Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 17:06

Форт Аугустус — Великобритания Май 2024

Проехав среди туманных вершин Шотландского нагорья и миновав город Форт-Уильям, мы прибыли в Форт-Аугустус (Fort Augustus) — небольшой городок, уютно расположившийся на южной оконечности озера Лох-Несс. Он является популярной туристической достопримечательностью не только благодаря своему живописному местоположению, но и находящимся на нем техническим и природным объектам, таким как шлюзы Каледонского канала и начала озера Лох-Несс.

Городок Форт-Аугустос

Городок небольшой — в нем, по последним данным, проживает всего около 650 человек. Как и все населенные пункты Великобритании, он чистый, зеленый и с большим количеством цветущих растений. Мы попали в него в первых числах мая и все вокруг так и купалось в роскоши цветущих кустов и деревьев. И, хотя он расположен на широте 57 градусов С.Ш., Гольфстрим «делает» свое дело — морозов и снега здесь практически не бывает. Думаю, все знают, какая погода бывает на этих же широтах в Кирове, Перми, Сыктывкаре или Вологде…

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

Вовсю цветет сакура. Ею засажены здесь многие улицы.

Выйдя из нашего уютного отельчика «Loch Ness Guest House», направились к осмотру городка и знакомству с его достопримечательностями.

Что привлекает сюда многочисленных туристов? Многое. Это прогулки на лодках по озеру Лох-Несс, рыбалка, походы и велосипедные маршруты. Городок также является популярной остановкой для тех, кто путешествует по Великому Гленскому пути (Great Glen Way) — одному из самых известных маршрутов для пешеходов и велосипедистов в Шотландии. Он протянулся на примерно 127 километров от Форта-Уильяма на западном побережье до Инвернесса на восточном побережье.

Сегодня система шлюзов в Форт-Аугустус продолжает активно использоваться для управления движением судов по Каледонскому каналу. Шлюзы обслуживаются и управляются сотрудниками канала и их работа привлекает множество туристов, которые могут наблюдать за процессом шлюзования.

Направившись к его пяти шлюзам, которые находятся в этом городке, мы встретили на пути памятник королеве Виктории (1819–1901), правившей Британской Империей в 19 веке.

Памятник королеве Виктории

Он представляет собой небольшую арку, выполненную из чугуна, с небольшим бюстом королевы в ее центре. Памятник стоит рядом с одной из наиболее посещаемых туристами частей Каледонского канала — около системы шлюзов. И он как бы подчеркивает важность королевы Виктории и её влияния на развитие Великобритании.

Период ее правления (1837–1901) называют т.н. «Викторианской эпохой» — это были времена значительных социальных, экономических, культурных и технологических изменений в Британской Империи. Памятник был открыт в 1897 году, в честь её «бриллиантового» юбилея — 60-летия правления империей, над которой «никогда не заходило солнце»…

Королева Виктория (1819-1901)

Система шлюзов в Форт-Аугустус

Итак, пройдемся вдоль системы шлюзов, которые были выстроены в Форт-Аугустус два века назад. Они поднимаются наверх как бы большими ступеньками (Lock Flights), каждая из которых поднимает и опускает суда на определенную высоту. «Каледонский канал» — один из главных архитектурных объектов города. Здесь находится его заключительная часть к спуску на последнее озеро, которое стоит перед океаном — Лох-Несс.

У этого нижнего шлюза, от которого мы поднимемся наверх для знакомства со всеми пятью такими сооружениями, стоит памятная чугунная доска с информацией о создателях этого технического шедевра. Перевод автоматически сделал всезнающий Google Translator, поэтому я был очень удивлен тому, что он вместо слова «Шлюз» выдал нам «Шлюху» …

Памятная доска о Каледонском канале
Перевод памятной доски

Это не последние шлюзы — после озера Лох-Несс перед городом Инвернесс — дальше, на пути к Северному морю на Каледонском канале есть еще несколько подобных сооружений. Наиболее значимыми из них считаются — «Шлюзы Дорес (Dochgarroch Locks)» — набор шлюзов перед Инвернессом, расположенные к югу от города. Есть еще «Шлюзы Мьюиртаун (Muirtown Locks)» — это последние четыре шлюза, расположенные непосредственно в Инвернессе, которые помогают судами преодолевать перепад высоты между каналом и морем. Все они, вместе взятые, обеспечивают безопасное и удобное перемещение судов по Каледонскому каналу от Лох-Несс до Северного моря.

Ну, а для более близкого знакомства с этими, более чем двухсотлетними сооружениями, стоящими в Форт-Аугустус, прогуляемся вверх по течению вдоль всех пяти шлюзов, которые есть в этом городке.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

Общая длина Каледонского канала, построенного в 1804–1822 годах, соединяющего южную и северную части водного пути Шотландии между Северным и Ирландским морями, составляет около 97 километров. Из них примерно 35 километров являются искусственными сооружениями, а остальная часть проходит по естественным озерам и рекам. В Форт-Аугустусе мы видим систему из пяти шлюзов.

Их роль — поднять или опустить проходящие суда на нужную высоту. Эти шлюзы представляют собой водонепроницаемые камеры с воротами на обоих концах. Они позволяют судам подниматься или опускаться по уровню воды, чтобы преодолеть перепад высот между разными участками канала.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

Сейчас управление открыванием-закрыванием ворот осуществляется «нажатием кнопки», а в 19 веке это делалось вручную с помощья вот таких «коловоротов». В эти отверстия вставлялись рычаги и мужчины крутили такое колесо, чтобы открыть или закрыть створку ворот.

Каледонский канал поднимается на высоту около 32 метров над уровнем моря. Эта высота достигается благодаря системе вот таких шлюзов, которые помогают судам преодолевать перепады высот на пути от одного побережья Шотландии к другому.

Наиболее значительный перепад высоты приходится на лестницу шлюзов Нептунс Стэйркейс (Neptune’s Staircase) возле города Форт-Уильям, где находится восемь шлюзов, поднимающих или опускающих суда на высоту около 20 метров в одной секции. Остальные шлюзы, распределенные по каналу, помогают достичь и поддерживать необходимую высоту по всему маршруту.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

Рядос со шлюзами в некоторых местах стоят даже столики, за которыми можно уютно посидеть, слушая журчание воды и понемногу дегустируя разные сорта шотландского виски, среди которых немалой известностью пользуется мой тезка — бренд «Jura», выпускаемый на одноименном острове в архипелаге Внутренних Гебрид в Шотландии.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

Система шлюзов в Форт-Аугустус является отличным примером инженерного искусства и важной частью исторического наследия Шотландии. Она продолжает выполнять свою основную функцию и привлекает внимание как местных жителей, так и туристов.

И вот мы, поднявшись наверх, стоим на бортике как бы первого шлюза (если смотреть сверху — вниз) и видим водную гладь реки Оич, уходящую вдаль в юго-западном направлении в сторону Форт-Уильям и Глазго — на западную часть Атлантики. Этот путь следует за тектонической разломной линией, которая создала долину Великий Глен. И он проходит через несколько озёр, включая Лох-Лохи, Лох-Ойх и знаменитое Лох-Несс.

Прогулка к началу озера Лох-Несс

Познакомившись с этими шлюзами, спускаемся вниз и направляемся к истоку озера Лох-Несс. После последнего шлюза, к нему приходят два естественных водных русла реки Оич. На правом, прошедшем через шлюзы, располагаются лодки, яхты и всякого рода катера для туристов.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс

На берегу естественной части левого русла реки, самостоятельно добравшейся до озера через отмели и пороги, построены жилые дома.

Жилые дома за рекой Оич

Между этими каналами лежит довольно хорошая полоса с дорогой и пешеходной тропой. Прогулявшись по ней, мы еще ближе познакомились с историей этого места. Как город, Форт-Аугустус был основан в начале 18 века и поначалу он выполнял функцию военного форта для подавления восстаний якобитов. Его название дано в честь принца Уильяма Августа, герцога Камберлендского.

В XIX веке здесь был основан бенедиктинский монастырь, который функционировал до конца XX века. Теперь это историческое здание используется для других целей, включая туристические посещения. Вот он виден на этом снимке.

Здание бывшего бенедиктинского монастыря

Ну, а мы, пройдя по полосе между этими каналами, выходим прямо к озеру Лох-Несс! Вот оно — перед нами! По его берегу совершенно спокойно и никого не опасаясь, разгуливают дикие утки! Здесь им — благодать! Нигде нет бездомных собак или кошек. От слова — совсем! Хотя, по моим наблюдениям, почти каждый третий британец имеет собаку — их очень много прогуливается в парках и по улицам с ними. Но — бездомных, неприкаянно шатающихся возле мусорных баков — не видел ни разу. И кошек — тоже. Поэтому обилие в небольших городках диких уток, фазанов или зайцев никого здесь на удивляет.

Впереди — тихая гладь знаменитого озера…

Смотровая площадка на озеро Лох-Несс

На полосе земли справа мы видим старый маяк, построенный еще в Те времена. А чуть дальше — пункт проката лодок и за ним небольшой отель Glenwood Apartment, 4* — (283 f.s./n.).

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Аугустус и его роль в жизни Лох-Несс
Дом проката лодок и маяк

Ну, вот мы и добрались до нашей цели — озера Лох-Несс! Здесь как бы его — исток, начало. Завтра мы объедем эту шотландскую знаменитость вокруг по часовой стрелке и познакомимся с его основными достопримечательностями. Вдруг нам попадется на пути и сама Несси, задавшая столько интересных вопросов ученым — археологам и историкам и давшая свое имя этому озеру…