Продолжение. Первая часть здесь.
Искали в Гродно Европу серединную, тихую и провинциально-уютную. Странно, но именно ту самую и нашли, не было ни разочарования, ни единого несостоявшегося ожидания. И, что тоже важно, доступность запада Беларуси еще и круглогодична, зимой и на поезде можно, не напрягаясь, прикатить, и, наверное, тут мило можно провести новогодние праздники, и потому из Гродно уезжая, «прощай» ему не говорили, надеясь вернуться.
Ну, а пока еще на календаре начало сентября 2023 года и мы только направляем свои колеса на запад Республики Беларусь.
Из нежно-зеленого Несвижа мы, двигаясь в Гродно, заехали еще и Мир, как бы это престранно ни звучало. Из трех замков Беларуси, которые мы увидели, а это были Несвижский, Мирский и немного Лидский, именно Мирский нам показался самым-самым-самым. Давайте сначала на него полюбуемся, а потом и почитаем про его былое-прошлое.
Основателем замка был Юрий Ильинич, далеко не самый зажиточный пан Великого княжества Литовского. Возводить масштабное сооружение Юрий начал, будучи уже вполне возрастным мужчиной лет 50 от роду, может, для защиты своих земель от набегов восточных соседей разного вида и происхождения — татарская орда, равно как и славянская армия из Московского княжества, периодически покушалась на них. А может, это были амбиции? Ведь магнат Великого княжества Литовского не против был бы и графство получить — самой Священной Римской империи. Но этому не суждено было случиться, и по какой причине Ильинич вскоре покинул Мир во всех прямых и переносных смыслах — не понятно. Но отпрыски не сильно интересовались продолжением строительства. А вот зря. Немного процитирую Википедию:
«Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями высотой около 25 метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки.
Квадратный план башен и размещение их за внешней линией стен создавали возможность вести обстрел врага не только прямо, но и вдоль стен. По тем временам это была самая прогрессивная система обороны и только несовершенство огнестрельного оружия заставляло ещё использовать традиционные способы ведения обороны с помощью луков, арбалетов, камней, смолы и вара. Декоративное оформление замка было основано на контрасте красного кирпича и розовой штукатурки.»
Внук и полный тезка основателя перед смертью завещал Мирское графство своему двоюродному брату Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка», с ними, Радзивиллами мы уже «познакомились» в Несвиже и в первой части я описала несколько любопытных историй этого славного семейства. Впрочем, Мирскому замку досталась вторая роль после Несвижского и запустение вследствие этого на многие годы. Дальнейшая история замка Мира в кратком пересказе такова: восстановлен в XVIII в. князем Михаилом Казимиром Радзивиллом («Рыбонька»), после были переходы внутри фамилии Радзивиллов, дальше — отчуждение во владение немцу Витгенштейну и после этого, пришедшая на эти земли Российская империя вынуждает иностранца продать недвижимость. Новый владелец атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский взялся снова улучшать замок, но только до 1939 года, когда Красная Армия зашла в эти места. Пролистываем грустные страницы истории Мирского замка, когда он был производственной артелью, гетто и просто домом-общежитием для местных жителей. Только с 1983 года замок стал филиалом Госудаственного художественного музея БССР и с 2011 открылся для посещения нами, туристерами. У замка есть сайт (mirzamak.by) и можно подогнать свою прогулку под какое-нибудь увлекательное мероприятие в нём.
Теплого розового цвета стены Мирского замка, раскидистые розовые кусты, пруд — все это очень фотогенично и красиво. Ну еще пара-тройка кадров — и едем уже дальше, в Гродно.
Пока мы не съездили в Турцию, Мирский замок долго служил нам фоном рабочего стола на одном из домашних компьтеров. Вспрочем, как всегда)
Бронировали жилье в Гродно через Суточно.ру накануне и выбор был не очень большим. Забронировали одну ночь в спальном районе, на улице Калиновского, запомнила. Минусом этой локации было то, что не далекий путь в центр города проходил через такие убогие дороги частного сектора, что ходить по ним не очень-то и хотелось. Плюсом достался огромный «лесапарк Пышкi"через дорогу от нашего дома.
и прекрасный супермаркет рядом же. В маркете оказалась отличная кулинария — и пусть сейчас в меня бросают тапки те, кто в путешествиях питается исключительно в хороших ресторанах))) Мясные котлетки-паштетики, какие-то творожные запеканки — масса вкусняшек празднично-домашнего вкуса и качества нас очень порадовали. Но и паштетами и Пышками мы пожертвововали и на второй день перебазировались в другое жилье, теперь уж центрее некуда, на улицу Советскую.
Да уж, топонимика Гродно залихватски советская, нам, жителям «красного пояса», практически домашняя. А вот всё остальное, кроме названий улиц — тут совсем другое.
Словно проваливаешься в другое измерение, где смешались времена и нравы, вероисповедания и люди, их исповедавшие.
Но попробуем разложить Гродно по полочкам.
Название Гродно очевидно перекликается со словами «городить», «огораживать», город также встречался в старых летописях под именами «Городня», «Городен», годом основания считается 1128-й. Гродно расположился на обоих сторонах реки Неман, ее тихая, «немая» водичка течет через весь город. Несколько мостов проброшены над рекой, один из самых старых — Старый мост, рядом с ним — Старый замок. Более новый мост лег по улице Поповича западнее Старого, и немудрёно назван был Новым. Между этими мостами расположена одна из самых старых (и необычных) церквей Гродно — православная Каложская (или Коложская) церковь Бориса и Глеба, выше нее — Коложский парк, и давайте начнем знакомство с городом отсюда.
Храм был построен еще в домонгольский период по канонам гродненской архитектурной школы XII века, кирпичная кладка перемежалась валунами, сохранился декор стен цветными керамическими плитками в форме крестов. В стенах каменного строения были замурованы глиняные амфоры, создававшие хорошую акустику, а еще — облегчавшие конструкцию. И все же высокий берег над рекой обрушился, разрушено было и строение, впоследствии, в процессе восстановления, для облегчения и вроде как на вреемя, сделали здание наполовину деревянным, каким оно и осталось до сегодняшнего дня.
Сына моего зовут Борис, да и я — Борисовна, и в прекрасном этом, очень гармоничном, Борисоглебском храме, купила сыну в подарок местного мёда.
Каложский парк.
Наименование «коложский», по одной из версий, произошло от названия крепости «Колож» во Пскове, жители которой были пленены в 15 веке и поселены неподалеку. Парк большой, в нем много скульптур, разной степени высоты художественности, в ярких закатных лучах и в начале сентября, он особенно красив.
Совсем неподалеку от этого места, у места впадения в Неман речушки Городничанки, находится Старый замок или же — Верхний. Замок был построен в XIV–XV веках князем Витовтом (знаем-знаем мы его фамилию по наименованию троллейбусов)), сейчас старый замок выглядит вполне себе бодро и молодо.
Внутри замка находится исторический музей:
Но не менее интересно пройти по его смотровым дорожкам, панорамы с Замковой горы хороши.
Чуть правее Старого замка (и моей светлой головы на фото ниже) находится Новый замок.
В Новом замке тоже музей, историко-археологический, впрочем, здание с советским гербом и колоннами в стиле неоклассицизма мало похоже на замок, да оно и воссоздано заново в 1952 году, на месте прежнего, сгоревшего в 1944 г., и нам оно примечательным не показалось.
Вот уж что удивило — так это количество различных христианских ответвлений, в Гродно имеющих вероучеников и недвижимость для отправления этих разных религиозных обрядов. Про Коложский православный храм я уже упомянула. Дальше немного почитаем про католические костелы.
Бернардинский костел обретения Святого Креста.
Этот действующий католический костёл, который почему-то Яндекс назвал протестантским, один из старейших в Гродно, если не самый старинный, костёл частично отстроен был в 1600 году.
Бернардинцы — это монашеское ответвление ордена францисканцев, действовавшее на территории современной Белоруссии, одевались монахи в сутану тёмно-серого цвета с капюшоном, носили пояс из белой шерсти. На территорию современной Белоруссии бернардинцы прибыли из Польши. Главными целями бернардинцев была миссионерская работа среди населения и пастырская деятельность.
До 1863 года в здании был монастырь, после костёл стал приходским, сейчас тут базируется Высшая католическая духовная семинария.
Службы тут проводятся чаще на польском языке, реже на белорусском и русском. Как пишут в отзывах, костёл часто закрыт для посещения, впрочем, из-за решетки тоже можно рассмотреть хоть что-то из интерьера. Костёл расположен в эффектном месте на холме, положение его и супервидовое и мегаобзорное на все 360 градусов. Если стать спиной к костёлу — еще один храм виден с высокого холма — храм искусств, Гродненский областной драмтеатр.
На месте Драмтеатра ранее был монастырь бернардинок, так сказать, дамский филиал)))
Монастырь попал под бомбежки гитлеровцев в июне 1941 года, полуразрушенный, он простоял до 60-х гг ХХ века, подлежал ли он восстановлению, или нет, неизвестно, скорее — да, но не мне судить об этом, увы, его снесли.
Новострой 1984 года оказался очень удачным — белое здание из стекла и бетона с формами, рвущими все стереотипы, светлое, неординарное, футуристчное — оно как-то удивительно органично влилось в ансамбль провинциального старинного Гродно.
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток.
Год основания 1634, стиль — раннее барокко, в 2020 году восстановленный алтарь 17 в. вновь освятили.
Монастырь расположен на улице Карла Маркса, которая ранее логично называлась «Бригитской», бригитки (или бригиттки) — это монахини женского католического ордена, в который принимались девушки, в том числе и сироты, из дворянских и магнатских семей.
Монахини, которые вели затворнический образ жизни и проводили всё своё время в молитвах. Они носили чепцы с пятью красными отметинами, которые символизировали пять ран Христа. У бригиток был свой устав, который регламентировал их жёсткий образ жизни. Одним из первых монастырей ордена был монастырь в Швеции, основанный св. Бригиттой, при нем была огромная библиотека и типография.
Вот так соберешься уйти в монастырь — и зависнешь в муках выбора, можно и передумать за время раздумий.
Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, Фарный костел
Символ города с лазурными куполами, еще один католический храм и еще один орден — иезуиты. Освященный в 1705 году, костёл стал «фарным», главным, в 1782-м. Польское ли это барокко или зрелое белорусскоое барокко, думаю, это лишь вопрос терминологии. Храм действующий и рассмотреть его богатейшее убранство сложно, мы жили рядом и каждое утро слышали его колокольный перезвон, однако ж смогли зайти только во время мессы. И это хорошо, разве не об этом мечтали те, кто его строили?
Костёл святого Франтишка Ксаверия, он же Фарный костел, кафедральный собор Гродненского диоцеза
Костел Божьей Матери Ангельской
расположен на левом Неманском берегу, он принадлежит еще одному католическому ордену — францисканцам.
Католический нищенствующий монашеский орден, основанный святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году.
Цель ордена — проповедь в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Костел построен в 1635 году, с 1991 года вернувшиеся в Гродно францисканцы, снова находятся в своей обители. В храме находится самый старый в Беларуси орган на 12 голосов, он был завезён сюда в 1750 году. Если бы я жила в Гродно — я бы приходила в этот храм, наверное.
Но не только к Иисусу Христу обращали свои молитвы гродненцы минувшего века, если точнее — почти половина населения города, расположенного в черте оседлости. До 1941 года евреев в Гродно насчитывалось около 30 тысяч человек. После оккупации немецко-фашистами на территории Гродно было организовано два гетто, гетто № 1 находилось вокруг Большой хоральной синагоги. Из 29000 человек выжило 180.
По отзывам — вход есть, бесплатный, возможно — с пожертвованием, в синагоге идет восстановление.
Но вернёмся же в мирское. Гродно предстает в памяти чистым, тихим и очень благообразным городом. Удивительно чистым, дома всех времен окрашены в светлые тона, нет граффити, дворы открыты, заходи куда захочется. Лица местных жителей тоже преимущественно светлые, глаза чаще голубые, стайка мальчишек, показывающих нам дорогу, напомнила подобную в Германии — розовощекие блондины младшего школьного возраста умиляют классической ангелообразностью)
Гродненская погода была похожа на своих жителей. Светлая, совершенно не ветренная, спокойная, с голубоглазым небом.
И эти гродненские городские прогулки….
Пожалуй, я с ними, в виде фотоальбома скоро вернусь, уж больно были они хороши!
Так что я не прощаюсь не только с Гродно, но и с тобой, мой дорогой читатель. Bye!