Баптистерий
В Сиене баптистерий располагается с задней стороны Дуомо и имеет отдельный вход, пускают в который по билету. Естественно, что комбинированный билет, который мы купили, открывал для нас двери и туда. Вначале, однако, мы обратили внимание на фасад баптистерия. Его начали отделывать мрамором ещё в середине 14-го века, да так и не закончили.
Фасад баптистерия, 14-й век.
Внутри баптистерия все стены и потолок в середине 15-го века были покрыты замечательными фресками в готическом стиле. Расположенная в центре него купель (fonte battesimale), созданная выдающимися мастерами, — просто шедевр сиенской готики. Баптистерий производит ошеломляющее впечатление, так что визит туда очень рекомендуем!
Главный алтарь баптистерия и его купель, созданная в 1417-1430. В работе над ней принимали участие самые знаменитые скульпторы того времени - Донателло, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча.
Купель - массивная мраморная конструкция, возвышающаяся над восьмиугольным бассейном, грани которого украшены барельефами со сценами из жизни Иоанна Крестителя, выполненными из позолоченной бронзы. При нас купель была на реставрации, поэтому её фото - из сети.
Барельефы купели: слева - Крещение (скульптор - Лоренцо Гиберти), справа - Пир Ирода (скульптор - Донателло). Эти части купели были открыты, мы их видели сами.
Фрески в верхней части алтаря: Моление о Чаше, Распятие, Пьета. Автор - Микеле ди Маттео. 1447.
Центральный алтарный образ - Крещение - выполнен Алессандро Франки в 1907 г. По сторонам от него - Благовещение кисти Лоренцо ди Пьетро (по прозвищу Веккьетта), 1450.
Также кисти Веккьетты принадлежат две большие фрески (обе - сер. 15-го века) по бокам алтаря: Бичевание Христа и ...
...Восхождение на Голгофу.
Для сиенского художника Веккьеты росписи алтаря и сводов баптистерия стали вершиной творчества. На сводах Веккьетта поместил очень интересные фрески, в которых изобразительными средствами представил Никейский Символ веры, состоящий из 12 членов, разнесённых по трём сводам.
Никейским Символом утверждается вера в Бога-Отца, Вседержителя и Творца (1-й член), в Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца (2-й член), который воплотился от Девы Марии и Святого Духа (3-й член, изображён как Благовещенье), умер за людей на кресте при Понтии Пилате (4-й член, изображён как Бичевание)...
...и воскрес в третий день (5-й член, изображён как Сошествие в Ад), вознёсся на небеса и имеет славу, равную славе Бога-Отца (6-й член - Вознесение), который придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых, и воцарится вовеки (7-й член - Страшный Суд); в дающего жизнь Святого Духа, говорившего через пророков (8-й член - Пятидесятница);
... в единую (одну) Святую Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь (9-й член - Аллегория Церкви); в очищающее от грехов крещение, совершаемое лишь единожды (10-й член); во всеобщее воскресение мёртвых (11-й член - Воскресение мёртвых) и новую вечную жизнь (12-й член - Рай).
Фрагменты фрески Веккьетты: Воскресение Христово (Сошествие в Ад).
Фрагменты фрески Веккьетты: Страшный Суд.
Крипта
Крипта собора, открытая в ходе подземных работ лишь в 2001 году, представляет собой анфиладу комнат, расписанную хорошо сохранившимися фресками 13-го века. Не подвергавшиеся последующим «поправкам» и проведшие долгие века в темноте, фрески поражают живостью своих красок; посвящены они различным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Центральный неф крипты c настенными фресками.
Фрески 13-го века в крипте.
Фрагмент фресок крипты: Распятие. Сиенский художник последней четверти 13-го века.
Фрагмент фресок крипты: Снятие с Креста. Сиенский художник последней четверти 13-го века.
Фрагмент фресок крипты: Положение во Гроб. Сиенский художник последней четверти 13-го века.
Музей собора
В правом нефе недостроенного кафедрала сейчас располагается музей произведений собора (Museo dell’Opera). В нем собраны произведения искусства, когда-либо созданные для собора и/или помещавшиеся в нём. Многие из них — просто шедевры, пропустить этот музей при посещении самого собора было бы большой ошибкой (тем более, что осмотр музея предусмотрен в комбинированном соборном билете). Ниже показаны наиболее знаменитые экспонаты музея.
На самом почетном месте в музее — работы сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья, или просто Дуччо (ок.1255–1319). Его справедливо считают истинным основоположником сиенской художественной традиции. Выйдя за пределы традиционной византийской иконописи, Дуччо существенно обновил художественный язык живописи. Именно работы Дуччо считают началом постепеннного перехода от статичности византийского письма — через готику — к искусству Ренессанса.
Считается, что Дуччо был особенно лиричным на раннем этапе своего творчества. именно тогда он написал одну из самых изысканных своих работ — «Мадонну Креволе».
Дуччо. Мадонна Креволе. 1284-85. Может показаться, что это произведение - пример типичной византийской живописи. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить подчеркнутую игру цвета на лике Мадонны, не характерный для византийцев жест младенца Иисуса, ну а ангелы и подавно прилетели с французских картин.
Но «святая святых» сиенской живописи — это знаменитая «Маэста» кисти Дуччо, единственное произведение мастера, подписанное им самим. Ей в музее отведено отдельное помещение.
Общий вид зала с Маэстой.
Эта монументальная икона, размером 3,7×4,5 метра, выполненная для алтаря сиенского собора, которая была расписана с двух сторон. Передняя часть полиптиха была ориентирована в сторону нефа, а обратная часть — к апсиде. Благодаря этому, огромный алтарь был виден со всех сторон — как духовенством, так и верующими. После того, как алтарь Дуомо в 1771 году был разобран, две живописные поверхности Маэсты отделили одну от другой, распилив полотно на семь частей (варвары!). В дальнейшем сохранившиеся части были соединены вновь, но уже без пределлы и верхнего регистра (которые к этому моменту оказались за границей). В 1956 году в Риме провели частичную реставрацию Маэсты, которой мы и обязаны сегодняшнему виду произведения.
Композиция Дуччо не дошла до нас в оригинальном виде, утратив верхнее обрамление и пределлу - вытянутую нижнюю часть. На этом снимке - виртуальная реконструкция полотна (из сети). В музее Дуомо сейчас представлено всё, что сохранилось от нее в Италии.
Дуччо работал над картиной сам, без помощников (таковы были условия контракта) и, когда по прошествии 3-х лет он её закончил, в Сиене был настоящий праздник, и целая торжественная процессия во главе с сиенским епископом сопровождала Маэсту в Дуомо.
Маэста. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста (итал. Maestà — величание) — это итальянское название иконографического типа Девы Марии «Похвала Богородицы». На фронтальной части полиптиха изображена Мадонна с Младенцем на престоле в окружении сонма ангелов и святых. С левой стороны среди прочих стоят Иоанн Евангелист (изображён как старик с бородой и книгой), апостол Павел со своим мечом, а последняя в ряду — Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны — Иоанн Креститель, апостол Петр (с книгой), последняя — святая Агнесса (держит медальон с агнцем). С 1311 до 1506 г. эта огромная икона находилась в главном алтаре собора.
У основания трона Дуччо оставил надпись «Mater Sancta Dei sis causa Senis recuiei sis Ducio vita te quia pinxit ita» (О, Пресвятая Богородица, дарующая мир Сиене и жизнь Дуччо, который тебя так написал). С 13-го века Дева Мария была покровительницей Сиены, где сложился культ поклонения ей.
Оборотную сторону (реверс) Маесты Дуччо расписал христологическими сюжетами, главным образом, сценами Страстей Христовых.
Виртуальная реконструкция оборотной стороны Маесты (из сети). Так же, как и лицевая, прежде она состояла из трёх ярусов — центрального, верхнего ряда, увенчанного ангелами, и нижней пределлы. Реверс иконы был разделён на 26 отдельных клейм, которые вместе с нижним и верхним рядами составляют 43 евангельских эпизода. Хронологическая последовательность развёртывания рассказа шла от нижнего яруса к верхнему.
Центральный ярус реверса сохранил свою цельность и находится в музее. Он практически целиком посвящён Страстям, за исключением 4-х последних сцен, относящихся к Воскресению.
Две центральных панели оборотной стороны: Моление о Чаше, Поцелуй Иуды, Распятие.
Одна из малых богородичных панелей пределлы - Благовещение.
Одна из малых панелей, посвящённых Христу - апостол Пётр идёт по воде.
Одна из малых богородичных панелей пределлы - Пятидесятница.
Автором фасада собора в Сиене был скульптор Джованни Пизано, который, как и его отец Никола, считается одним из величайших скульпторов европейской готики. В музее Дуомо в настоящее время хранятся оригиналы статуй, изготовленных Джованни Пизано в 1285—1296 гг.
Галерея статуй в музее собора с оригинальными статуями Джованни Пизано с фасада собора.
Св.Симеон (вероятно, Богоприимец).
Витраж с богородичными сюжетами, четырьмя евангелистами и святыми-покровителями Сиены был выполнен по картонам Дуччо ди Буонинсенья и считается одним из самых древних итальянских витражей. Это единственная работа такого типа, написанная Дуччо в 1287–1288, а также один из немногих витражей, созданных мастерами сиенской школы.
Этот витраж первоначально был установлен в апсиде собора, теперь заменён там на копию. Оригинал перенесли в музей собора. В верхнем ряду в центре - Коронация Богородицы; слева - св. Иоанн, справа св. Матфей. В среднем ряду в центре - Вознесение Богородицы, слева - св. Варфоломей и св. Ансан, справа - св. Крискентий и св. Савин. В нижнем ряду в центре - Успение Богородицы, слева - св. Лука, справа - св. Марк.
Тондо с образом Мадонны с Младенцем («Мадонна Прощения»). Автор - Донателло. 1459. Когда-то этот барельеф находился в ныне утраченной капелле Мадонны Милосердия в соборе.
Мадонна с Младенцем, св.Антонием Аббатом и кардиналом Антонио Касини (на коленях перед Мадонной). Автор - Якопо делла Кверча. 1438. Рельеф из несохранившейся капеллы Касини в соборе. Изображённый здесь кардинал был чрезвычайно высокомерен, повелев изобразить себя одного размера со святыми.
В музее также хранятся картоны известных сиенских художников, по которым выполнялись напольные инкрустации в сиенском соборе.
Зал эскизов с картонами для мраморных инкрустаций пола Дуомо.
Благовещение и Рождество. Рельефы с фасада собора. Школа Николо Пизано. Конец 13-го века.
Группа из пяти деревянных позолоченных статуй традиционно считается работой знаменитого сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1371-1438).
В музее Дуомо, помимо работ Дуччо, также собрано много и другой первоклассной живописи сиенской школы. Мы покажем работы наиболее известных художников, расположив их в хронологическом порядке. БОльшая часть картин посвящена Мадонне, что неудивительно, поскольку Сиена — это её город:). «В Сиене, как и положено городу Мадонны, Царица Небесная всегда леди» (Генри Мортон).
«Большеглазая Мадонна». Маэстро ди Тресса. Начало 13-го века. В раннехристианской и ранневизантийской живописи широко раскрытые глаза с черными кругами зрачков считались символом духовного видения. По легенде, именно этот образ помог сиенцам одержать победу над Флоренцией в судьбоносной битве при Монтеаперти в 1260 году.
Рождество Девы Марии. Пьетро Лоренцетти. 1342 г. Здесь рождение Мадонны перенесено в бытовой контекст современной художнику эпохи. При этом искусно отображены не только обычаи того времени, но и настроения отдельных персонажей. Пьетро Лоренцетти (1280-1348) и его брат Амброджио (1290-1348) были одними из самых знаменитых сиенских художников эпохи треченто (14-й век). Как видно из дат их жизни, оба умерли в один год, во время страшной эпидемии чумы.
Св.Бенедикт, св.Екатерина Александрийская, св.Мария Магдалина, св.Франциск. Амброджио Лоренцетти. 1320-1330.
Алтарь Толомеи. 1423. Грегорио ди Чекко (1390-1424). Этот полиптих был написан для уже несуществующей капеллы сиенского собора и является единственной надёжно атрибутированной работой данного мастера.
Алтарь Толомеи, фрагмент. В центре алтаря, среди большого числа действующих лиц, сидит красавица-Мадонна и кормит грудью Младенца под аккомпанимент ангельского оркестра. Хоть художник и не очень известный, Мадонна у него вышла отменно сиенская!
Мадонна смирения (Madonna dell'umilta). Сассетта (Стефано ди Джованни). 1435. Сассетта ( 1392-1451) - центральная фигура в сиенской живописи периода кватроченто (15-го века).
Проповедь св. Бернардина на Пьяцца дель Кампо (слева) и на площади Сан Франческо (справа). 1444-1450 гг. Сано ди Пьетро (1405-1481). Св. Бернардин был легендарным католическим проповедником, собиравшим на свои выступления огромные массы людей.
Мадонна с Младенцем и св.Иоанном. Ок.1480. Пеллегрино ди Марьяно (1425-1495). Этот художник не входит в число самых знаменитых, но разве не хороша его Мадонна?
Маэста: Мадонна с Младенцем на троне в окружении св.Бернардина и св.Антония и стайки ангелов. 1460. Маттео ди Джованни (1430-1495). Павел Муратов назвал этого художника «славой и гордостью кватроченто».
Мадонна с Младенцем на троне в окружении святых и двух ангелов. 1480. Маттео ди Джованни (1430-1495). Любил Маттео Маэсту...))
Без окружающих святых Она даже лучше смотрится...))
Мадонна с Младенцем. Мёртвый Христос. 1527. Содома (Джованни Антонио Бацци, 1477-1549). Это уже 16-й век и работы уже совсем в другом стиле, который определяется как маньеризм. Содома был известным художником, вместе с Рафаэлем расписывал виллу Фарнезина в Риме.
«Сон невинности». Статуя спящего мальчика работы знаменитого сиенского скульптора Джованни Дюпре. 1844.
Если вы думаете, что в Сиене только один музей с картинами, то вы глубоко заблуждаетесь: их там четыре! Так что наберитесь терпения — будет ещё много мадонн:))
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия