Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была сегодня 5:51
Purity

Марипоса — США Июль 2023

You could travel the world
But nothing comes close
To the Golden Coast

Ты можешь объехать весь мир,
Но не найдешь ничего даже близко похожего
На Золотое побережье

@ Katy Perry

О неисповедимости путей туристических.

Давным-давно (лет 10 тому назад), когда мир казался веселым и гостеприимным местом, я как-то зашла на наш сайт и увидела рассказ Миши Chedty о национальном парке Йосемити (Yosemite National Park). Первое же фото с каноническим Туннельным видом (Tunnel View)

Вид с обзорной площадки Tunnel View национального парка Йосемити. Слева высится гранитная скала Эль Капитан, справа - виден водопад  Фата невесты, на заднем плане - словно гребень волны вздымается Полукупол Half Dome
Вид с обзорной площадки Tunnel View национального парка Йосемити. Слева высится гранитная скала Эль Капитан, справа - виден водопад "Фата невесты", на заднем плане - словно гребень волны вздымается Полукупол Half Dome

и вот эти слова:

«…У нас с супругой есть такая игра, когда мы видим интересную панораму или сценку из жизни мы потихоньку напеваем на ухо какую-нибудь известную мелодию, которая на наш взгляд соответствует ситуации. Здесь мы разом повернулись друг к другу и в голос запели «Боже Царя Храни». В монархизме нас обвинить трудно, просто картина была настолько сказочно-величественная, что не ложилась на размер любой другой музыки… Самое краткое из всех возможных обобщений наверно звучит приблизительно так: «Парк Йосемити поразил нас своей красотой». Это место не просто красиво, оно красиво как-то фантастически…"

Радуга и вид с обзорной площадки у вершины водопада Вернон Фоллз (Vernon Falls) в национальном парке Йосемити

настолько поразили мое воображение, что я, до этого ни сном, ни духом не ведающая о существовании этого заповедника, влюбилась в него безоглядно, и твердо решила, что когда-нибудь мы обязательно там побываем.

Николай, вид на реку Мерсед и Северный Купол в Долине Йосемити

Любовь с первого взгляда.

Миша в своем рассказе о «Йосемити» заметил, что красота этого парка ошеломляет, словно обухом бьет по голове. И это именно так. Стоило нам только проехать туннель, который насквозь прошивает скалу, и выскочить к обзорной площадке Tunnel View, как мы просто-напросто потеряли дар речи от открывшейся глазам панорамы:

Парк решил не мелочиться и сразу зашел с козырей. Тем более, что мы оказались там в правильное время — во второй половине дня, когда солнце красиво освещает долину на всю ее длину. Совершенно ошалевшие, мы ехали по Йосемити к месту нашего ночлега в тур поселке Карри Виллэдж (Curry Village)

Вид на Долину Йосемити от Скалы Колумбия на маршрутной тропе "Водопад Йосемити". Справа - возвышается Эль Капитан

и вертели головой на 360 градусов, любуясь зеленым подножьем гор и серыми отвесными стенами, с которых безрассудно бросались вниз водопады «Йосемити» (Yosemite Falls)

Три волшебных дня в Долине Йосемити

и «Фата невесты» (Bridalveil Falls)

Я буду долго гнать велосипед ©

Самый простой, удобный и приятный способ знакомства с Долиной Йосемити — это велосипедная прогулка по круговому маршруту. Поэтому в первое же наше утро в заповеднике мы арендовали байки и с ветерком помчали изучать его сокровища

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Тут я сделаю маленькое признание: до прошлого года я совсем не умела ездить на велосипеде. Но запланированная поездка в «Йосемити» подтолкнула меня к тому, чтобы собрать свою волю в кулак и все-таки освоить этот вид транспорта. И вот, она я — совершенно счастливая — еду на велике и понимаю, что это, черт возьми, того стоило!

Первую остановку мы сделали у Моста счастливых островов (Happy Isles Bridge) на берегу шумной реки Мерсед

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Потом подъехали к Зеркальному озеру (Mirror Lake), над которым возвышалась громада Полукупола (Half Dome)

Следующая остановка — на мостике с видом на Ручей Королевской Арки (Royal Arch Creek)

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Незаметно для себя докатили до тропы под соснами-гигантами,

которая ведет к Водопаду Йосемити (Yosemite Falls)

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Водопад — красив, но толпищи туристов (особенно китайских), свели на нет все очарование локации

Женя и классический вид на водопад Йосемити Фоллз - с бесконечными толпами народа

Поэтому мы отъехали от этого столпотворения подальше, к Пикниковой зоне у подвесного моста (Swinging Bridge Picnic Area)

Три волшебных дня в Долине Йосемити

откуда тоже открывался красивый вид на водопад Йосемити, но уже без обилия представителей хомо сапиенс

Время аренды байков истекло, и мы вернулись в Карри Виллэдж, чтобы пообедать

Три волшебных дня в Долине Йосемити

и выпить по бокальчику холодного пива с красивым видом на водопад «Лестничный пролет» (Staircase Falls)

На пыльных тропинках далеких планет ©

Ближе к вечеру, когда жара спала, мы решились на хайкинг. Выбрали тропу «Водопад Йосемити» (Yosemite Falls Trail), которая оказалось непростой: с лестницами, крутыми подъемами, прямо из земли торчащими каменюками и сухой пылью, которая противно оседала на все открытые участки тела и забивалась в нос и глаза

Мы быстро поняли, что клонящееся к закату солнце дает нам возможность дойти только до первой точки маршрутной тропы — Скалы Колумбия (Columbia Rock). Но уже от нее открывался потрясающий вид на всю долину

с трогательно крошечной Часовенкой долины Йосемити (Yosemite Vally Chapel)

Вид на Долину Йосемити и Часовенку от Скалы Колумбия на маршрутной тропе Водопад Йосемити
Вид на Долину Йосемити и Часовенку от Скалы Колумбия на маршрутной тропе "Водопад Йосемити"

Полюбовавшись на закатную Долину, мы начали небыстрый спуск обратно, который завершили уже в полной темноте.

О том, как мы хорошенечко промокли

На следующий день мы решили выйти на пешеходный маршрут к Вершине водопада Вернон (Top of Vernon Trail) прямо с утра

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Поначалу тропа вела себя вполне невинно и была комфортной: асфальтовое покрытие, плавный набор высоты, приятная тень от деревьев

Первая остановка — Мост Водопада Вернон (Vernon Falls Bridge) через реку Мерсед — порадовала нас особенно дикой и непричесанной красотой природы. Выглядело все так, словно мы, по мановению волшебной палочки, оказались в каком-нибудь рассказе Джека Лондона.

Вид на восток с Моста водопада Вернон

И в этот момент петля времени опять свернулась, и меня из 2023-го снова выкинуло на 160 лет назад. Правда, в этот раз я была не золотоискателем-неудачником, а индейским охотником, местным уроженцем, что вышел на охоту… Очнулась только от громкого разговора других туристов: не индЕйцев, но индИйцев.

Вид на запад с Моста водопада Вернон

Мы прошли немного дальше и перед нашими глазами — во всей всепобеждающей красе — предстал водопад Вернон Фоллз

Водопад Вернон Фоллз (Vernon Falls)

После этой точки начался финальный отрезок нашего маршрута (что-то около полукилометра) — Тропа Туманной дымки (Mist Trail). И тут ситуация резко поменялась: пошла самая настоящая жесть. Потому что комфортная пешеходная тропа вдруг резко превратилась в полосу препятствий. Этого нигде не было написано (ну нам, по крайней мере, такая инфа не попадалась), но дорога к вершине водопада проходит прямо по скале вдоль него и представляет собой сплошную череду лестниц, ступени которых выложены здоровыми, плохо обработанными булыжниками. Самое жуткое, что со стороны пропасти, на большей части маршрута, тропа НЕ ограничена ничем: нет даже плохоньких деревянных перил

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Огромные массы воды с грохотом низвергаются к подножью Вернон Фоллз, поднимая тучу брызг.

Водопад Вернон Фоллз (Vernon Falls). Обратите внимание: в средней части фото, справа, по скале карабкается цепочка разноцветных муравьев - это туристы на Мист Трейл, которым надо дойти до вершины водопада

Водяная взвесь густа настолько, что вы промокаете до нитки прямо за секунду, и с ваших волос тоже начинает течь водопад (это не гипербола, при спуске мне реально залило глаз водой, стекающей с головы). По каменным ступеням обильным потоком текут ручьи, делая неровные каменные ступеньки еще опаснее, и превращая ваши кроссовки в топкое болото. Ниже видео, которое дает некоторое представление о том, что творится на Мист Трейл

Но тот, кто не убоится этих препятствий, будет вознагражден головокружительным видом и красавицей-радугой

Три волшебных дня в Долине Йосемити

В общем, мы не убоялись и дошли до самого верха Вернон Фоллз. Отстояв некислую такую очередь, сфотографировались у обрыва водопада

подивившись тому, как сосны, растущие на маленьком островке недалеко от края,

выдерживают этот ежесекундный бешенный натиск

и сели обсыхать на полуденном солнышке на берегу Изумрудного Бассейна (Emerald Pool). При планировании поездки, мы очень рассчитывали в нем искупаться (своими глазами видели ролик, где народ плескался в этом водоеме), но из-за того, что снег сошел поздно, вместо заводи с небольшим течением мы наблюдали бешенный поток, в который соваться было равносильно самоубийству

Пока сохли, наблюдали за жирной белкой, чья шкурка лоснилась на солнце как кудри красотки, сделавшей себе бразильское ламинирование волос, и синей американской сойкой, похожей на ту, что впервые увидели в парке Хили в Аль-Айне, ОАЭ в далеком 2013 г.

Потом мы прошли по тропе чуть повыше

Три волшебных дня в Долине Йосемити

постояли на очередном мостике над рекой Мерсед, и, глядя на водопад Невада (Nevada Falls), я и Женя уже начали прикидывать маршрут до него

Николай на мостике над рекой Мерсед и водопад Невада Фоллз вдали

как Николай, который почуял, что дело пахнет керосином, заявил нам, что он: а) устал, б) никуда не пойдет, в) и вообще, мы обещали ему, что в Долине Йосемити мы неприменно искупаемся, но обещание свое почему-то выполнять не спешим

Три волшебных дня в Долине Йосемити

Так что, пришлось нам повернуть обратно и возвратиться в лагерь.

Купание красного коня в реке Мерсед

Оставшуюся половину дня мы провели на пляже Дозорный (Sentinel Beach) : купались в реке Мерсед, которая, извиваясь словно змея, бежит через всю Долину Йосемити. Вода в Мерсед была ледяная настолько, что просто зайти в нее было невозможно — ноги моментально немели и начинали болеть от холода. Приходилось прыгать в реку с разбега — как в прорубь на Крещение — чтобы после пары судорожных гребков выскакивать из нее с кряканьем: «Ух, хорошо!» и растягиваться на полотенце под жарким калифорнийским солнышком.

А на следующий день пришла пора покидать волшебную Долину. Уезжали мы оттуда с огромным сожалением, увозя с собой в сердце — любовь к этому прекраснейшему месту, а в голове — мысль о том, что в Йосемити обязательно надо будет вернуться. Потому что нельзя не вернуться туда, где ты был весел и счастлив!

Практическая информация для посещающих нацпарк «Йосемити»

В завершение рассказа, осмелюсь дать несколько советов для тех, кто решился на посещение этого сияющего бриллианта калифорнийской природной сокровищницы.

Три волшебных дня в Долине Йосемити

1. Начинать планирование визита рекомендую со знакомства с информацией на официальной странице национального парка «Йосемити». Стоимость въезда стандартная: $35 с машины на неделю.

Туннель перед обзорной площадкой Tunnel View долины Йосемити

2. Парк безумно популярен, а потому день посещения надо бронировать заранее на вышеуказанном сайте. Это требование не распространяется на тех, кто остановливается на ночлег в немногочисленных гостиницах парка, в кемпинге, или стационарных палатках «поселков» Yosemite Village и Curry Village.

3. Это дико прозвучит сейчас, но бронирование ночлега в парке надо делать прямо очень заранее, лучше всего за год (!!!) до поездки. Мы бронировали в январе на июль, и лишь каким-то чудом смогли забукать проживание на три ночи в одной из последних остававшихся стационарных палаток в Curry Village

Стационарные палатки Карри-Виллэдж, которые сдаются туристам
Ниже — румтур того, что вы получаете за $188 за ночь (цена на 2023 г., обязательна предоплата за стоимость первой ночи). С одной стороны, радует наличие пусть и повидавшего виды, но чистого постельного белья и полотенец, но, с другой, вгоняет в скорбь отсутствие холодильника и хотя бы маленького чайника:(
Туалет и душ — общие, кабинок — много, чистота — относительная (но с такими толпами туристов поддерживать идеальную чистоту весьма затруднительно, я думаю). Из явных минусов могу назвать только кодовые замки на дверях в санузлы. Это очень неудобно — стоять сонным среди ночи перед дверью в туалет и пытаться выудить из спящего мозга необходимую комбинацию цифр. :((
Еще из удобств: и в Yosemite Village, и в Curry Villadge имеются магазинчики, где, кроме одежды и сувениров, можно купить снэки, напитки, прибамбасы для кэмпинга, еду быстрого приготовления. Там же стоят микроволновка, тостер и кофеварка, чтобы можно было себе что-то разогреть. Кроме того, возле магазина есть парочка кафе (цены ломовые там, конечно), комната отдыха, прокат велосипедов и походного снаряжения.
Комната отдыха в curry Village
Как нам показалось, ассортимент магазинов, уровень кафе и услуг по прокату в Yosemite Village получше, чем в Curry Village, где мы жили. Так что, бронируя для проживания палатку или место в кемпинге, по возможности выбирайте «поселок» Йосемити.
Ниже — карты схемы долины Йосемити и Curry Village
4. Всем, планирующим посещение заповедника, я очень не рекомендую приезжать в Йосемити одним днем или останавливаться на ночевку за пределами парка. Причины следующие:
— Во-первых, в парке так много красивых мест, на осмотр которых требуется время, что приезжая на день вы просто не успеете ими насладиться, так, похватаете «по верхам».
Три волшебных дня в Долине Йосемити
 — Во-вторых, безумная популярность парка автоматически означает наличие километровых очередей на въезд уже с 7 (!) утра. Отстояв очередь, до сосредоточения самых красивых локаций — долины Йосемити — надо еще доехать. А это 40 мин по горному серпантину от Южных ворот (если едете со стороны ЛА) или 30 мин от Центральных (со стороны СФ). И вы только представьте себе какое «вселенское удовольствие» будет испытывать водитель авто, который встал не позднее 6 утра, весь день бродил по долине (а самые красивые тропы подразумевают весьма крутые пешие подъемы), устал как собака, и потом еще вынужден не меньше 40 мин пилить в темноте по горам на выезд из заповедника. Вот честно, такого «счастья» даже врагу не пожелаешь.
Дорога из долины Йосемити к Центральным воротам парка (в сторону СФ)
5. Проблема с нехваткой парковочных мест в парке просто катастрофическая: люди часами кружат по долине в поисках местечка, где бы приткнуться. Бросить авто в неположеном месте не вариант от слова совсем — рейнджеры зорко за этим следят, и транспортное средство нарушителя практически моментально забирает эвакуатор (расходы на который оплачиваются также из кармана проштрафившегося). А вот те туристы, кто остановился на ночлег в парке, получают место на спец стоянке, что подтверждает специальное парковочное разрешение, которое вешается на зеркало заднего вида.
Три волшебных дня в Долине Йосемити
6. Наличие места на спец стоянке, однако, не решает вопрос с передвижением по Долине Йосемити (которая здоровая вообще-то и, чтобы обойти ее пешком, требуется очень много времени). Парковая администрация попыталась решить эту проблему с помощью бесплатных автобусов-шаттлов, курсирующих между самыми интересными локациями долины.
Шаттл-бас долины Йосемити
Но решение вышло — нуууу…. такоЭ. Не очень решение, одним словом. Мы как-то попробовали воспользоватся шаттлом и нам это не удалось. Во-первых, время ожидания автобуса — не меньше получаса. А во-вторых, на остановках такие толпы, что в забитый автобус не влезть ни с первого, ни со второго раза. :(Наилучший выход в этой ситуации — аренда велосипеда. Так вы с ветерком объедете всю долину и налюбуетесь ею всласть.
7. При планировании путешествия обязательно учитывайте и погодно-природный фактор (Калифорния в этом плане ооооочень капризна). Будьте готовы к тому, что, возможно, от части ваших планов придется отказаться. Я уже писала в предыдущих рассказах о том, что по причине оползней и перекрытых дорог, мы не смогли, как хотели, проехать весь прибрежный Хайвэй № 1 и Живописный проезд нацпарка «Кингз-Каньон». Похожее разочарование настигло нас и в «Йосемити». С одной стороны, из-за поздно сошедшего снега водопады долины были достаточно полноводны и красивы, но с другой — поврежденные за зиму дороги не успели отремонтировать, а потому мы не смогли проехать к живописнейшим Olmsted Point и Tioga Lake и пройти пешеходными тропами до Taft Point, Centinel Point и Glacier Point, как планировали.
Вид на восток с Моста водопада Вернон
А еще вокруг Долины бушевали знаменитые калифорнийские пожары. По утрам и вечерами горы, словно Сайлент-Хилл, окутывала плотная дымка, и над их вершинами в небо поднимались столбы густого дыма. В это время вся долина забористо пропахивалась костром. И мы вместе с долиной — тоже.
- Сайлент-Хилл? - Нееее. Йосемити вэлли
8. Интернет и мобильная связь в Долине Йосемити отсутствуют как класс. Худо-бедно что-то можно поймать возле магазинов и кафе. Но связь будет очень плохая. Потому не забываем о старой доброй бумажной карте, которую вам выдаст рейнджер.
9. Заправочных станций в Йосемити Вэлли тоже нет!
10. Зато возле начала популярных троп есть туалеты, питьевые фонтанчики и мусорные баки.
11. Во время прогулок по тропам обязательно имейте с собой большое количество питьевой воды и снэки.
Питьевой фонтанчик на тропе Вернон Фоллз
12. Ответственно подходите к выбору пешеходных прогулочных маршрутов в долине. Учитывайте свои физические возможности и возможности ваших компаньонов. Если в описании трейла указано, что он «сложный», то его реально будет тяжело пройти, а потому не стоит тащить на него маленьких детей, собак или идти самому, если вы имеете проблемы со здоровьем. Мы своими глазами видели, как одного такого легкомысленного товарища среднего возраста рейнджеры спускали по тропе (Тропа водопада Йосемити) на носилках (даже думать страшно о том, какой счет ему выкатили потом за спасение), а также совершенно вымотанных собак (!!!) и родителей с несчастными малышами, которые карабкались в горы (Тропа на вершину водопада Вернон) с замученным видом, не получая от прогулки ничего кроме усталости и негатива.
13. Для хайкинга к вершине Вернон Фоллз, перед началом Мист Трейл (Тропы Туманной дымки), не забудьте одеть дождевики (либо имейте сменную одежду), и запаситесь сменными кроссовками.
Три волшебных дня в Долине Йосемити
На этом, пожалуй, с советами — все. Возможно, я вас сейчас немножко напугала тем, сколько нюансов надо учитывать при посещении национального парка «Йосемити». Но, поверьте мне на слово, это место стоит хлопот, финансовых затрат и некоторых бытовых неудобств. Просто потому, что оно — волшебно, совершенно фантастически прекрасно! Потому что это — природа, дикая, необузданная, не замученная человеком. И хоть раз в жизни, хоть тушкой, хоть чучелком, но там стоит побывать! Вы не будете разочарованы, это 100%!
На этой мажорной ноте позвольте мне сказать «До свидания!» красавице Калифорнии, которая нашла путь к нашим сердцам, а вам — «До новых встреч в других американских городах и штатах!» Спасибо за внимание!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия