церковь, которая получила название «Верхней церкви», в которой впоследствии царь вместе с женой и был похоронен, а церковь стала называться — Преображенской.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

В 6 веке — Преображенский собор стал Кафедральным и в него была перенесена резиденция епископа. В дальнейшем храм неоднакратно разрушался, но сразу восстанавливался.

То, что видим сейчас — это перестройка храма в 11 веке при правления царя Грузии — Георгия Первого (1010 — 1027 года).

В 1283 году храм был поврежден сильным землетресением — был разрушен барабан и упал купол.

Храм сильно пострадал и при нашествии Тамерлана в 1397 году.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Преображенский собор по своей архитектуре — одноглавый, одноапсидный, крестово-купольный.

Заходим внутрь собора.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

В храме сохранился иконастас 15 века.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Есть росписи на барабане у копола собора-на фото

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

В храме находится много религиозных реликвий.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Есть саркофаг над могилами царя Святого Мириана Первого и его жены — царицы Наны. Внутри мозаика, изображающая царя и царицу.

Причем царица Нана приняла христианство ранее своего мужа, а царю чтобы он уверовал понадобилось даже солнечное затмение.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Царь Мириан скончался в 361 году (4 веке) и с тех пор собор известен в первую очередь, как место захоронения первого христианского царя в Грузии.

В храме так же сохранились такие святыни, как часть животворящего столпа, хранятся мощи святых Абибоса Некресского, Шио Мгвинского, чудотворная икона Святой Нино и чудотворная икона Иверской божией Матери.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

С 2012 года в храме находятся мощи Святого Гавриила Самтаврийского, для них в соборе построили специальную каменную сень в северо-западном пределе — на фото.

Святой Гавриил Самтаврийский — это не древний старец, а почти наш современник — Годердзи Васильевич Ургебадзе (1929 -1995 года жизни), он родился в Тбилиси, в 1955 году принял монашество под именем Гавриила.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

1 мая 1965 года во время Первомайской демонстрации, поджег огромный портрет Ленина, за что был избит. С 18 переломами был арестован за антисоветскую деятельность и был направлен в психиатрическую больницу.

В 1971 году стал духовником этого монастыря и стал очень популярным в Грузии. В 1995 году был похоронен у стен собора и его могила стала объектом паломничества. В декабре 2012 года был канонизирован как Святой, а мощи перенесены в собор — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Монастырь в Самтавро был основан в 1820 году, администрацией Российской империи, как Женский монастырь во имя равноапостольной Нины.

Монастырь закрыли в 1930 году, но храм продолжал действовать, а монастырь открыли снова в 1989 году.

Рядом с Преображенским собором находится малая церковь Святой Нины (Макловани) — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Эта часовня — является самым древним христианским храмом Грузии (возведена в 4 веке).

Для многих христиан Святая Нино имеет огромное значение, именно с ней связывают крещение не только Грузии, но и Армении в 4 веке, а первые посвященные ей храмы появились именно здесь — в Мцхете.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Святая Нино родилась в 280 году на территории Каппадокии (в центре современной Турции), тогда это была окраина Римской империи. С 303 года император Диоклетиан начал преследование христиан. С некоторыми другими верующими Нино бежала на север — в Иберию (Грузию).

Появление Нино в Мцхете (город тогда был столицей Грузии) сначала не привлекло внимание властей, она поселилась за городом в доме у царского садовника, от него о Нино узнала царица Нана, супруга царя Мириана Третьего. По преданию Нино удалось исцелить царицу от тяжелой болезни, после чего царица стала христианкой.
Как я уже рассказал выше, царь не желал христианства, пока на охоте, случилось затмение и тогда царь обратился к богу о котором говорила Святая Нино и тьма рассеялась.

Царь принял христианство и сделал в 324 году Грузию христианской страной. Миссия Святой Нино здесь в Грузии была исполнена и она ушла проповедавать христианство в других землях Закавказья — умерев в 335 году, но еще при ее жизни, были построены три храма в Мцхете, из которых до нашего времени сохранился самый маленький — Часовня Святой Нино (Маквловани) — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Каменное строение лишено архитектруных изысков. Есть лишь небольшое маленькое окно, похожее на бойницу.

Рядом с собором — икона Святой Нино, как раз над кустом ежевичника — на фото.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

На территории моснастыря есть еще средневековая колокольня (13 века) — на фото.

А так же древнее кладбище с могилами, которым много веков.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Монастырь открыт для посещения — ежедневно, с 08.00. — 20.00. Вход свободный и бесплатный.

После осмотра этого монастыря, снова сели в машину и приехали на стоянку, где дальше уже пошли пешком.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Пройдя по старинным улочкам Мцхеты, мы достаточно быстро вышли к ее Кафедральному собору.

Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета

Кафедральный собор, спрятался за крепостными стенами, мы направились к главному входу, чтобы увидеть одну из главных достопримечательностей Грузии — Кафедральный собор Светисховели, но обэтом я расскажу, в следующем рассказе, - здесь - " Последний штрих к Грузии - древняя столица Мцхета и Военно-Грузинская дорога."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта
  14. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. Часть 2. От храма Баграта до Исторического музея
  15. Путешествуем по Грузии. Наш курортный отдых в Батуми в июле 2024 года
  16. Знакомимся с Батуми. Прогулки по его колоритному Старому городу
  17. Знакомимся с Батуми. Прогулки по центральным площадям города
  18. Знакомимся с Батуми и осматриваем городские храмы и музеи
  19. Знакомимся с Батуми. От гостиницы Шератон и парка Шестого Мая до озера Ардагани
  20. Знакомимся с Батуми. От озера Ардагани и комплекса Орби до стадиона Батуми
  21. Возле Батуми — курорты Уреки, Сарпи и Квариати
  22. Последние дни в Батуми — от Ботанического сада до храма Святой Троицы на горе Самеба
  23. Второй день в Тбилиси. Часть 1. От Кафедрального собора Цминда Самеба до крепости Нарикала
  24. Второй день в Тбилиси. Часть 2. От статуи "Мать Картли" до Вознесенского собора
  25. Второй день в Тбилиси. Часть 3. От площади Свободы до храма Александра Невского.
  26. Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета
  27. Последний штрих к Грузии: древняя столица Мцхета и Военно-Грузинская дорога

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.