Оригинальность не спешила лобызать наши макушки, предоставив право расслабленному сознанию выбирать проторенный маршрут. На третий день пребывания в Баку наш путь был предопределен. Улыбаясь просыпающемуся городу, ранним утром вновь побрели в Ичери Шехер. Для нас это место стало реальной точкой притяжения, куда раз за разом хотелось возвращаться.
Позавтракать решили здесь же. Ресторанный ассортимент старого города вариативен, отпугивают цены. Но так сложилось, что формат нашей поездки изначально склонялся к некой расточительности, что сподвигло присесть в ресторане «Qaynana» для наслаждения вкусными блюдами вкупе с панорамными видами Ичери Шехер. Подробности утреннего гурманства здесь.
За два предыдущих дня исходили Ичери Шехер вдоль и поперёк, но, как ни странно, незакрытый гештальт имелся. Про мастерскую художника Али Шамси написано во всех путеводителях о Баку, но в первый бакинский вечер её двери оказались для нас закрыты.
Яркое интригующее оформление фасада будто загадывало загадку — а что же там внутри?
Рассматривая инсталляции на фасаде и входной двери, фантазировали над жанровыми образами, что в избытке испещряют поверхности.
Здесь можно увидеть циферблат и женские туфельки различной степени удобства, символизирующие время, головы инопланетян и людей, пребывающих в состоянии кажущейся дружбы,
подсматривающие за зеваками глазки, позолоченные кисти рук и изображения льва.
Как говорит сам художник, во льва вложено несколько значений. «Если взглянуть на льва сверху, он напоминает волчицу, сбоку — тигрицу, спереди — львицу. Эти тотемные животные — древнейшие символы мудрости, благородства и храбрости». Столь дотошно ко льву не приглядывались, оставляя тайные смыслы на откуп образно мыслящих ценителей.
«Босоногий художник» Али Шамси самый известный в городе. И, судя по фотоколлажам и надписям с пожеланиями на стенах мастерской, очень популярный.
Его выставки проходили в Париже, Берлине, Москве. Именитые гости из разных стран активно посещают мастерскую, а картины автора раскупают в частные коллекции как горячие пирожки.
Мастерская Али — это кладезь всякой всячины, наполненный привезёнными из далеких стран диковинками. Чего только здесь нет: сушеные гранаты, черепа с рогами, камни, чучела, инсталляции из металла, чётки, использованные тюбики от красок и прочие вызывающие интерес предметы.
Полотна автора, представленные во втором зале, довольно оригинальны. Классические приемы живописи сочетаются в сюжетах с какими-то фантастическими, не поддающимися объяснению, мазками, формами и силуэтами, что заставляют не просто посмотреть и пойти дальше, а вдуматься в смысл. В какой-то степени в мастерской повеяло эксцентричностью в духе Сальвадора Дали, но все же здешняя художественная проявленность оказалась более понятной.
Общительный и доброжелательный Али приоткрыл тайны сюжетных линий отдельных работ. Но я не увидела скрытого смысла, о котором упоминал автор. Пространственное восприятие здесь дремало.
Полагаю, в то утро нам крупно повезло. Художник распахнул двери мастерской не для нас, а для важных посетителей, проявляющих к его живописи коммерческий интерес. Мы просто удачно оказались рядом в нужное время.
Как бы ни были хороши гранаты в исполнении Али, приобрести что-то из творений мастера было не по силам.
Али не пожадничал и одарил нас открытками с собственными автографами.
На той, что уехала в Россию со мной, ещё и гранат нарисовал.
Культурную направленность дня продолжили за пределами старого города. На такси прокатились по центральной части Баку, что изобилует футуристичными строениями, кардинально отличными от тех, что формируют облик Ичери Шехер.
Взять хотя бы Бакинский Конгресс центр — крытый многофункциональный комплекс стального цвета в определенном ракурсе напоминает инопланетный корабль, приземлившийся среди жилых кварталов.
Не меньшая «инопланетность» присуща зданию центра Гейдара Алиева, расположенному по соседству. Архитектурное чудо, созданное известным архитектором Захой Хадид, более плавное и невесомое. Заха применила свойственную исламской архитектуре текучесть форм и взяла за прообраз элементы арабской каллиграфии. Волнообразные плавные конструкции в светлых тонах призваны выражать оптимистический взгляд в будущее, перманентность и бесконечность.
Формы облицовки напоминают набегающие друга на друга волны, причем внешний вид меняется с течением времени суток, подстраиваясь под меняющееся естественное освещение. Архитектурные формы подобного рода склонны вызывать бурные ассоциации не только у меня. К примеру, один из членов жюри премии «Дизайн года», учрежденной Музеем дизайна в Лондоне, отозвался о нём так: «Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро».
Пластика, текучесть и мягкий свет проявлены и во внутренних пространствах. На первом этаже организована лаунж-зона с современными лавками, светильниками и барной стойкой. С футуристичным дизайнерским «мракобесием» примирили живые растения. Без единого пересушенного листочка.
В огромном холле первого этажа поселились необычные скульптуры ангелов, составляющие экспозицию работ мексиканского художника и скульптора Хорхе Марина под названием «Воссоздание бытия».
«Человек — это встреча земли и неба, тела и души, как извечная мечта — летать, парить, чувствовать свободу полета» — так Хорхе Марин описывает концепцию своих бронзовых скульптур.
Их тела напряжены, выражения лиц сосредоточены — мускулистые, словно олимпийские боги, ангелы задумались о чём-то своем… А мне подумалось: «Для чего одного из ангелов „наградили“ буратиньим носом?» Ну да ладно, пойдем дальше.
Здесь же представлены ретро-автомобили, находившиеся в служебном пользовании Гейдара Алиева в период его руководства Азербайджаном. Среди них «Чайка», «ЗИЛ-41047» и два бронированных «Мерседеса».
Вначале не поняла идею бахромчатого книзу ковра, притулившегося под лестницей. Затем прочла, что это не просто ковёр, а экспонат, наглядно демонстрирующий, какое количество нитей используется при изготовлении традиционных национальных ковров.
Забыла упомянуть, что внутри центра мы оказались не случайно. Давно грезила коллекцией авторских кукол на выставке «Кукла в искусстве», размещенной в постоянной экспозиции. Девочки сомневались «Надо ли?», не поддаваясь на уговоры, но мой решительный настрой довёл-таки до искомого зала. По итогу эмоции переполняли всех. Яркими акцентами коллекции, владелец которой пребывает в статусе «инкогнито», поделилась в альбоме.
Из постоянных коллекций произвели впечатление выставка «Музыкальные инструменты: единство и разнообразие», где экспонируется около 200 музыкальных инструментов из 31 страны, и выставка «Мини-Азербайджан», где представлены макеты 45 исторических и архитектурных зданий Азербайджана, расположенных в Баку и других районах страны.
К плюсам первой отнесу информативные интерактивные зоны и уникальные древние экспонаты, инкрустированные золотом, бриллиантами и перламутром.
Если не доберетесь до заповедника Гобустан, увидеть «музыкальный» камень гавалдаш, существующий в Азербайджане с пятого тысячелетии до н. э., и послушать его звучание можно в рамках осмотра данной коллекции.
«Мини-Азербайджан» станет находкой для тех, кто не успел доехать до какой-то точки города. Качественно выполненные макеты демонстрирует весь архитектурный цимес бакинской столицы.
В этот раз с удовольствием проявили качества неправильных туристов и вовсе не стремились объять необъятное. В страшном сне бы не приснилось, что можно пропустить выставку ковров и автомобилей, но мы это сделали. Спросите: «На что променяли?». Всё очевидно — мы же девочки на девичнике))) Лайтовые наши бродилки ещё не пересекались с шоппингом, но брошенная Лией фраза: «В Баку обязательно стоит приобрести косметику из нефти» упала на благодатную почву.
Торговый центр «Парк Бульвар», спроектированный лондонской компанией архитектуры и дизайна Burrows Little, вместил в себя десятки бутиков, кафе, ресторанов, кинотеатр, боулинг и даже планетарий. Индифферентно пропустив мимо себя развлекательный вертеп, двигались к чётко намеченной цели.
Пожалуй, самой известной считается бакинская марка «Gazelli». С историей создания бренда можно ознакомиться здесь.
В придачу к основанным в городе косметическим и СПА-центрам, создатели марки пускают в массовую продажу уходовые продукты за кожей, телом и волосами. Косметический ассортимент, представленный в бутике торгового центра «Парк Бульвар», великолепен, но в туристическом отзыве не уместно оставлять не относящуюся к туризму рекламу. Упомяну лишь о том, что приобретенные продукты оказались вполне достойными.
Удачное расположение ТЦ «Парк Бульвар» на Приморском бульваре позволило перенестись из романтичного прошлого к динамичному настоящему современного города. Если прогуляться по Приморскому бульвару, общая длина которого превышает 16 километров, можно прочувствовать, как город обретал свой современный облик, и сколько средств вложили в развитие инфраструктуры нефтяные магнаты.
Из наиболее выдающегося в восточной части бульвара — комплекс «Айпара», включающий три основных объекта: «Дворец Полумесяца», «Город Полумесяца» и отель «Полумесяц». Проект разработан южнокорейской компанией «Heerim Architecs», чьи архитекторы демонстрируют принципиально новый подход в комплексном высотном строительстве. Очевидно, их вдохновили лунные формы. Вполне уместные для среднеазиатской страны.
В западной части бульвара выделяется торговый центр «Дэниз-молл». Сложная геометрия строения смоделирована британской компанией Chapman Taylor в каком-то невообразимом программном обеспечении.
Личное восприятие относило к распускающемуся цветку лилии, но дизайнерская идея на самом деле заключается в другом. Здание построено в форме «восьмиконечной звезды» с пламенем в центре — это национальный символ, изображенный на гербе Азербайджана.
На широком бульваре раздолье для отдыхающих.
И местные всё чаще выбирают не мягкие кресла пафосных ресторанов, растянувшихся вдоль променада, а каменистую мостовую, где можно наслаждаться мягким закатом, убегающим к горизонту Каспием и надрывными криками чаек.
В центральной части бульвара увековечен один из узнаваемых бархатных тембров СССР Муслим Магомаев. У меня не возникло вопросов к концепции памятника — открытая поза выдающейся души Муслима с широко распахнутыми руками на фоне Каспия. Как в клипе к мелодии «О, море, море!». Но что сотворил автор монумента Омар Эльдаров с пропорциями тела… Народный художник Азербайджана, между прочим. И не говорите, что придираюсь)
Государственная филармония имени Муслима Магомаева находится неподалёку. Удивлена, что в названии увековечен не тот Муслим, которого обожало всё население СССР, а его дед, знаменитый азербайджанский композитор. К слову, филармонией здание стало лишь в 1937 году, а возведено было четвертью века ранее как здание Общественного собрания. Здесь собиралось высшее общество, где дамы могли пощеголять в нарядах, а мужчины сыграть в карты.
В этой части Баку, между приморским бульваром и Ичери Шехер, множество выразительных с архитектурной точки зрения зданий. Перечислять все не буду, облик города дополнят отдельные фотографии.
Стоит упомянуть о Девичьей башне, отделяющей Ичери Шехер от проспекта Нефтчилер. Необъяснимо, почему не сделала этого раньше, описывая первое наше погружение в историческое прошлое старого города. Исправлю недоразумение сейчас, ведь Девичья башня — один из главных символов города и забывать о нём нельзя.
В мире существует множество строений с похожим названием. Подобные башни встречаются в Крыму, Стамбуле и Таллине. Все эти сооружения были возведены в эпоху Средневековья. В древней Европе почти все незахваченные врагами башни назывались девственными — отсюда возникли схожие названия башен, расположенных в других местах.
Внушительные габариты Девичьей башни в Баку (Гыз галасы) не оставляют вопросов, почему сооружение считалось важнейшим компонентом приморского «фасада» города. Интерес к башне подогревают легенды с ожидаемой любовной историей, завершившейся трагически, и не менее трагичным финалом жизни одного из христианских апостолов. Полными версиями преданий поделится Википедия. Отмечу ещё, что башня прекрасно сохранилась, что делает честь ЮНЕСКО.
В тот день мы отужинали в ресторане «Фирузе», что является замечательным образчиком сочетания эффектных декораторских решений, отменных национальных блюд и качественного обслуживания, и по традиции заглянули в сувенирные магазины.
День четвертый, праздничный, был отдан на откуп именинницы. Оля безапелляционно заявила: «Никаких экскурсий, готовьтесь расслабляться по полной!», и мы провели этот день так, чтобы не было мучительно больно за недорелаксированный девичник в Баку)))
Для завтрака выбрали ресторан «Борани». Вернее, ресторан выбрал нас сам, когда случайный взгляд, брошенный от площади фонтанов в обратную сторону, зацепился за интригующее наименование едальни на итальянский манер. Оказалось, «борани» по-азербайджански «тыква». Но достоинств заведения, что расписала под «хохлому» в отзыве, отсутствующая по факту итальянистая поэтичность не умалила.
Чем заняться после сытной трапезы в День рождения виновницы вояжа? «А не пойти ли нам в баню?», возникла шальная мысль, и мы, конечно же, в баню пошли. Шальная мысль появилась заранее, что обусловило основательный подход к выбору помывочной.
Ага Микаел — старейшая парная, чье летоисчисление датируется XVIII веком. Как, вероятно, догадался читатель находится она в полюбившемся старом городе Ичери Шехер.
Трехчасовая СПА-программа погрузила в состояние нирваны, расслабив бренные тела настолько, что не было сил передвигаться даже по старинным улочкам Ичери Шехер.
Осоловевшие наши взгляды блуждали по крепостным стенам, окольцовывающим старый город, фокусируясь разве что на бойницах, приютивших проржавевшие от времени пушки.
А потом, воспряв духом, перетискали всех котов, что вальяжно разложили тушки на солнцепеке в сквере подле дворца Ширваншахов.
Так хотелось присоединиться к мохнастикам в блаженной неге, но полезная миссия, о которой вспомнила Марина, повела дальше.
Девочки искали почтовое отделение, чтобы отправить открытки из Баку себе домой,
а мне безумно хотелось вкусных пироженок. Удовлетворив все предпочтения на улице Истиглалият, пошли чревоугодничать в уже знакомый ресторан «Долма».
Вот только «Concept Anticafe Boxem» советовать не буду. Богемность здесь напускная. Ассортимент десертов великолепен, но вкус оставляет желать лучшего. Возможно, с выбором не повезло мне. Недоумевала, откуда растут руки у кондитера и как нужно «постараться», чтобы испортить ходовые десерты «наполеон» и «картошку»…
Впрочем, национальные блюда из «Фирузе» как всегда оказались на высоте, примирив с ситуацией. После обеда наша компания размякла окончательно. Девичник продолжился горизонтальном положении в апартаментах.
На вечер заказали столик в ресторане «Shakh Garden», обустроенном в древнейшем караван-сарае Мултани. Но вдруг резко передумали, услышав на полпути приятные мелодии, доносящиеся из панорамных окон ресторана «Kax-Kaxa» на улице Гюлла. Вы правильно подумали, нас вновь потянуло в Ичери Шехер))
Впрочем, какая разница, в какой едальне произнести тост за здоровье виновницы торжества. Ведь главное компания. И чтобы именинница была довольна)
Пятый день
Наш искромётный девичник подходил к концу, но прощаться с Баку не хотелось… В оставшиеся до поездки в аэропорт часы продублировали для завтрака ресторан «Борани». Побродили по сувенирным лавкам и бросили прощальный взгляд на встречавшие каждый день здание Музея азербайджанской литературы и ведущие в старый город ворота Гоша Гола.
Сколько бы раз не упомянула, что формат бакинского девичника сводился к лайтовому, стоит признать, что помимо лёгкости и зажигательности вояж получился культурно-познавательным и насыщенным. Мы прочувствовали, что Баку — это город контрастов, необычных сочетаний, ярких красок и изысканных форм. Фантазии архитекторов всех времен можно только позавидовать. Экскурс в историю города из далекого прошлого средневековых властителей и караван-сараев в новейшее время нефтяных магнатов раскрыл его многообразие и шарм.
Баку — это не просто столица, это эффектный город Азербайджана, где история тесно переплетается с современностью, а высокие многоэтажки и изящные здания в стиле хай-тек органично соседствуют с древними крепостями и мечетями. И нам здесь было уютно, интересно, вкусно и комфортно!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм