Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:35
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Тбилиси — Грузия Июль 2024

6-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

5-й день путешествия — 10 июля 2024 года (среда).

Предыдущий рассказ о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — " Путешествуем по Грузии. Военно — Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и замок Ананури.

Этот день было решено полностью посвятить столице Грузии — Тбилиси.

ТБИЛИСИ — население на 2023 год — 1 миллион 242 тысячи жителей, город по населению не изменился за 30 лет, так в 1989 году было почти столько же — 1 миллион 259 тысяч.

Это был первый столичный город, который увидели в своей жизни — мой внук и внучка. Я тоже никогда до этого не был в Грузии.

С утра (около 08.30), мы позавтракали в отеле и отправились пешком к ж.д.вокзалу, который находился примерно в 10–15 минутах от нашего гостевого дома.

Надо было проходить сквозь здание вокзала и здесь в кассах — я сразу и купил, очень быстро — три билета на поезд — Батуми — Тбилиси.

У вокзала находилась ближайшая к нам станция метро (метро в Тбилиси работает с 06.00 — 00.00) — здесь, в кассе, я купил Метрокарту (Metromoney — стоит 2 лари) и положил на карту 50 лари, с учетом того, что она действует на автобусы и в Батуми, где мы должны были провети 14 дней.

Спустились в метро и проехали — три остановки — вышли на станции «Авлабари»(Avlabari).

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

С маршрутом я не заморачивался и это был традиционный маршрут — для всех любознательных туристов. Сначала — осматриваем Исторический центр города, где сконцентрированы все основные достопримечательности Тбилиси.

Возле метро Авлабари — находится памятник героям из знаменитого фильма «Мимино» на площади Авлабари

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

C другой стороны площади — через дорогу уже виднелась церковь Нор Эчмиадзин.

Этот армянский храм был построен в 1806–1809 годах

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Возле церкви установлен Хачкар (с армянского крест-камень) — это армянский памятник с изображением креста в честь каких-либо трагических событий.

Внутрь мы не попали, так как собор открывает с 10.00 — было еще рано

От площади Авлабари спускаемся к реке улице Метехи и доходим до небольшой и неприметной церкви царя Давида -на фото

В тот момент — она тоже была закрыта, но мы все-таки побываем в ней — в другой день.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

От этой церкви — двигаемся по улице, которая называется Спуск Метехи — на фото.

Очень колоритная улочка — хоть и небольшая

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Хотел сразу подняться в церковь Метехи, но внук захотел срочно в туалет.

Пока спросили и нашли — пришлось спуститься в парк Рике (на фото) — туалет у канатной дороги — вернулись от-туда уже ко Дворцу Дареджан

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Дворец Дареджан с полукруглым балконом (на фото) — посмотрели только стены (внутрь вход был закрыт), находится на высоком холме и был построен в 1776 году по приказу царя Ираклия для своей супруги — царицы Дареджан.

Был построен на развалинах средневековой крепости, ведь Метехи самый древний район Тбилиси.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

А по соседству уже виден собор Метехи

На фото — вид от собора Метехи на площадь Европы

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Существует легенда, что царь Вахтанг Горгасали, еще в 5 веке построил на этом месте церковь, но ту церковь которую видим сейчас построили в конце 12 — начале 13 века из тесанных камней.

В это же время была построена и крепость на этой скале, а внутри нее был царский дворец.

Все это было разрушено при нашествии монголов в 1225 году, но уже в 1289 году храм был полностью восстановлен.

Церковь многие века считалась придворной и здесь молились грузинские цари, в том числе царица Тамара.

Собор пережил забвение в 17 веке (был склад с порохом) и снова восстановление в 18 веке, но и сейчас сохранил свои древние черты.

В Советское время в храме располагались многочисленные организации и даже театр, в 1988 году собор возращен верующим.

Сейчас собор Метехи — это визитная карточка города.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Портик храма (на фото) обильно декорирован каменной резьбой

Внутри храма темновато, но средневековый интерьер и фрески не сохранились.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

В соборе небольшой иконастас и множество икон.

Высота собора почти 25 метров

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

В правой апсиде — вход в диаконник

Здесь внутри могила Святой мученицы Шушаник (умерла в 475 году) — на фото

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Святая Шушаник — одна из самых почитаемых святых Грузинской и Армянской церкви. Она была женой царя Армении, который принял зоостризм и пытался склонить к этой вере Шушаник. Она осталась христианкой, а за ее отказ, царь заключил ее в темницу — подвергал постоянным пыткам, избиениям и заковал ее в кандалы.

На седьмом году заточения она скончалась, и ее похоронили возле храма Метехи и вот уже полторы тысячи лет к ней приходят женщины, которых обижают мужья с молитвами о помощи.

Внутри помещения есть фрески о жизни святой Шушаник, но они современные — на фото.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Выйдя из собора и обойдя его сзади — увидим прекрасные виды на Тбилиси, так как храм стоит на скале над Курой.

На нижнем фото — открывается вид на Старый город и крепость Нарикала

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

А здесь на мост Метехи и конную статую царя Вахтанга Горгасалия — именно он основал Тбилиси в 458 году.

Царь Вахтанг Горгасали — получил свое прозвище Горгосал, которое переводится с персидского, как «волчья голова», из-за формы шлема, который носил царь.

Памятник был построен в 1967 году и создан из бронзы и гранита

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

На нижнем фото — вид на мост Метехи и далее на новый Мост Мира.

Прежде чем перейти на другой берег по мосту Метехи, мы спустились к реке.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Здесь внизу, под собором Метехи находится маленькая церковь Святого Або Тбилисского — на фото

По легенде — именно на этом месте Або и принял мученическую смерть в 8 веке.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Або был мусульманином, но крестился и перешел в христианство. Он приехал в Тбилиси, проповедовать учение Христа, но был схвачен по приказу арабского эмира (арабы в то время владели всей Грузией), посажен в тюрьму, а затем ему отрубили голову, а тело сожгли в овечьей шкуре.

Позади церкви — есть еще две маленькие часовни Святого Або — в одной мозаики Девы Марии и Христа

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

А в другой — мозаичное изображение самого святого Або Тбилисского, который был обезглавлен 6 января 786 году (8 век) — теперь он является небесным покровителем Тбилиси — на фото.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Переходим в Старый город по мосту Метехи. Переправа и мосты здесь стояли еще с 8 века. Именно на этом месту были обезглавлены многочисленные жители Тбилиси в 1226 году при взятии города воинами Хорезм-шаха Джалал-ал-Дина.

Хорезмийцы вынесли иконы из Сионского собора и сложили их на мосту Метехи, приказав жителям идти по иконам на другой берег, тем кто отказался отрубили головы на этом мосту, а тела сбросили в воду. Погибло по разным оценкам от 10 до 100 тысяч жителей города. Икона с изображением этого события находится в соборе Метехи.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Мост неоднакратно разрушался во время войн — последней мост построен в 1951 году — его длина 43 метра, а так мост выглядел в 19 веке — фото из интернета (Википедия).

Перешли через мост и оказались в Старом городе.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

От моста Метехи — проходим совсем немного по улице Вахтанга Горгасали (на нижнем фото) и оказываемся в районе Серных Бань (Абанотубани)

Здесь нас встречает небольшой, но уютный сквер Гейдара Алиева.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

С Абанотубани связана легенда об основании Тбилиси.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Грузинский царь Вахтанг Горгасали, охотился в этой местности и выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол упал на добычу и птицы скрылись в лесу. Когда царь отыскал своего сокола, оказалось, что добытый им фазан упал в горячий источник и сварился. Царь был рад такой находке и приказал построить вокруг источника баню, позже разросшегося до квартала, а потом и города Тбилиси.

На фото — скульптура того сокола.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Действительно, теплые сернистые источники сыграли очень важную роль при постройке Тбилиси, а археологи обнаружили в этом месте бани даже более раннего периода — 1–2 века, с выложенными мозаикой бассейнами и широко развлетленной системой керамических труб.

Даже свое название город получил от слово «тбили», что означает теплый. Название это указано на римской карте 4 века, в форме «Тбиладо».

За время существования города — бани неоднакратно, перестраивались, разрушались и снова восстанавливались.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Самой красивой и непохожей на баню — здесь является Пестрая баня (она же известна, как Голубая, и Орбелиановская баня) — на нижнем фото.

Вход в баню напоминает — мусульманское медресе, как формой, так и мозаикой в светлых и голубых тонах.

Именно эту баню в 19 веке посещали Александр Пушкин и Александр Дюма.

И сейчас эту баню можно посетить, забронировав заранее отдельный номер (их всего 12 по интернету, цена от 50 до 500 лари за час.)

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Далее двигаемся вдоль ущелья Легвтахеви (его называют еще Инжировое ущелье и Тбилисский каньон)

Все здесь выглядит необычно и домики нависают над ущельем

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Сейчас ущелье Легвтахеви с его прогулочной зоной и водопадом стало одной из самых популярных и посещаемых мет в Тбилиси.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

Вход в конце к водопаду — был перегорожен, но пройти было можно, чем мы и вопользовались.

Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе

На фото — водопад Легвтахеви, он окружен зеленой стеной растений, которые держатся здесь с помощью различных расщелин на отвесной скале.

На этом пока остановимся и сделаем перерыв, а о продолжение нашей прогулке по Тбилиси, я расскажу в следующем рассказе, который можно прочитать - здесь - " Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.