Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 5:22
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Волгоград — Россия Июль 2024

2-ой отчет — о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

В предыдущем отчете, я рассказал, о начале осмотра Волгограда, о чем можно прочитать — здесь — «Путешествуем по России — один день в Волгограде.»

Я остановился на том, месте в предыдущем рассказе, как мы подошли к Музею — Панораме Сталинградской битвы, который никак нельзя пропустить, если вы оказались в этом Городе-Герое.

Музей-Панорама открыт ежедневно (кроме понедельника) — с 10.00 -18.00. Мы пришли к зданию музея около 10 часов, он был еще закрыт и мы направились осматривать с внуками территорию вокруг музея.

Первое на что обратили внимание, прекрасный обзорный вид на Волгу, именно с другого берега и переправлялись под постоянным огнем наши резервы во время битвы за Сталинград.

Музей — Панорама Сталинградской битвы — это один из самых важных военных музеев нашей страны, в котором собраны свидельства самого грандиозного и кровопролитного сражения Великой Отечественной войны и Мировой истории войн (с каждой стороны, погибло более одного миллиона бойцов).

На площади перед музеем выставка боевых маших и артиллерии времен Великой Отчественной войны.

На нижнем фото — остов нашего танка Т-34, который непосредственно участвовал в боях за Сталинград

Здесь же расположены стенды с картинами и фотографиями этой битвы — на фото, вот так выглядел Сталинград после битвы

На нижнем фото — многочисленные трупы нацистов

Здесь же перед входом — бюсты Сталина, Жукова, Василевского.

Обходим музей по периметру — здесь справа от музея — железнодорожный эшелон времен войны

А далее поднимаемся на пандус второго этажа, чтобы хорошо рассмотреть — еще один культовый объект — Мельницу Гергардта — на фото

Мельница Гергардта была построена еще в 1907 году — очень прочно и это помогло ее стенам устоять во время боев.

В ходе боев за город она несколько раз переходила из рук в руки, бои шли за каждый этаж — так например, мельница была взята 14 сентября 1942 года немцами, а уже 15 сентября полностью отбита гвардейцами Родимцева.

Бои шли в этом районе 58 дней — здание выдержало сотни атак, многочисленные налеты вражеской авиации, нескончаемый минометный и артеллерийский огонь.

Крышу разрушила авиабомба, а стены иссечены пулями и осколками снарядов.

Здесь же и уменьшенная копия фонтана «Детский хоровод»

Напротив Мельницы, через дорогу находится не менее знаменитый Дом-Павлова — на фото, к нему мы пойдем после музея.

После войны при восстановлении Сталинграда — мельницу Гергардта решили оставить, как живое свидетельство этой страшной битвы.

К Мельнице можно подойти почти вплотную и хорошо все рассмотреть.

Обходим Музей — выходим со стороны Волги — здесь хорошо видна — 75-метровая Стелла- Штык.

В Музей-Панораму можно попасть только с нижнего входа со стороны Волги, поэтому спукаемся вниз.

Билеты в Музей стоили мне взрослому — 400 рублей, а дети проходят до 16 лет бесплатно. Разрешено фотографировать — без вспышки.

В первом зале — у входа немецкая фугасная бомба, их сбрасывали на Сталинград — на фото.

Актуальные слова Сталина.

Здесь же советская и немецкая форма и вооружение.

Во втором и третьем зале — личные вещи и медали участников Сталинградской битвы, копия землянки.

Наибольший интерес у внуков, вызвал четвертый зал — это интерактивный зал с картой Сталинграда.

Приведу фото из интернета (Википедия) — так как у меня не очень получилось, сделать это в темной комнате.

У макета города, через определенную паузу, начинается светозвуковое изображение с показом военных действий поэтапно с первых боев за Сталинград.

Все сопровождается звуковыми и световыми эффектами — мы два раза полностью просмотрели всю историю боев за город. Вообщем очень круто сделано!

Пятый и шестой зал посвящены контрнаступлению и освобождению города, а также работе тыла.

Седьмой зал показывает полководцев, участвующих в Сталинградской битве, их портреты, и личные вещи.

В последнем — восьмом зале, представлены подарки в честь победы в Великой Отечественной войне от предприятий и лидеров других стран.

На нижнем фото — подарочная скульптура с Ялтинской конференции 1945 года.

Далее по внутреннему радиуса смотрим и проходим, мимо четырех диорам с основными сражениями Сталинградской битвы.

Первая Диорама — это подвиг четырех бронибойщиков — 23 июля 1942 года на станции Клетцкой. Здесь был бой с 30 танками врага — целый день неравный бой, наши воины подбили 15 танков, остальные повернули назад — на фото.

Вторая Диоарама — Центральная переправа через Волгу — один из самых критических дней Сталинграда, когда немцы на короткое время вышли к Волге, город был на грани падения.

Гвардейская дивизия Родимцева в ночь с 14 на 15 сентября — неожиданно для немцов переправилась через Волгу и сходу выбила немцев от Волги и вернув себе и мельницу Гергардта. В этот день дивизия потеряла три тысячи бойцов из 10 тысяч, но выполнила задачу — и враг не смог взять город.

Именно на этом месте построили здание Музея-Панорамы. В центре Диорамы хорошо видна Мельница Гергардта — на нижнем фото.

Третья Диорама — Разгром ударной группировки Манштейна «Дон» — 12 декабря 1942 года, на степных реках Аксай и Мышкова — это не позволило снять окружение немцев в Сталинграде — этот эпизод хорошо показан в фильме " Горячий снег».

Рядом с каждой Диорамой стоит планшет, по нему можно познакомиться с герояими, которые изображены на картине и с самим конкретным сражением — на фото.

Четвертая Диорама — Захват аэродрома на станции Тацинская танкистами генерала Баданова — 24 декабря 1942 года. В результате танкисты уничтожили на аэродроме — 300 самолетов врага.

Далее проходим через Триумфальный Зал (на фото), сделанный из белого мрамора. Здесь на стенах висят 229 наименований воинских соединений и частей, принимавших участие в Сталинградской битве.

Потолок зала венчает витраж с изображением высшего полководческого ордена — «Победа»

Далее по ступенькам наверх — к Панораме.

Панорама — это холст из льна размером — высотой 16 метров и в длину 120 метров по кругу — всего 2000 квадратных метров. Создание заняло почти 2 год с 1980 по 1982 год.

Считается, что это самое крупное живописное полотно в России.

На этом громадном холсте — изображен Мамаев Курган — 26 января 1943 года и показан жестокий бой и соединение двух советских армий (21 -й и 62-й). Это уже завершающий этап Сталинградской битвы — операция «Кольцо», по расчленению и окончательному уничтожению окруженных немецких войск.

Так же, на Панораме можно увидеть сюжетные линии геройских подвигов защитников Сталинграда, например Ани Бесчастновой (19 лет), которая вынесла 50 бойцов, а оказавшись в окружении взялась за пулемет.

Матвея Путилова — убитого рядом с проводом связи. Получив ранение в обе руки, он сжал концы проводов — зубами и семь дней уже мертвый обеспечивал связь наших частей.

Изображен здесь и Михаил Паникаха (в Волгораде есть отдельный памятник ему) — он с двумя бутылками с зажигательнй смесью, приблизился к немецким танкам — одна из бутылок вспыхнула и охватила его пламенем — несмотря на это он добрался и бросился под танк, который сгорел вместе с экипажем, а другие танки отступили.

Показан на Панораме и наш легендарный снайпер — Василий Зайцев, который с 10 октября по 17 декабря 1942 года уничтожил в городских боях в Сталинграде — 225 немецких солдат и офицеров, в том числе и несколько снайперов врага.

В 2011 году — указом Президента России Музей-Панорама признан, как один из особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

В музее — мы провели почти 2,5 часа и остались очень довольны его посещением, а дальше у нас по плану будет уже сам Мамаев Курган и Родина-Мать, но об этом я расскажу в следующем рассказе, который можно прочитать - здесь - " Путешествуем по России - один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган."

Цикл материалов "Самостоятельно в Грузию и по Югу России - в июле 2024 года."

1. Путешествуем по России — один день в Волгограде
  2. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Музей-Панорама Сталинградской битвы и Мельница Гергардта
  3. Путешествуем по России — один день в Волгограде. Дом Павлова и Мамаев Курган
  4. Путешествуем по России — один день в Минеральных Водах
  5. Путешествуем по Грузии. Военно-Грузинская дорога, Дарьяльский монастырь, Арка Дружбы и Ананури

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.