Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо

Сиена — Италия Сентябрь 2022
47 51

Дуомо Сиены, освящённый в честь Вознесения Девы Марии (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta), расположен на одноимённой площади в центре города. Он построен на месте первого кафедрального собора во имя Девы Марии, в свою очередь возведённого на развалинах римского храма, посвященного Минерве. Этакий сиенский вариант римской Санта-Мария-сопра-Минерва:), что рядом с Пантеоном.

8
Кафедральный собор Вознесения Девы Марии.
Кафедральный собор Вознесения Девы Марии.

Возведение собора началось в середине 12-го и продолжалось весь 13-й век, причём большую роль в его строительстве сыграл известный мастер из Апулии по имени Никколо Пизано (ок.1220–1282, перед Сиеной он работал в Пизе, отсюда и его прозвище). Именно при нем был возведён купол Дуомо. Дело отца продолжил его сын Джованни, с 1285 по 1296 г. занимавшийся отделкой фасада собора «галереей скульптур».

12
Собор отличает повышенная «полосатость»: он весь, снаружи и изнутри, покрыт белым мрамором с тёмными полосами. По этому поводу Генри Мортон высказал интересное наблюдение: «Сиенский собор похож на епископа, который ... вынужден был облачиться в восточный костюм. Не может быть ничего более христианского, чем очертания этой благородной церкви, и ничего более мусульманского, чем горизонтальные переливы полос белого и чёрного мрамора, которым это здание облицовано».
Собор отличает повышенная «полосатость»: он весь, снаружи и изнутри, покрыт белым мрамором с тёмными полосами. По этому поводу Генри Мортон высказал интересное наблюдение: «Сиенский собор похож на епископа, который ... вынужден был облачиться в восточный костюм. Не может быть ничего более христианского, чем очертания этой благородной церкви, и ничего более мусульманского, чем горизонтальные переливы полос белого и чёрного мрамора, которым это здание облицовано».

Построив к началу 14-го века огромный собор, сиенцы решили не ограничиваться достигнутым и захотели превратить свой Дуомо в настоящего гиганта. Для этого они начали в 1339 году возводить новый храм, для которого существующий должен был стать поперечным трансептом. Строительство продолжалось до 1348 года, когда оно было прервано эпидемией чумы и больше уже не возобновлялось. К тому же впоследствии обнаружили конструктивные ошибки, что заставило разобрать своды северного нефа. Южный неф сохранился и занят сегодня музеем собора. Сохранилась также и гигантская фасадная стена «нового» собора, прозванная Facciatone («фасадище»).

11
Вид на Дуомо с башни Манджа. Слева виден незаконченный неф «нового» собора с «фасадищем» (под красной стрелкой).
Вид на Дуомо с башни Манджа. Слева виден незаконченный неф «нового» собора с «фасадищем» (под красной стрелкой).

5
Сохранившаяся часть «нового» собора и «фасадище» - вид изнутри. В закрытой кирпичом части южного нефа сейчас находится музей Дуомо.
Сохранившаяся часть «нового» собора и «фасадище» - вид изнутри. В закрытой кирпичом части южного нефа сейчас находится музей Дуомо.

С верхушки «фасадища» открываются потрясающие виды на город, перекликаясь с теми панорамами, что видны с башни Манджа. Выйти на эту смотровую площадку можно с верхнего этажа музея Дуомо.

6
Смотровая площадка наверху «Фасадища».
Смотровая площадка наверху «Фасадища».

17
 «Фасадище»: вид на Торре дель Манджа.
«Фасадище»: вид на Торре дель Манджа.

12
«Фасадище»: вид на Дуомо.
«Фасадище»: вид на Дуомо.

8
Изумительный дверной портал в левом нефе «нового» собора - прекрасный образец сиенской готики, хоть и ведёт из «ниоткуда» в «никуда».
Изумительный дверной портал в левом нефе «нового» собора - прекрасный образец сиенской готики, хоть и ведёт из «ниоткуда» в «никуда».

13
Западный (главный) фасад собора. Его нижняя часть (романская) была декорирована в конце 13-го века по проекту Джованни Пизано. Ему же принадлежат многочисленные скульптуры, украшающие фасад собора.
Западный (главный) фасад собора. Его нижняя часть (романская) была декорирована в конце 13-го века по проекту Джованни Пизано. Ему же принадлежат многочисленные скульптуры, украшающие фасад собора.

10
Верхняя часть фасада, архитектурное решение которого было позаимствовано у собора в Орвието, была завершена после 1376 г.
Верхняя часть фасада, архитектурное решение которого было позаимствовано у собора в Орвието, была завершена после 1376 г.

9
В треугольном навершии главного портала в 1877 г. установлена мозаика «Коронование Девы Марии».
В треугольном навершии главного портала в 1877 г. установлена мозаика «Коронование Девы Марии».

9
На архитраве (длинной горизонтальной панели) центрального портала изображены сцены детства Девы Марии с праведными Иакимом и Анной. Автор - Тино ди Камаино, 1297-1300. В центре - христограмма с 12 солнечными лучами - символ св.Бернардина Сиенского.
На архитраве (длинной горизонтальной панели) центрального портала изображены сцены детства Девы Марии с праведными Иакимом и Анной. Автор - Тино ди Камаино, 1297-1300. В центре - христограмма с 12 солнечными лучами - символ св.Бернардина Сиенского.

Интерьер собора — прекрасный художественный и исторический памятник итальянской готики, квинтиссенция средневековой и ренессансной культуры. Как заметил Павел Муратов, «…перед нами здание, которому нет равных по завершённости во всей Италии».

9
Интерьер собора: слева - мраморная кафедра, впереди - главный алтарь, внизу - мозаичные полы.
Интерьер собора: слева - мраморная кафедра, впереди - главный алтарь, внизу - мозаичные полы.

Самой большой достопримечательностью собора считается его уникальный мозаичный пол. Он разделен на 56 панелей различного размера и формы с изображениями библейских сюжетов, сивилл, аллегорических фигур. Первые из имеющихся изображений относятся примерно к 1370 году. Работы продолжались различными художниками (из которых наиболее известные — Маттео ди Джованни, Пинтуриккьо, Джованни ди Стефано, Доменико Беккафуми) и были завершены в середине 16-го века. В 1878 г. несколько панно были фактически воссозданы заново на замену наиболее вытоптанным.

Лучше всего полы собора видны с кругового подкупольного балкона, на который можно подняться, купив комплексную экскурсию по собору, что мы и сделали. Сверху можно лучше оценить общую картину, но детали, конечно, лучше рассматривать вблизи.

12
Полы собора - вид сверху.
Полы собора - вид сверху.

7
Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо

9
Сверху также заметно, что рисунки на полах выполнены в разной технике.
Сверху также заметно, что рисунки на полах выполнены в разной технике.

Сначала это была техника «граффито» (graffito) — мастера процарапывали борозды в мраморе по шаблону рисунка и заполняли их битумом или асфальтом. Получившиеся изображения напоминали гигантские гравюры. Затем появилась техника инкрустации разноцветным мрамором, и, наконец, черно-белые инкрустации с включением отдельных цветных фрагментов. Часто в соборе применялась смешанная техника, сочетающая инкрустацию с граффито.

13
Некоторые крупные мозаики только сверху и можно увидеть целиком.
Некоторые крупные мозаики только сверху и можно увидеть целиком.

Напольные мозаики включают большое число участников: пророков, мудрецов, сивилл (их аж целых 10!), ветхозаветных персонажей, символов добродетелей и т. д. Трудно выделить какую-то общую, объединяющую все рисунки идею, тем более что работа над полом растянулась почти на два столетия — до середины 16-го века (в дальнейшем мозаики в основном реставрировались). Большие композиции отражают, как правило, ветхозаветные сюжеты, Новый Завет представлен только сценой Избиения младенцев, которая, правда, является одной из лучших. Мы сняли далеко не все мозаичные картины (к некоторым просто было невозможно подобраться), но надеемся, что получить общее представление об этом шедевре из наших фотографий всё-таки возможно.

1 из 2
Гермес Трисмегист. Джованни ди Стефано. 1488. Этот персонаж был египетским мудрецом и пророком, современником Моисея, предвестившим явление Спасителя.

12
Эмблема Сиены - волчица - в окружении эмблем союзных городов. Автор неизвестен. Ок.1373. Сиенская волчица выкармливает не Ромула и Рема (как римская), а двух сыновей Рема - Сения и Аския, считающихся легендарными основателями города.
Эмблема Сиены - волчица - в окружении эмблем союзных городов. Автор неизвестен. Ок.1373. Сиенская волчица выкармливает не Ромула и Рема (как римская), а двух сыновей Рема - Сения и Аския, считающихся легендарными основателями города.

10
Императорский орёл. Автор неизвестен. Ок.1374. Эта декоративная композиция изображает круглую готическую розу с двуглавым орлом посередине - символом Священной Римской империи. Тем самым подчёркивается преемственность Сиены с Римом, а также её принадлежность к клану гиббелинов, лояльных императору.
Императорский орёл. Автор неизвестен. Ок.1374. Эта декоративная композиция изображает круглую готическую розу с двуглавым орлом посередине - символом Священной Римской империи. Тем самым подчёркивается преемственность Сиены с Римом, а также её принадлежность к клану гиббелинов, лояльных императору.

 

1 из 2
Композиция «Гора мудрости». Пинтуриккьо. 1505. Сложный философский сюжет, смысл которого - утверждение, что добродетель достигается приложением больших усилий. Главные персонажи - Фортуна (неодетая девушка внизу) и Мудрость (сидит на вершине горы в центре), к которой поднимается группа мудрецов.

1 из 2
Композиция «Колесо Фортуны». Автор неизвестен. Ок.1372. Человек, уцепившись за Колесо Фортуны, борется с превратностями судьбы, а четыре античных философа по углам дают ценные указания.

Мозаичные полы собора в целях их сохранности обычно укрывают. И только на 2 месяца в году (с конца августа до конца октября, приурочивая это к Палио, проводимому 16 августа) полы открывают взорам публики. Поскольку мы были в Сиене в октябре, нам посчастливилось увидеть полы собственными глазами.

9
Сивилла Эритрейская. Антонио Федериги, 1482. Считается, что 10 сивилл на полу собора олицетворяют античную мудрость и/или предрекают приход Мессии.
Сивилла Эритрейская. Антонио Федериги, 1482. Считается, что 10 сивилл на полу собора олицетворяют античную мудрость и/или предрекают приход Мессии.

8
Сивилла Кумская. Джованни ди Стефано. 1482. Самая старая и заслуженная из сивилл. Автор знаменитых Сивиллиных книг (лежат кучкой слева), хранившихся в храме Юпитера на Капитолийском холме, к которым римляне обращались за советом в трудные минуты. В 405 году один христианский генерал сжег Сивиллины книги, после чего империя пошла под откос:).
Сивилла Кумская. Джованни ди Стефано. 1482. Самая старая и заслуженная из сивилл. Автор знаменитых Сивиллиных книг (лежат кучкой слева), хранившихся в храме Юпитера на Капитолийском холме, к которым римляне обращались за советом в трудные минуты. В 405 году один христианский генерал сжег Сивиллины книги, после чего империя пошла под откос:).

6
Слева: Сивилла Фригийская. Бенвенуто ди Джованни. 1483.
Справа: Сивилла Геллеспонтская. Нероччо де Ланди. 1483.
Слева: Сивилла Фригийская. Бенвенуто ди Джованни. 1483. Справа: Сивилла Геллеспонтская. Нероччо де Ланди. 1483.

10
Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482.
Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482.

Картон для этой мозаики, наиболее драматичной и экспрессивной во всем соборе, подготовил один из лучших сиенских живописцев — Маттео ди Джованни. У этого художника есть не меньше 4-х произведений на эту тему. Считается, что он был настолько глубоко потрясен истреблением турками населения города Отранто в 1480 году (о чём мы уже писали здесь), что неоднократно повторял похожий евангельский сюжет в своём творчестве. (По итальянски он называется Strage degli innocenti — «Избиение невинных»).

1 из 4
Избиение младенцев: в слайдере эта мозаика показана по фрагментам слева направо.

В центре нефа, точно под куполом, семь композиций в большом шестиграннике посвящены ветхозаветной истории борьбы пророка Илии и царя Израиля Ахава. Выполненные с 1519 по 1524 гг. Доменико Беккафуми, эти инкрустации считаются самыми качественными и выразительными. Некоторые усматривают в них влияние Рафаэля и Микеланджело.

8
Илия предрекает смерть Ахава.
Илия предрекает смерть Ахава.

8
Вознесение Илии на небо в огненной колеснице.
Вознесение Илии на небо в огненной колеснице.

10
Истории царя Давида. Доменико ди Никколо. 1423. В центре - царь Давид - псалмопевец, по краям - его знаменитое притовостояние в юности с гигантом Голиафом.
Истории царя Давида. Доменико ди Никколо. 1423. В центре - царь Давид - псалмопевец, по краям - его знаменитое притовостояние в юности с гигантом Голиафом.

1 из 2
Моисей на горе Синай. Доменико Беккафуми. 1525-1547. Большая композиция, посвященная обретению Моисеем Скрижалей Завета с Десятью заповедями на горе Синай, считается лучшим творением Беккафуми в соборе. Здесь тени изображаются не штриховкой, а путем использования мраморных пластин различных оттенков; при этом получается эффект большей пластичности и выразительности.

6
Жертвоприношение Исаака. Доменико Беккафуми. 1544.
Жертвоприношение Исаака. Доменико Беккафуми. 1544.

7
Семь возрастов жизни. Антонио Федериги. 1475. Фото из сети. На этой мозаике изображён жизненный путь человека - детство, отрочество, юность, зрелость, старость и немощность на пути в гроб.
Семь возрастов жизни. Антонио Федериги. 1475. Фото из сети. На этой мозаике изображён жизненный путь человека - детство, отрочество, юность, зрелость, старость и немощность на пути в гроб.

Жемчужиной Дуомо, которую иногда называют самой главной готической скульптурой Италии, является соборная кафедра (Pulpito), над которой в 1265—1268 гг. работали три выдающихся мастера той эпохи: Николо Пизано с сыном Джованни и Арнольфо ди Камбио. Восьмиугольная кафедра поддерживается девятью колоннами, причём четыре из них опираются на фигуры львов и львиц. Над капителями колонн — фигуры, олицетворяющие основные добродетели и логику, а верхний ярус кафедры огражден балюстрадой с семью рельефами на темы жизни Христа.

9
Кафедра сиенского собора, 1265-68.
Кафедра сиенского собора, 1265-68.

7
Вид на кафедру с разных ракурсов.
Вид на кафедру с разных ракурсов.

1 из 3
Рельефы на балюстраде кафедры: Распятие и Страшный суд.

9
Поклонение волхвов (слева); Введение во храм и Бегство в Египет (справа).
Поклонение волхвов (слева); Введение во храм и Бегство в Египет (справа).

10
Избиение младенцев.
Избиение младенцев.

1 из 2
Хоть собор и готический, в нём не обошлось без барокко, обильно представленного в Капелле обета (Capella del Voto). Её по заказу сиенского папы Александра VII Киджи спроектировал в 1660 г. Джан-Лоренцо Бернини.

6
Чудотворная икона с Мадонной (Madonna del Voto), датируемая 1267 годом, находится в алтаре капеллы в окружении ангелов. Этот образ является главной и наиболее почитаемой богородичной иконой Сиены. По легенде, её написали вскоре после победы сиенцев над Флоренцией в 1260 году, приписываемой помощи Мадонны. С тех пор эту икону называют «Advocata Senensium» - защитница Сиены. Фото Мадонны - из сети.
Чудотворная икона с Мадонной (Madonna del Voto), датируемая 1267 годом, находится в алтаре капеллы в окружении ангелов. Этот образ является главной и наиболее почитаемой богородичной иконой Сиены. По легенде, её написали вскоре после победы сиенцев над Флоренцией в 1260 году, приписываемой помощи Мадонны. С тех пор эту икону называют «Advocata Senensium» - защитница Сиены. Фото Мадонны - из сети.

8
Бернини не только спроектировал Капеллу обета, но и собственноручно изваял для неё две мраморные статуи: св.Иеронима и св.Марию Магдалину.
Бернини не только спроектировал Капеллу обета, но и собственноручно изваял для неё две мраморные статуи: св.Иеронима и св.Марию Магдалину.

7
Симметрично Обетной капелле в левом трансепте, в правом находится богато украшенная капелла Иоанна Крестителя, устроенная в 1492 году для хранения святыни - десницы Крестителя, подаренной Сиене папой Пием II. Её главным украшением является бронзовая статуя Иоанна Крестителя, отлитая знаменитым Донателло.
Симметрично Обетной капелле в левом трансепте, в правом находится богато украшенная капелла Иоанна Крестителя, устроенная в 1492 году для хранения святыни - десницы Крестителя, подаренной Сиене папой Пием II. Её главным украшением является бронзовая статуя Иоанна Крестителя, отлитая знаменитым Донателло.

8
В центре капеллы расположена чаша для святой воды с восемью барельефами работы Антонио Федериги (1460), а в алтарной нише - статуя Крестителя работы Донателло (1452).
В центре капеллы расположена чаша для святой воды с восемью барельефами работы Антонио Федериги (1460), а в алтарной нише - статуя Крестителя работы Донателло (1452).

8
В центре пресбитерия доминирует монументальный, из мрамора и бронзы, главный алтарь. Это работа Бальтазара Перуцци, выполненная в 1532 г. В центре композиции - большая бронзовая дароносица работы Веккьетты (1467-1472), перенесённая сюда из другого храма. На верхних ступенях алтаря стоят два прекрасных ангела работы Джованни ди Стефано (1489), держащих канделябры.
В центре пресбитерия доминирует монументальный, из мрамора и бронзы, главный алтарь. Это работа Бальтазара Перуцци, выполненная в 1532 г. В центре композиции - большая бронзовая дароносица работы Веккьетты (1467-1472), перенесённая сюда из другого храма. На верхних ступенях алтаря стоят два прекрасных ангела работы Джованни ди Стефано (1489), держащих канделябры.

1 из 3
В апсиде собора, сразу за главным алтарём, установлены великолепные деревянные хоры, центральная часть которых была изготовлена в 1567-1570 гг.

8
Алтарь Пикколомини. Андреа Бреньо и Микеланджело Буонаротти. 1480-1504. Алтарь был заказан в 1480 г. кардиналом Пикколомини Тондескини ломбардскому скульптору Андреа Бреньо, который не успел его закончить. Доделывали алтарь уже другие скульпторы, в том числе и молодой Микеланджело (создавший четыре статуи), к тому времени уже прославившийся своей Пьетой в римском соборе Св. Петра.
Алтарь Пикколомини. Андреа Бреньо и Микеланджело Буонаротти. 1480-1504. Алтарь был заказан в 1480 г. кардиналом Пикколомини Тондескини ломбардскому скульптору Андреа Бреньо, который не успел его закончить. Доделывали алтарь уже другие скульпторы, в том числе и молодой Микеланджело (создавший четыре статуи), к тому времени уже прославившийся своей Пьетой в римском соборе Св. Петра.

8
Алтарь Пикколомини: св.Пётр и св.Павел работы Микеланджело.
Алтарь Пикколомини: св.Пётр и св.Павел работы Микеланджело.

Библиотека Пикколомини является одной из главных достопримечательностей собора. Её основал в 1492 г. архиепископ Сиены, кардинал Франческо Пикколомини Тодескини для увековечивания памяти своего дяди, папы Пия II, и размещения его богатой книжной коллекции (в дальнейшем этот кардинал тоже стал папой — Пием III). Прославил же эту библитеку художник Пинтуриккьо, расписавший её в 1502—1507 гг. превосходными фресками, описывающими жизненный путь Пия II. Нам уже трудно оценить важность событий, изображённных на 10 больших фресках, но их яркость и обилие разряженных персонажей в костюмах 15-го века делают библиотеку невероятно красочным зрелищем. Кроме того, по утверждению итальянской Википедии, среди подмастерьев Пинтуриккьо, помогавших ему работать над фресками, был и молодой Рафаэль.

5
Монументальный портал, ведущий в библиотеку Пикколомини. Лоренцо ди Мариано.
Монументальный портал, ведущий в библиотеку Пикколомини. Лоренцо ди Мариано.

10
Библиотека Пикколомини: общий вид и роспись потолка.
Библиотека Пикколомини: общий вид и роспись потолка.

1 из 3
Фрески библиотеки Пикколомини.

В следующем рассказе про соборный комплекс речь пойдет о баптистерии, крипте и соборном музее.

 

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  4. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  14. Рим: барочные церкви Борромини
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  17. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  18. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  19. Вилла Адриана
  20. Флоренция: Галерея Академии
  21. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  23. Национальный музей Барджелло
  24. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  25. Лукка: город в тени Пизы
  26. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  27. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  29. Сиена: пинакотека города Мадонны
  30. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  31. Прогулка по Сиене
  32. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  33. Болонья: Пьяцца Маджоре
  34. Болонья учёная
  35. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  36. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  37. Болонья — город портиков
  38. Болонья: Национальная пинакотека
  39. Болонья: музей Средневековья
  40. Равенна римская
  41. Равенна готская
  42. Равенна византийская
  43. Парма: по следам Корреджо
  44. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  45. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  46. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Сиене
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии