Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 17:40
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Тбилиси — Грузия Июль 2024

25-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по югу России.

24-й день путешествия — 29 июля 2024 года.

Предыдущий отчет о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — «Второй день в Тбилиси. От статуи „Мать Картли“ до Вознесенского собора.»

В прошлом рассказе, мы остановились у католической базилики Вознесения Богородицы (на фото), здесь мы немного отдохнули посидев внутри церкви в тишине и в прохладе, а затем продолжили наш путь по столице Грузии.

Второй день в Тбилиси. Часть 3.  От площади Свободы до храма Александра Невского.

Всего в 100 метрах от собора расположилась одна из главных городских площадей Тбилиси — это площадь Свободы — на фото.

Мы вышли на площадь с улицы Котэ Абхази и здесь на западной стороне площади — сразу увидели отель Marriott (на верхнем фото), а слева (на южной чати площади) — одно из самых старых зданий этой площади — Здание городского правления (1840 года), в 1878 году перестроенное в мавританском стиле (на нижнем фото).

Площадь возникла здесь еще в средневековье, у главного въезда в Тбилиси, у Коджорских ворот, это к ним из Старого города и вела улица Котэ Абхази, а с другой стороны — теперешний проспект Руставели. В то время возле ворот на месте этой площади были сплошные караван-сараи, а после присоединения Грузии к Российской империи, в самом начале проспекта Руставели, появилось первое солидное здание в 1822 году — штаб Кавказкого корпуса, а площадь стали называть Штабной.

В 1827 году в связи со взятием крепости Эривань русским генералом Паскевичем — площадь, стала Паскевич -Эриваньской. В 1851 году здесь было построено огромное здание, в одной части находился Караван-сарай (в виде Торговых рядов), а во второй части был красивый театр имени Грибоедова, которым успел восхититься в 1858 году Александр Дюма, но уже в 1875 году — все этого сгорело дотла и денег на восстановление у города не было.

В 1934 году на месте снесенного театра и Караван — Сарая, Берия устроил площадь с круговой авторазвязкой, которую видим и сейчас. Площадь была названа в честь Берии, после 1954 года — это уже площадь Ленина, с банальным памятником Ленину в центре.

В ноябре 2006 года на месте памятника Ленина, который был сброшен бульдозером в 1991 году, была открыта созданная Зурабом Церетели статуя Георгия Победоносца, или памятник Свободы — монумент на котором изображен Святой Георгий, убивающий дракона.

Позолоченную скульптуру установили на 30-метровой колонне — на фото.

От площади Свободы берут начало семь улиц в Тбилиси, но главным проспектом города по праву считается — проспект Шоты Руставели, по которому мы и отправились гулять и знакомиться с его архитектурой, но сначала перейдем его на несколько минут и заглянем в Пушкинский сквер, который находится у северной части площади Свободы.

Пушкинский сквер был заложен в 1885 году, а в 1892 году — здесь был открыт памятник Пушкину — на фото, который несмотря на все политические вихри последних десятилетий, так же и стоит на этом месте.

Снова возвращаемся на проспект Руставели и начинаем с самого начала — от здания Штаба Кавказкого корпуса (1822 года) — на нижнем фото видно лишь его последняя часть, а далее за ним — построенный в 2017 году (на месте бывшего главного Советского универмага Тбилиси) — Торговый центр «Галерея Тбилиси».

Торговый центр открыт с 10.00 — 22.00. Здесь же и вход в станцию метро «Площадь Свободы»

Через дорогу напротив Торгового центра — жилой 120 — метровый в длину дом (1937 года), выходящий торцом на площадь Свободы и сквер Пушкина, а следом за ним еще на сотню метров тянется Национальный музей (1913 — 1930 года постройки) — на фото.

Сам проспект достаточно зеленый и нам высажены платаны и другие деревья.

Следующее здание — Воронцовский Дворец (1844 -1847), принявший нынешний вид в 1867 году. В 1844 году военное правление установленное Российской империей в Грузии сменилось гражданским Кавказким наместничеством и первым главой стал граф Михаил Воронцов, который до этого благоустроил Крым и Новороссию.

И здесь, при нем расцвела Грузия, и вместе с заводами, музеями и театрами, граф не обидел и себя дворцом — на фото.

Во дворец теперь можно попасть, но этот день был понедельником (это день выходной в музеях) и поэтому в музеи мы не заходили

Дальше лежала Гунибская площадь, на ней до 1930 года высился огромного размера Кавказкий военный собор Александра Невского в византийском стиле, снесенный большевиками.

Теперь же на этом месте Парламент (1946–1953 года постройки), это огромное здание с многочисленными арками — на фото.

Здесь мы должны были завернуть налево в переулок и подняться к фуникулеру, чтобы посетить гору Мцатминду, чтобы посеть парк и Пантеон, но дети уже устали и мы не пошли, а продолжили путь по проспекту.

Напротив через дорогу на другой стороне проспекта, построенный в 2018 году — Грузинский музей изобразительных искусств — на фото

А следущее здание от музея — церковь Кашвети, она же и церковь Святого Георгия — на фото.

Кашвети, дословно «камнерождение» и восходит к легенде о святом Давиде Гареджийском, которого некая женщина лживо обвинила в своей внебрачной беременности, а потом здесь и родила — камень.

Предыдущий храм был небольшой и стоял на этом месте с 1753 года.

Нынешний собор был построен в 1904–1910 годах на деньги грузинских промышленников, во главе с коньячным королем Давидом Сараджишвили.

Построил храм немец на русской службе Леопольд Бельфельд и это пожалуй ярчайший в Грузии образец архитектуры национального возрождения.

Храм представляет точную копию образцового храма «золотого века Грузии» — собора Самтависи (11 века), о котором я рассказывал в предыдущих отчетах.

Считается, что с этого храма начался период в грузинской архитектуре, который характеризуется как эпоха неогрузинского стиля.

Заходим в Верхнюю церковь — здесь стоит обратить внимание на росписи собора, которые сделал известный грузинский живописец Ладо Гудиашвили — на фото.

Гудиашвили делая росписи в 1946 году, или не смог уложиться в каноны иконографии, или вообще решил, что каноны ему не преграда. В итоги росписи вышли не очень одухотворенными, зато очень чуствительными.

Художник расписал только алтарную часть — это фигура Богоматери вверху, и сцену тайной Вечери — внизу, ангел на правой стороне и женская фигура на левой стороне. Росписи красивые, очень художественные, но слишком для церкви модернисткие.

Этими росписями осталась недовольно, как церковь (но она не стала их менять), так и советское руководство Грузии — художник был исключен из партии и уволен из Академии художеств.

В Нижней церкви находятся усыпальница, с множеством знатных могил, в том числе Багратидов.

Церковь открыта для посещения — ежедневно с 09.00 — 19.00.

Через дорогу от церкви Кашвети, находится 1-я Мужская гимназия, построенная в 1827 -1832 годах.

Перед ней, памятник установленный в 1957 году — мыслителям и патриотам Грузии начала 20 века — Ильи Чавчавадзе и Акакию Церетели — на фото.

На другой стороне проспекта, после церкви Кашвети — Голубая галерея — на фото.

Она строилась на опушке первого в городе Александровского сада (1859 года), нынешнего парка 9-го Апреля, как Храм Славы и выставка военных побед Российской империи.

С 1920 года — здесь художественная галерея, примечательная крупнейшим собранием самого известного художника Грузия — Пиросмани. Вход из парка, через Новый фасад, но как я уже отметил — был понедельник, а значит — выходной день.

На нижнем фото — видим закругленный фасад здания «Тбилиси Марриотт», построенного в 1915 году, тогда назывался «Мажестик» и построил его нефтяной магнат Арамянц, который хотел сделать его лучшим в Европе.

В 1991 году здесь мятежниками был устроен и находился Антипарламент и в ходе боев гостиница сильно пострадала и выгорела дотла, восстановили ее через десять лет после уличных боев.

Отсюда примерно и начинается «имперский» участок проспекта, который сохранился таким каким он был в конце Российской империи в 1917 году.

До 1918 года проспект Руставели назывался сначала Головинским (в честь губернатора), а затем Дворцовым.

Проспект Руставели — часто называют тбилисским Невским, в том числе и за имперскую архитектуру.

На нижнем фото — здание бывшего Офицерского собрания (1916 года) — на первом этаже кафе «Ладья Аргонавтов», действующее с 1918 года, а внутри еще и роскошный интерьеры Якова Николадзе.

Длина всего проспекта — 1,5 километра.

На нижнем фото — красивое длинное здание Грузинского театра имени Руставели (1989 -1902 года), ранее Питоевский театр Артистического общества.

Там внутри потрясающие интерьеры — как колосального «Венского зала», так и кафе «Химериони»

На проспекте множество малой городской архитектуры, в том числе и трогательные скульптурки Левана Бурджиашвили (2008 года)

Напротив гостиницы «Метрополь»(1906 года), на другой стороне проспекта — находится одно из самых эффектных зданий дореволюционного Тбилиси.

Грузинский Оперный театр имени Захария Палиашвили (постройки 1880–1896 года, в то время Казенный театр) вытянулся почти на сотню метров в глубину и был одним из крупнейших театров в Российской империи.

С одной стороны театра — пять вращающихся скульптур балерин.

А с другой фонтан, где порезвились дети и памятник Закарии Палиашвили, грузинскому композитору начала 20 века — на фото.

А следующим зданием от театра — будет бывший Кадетский корпус (1909 года), при Совеской власти — жилой дом, в 2007 году выкуплен самым изветным скульптором Грузии — Зурабом Церетели, который после реконструкции организовал здесь собственный музей своего творчества — на фото.

После этого проспект, снова меняет амплуа и на месте закрытых кабаков, по которым скитался в свое время Горький, делается все более Советским.

И в первую очередь выделяется здание, бывшего Института Марксизма-Ленинизма (1933–1938 года, архитектор Щусев) — на фото.

Его хотели снести при Саакашвили, но что то пошло не так и 130 метровую башню гостиницы отеля Билтмор (2017 года), разместили все-таки во внутренеем дворе бывшего института -на фото.

Здесь проспект как бы раздваивается и правой стороной выходит на площадь Революции Роз (на фото) с гостиницей Рэдиссон

Почти весь остаток проспекта, занимает огромный доходный дом Александра Мелик-Арамянца (1913–1915 года постройки) -на фото.

Финальный аккорд проспекта, соседняя от доходного дома, Академия Наук, построенная в сталинском стиле в 1949–1953 годах — на фото.

В высокой аркаде теперь расположился небольшой рынок, по продаже в основном сувенирной продукции.

И вот и финиш проспекта, который символично упирается в памятник Шоте Руставели (1938 года) — на фото.

Это одно из самых людных и солнечных мест Тбилиси, и здесь же за памятником вход в метро на станцию с тем же названием — на фото.

Дети больше никуда идти не захотели и мы спустились в метро, проехали всего одну остановку и вышли на станции метро Марджанишвили и поднявшись направились по одноименной улице к своей гостинице пешочком.

Последним собором, который мы увидели в Тбилиси, по пути к нашеме гостевому дому — стал храм Святого Александра Невского — на улице Ивана Джавахишвили, 69.

В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых здесь возвели небольшую часовню — на фото.

Церковь Святого Александра Невского, это православная церковь находящаяся в юрисдикции Грузинской православной церкви, была построена в 1864 году на пожертвования верующих.

Над центральным входом установлена икона Святого Александра Невского — на фото.

Собор называется «русской церковью», так как является одной из двух церквей в Тбилиси, где богослужение осуществляется на церковнославянском языке.

Внутри храм небольшой — запомнилась икона Алескандра Невского, которая оберегает от видимых и невидимых врагов — на фото.

Так завершился наш день в Тбилиси. Завтра мы покидаем Грузию, но у нас еще оставались планы на Джвари и Мцхету, которые никак нельзя пропустить, если вы оказались в Грузии, но об этом я расскажу в следующем рассказе, который можно прочитать  - здесь - " Последний день в Грузии. Монастырь Джвари и древняя столица Мцхета."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта
  14. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. Часть 2. От храма Баграта до Исторического музея
  15. Путешествуем по Грузии. Наш курортный отдых в Батуми в июле 2024 года
  16. Знакомимся с Батуми. Прогулки по его колоритному Старому городу
  17. Знакомимся с Батуми. Прогулки по центральным площадям города
  18. Знакомимся с Батуми и осматриваем городские храмы и музеи
  19. Знакомимся с Батуми. От гостиницы Шератон и парка Шестого Мая до озера Ардагани
  20. Знакомимся с Батуми. От озера Ардагани и комплекса Орби до стадиона Батуми
  21. Возле Батуми — курорты Уреки, Сарпи и Квариати
  22. Последние дни в Батуми — от Ботанического сада до храма Святой Троицы на горе Самеба
  23. Второй день в Тбилиси. Часть 1. От Кафедрального собора Цминда Самеба до крепости Нарикала
  24. Второй день в Тбилиси. Часть 2. От статуи "Мать Картли" до Вознесенского собора
  25. Второй день в Тбилиси. Часть 3. От площади Свободы до храма Александра Невского.
  26. Последний день в Грузии: монастырь Джвари и древняя столица Мцхета
  27. Последний штрих к Грузии: древняя столица Мцхета и Военно-Грузинская дорога

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.