Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 15:35
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Тбилиси — Грузия Июль 2024

7-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

5-й день путешествия — 10 июля 2024 года (среда).

Предыдущий отчет о нашем путешествии, можно прочитать — здесь — " Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви.»

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

В нашем движении по Тбилиси — мы остановились у его природной достопримечательности — у водопада Легвтахеви, от которого, развернулись и прошли назад вдоль одноименного ущелья, где балконы домов нависают как ласточкины гнезда — к винтовой лестнице — на фото.

С последних ступеней этой лестницы открылся вот такой вид — на ущелье.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Через небольшой переулок с колоритными домиками — проходим и поднимаемся по Ботанической улице к мечети

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Джума — мечеть (или Тбилисская мечеть) — является единственным сохранившимся исламским храмом в городе.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Первая мечеть на этом месте, была построена в 1723 — 1735 годах, когда Тбилиси находился под властью Османской империи. В 1741 году ее снесли персы, захватившие город, так как турки являются суннитами, а персы — шиитами.

Во времена Российской империи, в 1846–1851 годах — мечеть восстановили по проекту итальянца Джованни Скудьери, поэтому в архитектуре можно увидеть не только исламские, но и неоготические черты.

Мечеть открыта для посещения и все желающие могут ее посетить, что мы и сделали.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

От мечети еще немного далее наверх и здесь улица раздваивается — прямо дорога ведет к Ботаническому саду (который можно посетить, но в наши планы это не входило, из-за времени) , а вправо будет небольшой подъем (не трудный) наверх и далее по лестницам к крепости Нарикала — на фото.

При подъеме хорошо виден район Серных бань и мечеть, в которой мы только что заходили.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Крепость Нарикала — это конечно обязательный пунк в туристической программе всех гостей Тбилиси.

Крепость стоит на одном из холмов Сололакского хребта.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Сохранились сведения, что крепость на этом месте была уже построена в 4 веке и за все время никому не удавалось взять крепость штурмом, так как она была сильно укреплена — с трех сторон скалами, а с четвертой — водами реки Куры.

К сожалению в крепости Нарикала, нас ожидал неприятный сюрприз — внутри можно было только зайти в ворота и осмотреть собор, а саму крепость — ее стены и башни — были закрыты на реставрацию.

Но для наглядности приведу из интернета (Википедия) — фото крепости Нарикала с высоты птичьего полета.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Поэтому пришлось ограничиться только собором Святого Николая в крепости, который мы посетили — на фото.

Храм Святого Николая был известен с 12 века и 700 лет, он простоял внутри крепости, пока не был разрушен пороховым взрывом (склад с порохом разместили в крепости) в 1827 году, сильно пострадала и сама крепость, а храм был фактически уничтожен до основания.

В 1996 году на фундаменте старой церкви и восстановили — храм, который видим сейчас.

Внутри собора — все стены расписаны красивыми фресками — на фото

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Лучшие виды на Тбилиси — как раз открывались бы со стен крепости и ее смотровых площадок, но и от входа крепость — виды на город были тоже неплохие.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

От крепости мы спустились к одной из самых важных церквей Старого города — это церковь Сурб Геворк.

В настоящее время это Кафедральный собор Епархии Армянской церкви в Тбилиси и один из двух действующих армянских храмов в городе

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Церковь Святого Георга была построена в 1251 году армянским князем Умеком из города Эрзерума и представляет собой в архитектурном плане яркий образец армянских храмов, где купол опирается на четыре мощных пристенных пилона. Купол собора двенадцатигранный.

Церковь неоднактратно разорялась и была в запустение в 17 и 18 веках, в 1795 году была разграблена персами и сожжена изнутри.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

В середине 19 века — церковь изнутри полностью покрыли фресками.

Были расписаны все стены и надкупольные пространства — на фото

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Последнюю реставрацию собора провели армянские и грузинские мастера в 2015 году и сейчас все внутри выглядит великолепно!

Церковь расположилась на склоне горы над площадью Мейдан, куда мы спускаемся и двигаемся дальше.

От площади Мейдан проходим к зданию Синагоги,

Далее, проходим мимо здания Синагоги и видим одну из древнейших церквей Тбилиси — собор Джварис Мама — на фото

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Первая церковь на этом месте была построена еще царем Горгасали в 5 веке. В последующие века неоднакратно разрушалась, в 13 веке — монголами, в 16 веке персами, но всякий раз восстанавливалась

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

То что видим сейчас — это постройка 1825 года, к этому времени относятся и фрески, которые сохранились очень хорошо.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

На фресках — показано нашествие и насилие со стороны персидских воинов.

Все это смотрится очень колоритно!

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Концентрация в этом районе города церквей просто зашкаливает — это видно на фото — слева церкви Джварис Мама и Норашен, а справа Кафедральный собор Сиони, вот к нему и направляемся.

До 2004 года — это главный Кафедральный собор Грузии, пока не построили новый собор Святой Троицы.

Собор Сиони был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, то есть ее смерти на Сионской горе в Иерусалиме. В Грузии такие храмы называют поэтому Сионскими.

Первый храм на этом месте был основан еще в 6 веке, но уже через 200 лет был снесен завоевателями — арабами, которые были хозяевами Грузии — почти 350 лет.

И только после освобождения от арабов в 1112 году — собор восстановил на этом месте — царь Грузии Давид Строитель.

Но и в последующие годы, собор неоднакратно разрушался (в 1226 году -хорезмийцами, в 1522 году персидским шахом, а в 1668 году в результате сильного землетресения), однако почти сразу восстанавливался.

Самый большой урон собору нанесло нашествие персов в 1795 году, когда собор был подожжен, внутреннее убранство собора и фрески — фактически были уничтожены.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

По конструкции собор Сиони представляет собой классический образец собора «золотого века Грузии» — 12 века — он купольный с двумя опорными колоннами и двумя приделами с севера и с юга.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Внутри собора — чистое православие. Золото и многочисленные иконы. Из-под купола синий божественный свет.

На сегоднешний день иконастаса в соборе нет, вместо него утановлена Алтарная перегородка, характерная именно для грузинских церквей — на фото

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Роспись внутренних стен (кроме западной стороны) в 1850 году, осуществил русский художник Григорий Гагарин, поэтому и стиль похож на русские росписи и все надписи сделаны на русском.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Одна из главных фресок собора — Пресвятая Богородица — над Алтарной перегородской.

Слевой стороны от алтаря в соборе с 1802 года находится Крест Святой Нино — на фото

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

По легенде Святой Нино приснилась Дева Мария и вручила ей сплетенный из виноградной лозы крест со словами — " Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую. Я же буду тебе покровительницей.»

Проснувшись Нино, увидела у себя на руках крест. Этим крестом Грузия была крещена в православие в 326 году.

Сейчас крест находится за золоченной решеткой, но приведу фото из интернета (Википедия) — этого креста.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Крест Нино в киоте, окованный серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры, посвященные эпизодам жизни Святой Нино.

Рядом с собором две колокольни — с южной стороны (на фото), колокольня из кирпича, увенчана небольшой Ротондой — была построена еще в 15 веке, но разрушена персами в 18 веке. Восстановлена в конце 20 веке.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

А вторая колокольня трехярусная, со шпилем и портиком, построена в стиле русского классицизма в 1812 году.

После собора Сиони, мы отправились прогуляться по соседней пешеходной улице Шердени, где в самом ее начале находится уже знаменитая статуя — Тамады (установлена в 2006 году) — это увеличенная копия статуэтки, найденной при раскопках в Западной Грузии, юноши с рогом вина, которая датируется 7 веком до нашей эры!!!

Это доказывает, что Грузия была одной из древнейших мест виноделия.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Сама же улица Шердени (или точнее — улица Жана Шардена — названа в честь французского путешественника, одного из немногих посетивших Тбилиси в бурном 17 веке) — является самой фешенебельной в Старом городе.

Это место сосредоточения всевозможных кафе, ресторанов, баров, хостелов и мини-отелей.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

Здесь кафе на любой вкус — от грузинских до европейских.

Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони

На этом, мы пока, сделаем перерыв и продолжим знакомиться с городом, в завершающем рассказе о первом дне в Тбилиси, который можно прочитать - здесь - " Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури
  6. Первый день в Тбилиси. От Авлабари до ущелья Легвтахеви в Старом городе
  7. Первый день в Тбилиси. Часть 2. От ущелья Легвтахеви до собора Сиони
  8. Первый день в Тбилиси. Часть 3. От моста Мира до проспекта Агмашенебели
  9. Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси
  10. Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми
  11. Путешествуем по Грузии. От Монумента «История Грузии» в Тбилиси до крепости в Гори
  12. Путешествуем по Грузии: от музея Сталина в Гори до знаменитых монастырей около Кутаиси
  13. Путешествуем по Грузии. Один день в Кутаиси. От Колхидского фонтана к храму Баграта

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.