Этим летом обстоятельства сложились так, что наше путешествие на Домбай пришлось уложить в три дня, плюс два дня ушло на дорогу из Москвы и обратно. Наша команда состояла из двух энергичных подростков и их папы.
Этим летом обстоятельства сложились так, что наше путешествие на Домбай пришлось уложить в три дня, плюс два дня ушло на дорогу из Москвы и обратно. Наша команда состояла из двух энергичных подростков и их папы.
Несмотря на чрезвычайную краткость этого путешествия, оно оставило неизгладимые впечатления у всех участников.
Хотелось бы надеяться, что эти заметки будут полезны, тем кто хочет получить максимум от короткого летнего/осеннего отдыха на Домбае.
Домбай — это прежде всего зимний горнолыжный курорт, но и летом любители активного отдыха не будут разочарованы. Летом и осенью можно любоваться величественными панорамами Большого Кавказского хребта, чистыми горными реками и водопадами, продвигаясь к ним по тропам, идущим через заповедные леса и альпийские луга. В окрестностях Домбая есть несколько великолепных пешеходных маршрутов, нетрудных для людей в средней физической форме. Однако лучше заранее распланировать свое путешествие с учетом особенностей этих маршрутов, а также местной системы регулирования и туристического сервиса.
Поселок Домбай расположен в месте, где сходятся четыре горные долины — с севера, с запада, с востока и с юга. С севера к нему идет автомобильная дорога из Теберды, а в три другие стороны идут грунтовые дороги вдоль речных долин, переходящие в пешеходные тропы. Эти дороги перекрываются кордонами Тебердинского заповедника, на которых берут плату за вход (200 рублей с человека) и, кроме того, требуют заключить по всей форме «Договор о реализации туристского продукта с заповедником» (сей бюрократизм на горной тропе выглядит особенно абсурдно).
Попасть в заповедник без договора можно, если придти до открытия пропускных пунктов (обычно они открываются в 8 часов утра), но есть риск, что договор и паспорт потом попросят предъявить пограничники, КПП которых находятся через несколько сотен метров после кордонов заповедника (сразу за Домбаем начинается погранзона, за перевалами БКХ находится Абхазия).
Строгость российских законов, впрочем, смягчается необязательностью их исполнения. Пограничники нам ни разу не встретились, их КПП, покрытые маскировочной сеткой, мы каждый раз миновали беспрепятственно (хотя, судя по отзывам, не всем так везет). Также хорошо то, что договор с заповедником может быть составлен сразу на несколько дней, что, по словам сотрудницы кордона, избавляет от необходимости платить за каждый вход в заповедник, а также дает возможность проходить до открытия кордона (мы этой возможностью не успели воспользоваться).
Летом на Домбае туристов меньше чем зимой, но все же немало. Начиная с 10–11 утра маршруты заполняются пешими туристами, которых обгоняют туристы на джипах (в основном УАЗах), обдавая пешеходов белой тонкой пылью. Джипами и их бородатыми водителями уставлена вся Кабардинская улица — главная улица поселка. Также весь поселок увешан рекламой из услуг.
После личного опыта поездки на джипе я не стал бы рекомендовать их на маршрутах без асфальтовых дорог. Домбайские грунтовки покрыты ямами и крупными булыжниками, иногда это просто каменные насыпи. Джип едет по ним медленно, шумит, пылит, его сильно трясет и качает, основное занятие пассажира — держаться за все, что можно, чтобы не свалиться с сиденья. В целом удовольствие ниже среднего, единственный плюс, что быстрее доезжаешь до точки, откуда начинается чисто пешеходный маршрут в горы или к водопадам.
Теперь собственно об основных маршрутах. Из поселка можно двинуться в четыре стороны света, а также вверх.
Маршрут м1.
Вверх, на гору Мусса-Ачитара ведет мощная канатная дорога, которая начинается в центре поселка, на Карачаевской улице, и состоит из трех ступеней. Первая ступень поднимает с 1600 метров на высоту 2277 метров, вторая на где-то на 2600, и третья примерно на 2800 (цифры по памяти). После третьей станции можно подняться пешком еще выше, на вершину (3012).
Вокруг станций канатки ведется активная торговля сувенирами и изделиями местных промыслов, вроде папах, шкур, вязаных носков, ножей и т. д. Цены примерно такие же, как внизу в поселке. Также возле каждом станции есть по несколько кафе, некоторые с очень красивым видом. Собственно ради потрясающих видов окружающих Домбай гор и долин и поднимаются туристы на канатку летом. Удовольствие это не дешевое, 2000 рублей за два этапа подъема (2500 за три, но вместо третьего мы пошли пешком), но оно того стоит. Во все стороны света — красота неописуемая. Кроме того, обзор с вершины позволяет лучше понять домбайскую топографию — где какие реки и вершины, что поможет потом ориентироваться на маршрутах. Поэтому без сомнения — начинать пребывание на Домбае с подьема на канатке — это хорошая идея.
После третьей станции канатной дороги можно подняться пешком еще метров на 200, на самую вершину горы Мусса-Ачитура (3012 м). С нее открывается круговая панорама на все стороны света, включая на гору Домбай-Ульген на востоке (самая высокая гора Западного Кавказа), долину реки Домбай-Ульген на юге и долину реки Гонахчир на севере.
Если средства позволяют, на Домбай и окрестности можно посмотреть сверху еще и с вертолета.
Маршрут м2. К водопадам Суфруджу (около 3 км в одну сторону по горной тропе)
Маршрут на ЮГ идет вверх по течению реки Аманауз, к ледникам и водопадам горы Суфруджу. Это достаточно трудный маршрут, большей частью вверх-вниз по заросшей лесом горной долине, по лесной тропе с крупными камнями. Если не останавливаться, то до конечной цели — Суфруджинских водопадов, можно дойти часа за полтора-два, и немного быстрее назад. Красивые виды на долину и ледники открываются только в конце пути, в основном же вокруг тропы высокие деревья и кусты.
Однако преимущественно лесной характер маршрута является его достоинством в жаркий летний день, когда лесная тень закрывает от солнца, а от холодной реки в ущелье веет прохладой.
Суфруджинских водопадов два, первый — высокий, но не многоводный, второй же гораздо более мощный. По дороге к ним есть еще небольшой водопад справа (если смотреть от поселка), на который тоже можно сходить, поднявшись вдоль ручья и даже искупаться в нем.
Для тех, кто не хочет или не может идти 3–4 часа, на маршруте предусмотрена промежуточная точка, после которой с чувством достигнутой цели можно повернуть назад. Это водопад Чертова мельница, до которого меньше часа ходьбы. Еще одним преимуществом южного направления является то, что кордон Тебердинского заповедника находится там у самого начала тропы, рядом с поселком, а не в 1,5–2 километрах, как на других маршрутах. Это удобно чтобы сразу оформить договор, которым можно пользоваться потом везде в заповеднике.
Более подробное описание похода к Суфруджинским водопадам можно посмотреть в рассказе Juliette17 "В злой пасти Домбая" https://www.tourister.ru/responses/id_38504
Два следующих маршрута — на Запад и на Восток, гораздо более живописные на всем своем протяжении и менее требовательные к физической форме.
Маршрут м3. К Алибекскому водопаду (примерно 6 км в одну сторону)
На Запад дорога идет вдоль реки Алибек. Начинается этот маршрут в конце Карачаевской улицы. Грунтово-каменная дорога идет по лесу, из которого открываются великолепные виды на острые вершины гор Белaлакая и Кап. Первая гора хорошо видна из поселка и напоминает гору Маттерхорн в Швейцарии.
Примерно через 1,5 километра от старта расположен кордон заповедника, где надо предъявить договор или заключить его. Немного в стороне от кордона, в лесу, находится кладбище погибших альпинистов. Далее дорога ведет к месту бывшего альплагеря Алибек (еще 2,5 км), известному в частности тем, что там в 1961 году Юрием Визбором была написана песня Домбайский вальс. Это здание не сохранилось, вместо него там теперь несколько гостиниц и кафе. В этом месте доступ для джипов заканчивается и все туристы идут пешком по открытому пространству вдоль альпийских лугов и кустарника. Долина постепенно сужается, и слева открывается вид на Алибекский ледник и гору Эрцог.
Пройдя примерно километр, вы приходите на КПП пограничников, после которого влево в лес вниз уходит тропа, ведущая к водопаду. Лесная тропа хорошо оборудована мостиками и указателями, крутых спусков и подъемов на ней нет, так что особого труда она не представляет. Алибекский водопад красив, особенно в обрамлении скал и ледников. Там можно сделать привал, охладив уставшие ноги в ледяной воде прежде чем двигаться назад.
По пути назад перед вами будут открываться в обратном порядке те же великолепные горные виды.
Это невероятно живописный маршрут, который по описаниям обычно занимает 4–5 часов, если проходить его весь пешком. Мы проехали большую его часть на электрических байках, что по-моему, было ошибкой, поскольку нужно было постоянно смотреть на дорогу, чтобы не угодить в дорожную яму или на булыжник. Созерцать окружающие пейзажи не было возможности. Кроме того, не было ощущения, что все наше время в нашем распоряжении, поскольку у альплагеря нас ждал назад инструктор-владелец электробайков. Впрочем, у ребят другое мнение, им катание очень понравилось.
Судя по описаниям, от Алибекского водопада можно продолжить путешествие до Турьего озера, пройдя мимо Алибекского ледника. Об этом также есть подробный рассказ у Julliet17: "Алибек - ледник и водопад" https://www.tourister.ru/responses/id_38470
Маршрут м4. К Чучхурским водопадам (около 6–7 км в одну сторону)
Маршрут на Восток ведет к Чучхурским водопадам по долине реки Домбай-Ульген. Он начинается в центре города на Карачаевской улице, недалеко от подьемника большой канатной дороги, напротив магазина Пятерочка. В описаниях 2015–2020 годов упоминалась возможность первую часть маршрута проехать на старой кресельной канатке, но этим летом она была закрыта, и вид у нее был заброшенный. От Карачаевской улицы сначала круто вверх ведет дорога, сделанная из бетонных плит, затем она сменяется каменно-грунтовой дорогой.
Примерно через полчаса ходьбы по дороге в лесу (около 2 км) вы выходите на кордон заповедника (200 рублей, договор, если не сделали это раньше). Еще через минут 10–15 будет КПП пограничников, оборудованный как дот. Сразу после КПП открывается красивый вид на водопад Джугутурлючат, который виден на другой стороне долины. Дорога идет то в лесу, то лес сменяется лугами — первый раз на так называемой Поляне ЛИИ, второй раз на Русской поляне. Примерно через километр от кордона лес кончается и дорога подходит к месту, где река Домбай-Ульген широко разливается по галечному руслу.
Вокруг невероятные виды на долину, горы, ледники и стекающие с них ручьи.
По этой долине можно идти примерно час (еще 3 км), и затем дорога раздваивается, налево она уходит к Чучхурским водопадам, направо на Птышский перевал. У подножия Чучхурских водопадов расположена стоянка джипов, которые привозят туристов из поселка. Оттуда надо карабкаться вверх, вдоль водопадов по лесу, по довольно крутой каменно-земляной тропе (лучше не делать это в дождливый день). Можно помогать себе хватаясь за ветви и корни горных берез. Тропа проходит среди деревьев и кустов, временами с нее есть выходы к обзорным площадочкам, с которых открывается вид на отдельные участки горного потока, который низвергается ступеньками примерно с 300-метровой (?) высоты. Также в паре мест открывается замечательный вид назад, на широкую долину Домбай-Ульгена, по которой вдоль реки вьется дорога из поселка.
Чтобы попасть на самую хорошую обзорную точку верхней части водопада надо спуститься с тропы вниз метров на пять на площадку по крутому спуску над обрывом. Тут желательна страховка веревкой, и в одиночку я не рискнул это делать.
Для тех, кто выбирает доставку на джипах, необходимость долгой ходьбы на этом маршруте сведена к минимуму. Однако карабкаться вверх вдоль водопада — достаточно утомительно, особенно если поставить цель добраться до его самой верхней точки. Впрочем, формально сделать это нельзя, поскольку наверху висит табличка, запрещающая проход. За табличкой видна натоптанная тропка, по которой я поднялся еще метров на 50 вверх, но ничего интересного не увидел. Из-за недостатка времени мне пришлось оставить затею дойти до истока водопада. Я спустился обратно в долину, где сел в попутный туристический джип УАЗ и трясся на нем примерно полчаса обратно до поселка. Как уже говорилось выше, поездка на джипе — удовольствие ниже среднего и лишает вас удовольствия от созерцания окружающих пейзажей (основной смысл этого маршрута).
Подводя итог — маршрут совсем не трудный, особенно если не ставить целью забраться на верхнюю часть водопада, но при этом необыкновенно живописный. Начинать его надо как можно раньше утром, поскольку, а) нет толпы б) он большей частью проходит по солнцу и летом будет жарковато возвращаться.
Тем, кто хочет больше подробностей - в рассказ Julliet17 "Домбай. Идем к Чучхурским водопадам" https://www.tourister.ru/responses/id_38434
Если хочется провести весь день в походе — после Чучхурских водопадов можно вернуться на развилку дорог и пойти в долину Птыша до водопада Девичьи косы.
Маршруты на Север.
м5а. Гоначхир-Туманлы-Кель
м5б. Бадукские озера
На Север, в сторону Теберды из Домбая есть два популярных маршрута — в долину реки Гонахчир, к озеру Туманлы-Кель, а также маршрут на Бадукские озера. У нас не хватило времени на эти маршруты. Судя по описанию, первый — самый физически легкий, поскольку по долине Гонахчир идет асфальтовая дорога прямо к озеру. Можно комфортабельно доехать на джипе или велосипеде/электробайке. В озере вроде бы можно даже купаться.
На Бадукские озера надо ехать на машине, а потом идти пешком по горной тропе. По описаниям продолжительность маршрута 6–8 часов, 8 километров. Дополнительная информация про Бадукские озера здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_38378
Что делать в свободное от походов время.
Программу пребывания на Домбае можно построить так, что выходами в горы плотно заняты будут все светлое время суток (об этом ниже). Если нет желания так напрягаться, а хочется часть дня посвятить какой-то другой деятельности, то стоит взять с собой интересную книжку или недоделанную работу. В самом поселке, на мой взгляд, делать особо нечего. Домбай — не Пятигорск, в архитектурном плане он ничем не примечателен — хаотичная застройка многоэтажными гостиницами, без какого-либо плана. Более того, активное строительство продолжается, так что часто приходится пробираться мимо заборов и пыльных стройплощадок. В целом Мекка советского горного туризма сейчас больше напоминает турецкие курортные городки. Мусульманское влияние чувствуется все сильнее — везде бородатые джигиты и регулярное пение муэдзина с недавно построенной мечети.
Шоппинг ограничивается сувенирами, продукцией местных промыслов и спортивными товарами. Основная торговля этим товаром сосредоточена у станций канатной дороги. Для пеших маршрутов есть смысл купить раздвижные туристические палки, они продаются внизу у главного подьемника.
Из дополнительных развлечений есть что-то вроде зоопарка с ламами и прочей фауной, вход в него также возле главного подъемника. Мы там не были. Возможно, это было бы интересно тем, кто путешествует с детьми.
Еда
Любители высокой кухни скорее всего будут разочарованы — основу домбайского общепита составляют мелкие семейные или гостиничные кафе и столовые, где вам предложат хычины (лепешки с сыром, мясом или картошкой), блюда из мяса — шашлыки, люля-кебабы и т. д.
В более продвинутых ресторанах, которых в Домбае штуки три-четыре, меню разнообразнее, но качество приготовления весьма неровное, может быть очень вкусно, но могут и пережарить, пересолить, или принести «шашлык из телятины», который невозможно порезать ножом, не то что прожевать. Можно попробовать некоторые интересные блюда, которые трудно найти в центральной России, например, бараньи язычки или мясо яков. До европейских горных курортов домбайский сервис пока не дотягивает, но на Домбай за этим никогда и не ездили.
По нашему опыту, чтобы посмотреть основные маршруты Домбая надо ехать как минимум на четыре дня, можно на пять — шесть, если не хочется торопиться.
Возможное (интенсивное) расписание на 4 дня:
День 1.
8:00 Выезд из Пятигорска или Минеральных Вод на такси. Дорога занимает четыре часа с получасовой остановкой на кофе. После полудня прибытие в Домбай. Можно сложить вещи в гостинице и сразу идти на подъемник на гору Мусса-Ачитара, погулять, осмотреться. Там же наверху можно пообедать с прекрасным видом на горы и долины. После обеда надо сходить на КПП Тебердиского заповедника на Южном маршруте, заплатить за вход и оформить договор на все время пребывания. Если позволяют время и силы, можно прогуляться до водопада Чертова Мельница.
День 2.
Рано утром, до 8 часов — выход на маршрут к Алибекским водопадам. К обеду — возвращение в поселок.
После обеда — выезд в ущелье Гонахчир к озеру Туманлы-Кель.
День 3.
Рано утром выход на маршрут к Чучхурским водопадам.
После обеда, но не позднее 3 часов дня — Южный маршрут, до водопадов Суфраджу.
День 4.
Поход на Бадукские озера. Или резервный день, чтобы завершить предыдущую программу.
Ближе к вечеру — отъезд.
Естественно, это расписание можно сокращать, растягивать или сдвигать в зависимости от погоды и прочих обстоятельств.
Из-за большого количества туристов на все маршруты лучше выходить как можно раньше с утра. К Чучхурским водопадам я вышел в 7:30, в 8 утра был на КПП заповедника, и дальше шел по долине один практически весь маршрут, первый джип догнал меня ближе к водопадам. Залитая утренним солнцем широкая горная долина, тишина, цветущие луга, теплый ветерок, орлы парят над головой — это было великолепно. Если же выйти вместе со всей толпой, часов в 10–11, то придется время от времени сходить на обочины, уступая дорогу джипам. Это особенно досадно на западном и восточном маршрутах, где пыль и шум от джипов будут мешать наслаждаться красотой окружающей природы. Поэтому стоит в первый же день получить разрешение от заповедника и дальше чувствовать себя свободно.
Помимо маршрутов ближней зоны, домбайская туриндустрия предлагает и более далекие поездки. На многочисленных придорожных рекламных плакатах есть предложения посмотреть такие места как Мухинские озера, Сырные пещеры, Сентинский и Шоанинский храмы, Джамагатские нарзаны, озеро Шобайдак, Маркинские озера, плато Буруш-Сырты, Маринский водопад, озеро Хурла-Кель, термальные источники и так далее. Воспользоваться можно разными видами транспорта - к вашим услугам джипы, квадроциклы, электробайки и даже вертолеты. Можно также поехать в конные маршруты. Эта активность явно выходит за рамки 3-4-х дневной поездки, но если есть дополнительное время и деньги, то почему не попробовать.
Дорога на Домбай и обратно.
Если повезет с водителем, дорога доставит отдельное удовольствие. За Черкесском начинаются необычные пейзажи, напоминающие американский Дикий Запад — штат Юта или Невада, ближе к Теберде они сменяются красивыми предгорьями.
Мы заранее заказали такси по интернету из аэропорта Минвод до Домбая. Стоимость поездки — 5,800 рублей на новенькой Ладе Веста — очень популярной в этих краях машине. У нас был общительный и приятный водитель, он не только просвещал нас рассказами о местной жизни, но и показал, где лучше всего остановиться на дороге, чтобы перекусить и выпить кофе. Кофе был действительно очень хороший. На обратный путь мы вызвали его же, это обошлось немного дороже — 6,500 рублей. Дорога на такси занимает 4 часа с остановкой на перекус. Если есть желание сэкономить, то можно добираться на автобусе, что вроде бы дольше на полтора-два часа, но существенно дешевле.
Подводя итог — при правильной подготовке и планировании даже 4–5 дней на Домбае летом или осенью — это великолепный отдых, который оставит неизгладимые воспоминания, и подарит мощный заряд энергии и бодрости для работы или учебы.
… Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай,
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.