Сиена: готический город
Попадая в Сиену, кажется, что перенёсся на машине времени в 14-й век и оказался в готическом городе той эпохи. Подобные ощущения, если возникают, очень недалеки от истины — свой древний средневековый облик Сиена сохранила лучше других итальянских городов. Как написал, побывав в ней, английский путешественник Генри Мортон, «Я приехал, взглянул на вознесшуюся над виноградниками Сиену, и увидел само Средневековье» и «Бывали моменты, когда я думал, что Сиена — самый красивый город Италии». Созвучен ему в своих «Образах Италии» и писатель Павел Муратов: «Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остаётся самым светлым и наиболее дорогим». Нам было достаточно провести в Сиене всего три дня, чтобы убедиться в справедливости этих высказываний.
Сиена расположена на трёх холмах в центре Тосканы в окружении обширного холмистого ландшафта.
Вначале несколько слов про историю. Сиена возникла как военная колония при императоре Октавиане Августе (в начале 1 в. н. э.), но в римские времена ничем особо не прославилась. Претерпев обычные страдания в период раннего средневековья (сменяющих друг друга завоевателей), город несколько ожил благодаря прохождению через него, начиная с 9-го века, паломнической Дороги франков (Via Francigena), шедшей из английского Кентербери в Рим. В 12-м веке Сиена стала самоуправляющейся коммуной и достигла наибольшего расцвета в период правления «Совета девяти» (1287–1355), занимаясь в основном торговлей и банковским делом. В средневековом противостоянии между гвельфами (сторонниками Римских пап) и гиббелинами (приверженцами императоров Священной Римской империи) Сиена оказалась «по разные стороны баррикады» с папской Флоренцией, что вылилось в затяжной конфликт между ними.
Средневековое сражение (мозаика на полу сиенского собора).
Процветание Сиены внезапно оборвалось в 1348 году с приходом эпидемии чумы, выкосившей три четверти городского населения. От этого удара Сиена уже не смогла оправиться и попала под контроль Флоренции, которая в конечном итоге просто включила её в состав собственного Тосканского герцогства в 1560 г. После краха середины 14-го века город постепенно превратился в политическое и экономическое захолустье, где новые здания почти не строились, но и старые не разрушались (за одним, правда, исключением: захватив город после многомесячной осады в 1555 г., испанцы срыли его многочисленные башни, хорошо заметные на старинном рисунке выше). Это, тем не менее, не помешало Сиене сохранить до наших дней свой средневековый облик, который сейчас так нравится туристам (и приносит немалые доходы горожанам:).
Сиена — это город искусства, количество высочайшего класса картин и скульптур в её храмах, галереях и музеях просто поражает. Искусство это в основном готическое, с изяществом и грациозностью линий в сочетании с утонченной цветовой гаммой и удивительной элегантностью. Как сказал Генри Мортон, «сиенские художники писали, отвернувшись от Флоренции и обратив взоры на Равенну», то есть не спешили в Ренессанс, а продолжали развивать традиции византийской школы.
Липпо Мемми. Мадонна с Младенцем. Начало 14-го века.
Сиена — город Мадонны, она является его главной небесной покровительницей, её именем освящен Дуомо и многие сиенские храмы, не говоря уже о количестве её образов, созданных сиенскими художниками. С её помощью и заступничеством ассоциируются почти все важные эпизоды сиенской истории — победы над врагами, избавление от эпидемий, предотвращение стихийных бедствий. Пять раз ключи от городских ворот Сиены торжественно вручались её образу в Дуомо, известному под именем Мадонны дель Вото (Мадонны Обета). Первый раз это произошло в 1260 году, когда над городом возникла смертельная угроза разорения от приближавшего флорентийского войска. Тогда блестящая победа Сиены над более сильной Флоренцией в битве при Монтеаперти была восприята как знак того, что Богородица приняла предложенный дар и взяла город под свою опеку.
Пьяцца дель Кампо
Главная и всемирно-знаменитая площадь Сиены называется просто «полем» (Il Campo), поскольку изначально находилась вне стен раннесредневекового города. Площадь имеет форму большой ракушки, выложеннной кирпичом и разделённой на 9 секторов белыми травертиновыми блоками. Эта «девятка» ассоциируется с правлением уже упомянутого «Совета девяти», когда площадь оформилась как центр светской власти города, объединяя в единый комплекс также ратушу (Палаццо Публико) и примыкающую к ней башню (Торре дель Манджа). Весь этот ансамбль очень мало изменился с момента своего образования в 14-м веке.
Пьяцца дель Кампо - монументальный ансамбль непревзойдённой гармонии.
Путешественнику Генри Мортону Пьяцца дель Кампо показалась похожей на открытый веер. «Ручка этого веера - Палаццо Публико, от которого расходятся 9 сегментов, образуя огромный полукруг» - писал он.
Выложенный кирпичом «партер» площади окружен «бельэтажем» из серых каменных плит. Именно здесь расположены многочисленные рестораны, где так приятно посидеть, наслаждаясь видами «Иль Кампо».
Фонтан радости (итал. Fonte Gaia), созданный на площади в 1400-1409 гг. знаменитым сиенским скульптором Якопо делла Кверча, сейчас заменён его точной копией. Он не только украшал площадь, но и многие столетия был источником чистой воды для горожан.
В фонтан и сейчас текут струйки воды из пастей мраморных собак, но пьют её уже только голуби.
Вид от Фонтана радости на Палаццо Публико с башней Торре дель Манджа.
Вид на Пьяцца дель Кампо с Торре дель Манджа. Внизу по центру виден Фонтан радости. По периметру площадь окружена различными палаццо, фасады которых, выстроенные по определённым стандартам, создают гармоничную картину.
«Три-в-одном»:) Забравшись на башню, можно, не сходя с места, увидеть три главных достопримечательности Сиены: Иль Кампо, Дуомо (полосатый) и базилику Сан Доменико (справа).
Пьяцца дель Кампо: вид со стороны (точнее, со смотровой площадки собора).
Рассказывая о Пьяцца дель Кампо, нельзя не упомянуть Палио, грандиозное мероприятие, проводимое здесь дважды в год: 2 июля и 16 августа. В эти дни на площади проходят скачки на лошадях без сёдел, в которых соревнуются 10 районов (контрад) Сиены. Оба Палио посвящаются Мадонне — покровительнице города — и проводятся по богородичным праздникам (2 июля — Встреча Марии и Елизаветы, 16 августа — Вознесение Богородицы). В качестве приза победившая контрада получает расписанный штандарт — драпеллоне (изготовляемый заново для каждого Палио). Скачки предваряют соревнования контрад по шествиям в исторических костюмах — необычайно красочное зрелище. Хотя сами мы всё это не видели, но, в силу важности события, находим необходимым упомянуть.
Палио на Пьяцца дель Кампо. Фото из сети.
Палаццо Публико
Палаццо Публико, или Палаццо Коммуны, был построен в 1297—1310 гг. как новая резиденция тогдашнего правительства Сиены — «Совета девяти» (правившего в 1287—1355 гг.). В него входило 9 человек из числа богатых ремесленников и торговцев города, которые избирались на 2 месяца, в течение которых руководили городскими делами. Любопытно, что 9 правителей не только работали, но и жили в своём офисном здании, выходить из которого они могли только по выходным. Видимо поэтому они не пожалели денег и украсили свой палаццо замечательными произведениями искусства, большая часть которых, как и внутренняя обстановка дворца, сохранились до наших дней. Поэтому экскурсия в Палаццо — это фактически возможность заглянуть в сиенский дворец 14-го века.
Палаццо Публико и Торре дель Манджа. Здание дворца имеет выгнутый фасад, чтобы добиться архитектурного единства с ансамблем площади.
Фасад Палаццо Публико. Наверху виден круглый медный диск с монограммой IHS (Iesus Hominum Salvator - Иисус Спаситель человечества). Это символ Св.Бернардина (1380-1444), уроженца Сиены, который часто проповедовал на площади Иль Кампо перед толпами горожан. Ниже расположен герб Медичи, установленный в 1560 году в знак присоединения Сиены к Тосканскому герцогству во главе с Флоренцией. В тимпанах всех окон - чёрно-белые щиты герба коммуны Сиены.
Вензель Св.Бернардина (снят внутри дворца) и картина Сано ди Пьетро «Проповедь Св.Бернардина на Пьяцца дель Кампо», на которой хорошо видно Палаццо Публико и его башню, практически не изменившиеся с начала 14-го века.
Двор подестЫ (мэра города) с многочисленными гербами глав коммуны. Из этого двора можно войти внутрь палаццо и осмотреть находящийся там интереснейший музей.
Зал Рисорджименто. Это первый зал, куда попадаешь из Двора подесты. Он оформлен в 1886-1888 гг. в честь короля Витторио Эмануэле II и посвящен борьбе за объединение Италии. Большие батальные полотна на стенах относятся именно к той эпохе.
В Зале Рисорджименто мы увидели вот такую трогательную скульптуру (ок.1860) маленкой спящей девочки работы сиенского скульптора Джованни Дюпре. Её звали Луиза Муссини, и она был дочерью друга Дюпре.
Зал Бальи (Sala di Balia). Здесь заседал специальный чрезвычайный трибунал, занимавшийся секретными делами. Зал расписан фресками (1407) Спинелло Аретино со сценами жизни сиенского папы Александра III Бандинелли и его борьбы с императором Фридрихом Барбароссой.
Зал Бальи: Морское сражение между венецианским и императорским флотами. Так много кораблей, что не видно моря.))
Зал Бальи: Триумфальный въезд папы Александра III в Рим после победы над императором.
Прихожая консистории. В этом помещении находятся фрески и картины, перенесённые из других мест в палаццо. Некоторые из них очень недурны, например:
Св.Екатерина Александрийская, св.Иоанн Евангелист и св.Августин с богомольцем. Амброджио Лоренцетти. 1337.
Мадонна с Младенцем. Маттео ди Джованни(?). Ок.1470.
Капелла палаццо расписана фресками Тадео ди Бартоли на тему Жития Девы Марии. В ней же находятся замечательные инкрустированные деревянные хоры (1428) работы Доменико ди Никколо.
В алтаре капеллы - картина Содомы Святое семейство со св.Леонардом. Ок.1530.
Одна из богородичных фресок капеллы - Успение. Ок.1414.
В хорах 21 кресло, причём спинка каждого украшена иллюстрациями к членам Символа веры.
В Вестибюле - позолоченная волчица - символ Сиены, а также фреска на стене - плохо (к сожалению) сохранившаяся Мадонна кисти Амброджио Лоренцетти.
Как и римская, сиенская волчица выкармливает двух мальчишек. Но в сиенском варианте это не Ромул и Рем, а сыновья Рема, спасшиеся от дяди Ромула и основавшие город Сиену. С помощью такой легенды сиенцы хотели подчеркнуть своё римское происхождение и верность императору (пока их Флоренция не покорила, были они гиббелинами).
Эта Мадонна сохранилась лучше, но автор, увы, неизвестен.
Зал Карты (Sala del Mappamondo). Зал назван так в честь когда-то находившейся здесь большой карты Сиены и её владений, не сохранившейся до наших дней. Это самое большое помещение Палаццо Публико, где собирался Совет республики. Именно здесь находится шедевр готической живописи - «Маэста» (Величание Девы Марии) Симоне Мартини (1284-1344). Он, наряду с Дуччо и братьями Лоренцетти, был одним из самых выдающихся художников Сиены периода треченто (14 в.)
«Маэста». Симоне Мартини. 1315. В основу композиции свой Маэсты Симоне Мартине положил Маэсту Дуччо, за несколько лет до этого установленную в главном алтаре сиенского Дуомо (её описание есть в разделе про собор).
Здесь сделана попытка воспроизвести красочность оригинала сразу после его создания.
Мадонна «Маэсты» крупным планом. Вот что писал про эту фреску Павел Муратов: «Лёгкость и грация этой грандиозной композиции удивительны. Симоне Мартини превосходит здесь своего учителя Дуччо тонкой красотой и певучестью цвета. А по широте и плавности стиля фреска не уступает самым зрелым вещам Джотто. Её, не задумываясь, можно причислить к совершеннейшим созданиям итальянского треченто».
Зал Карты. Вид с другой стороны.
На стене напротив Маэсты видно сразу несколько фресок: наверху - длинная фреска Мартини со всадником, под ней - приписываемая Дуччо фреска с замком, по бокам - двое святых в исполнении Содомы (16-й век).
Кондотьер Гвидориччо да Фольяно. Симоне Мартини. 1330. Здесь изображён сиенский военачальник, прославившийся взятием важного для Сиены замка Монтемасси в 1328 г. Изображение бравого генерала является, таким образом, прославлением военных побед сиенцев. В последнее время, правда, авторство этой фрески Симоном Мартини ставится под вопрос.
Зал Девяти (Sala dei Novi). Здесь когда-то заседал Совет девяти, правивший Сиеной в 1287-1355 гг., отсюда и название. Этот зал также украшен знаменитыми фресками (1339) Амброджио Лоренцети с аллегориями доброго и дурного правления, редчайший пример светской живописи в те времена. Мы в этот зал не попали (был закрыт на ремонт), но, тем не менее, в силу его важности решили о нём сказать, позаимствовав пару фоток из сети. Всего в зале четыре фрески с аллегориями и результатами (плодами) доброго и дурного правления соответственно.
Плоды доброго правления. Амброджио Лоренцетти. 1337-1339. Здесь в больших деталях изображено счастье жизни и спокойной работы горожан под мудрым руководством сиенских начальников. Все при деле, все довольны. Размещение этих фресок в Зале девяти, скорее всего, неслучайно. Поскольку магистраты в Совет избирались всего на два месяца, им с самого начала хотели показать в зале заседаний, «что такое хорошо, и что такое плохо»:)
Башня Торре дель Манджа, примыкающая к Палаццо Публико, была закончена в 1348 году, став символом власти магистрата и символом самого города. Она названа по кличке звонаря, вызванивавшего на башне время прежде, чем там установили специальный механизм. Высота башни — 88 метров, и на неё можно подняться, преодолев 400 ступенек. Сверху открываются потрясающие виды на город и его окрестности.
Торре дель Манджа возвышается над Сиеной.
Вид с Торре дель Манджа: Дуомо.
Вид с Торре дель Манджа: церковь Сан Мартино и южная оконечность Сиены.
Вид с Торре дель Манджа: церковь Санта Мария деи Серви.
Вид с Торре дель Манджа: церкви Санта Мария ин Провенцано и Сан Франческо.
Вид с Торре дель Манджа на рыночную площадь (Piazza del Mercato).
Вид с Торре дель Манджа: базилика Сан Доменико.
Следующий рассказ будет про Дуомо с его фантастическими мозаичными полами.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия