Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 18:23
Посетил 4 Южно-Уральские столицы, лечу домой!

Валаам, Приозерск — Россия Сентябрь 2020

Скит монастырский парит над обрывом,
С Ладоги-моря встречая гостей.
Как здесь таинственно! Как здесь красиво!
Сколько открытий, природных затей!

Чаек возня тишину нарушает,
Мостики дремлют, связав острова.
Дивная аура, сказка святая-
Чудо Карельской земли — Валаам!

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В прошлый раз я вам показал красивую, но не очень раскрученную достопримечательность Карелии. Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Сегодня рассказ про одно из самых известных мест этого края — Валаам.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Валаам — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага.

На территорию острова приходится более 2/3 площади всего архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до ближайшего берега — 22 км.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

На острове расположен посёлок Валаам и памятник русского зодчества — Валаамский ставропигиальный мужской монастырь.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие.

Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Сегодня на территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами.

Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65% — сосна).

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

До 1917 года остров был частью Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи.

Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки, здесь побывали художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные Н. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других.

В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917).

После провозглашения независимости Финляндии в 1917 году остров остался частью Финляндии, однако вошёл в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939—1940 гг.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Валаамский дом инвалидов.

В 1989 году началось возрождение Валаамского монастыря, на которое в начале XXI века тратились серьёзные деньги из государственного бюджета.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В 1993 году островам был придан статус Уникальной природно-ландшафтной территории Республики Карелия.

Статус не имел аналогий в законодательстве, поэтому для усиления природоохранной деятельности в 1999 году постановлением правительства Республики Карелии был создан природный парк «Валаамский архипелаг» на островах Валаамского архипелага с прилегающей двухкилометровой акваторией в северной части Ладожского озера.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Верующим путешественикам Валаам безусловно советую посетить.

Атеистам тоже будет интересно как минимум посмотреть на природу Ладожского озера и архипелага.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Плюс ещё понравилась сама водная дорога на Валаам.

Мы сюда прибыли вот на этом судне. Что-то типа пассажирского буксира.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Погода была шикарная. Солнце, белоснежные облака и брызги волн. После автомобиля это был яркий и приятный контраст.

Шум двигателя, крики чаек, завтрак в камбузе. Сплошная романтика.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Да, мы плыли не быстро, но зато успели неспеша насладится всем вышеперечисленным.

За это время я сделал много снимков. Рекомендую эту прогулку!

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

После Валаама, в закатное время, мы отправились в Ленинградскую область.

Вот мы на границе двух субъектов РФ. Прощаемся с Карелией. Нам там очень понравилось.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Но, путешествие ещё не закончилось. По дороге в Новую Ладогу мы заскочили в Приозерск. C XIV века по 1611 год город был известен как Корела.

В 2004 году в Приозерске был поставленный памятный знак, сообщающий о смерти Рюрика «в Кореле» и фиксирующий это место памяти как землю, где погиб основатель русской государственной династии.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В Приозерске на острове реки Вуокса находится знаменитая крепость Корела. Она сыграла значительную роль в истории Карельского перешейка и допетровской России.

Сохранившиеся помещения крепости в настоящее время занимает историко-краеведческий музей.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Средневековая Корела была самым северо-западным городом Руси. Крепость была заложена на рубеже XIII и XIV веков новгородцами на острове реки Узерве (Вуоксы) для защиты северо-западных рубежей республики от шведов.

В XIV веке Корела занимала площадь в 6 тысяч м2, состояла из сотни бревенчатых домов, а её население состояло из 300 человек. Население города занималось земледелием и рыболовством, а также исповедовало христианство.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

На протяжении столетия, с 1611 по 1710 годы, крепость оставалась шведской и именовалась Кексгольм.

В 1710 году, во время Северной войны, крепость была отвоёвана у шведов, а к окончанию Русско-шведской войны 1808–1809 годов утратила своё приграничное значение.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

В XVIII–XIX веках служила тюрьмой для политзаключённых (в частности, здесь содержались семья Емельяна Пугачёва и декабристы).

К сожалению, мы приехали сюда уже достаточно поздно, почти в 9 вечера. Внутрь не попали, ограничились внешним осмотром крепости. Но, как видно с высоты, площадь Корелы совсем небольшая.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

Лично мне было любопытно узнать, что в октябре 1996 года у стен крепости Корела снимались начальные эпизоды кинофильма режиссёра Алексея Балабанова «Брат». Фильм смотрел, но раньше не знал, что в кадре это именно данная крепость.

После Корелы садимся в машины и быстро мчимся в Старую Ладогу, точнее на базу отдыха «Староладожская дача». На часах уже 12 ночи.

Очарование «Русского Севера» ч.11 — Валаам и крепость Корела

На сегодня всё. В следующий раз я покажу вам ещё две важные исторические достопримечательности, которые мы посетили в финале автомобильного путешествия.