Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 23:39

Инвернесс, Форт-Уильям — Великобритания Май 2024

Оставив позади долину «Три сестры», через десять километров, достигнув местечка Ballachulish, увидели большую водную гладь. Неужели это уже озеро Лох-Несс?

Залив Лох-Линне

Увы — это была акватория самого длинного в мире морского залива Loch Linnhe, чья длина составляет около 50 км. Этот морской залив простирается от Форт-Уильяма на северо-востоке до острова Лисмор на юго-западе, выходя в конечном счете, на Атлантический океан. Ну, а если двигаться по этому заливу в противоположную сторону — на северо-восток, то мы через систему шлюзов, проходя озера Лох-Линне, Лох-Лохт, Лох-Ойх и Лох-Несс, попадем в воды Северной части Атлантического океана. Конечно, так как эти сооружения были построены еще в начале аж позапрошлого века (1803 — 1822 г.г.), то в наши дни этот путь используется только для малотоннажных судов. Но, в основном, им пользуются туристы и яхтсмены.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Двигаясь на машине в сторону Форт-Уильяма, мы как бы проходим последние километры океанского залива Лох-Линне — дальше на северо-восток идет система шлюзов и озер между ними. Ширина этого залива варьируется, но в среднем составляет около полутора километров.

Ниже представлена карта пути от городка Онич до Форт-Аугустус, от которого начинается озеро Лох-Несс. Эта дорога, длиной около 74 км, проходит через город Форт-Уильям и далее вдоль нескольких водоемов, оснащенных шлюзами и приводит к озеру Лох-Несс.

Карта пути от городка Онич до Форт-Аугустус, от которого начинается озеро Лох Несс. Эта дорога, длиной  около 74 км, проходит через город Форт Уильям , далее вдоль нескольких водоемов, оснащенных шлюзами и приводит к озеру Лох-Несс.
Карта пути от городка Онич до Форт-Аугустус, от которого начинается озеро Лох Несс. Эта дорога, длиной около 74 км, проходит через город Форт Уильям , далее вдоль нескольких водоемов, оснащенных шлюзами и приводит к озеру Лох-Несс.

И вот мы въезжаем в Форт-Уильям — самый крупный город на западе Хайленда — горной части Шотландии.

Город Форт-Уильям

Он был основан в 1690 году и назван так в честь короля Англии и Шотландии Вильгельма III (Уильяма Оранского).

Краткая история

Этот город вырос из поселка, стоявшего рядом с крепостью, построенной во времена Гражданской войны (1642—1651 гг.) и вторжения Оливера Кромвеля (1650 г.). Крепость также сыграла свою роль, когда в ней были правительственные войска для подавления якобитских восстаний в XVIII веке. Принц Уильям Август, герцог Камберлендсий (Prince William Augustus, Duke of Cumberland (1721 — 1765) — третий сын короля Великобритании Георга II и известный военачальник, принимал в этом самое активное участие.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Первоначально форт был построен для укрепления позиций британской короны в Шотландии после Славной революции 1688 года, когда Вильгельм III взошел на трон. Форт служил важной военной базой и был частью сети укреплений, предназначенных для контроля над горными кланами, многие из которых поддерживали свергнутого короля Якова II. Изначально форт и окружающие его поселения были известны как Мэрибург (Maryburgh) — в честь королевы Марии II, жены Вильгельма III, но позже название было изменено на Форт-Уильям.

К сожалению, Уильям был больше всего известен в Шотландии как «Камберлендский мясник» (как проводивший репрессии против оставшихся в живых побежденных им якобитов), поэтому время от времени обсуждался вопрос о переименовании города — например, в Инверневис. Но пока эти обсуждения не привели ни к какому результату. Сейчас и сам форт не существует — при строительстве железной дороги в конце XIX века, проходившей через город, его остатки окончательно снесли.
Основные историко-архитектурные памятники города
В Форт-Уильяме сохранилось самое примечательное из исторических сооружений 17 века — «Замок Инверлочи». Он был построен в 13 веке и расположен недалеко (3 мили) от центра города как раз на пути (дорога А-82) к озеру Лох-Несс. Замок был важным укреплением задолго до того, как был основан сам Форт-Уильям. В свое время он сыграл ключевую роль в средневековой истории региона и сегодня остается хорошим историческим памятником.
Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям
В центральной части старого города, именуемой Фрейзер-сквер, мы видим в основном здания 19 века. Справа церковь — Fort William Duncansburgh MacIntosh Paris Church. Ее здание было построено в 1888–1890 годах по проекту Артура Митчелла и Джорджа Уилсона. Она знаменует собой очередную конгрегацию (общину, собрание) Шотландской церкви, образованной в результате слияния двух других конгрегаций — Дункансбург и Макинтош. Перед нами — как бы центральная площадь города в центре которой — большой зеленый и хорошо подстриженный луг.

Есть в городе еще и «Старый Форт» (Old Fort of Fort William), до которого мы так и не добрались. Собственно, там и смотреть нечего кроме небольшого клочка руин. Первоначально он был построен Оливером Кромвелем в середине 1600-х годов как деревянная цитадель. Позднее его преобразовали в каменный и он стал центральным элементом развития города. Выдержав несколько осад, особенно во время восстаний якобитов, эта крепость «не выдержала» последнего нападения со стороны строителей железной дороги и практически была вся снесена. Зато с 7 августа 1894 года была открыта железнодорожная линия Вест-Хайленд для пассажирских перевозок, связав Форт-Уильям с Глазго и другими населенными пунктами западного побережья Шотландии.

Парк и Кирха
Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Форт-Уильям играл важную роль в подавлении якобитских восстаний, особенно в первой половине 18 века. Этот город служил одной из ключевых военных баз британских войск в регионе. В настоящее время, хоть Форт-Уильям и является главным городом западного Нагорья, его население составляет всего-навсего около 10 тысяч человек.

В этом же парке стоят несколько исторических памятников. Например, этот памятник, созданный в 1909 г., посвящен сэру Дональду Кэмерону из Лохиэля (1855—1905 гг.), XXIV-му главе клана Кэмеронов, известному своей значительной ролью в восстании якобитов.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Кстати, кланы в этих местах по-прежнему сильны. Кэмероны испокон веков стоят у власти в правлении города и его окрестностей. (Якобитское восстание — это серия вооруженных восстаний в Великобритании и Ирландии, направленных на возвращение королей из дома Стюартов на английский, шотландский и ирландский престолы. Эти восстания длились почти целый век — с конца XVII и до конца XVIII века, а их участники назывались якобитами (от латинского имени Якова — Jacobus)

Неподалеку от этого памятника стоит еще один — он установлен в честь солдат, погибших в двух мировых войнах. На памятнике указаны годы «1914–1918» и «1939–1945» — Первой и Второй мировых войн. Этот монумент воздает дань памяти мужчинам из Форт-Уильяма и окрестностей, которые пожертвовали своими жизнями в этих войнах.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

В Британии свято чтят память воинов, погибших в этих войнах. И это могут быть не только памятники классического типа — на постаментах, а и вот такие необычные по задумке и дизайну. Вот, например, эта мемориальная скамейка, стоящая неподалеку, тоже создана в честь военных. Такие дизайнерские решения часто устанавливаются в общественных местах, парках или мемориальных комплексах, чтобы увековечить память о солдатах, участвовавших в военных действиях. Данная скамейка сделана из металла и имеет округлую форму, окружая дерево, символизируя жизнь и связь с природой. Силуэты солдат на ее спинке служат напоминанием о тех, кто служил и отдал жизнь за свою страну.

А есть вот и такая реализация архитектурно-дизайнерских мыслей.

Чтобы мы не забыли - (Lest we forset)

Город Форт Уильям выглядит по-британски — очень чистым, аккуратным, уютным и зеленым. В наши дни это просто красивый и ухоженный город с его опрятными одно-двух или редко — трехэтажными домами, обязательно окруженных зелеными заборчиками из кустов и аккуратно подстриженными лужайками с красивыми цветами. О «хрущевках» здесь не слыхали и поэтому их никто не строит.

Активный туризм
В конца 19 века, с появлением железнодорожного сообщения и активизацией туризма, Форт-Уильям начал развиваться как центр активного отдыха для путешественников и туристов, особенно тех, кто интересуется горным туризмом и восхождениями на Бен-Невис — самую высокую гору Великобритании, высота которой — нет-нет! не две или три тысячи метров, а всего лишь 1345 метров над уровнем моря.
Эта гора считается популярным местом для пеших прогулок, альпинизма и восхождений. При рассматривании планов этой поездки, наши интересы разошлись — у нас с супругой в планах было знакомство с озером Лох-Несс и побережьем Атлантики около города Инвернесс, а молодежь с внуком предпочла провести три дня в кемпинге и покорить Бен-Невис.
Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

И вот сейчас мы едем в эту долину. От города Форт-Уильям до нее около трех километров. Для любителей горного туризма в долине Парк Глен-Невис было создано комфортно оборудованное место — «Glen Nevis Caravan and Camping Park», куда можно приехать на своем кемпере и жить в нем или поставить свои палатки. Сервис туристов оборудован отлично — есть комфортные душевые, туалеты, магазин, кафе и места для барбекю с удобными столиками для завтраков и ужинов на траве возле своих палаток.

А вот и сама гора Бен-Невис! Правда — сейчас затянутая облаками. Повезет ли нашим восходителям завтра-послезавтра?
Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Бен-Невис, являясь самой высокой горой Великобритании, естественно, окружена множеством мифов и легенд. Парочка из самых известных легенд связана с мифическим существом, называемым Бейтир (Beithir).

«Это огромное змееподобное существо без крыльев, но с огненным дыханием, обитавшее в удалённых горных пещерах и ущельях. Считалось, что его укус был смертельным, если пострадавший не успевал добраться до ближайшего водоёма раньше этого Бейтира.

Еще одна легенда рассказывает о Кэллеах Бьюр (Cailleach Bheur), также известной как Королева Зимы. В одной из версий этой легенды она удерживала Весну, похитив прекрасную девушку по имени Бригит и заключив её в горе Бен-Невис. Бригит была освобождена её возлюбленным, после чего снег начал таять, и весна пришла на землю. Однако Кэллеах не сдалась без боя, но в финальной битве она была побеждена и превратилась в Бейтира.»

Считается, что эти легенды являются важной частью культурного наследия Шотландии и добавляют мистику и очарование горам и природным местам этой страны.

Какие здесь есть еще природные достопримечательности? Неподалеку находится гора Анох-Мор (Aonach Mòr), высотой 1221 метр, на которой построен горнолыжный курорт Невис Рейндж (Nevis Range Mountain Resort). Он считается хорошим местом для катания на лыжах и сноубордах зимой, а также местом для маунтинбайка и пеших прогулок летом. Здесь построена канатная дорога, которая предлагает великолепные виды на окружающие ее горы.

Долина водопадов

Как мы уже отметили, это место, окруженное живописными горами, сейчас является крупнейшим туристическим центром, куда приезжают как поклонники экстремальных видов спорта — горного велосипеда, альпинизма и скалолазания, так и просто любители пеших прогулок и красивых видов. Один из интересных маршрутов проходит по т.н. Долине водопадов.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Эта долина находится у подножия Бен Невис и считается популярным местом для таких прогулок, пробежек и любования природой. В верхней ее части находится водопад Steall Falls (высота падения воды ок. 120 метров) — это один из самых высоких водопадов Шотландии. Но, так как нам нужно ехать дальше к Лох-Несс, подниматься к нему не стали (это бы заняло пару-тройку часов), а только прогулялись по тропе и полюбовались небольшими, ответвившимися от Steall Falls, водопадиками, пересекавшими нашу тропу.

В Долине Glen Nevis множество пешеходных маршрутов — от легких прогулок до более сложных троп, ведущих к вершине Бен-Невис и соседних с нею гор. Долина окружена живописными горами и лесами, что делает ее идеальным местом для любителей природы и фотографов.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Вторым по величине после Steall Falls считается водопад «Lower Falls» (или An Steal Ban). Он расположен ниже по течению реки Невис, недалеко от основной дороги через долину. Его высота около 30 метров и он более доступен для туристов. Но как-то мы до него не добрались…

Помимо этих двух основных водопадов, вдоль долины можно найти множество более мелких водопадов и каскадов, особенно после дождей, когда вода стекает по склонам гор — и вот как раз сейчас мы и видим такие многочисленные водные потоки на нашем пути. Всего в Glen Nevis можно насчитать несколько десятков водопадов разной величины.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Говорят, что можно вечно смотреть на три вещи: на текущую воду, на огонь и на то, как работает другой человек. Эти зрелища, как правило, завораживают и успокаивают благодаря своему динамическому, но повторяющемуся характеру.

Прогулявшись по долине водопадов, вернулись на стоянку и выехали к месту нашего ночлега в город Форт-Огастус (ок. 50 км), стоящий прямо у начала нашей основной цели — озера Лох-Несс. Дорога почти все это расстояние шла по берегу озера Лох-Лохи (Loch Lochy), на котором мы сделали парочку коротких остановок.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

В городе Форт-Огастус (Fort Augustus) на ночлег остановились в очень уютном и гостеприимном гестхаусе «Loch Ness Guest House» (115 ф.с.). По зеленой травке его симпатичного дворика спокойно разгуливали дикие фазаны (Phasianus Colchicus). А вечером мы даже заметили прибежавшего их проведать, зайца.

Вокруг озера Лох-Несс. Город Форт-Уильям

Завтра утром выезжаем к основной цели нашей поездки — озеру Лох-Несс. Собственно, до него и ехать не надо — оно начинается уже метрах в двухстах от нашего отеля и после ужина — прогуляемся к нему и увидим его начало…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия