Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 17:17
Посетил новую страну, о которой мечтал 20 лет. Скоро начну писать отчет.

Сибай, Оренбургская область, Магнитогорск — Россия Июль 2024

Наступил третий день автомобильного путешествия по городам южного Урала. Первый день я провёл в Уфе, второй потратил на достопримечательности по дороге в Оренбург Южно-Уральский автовояж, день 2 — Голубое озеро, шиханы и медеплавильный завод

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Рано утром, перед завтраком я ещё раз пробежался по центральной части Оренбурга. Южно-Уральский автовояж, день 2 — Оренбург

В завершение знакомства с Оренбургом я заехал сфотографировать самый первый в России знак, обозначающий границу между Европой и Азией. Дорога к нему, конечно, красивая, но убитая. Надеюсь, это скоро исправят. Всё же это в черте города.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Обелиск представляет собой квадратную колонну высотой около 15 метров, установленную на постаменте и увенчанную шаром из нержавеющего сплава, который символизирует Землю. С разных сторон памятника написаны границы.

Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г. И. Наумкина. На сегодняшний день это всего лишь символический знак, а также некое проявление уважения к картографам XVII века.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Прощаемся с городом. Жаль, изначальным планам не было возможности осуществиться. Я хотел из Оренбурга проехать через Соль-Илецк, затем пересечь границу Казахстана, посетить город Актобе и в тот же день добраться до Орска.

Но, прокатная контора запретила покидать пределы РФ, да и весенние, масштабные затопления в районе Орска могли помешать мом логистическим планам попасть в Магнитогорск. Так что я выбрал другую дорогу.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Но прежде, чем выдвинуться в сторону Магнитогорска, я решил заехать в одну природную достопримечательность Оренбургской области. Правда такой вид заставил меня вначале немного поволноваться. Машина чужая и неизвестно ведь что дальше, вдруг ямы или глубокая колея.

Несколько километров и я благополучно на месте. Называется оно Букобайские яры.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Любителям геологических объектов данный памятник природы точно понравится.

Букобайские яры — уникальный геолого-геоморфологический памятник природы, расположенный в Соль-Илецком районе Оренбургской области на правом берегу реки Букобайка. Здесь степная полоса граничит с удивительными скальниками шаровидной формы.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

С виду Букобайские яры напоминают огромные грибы, а диаметр шляпок достигает от 50 до 90 см. Древний природный ансамбль занимает площадь около 136 га. Возраст Букобайские яров насчитывает около 201 млн лет.

Округлые формы песчаники получили в результате выветривания. Поверхность огромных шаров покрывают узоры в виде множества витиеватых полос.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Букобайские яры состоят из отложений времен Мезозойской эры. В особо крепких стяжениях, где в песчанике присутствует прочный цемент, были обнаружены кости позвоночных и остатки растений, благодаря находке которых определили возраст породы.

На принадлежность к Мезозойской эре указывают также кристаллы барита. Но, в первую очередь, археологическая ценность места заключается в том, что кости, найденные в песчанике, принадлежат мастодонзаврам — древним позвоночным.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Это животное представляет собой крепкого ящера, похожего на крокодила, которое обитало здесь в те времена, когда степь была покрыта водами Мирового океана.

Объект Букобайские яры был замечен международным журналом National Geographic. Теперь это особо охраняемая территория. А местные ученые назвали яр лучшим в Южном Предуралье разрезом отложений триаса.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Геологи продолжают изучать объект, поскольку здесь можно наблюдать расхождение блоков горных пород на 10–14 метров.

Через несколько минут после моего появления сюда подъехал местный пастух, пообщаться и заодно прокатить на лошади за небольшую плату туристов. Перед отъездом сюда потянулись и другие любители геологических красот.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Собеседник, кстати, оказался интересный. Поведал много историй, и я ему рассказал про несколько своих путешествий.

После яров набираю в навигаторе Магнитогорск. Показывает 470 километров. Выезжаю в дальний путь. Хотелось бы успеть добраться до отеля к закату.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Первая остановка в крупном посёлке городского типа Саракташ. Основан в 1913 году. Население около 19 тысяч человек.

Здесь моё внимание привлекла вот такая необычная картина. В одном кадре танк, самолёт и храм. Я решил поближе всё это рассмотреть.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Главной достопримечательностью Саракташа является один из крупнейших в России храмовых комплексов — Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия. Подобных ему нет не то что в областной столице, но и на всем Урале.

Началось все с общины верующих, зарегистрированной в поселке в 1943 году. Спустя три года местные жители, входящие в православную общину, подали прошение об открытии молитвенного дома, и уже на следующий год им была выдана земля под строительство храма.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

К сожалению, на сегодняшний день на территории обители не осталось ни одного исторического здания — даже первоначальную церковь в связи с ее ветхостью пришлось демонтировать. Произошло это в 2001 году, тогда же был заложен первый камень нового храма.

Здание новостроя является уменьшенной копией Казанского кафедрального собора, разрушенного в Оренбурге в 30-х годах XX века. В 2005 году здесь был установлен самый большой колокол Оренбургской епархии.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Недалеко от Обители находится ещё одна удивительная достопримечательность поселка — кафе-мороженное, открытое в настоящем самолете Ту-134.

Едем дальше. Покидаем Оренбургскую область и снова въезжаем в Башкортостан. Первый населённый пункт Аютово.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Проезжаю живописное облако и село Исянгулово. Первое упоминание 1802 год.

Совсем скоро еду по небольшому участку дороги называемому Семиколенка.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Раньше тут было сложно проехать по семи холмам. Потом при строительстве дороги их выровняли, но красивые виды по сторонам от трассы остались.

Доезжаю до села Зилаир и сворачиваю на Магнитогорск. Остаётся ещё 200 километров.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Очередной населённый пункт Башкирии по дороге — город Баймак. В 1870-х годах в связи с разработками россыпных месторождений золота на реке Таналык здесь поселились русские и возникло село Баймак. В 1884 году в Баймаке проживало 100 человек при 17 дворах.

В 1917 году в Баймаке уже насчитывалось 2508 человек и 485 дворов. Сегодня население небольшого городка 18 тысяч человек.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Финальный город Башкирии — Сибай. Промышленный, культурный и образовательный центр Башкирского Зауралья. Население 57 тысяч человек.

Эх, видели бы как я расстроился из-за этого города, точно пожалели меня. Это случилось на следующий день, когда я был далеко отсюда. Полез посмотреть в свой список достопримечательностей и увидел, что я совершенно забыл, про Сибайский карьер. Вылетело из головы, когда катался по городу.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Как это случилось, до сих пор не пойму. Наверное от усталости и смены большо кол-ва населённых пунктов и картинок в пути. Причём в Сибае я ведь фотографировал всё подряд. Разные насыпи, карьеры.

Поехал даже по убитой дороге, чтобы случайно увидеть такие кислотные пейзажи.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Наверняка карьер был от меня на расстоянии не более сотни метров. Скорее всего вот он перед въездом в город.

Я, конечно, не знал, можно увидеть этот самый карьер вблизи или нет, но попробовать стоило бы. Сибайский карьер — один из самых глубоких в мире. Его глубина — более 500 метров, а диаметр карьера — 2 километра.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Кстати, несмотря на промышленную деятельность, Сибай наряду с Межгорьем, признан самым чистым городом Республики Башкортостан.

Прощаюсь с Башкирией и радостно въезжаю в новый для меня субъект России. Стела простенькая, но и дорога не самая популярная и главная.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

А вот и Магнитогорск. Успеваю приехать до наступления темноты. Летом, конечно, удобнее путешествовать на машине, световой день длинный.

Мало того, я даже прибыл сюда до наступления заката. Поэтому сразу отправился не в отель, а вот в одно замечательное место. Поднимаюсь вверх.

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Это смотровая площадка на горе Магнитная. Отсюда открывается вид на часть Магнитогорска, точнее на рабочую окраину.

Гора Магнитная фактически представляет собой группу гор Атач, Дальняя, Узянка она же Магнитная, Ежовка, Берёзовая. Площадь примерно 25 км².

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Расположена Магнитная в полосе осадочных (известняки, песчаники) и эффузивных толщ нижнекаменноугольного возраста, прорванных гранитами, диабазами и другими изверженными породами. На контакте осадочных и изверженных пород образовалось крупное месторождение магнитного железняка.

15 мая 1971 года, в ознаменование 40-летия со дня добычи из Магнитогорского рудника первой тонны руды (450 млн тонн), на вершине горы Магнитной (Узянки) открыт монумент «40-летию рудника».

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

Красивое завершение сегодняшнего маршрута. Пора ехать заселяться в отель и отдыхать перед не менее тяжёлым следующим днём и дальним переездом.

На этом сегодняшний день подошёл к концу. Завтра продолжим знакомится с Магнитогорском…

Южно-Уральский автовояж, день 3 — Букобайские яры и переезд в Магнитогорск

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.