Попадая в Сиену, кажется, что перенёсся на машине времени в 14-й век и оказался в готическом городе той эпохи. Эти ощущения очень недалеки от истины — свой древний средневековый облик Сиена сохранила лучше других итальянских городов. Побывав в ней, знаменитый английский путешественник Генри Мортон написал: «Я приехал, взглянул на вознесшуюся над виноградниками Сиену, и увидел само Средневековье» и «Бывали моменты, когда я думал, что Сиена — самый красивый город Италии». Созвучен ему в своих «Образах Италии» и писатель Павел Муратов: «Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остаётся самым светлым и наиболее дорогим». Нам было достаточно провести в Сиене всего три дня, чтобы убедиться в справедливости этих высказываний.
Крыши Сиены, над которыми возвышается Торре дель Манджа. Если убрать спутниковые антенны, то примерно такой же вид открывался тут и в 14-м веке.
Мы опубликовали уже 5 рассказов про Сиену (Пьяцца дель Кампо, Дуомо, Музей Дуомо и баптистерий, Пинакотека, Госпиталь Санта Мария делла Скала), но всё ещё не исчерпали «сиенскую тему» до конца:). В этом рассказе мы просто посмотрим на средневековый центр Сиены, по которому так интересно просто побродить пешком. Поскольку город стоит на холмах, периодически открываются очень красивые виды, а его узкие улочки так и дышат стариной. При этом, правда, нам пришлось потрудиться, поскольку ровных мест в Сиене почти нет, а затяжных подъёмов и спусков предостаточно.
Дуомо Сиены стоит на холме. Снимок сделан с другого холма - от церкви Сан Доменико.
Мы также заглянем в несколько сиенских церквей, которые сохранили ценные произведения искусства. Сиена вообще славится тем, что её храмы не были «вычищены» для пополнения картинных галерей и сейчас обладают картинами известных художников сиенской школы. Особенно интересна в этом плане базилика Св. Доминика, рядом с которой находился наш отель. С неё и начнём.
Сан Доменико расположен на одном из сиенских холмов.
Фасад храма практически лишён какого-либо декора. По своему суровому виду церковь скорее напоминает небольшую крепость, что отчасти справедливо: сиенцы построили ее из расчета прикрыть север города от своих извечных врагов флорентийцев.
Базилика Св. Доминика — величественное сооружение в готическом стиле, которое возводили почти 200 лет, начав строительство в 1226 г. Храм тесно связан с существующим в Сиене культом св. Екатерины Сиенской (1347–1380), родившейся и жившей неподалёку и в какой-то момент примкнувшей к Доминиканскому братству. В базилике сохранился её прижизненный портрет, а в специальной капелле находятся связанные с ней реликвии.
Интерьер базилики, согласно доминиканским канонам, состоит из одного огромного нефа.
Св.Екатерина Сиенская. Прижизненный портрет, написанный художником Андреа Ванни (находится в одной из капелл храма, куда, к сожалению, не было доступа, поэтому фото - из сети).
Капелла Св.Екатерины Сиенской. Фрески Содомы (Giovanni Antonio Bazzi), 1526.
В мраморной алтарной дарохранительнице (в центре за решеткой) - рака с главой св.Екатерины. По сторонам - св.Екатерина в экстазе и в полуобморочном состоянии после получения стигматов.
Помимо роскошной капеллы Св. Екатерины, мы обнаружили в базилике несколько картин известных сиенских художников.
Маэста. Гвидо да Сиена. 1270.
Поклонение Младенцу. Франческо ди Джорджо Мартини. Конец 15-го века.
Наверху - Пьета Матео ди Джованни.
Мадонна с четырьмя святыми. Бенвенуто ди Джованни. 1483.
Святые Варвара (в центре), Екатерина Александрийская (слева) и Мария Магдалина. Маттео ди Джованни. 1479.
Если спуститься вниз от Сан Доменико, выйдешь аккурат к фонтану Бранда — одному из древнейших и самых известных фонтанов Сиены.
Спуск от Сан Доменико к фонтану Бранда.
На протяжении нескольких веков фонтан Бранда был единственным источником, из которого местные жители могли получить питьевую воду. Первые упоминания о нём датируются 1081 годом, а спустя 2 столетия талантливый архитектор Джованни ди Стефано придает фонтану своеобразное готическое оформление, которое сохранилось по сей день.
Фонтан Бранда (Fonte Branda).
Львы - охранники фонтана.
Под арками фонтана Бранда до сих пор есть вода.
Вид на Сан Доменико и фонтан Бранда.
А теперь поднимемся на соседний холм, к главной площади и ратуше города.
В центре Сиены: рядом с Иль Кампо и Дуомо.
Главная и всемирно знаменитая площадь Сиены называется просто «полем» (Il Campo), поскольку изначально находилась вне стен раннесредневекового города. Площадь имеет форму большой ракушки, выложеннной кирпичом и разделённой на 9 секторов белыми травертиновыми блоками. Она объединена в единый комплекс с ратушей (Палаццо Публико) и примыкающей к ней башней (Торре дель Манджа). Весь этот ансамбль очень мало изменился с момента своего образования в 14-м веке.
Пьяцца дель Кампо - сиенское чудо.
Торре дель Манджа, возвышающаяся над Пьяцца дель Кампо.
Дуомо Сиены, освящённый в честь Вознесения Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta), расположен на одном из холмов в самом в центре города. Нынешний Дуомо построен на месте первого кафедрального собора во имя Девы Марии, в свою очередь возведённого на развалинах римского храма, посвященного Минерве. Внутри собора посетителя ждёт фантастическая красота, посмотреть на которую можно здесь.
Буквально в 100 метрах от Кампо — еще одна достопримечательность Сиены: Палаццо Киджи-Сарачини, что на Via di Citta. Дворец начали возводить в XII веке. В XIV веке строительство было завершено. С 1932 года в этом здании размещается Музыкальная Академия Киджана — известный в мире центр музыкального обучения.
Дворец Киджи (Palazzo Chigi-Sarachini) на одной из старейших улиц Сиены Via di Citta.
Также в палаццо размещается коллекция старинных музыкальных инструментов графа Гвидо Киджи (со струнными инструментами известнейших мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари и др., и самым старым (1515) из сохранившихся клавесинов), а также и художественная галерея Киджи-Сарачини. Мы внутри не были.
Портик и колодец у дворца Киджи.
Сиенская торговая палата (Loggia della Mercanzia). В здании середины 15-го века прекрасно сочетаюся готические и ренессансные черты.
Штаб-квартира старейшего, как утверждают, банка мира - Banca Monte dei Paschi di Siena (непрерывно работает с 1472 года). Банк занимает древний Палаццо Салимбени, во дворе которого установлен памятник Саллюсто Бандини (1677–1760), итальянскому политику и экономисту, строннику свободной торговли и устранения феодальных поборов с бизнеса.
Портик коммун Италии в мемориальном комплексе вокруг дома Св.Екатерины.
Следующая церковь на нашем пути — Св. Франциска (San Francesco). Её нынешний облик — результат многочисленных перестроек и реставраций, последняя из которых, придавшая храму готический вид, состоялась в конце 19-го века.
Церковь Св.Франциска. 1326-1475.
Интерьер в готическом стиле - результат реставрации конца 19-го века, сохранившей чёрно-белую сиенскую мраморную отделку.
В капеллах церкви представлены редкие фрески 14-го века, выполненные братьями Пьетро (ок. 1280–1348) и Амброджио (1290–1348) Лоренцетти, классиками сиенской живописи. Первоначально эти фрески находились в зале капитула францисканского монастыря.
Распятие. Пьетро Лоренцетти. 1337. Очень необычно выглядит скопление ангелочков вокруг распятия.
Мученичество францисканских монахов. Амброджо Лоренцетти. 1340. Эта картина посвящена памяти семи францисканских монахов, которые в 1277 г. были казнены в марокканском городе Сеута по приказанию султана. В центре композиции изображен султан на троне, он напряженно следит за ходом казни. Стоящие по обе стороны трона приближенные султана охвачены страхом, любопытством и сочувствием.
Людовик Святой совершает исповедание веры перед папой Бонифацием VIII после своего отречения. Амброджо Лоренцетти. 1340. История за этой картиной следующая: Святой Людовик Тулузский (1275-1297) после смерти старшего брата автоматически должен был стать наследником неаполитанского трона, но вместо этого неожиданно для всех вступил в орден францисканцев. В 1297 году он стал епископом Тулузы и умер в том же году. С его гробницы начали поступать сообщения о чудесах, и в 1317 году папа Иоанн XXII канонизировал Людовика.
Мадонна с Младенцем. Андреа Ванни (?). 1398.
Перекрёсток в Сиене: налево - вверх, направо - вниз:)
Мальчишки в красочных костюмах тренируются при подготовке к празднику Палио.
Средневековая улица Сиены с перемычками между домами.
Вот что получится, если сделать панорамый снимок на перекрестке двух узких улиц Сиены)).
Почти все улицы в Сиене - наклонные.
Вся жизнь на улице: и еда, и стирка:)
Церковь Санта Мария деи Серви находится на холме на юго-восточной окраине Сиены. С её крыльца открываются прекрасные виды на город. (С колокольни, если бы можно было туда забраться, виды были бы просто потрясающие).
Подъём к церкви Санта Мария деи Серви.
Церковь Санта Мария деи Серви, 13-й век. Внешний облик здания сильно пострадал во время разрушительной реконструкции 1926 г.
Вид на Сиену с крыльца церкви Санта Мария деи Серви.
Интерьер церкви. Внутри неё, как и в других сиенских храмах, находится много интересных произведений искусства.
Мадонна дель Бордоне. Коппо ди Марковальдо. 1261. Интересно происхождение этого полотна. Автор - флорентийский художник, попавший в плен к сиенцам во время битвы при Монтеаперти, и этой картиной он заплатил за своё освобождение.
Избиение младенцев. Школа Пьетро Лоренцетти. 1348.
Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1491.
Мадонна с младенцем. Липпо Мемми. 1325.
Мадонна Милосердия. Джованни ди Паоло. 1431
Искусство на улицах Сиены.
Сиена до сих пор окружена средневековой стеной с воротами. Porta Romana — самые большие из них. Любопытно, что до сих пор город расположен в пределах своих старых стен.
Римские ворота (Porta Romana).
Если вы думаете, что на этом наши «сиенские истории» заканчиваются, то это не так:). В заключение будет ещё один художественный музей (Ораторий Св. Бернардина с картинами классиков сиенской школы).
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия