Это была первая поездка выходного дня с дачи, после которой пошла череда других, более дальних и более длительных, с ночёвками в разных городах. Она была недалёкой, всего 80 км до Дмитрова. Однако нашей целью была поездка из Дмитрова в посёлок Луговой, где в 14 веке был заложен Николо-Пешношский мужской монастырь, — плюс ещё 30 км.
Три самых моих любимых древних города — Дмитров, Переславль-Залесский и Юрьев-Польский — удивительно похожи между собой, несмотря на разное «наполнение» их древних городищ и более поздних посадов. Эти древние городища, ограждённые высокими валами, которые не сровняло время, похожи, как родные братья, и отец-основатель у них один — Юрий Долгорукий.
Памятник Юрию Долгорукому
Будучи князем Ростово-Суздальским, Юрий Долгорукий основал Москву (впервые упомянута в летописи в 1147), Юрьев-Польский (начало 1150-х), Переславль Залесский (1152), Дмитров (1154), и, предположительно, несколько других сохранившихся и несохранившихся городов (не будем называть, потому что «предположительно», а не точно), но и названных вполне достаточно, чтобы оценить масштабы его деятельности.
Успенский собор. Начало 16 века
Именно в этих городах прогулка по высокому валу — мой обязательный ритуал. Так и здесь, несмотря на кратковременность пребывания в Дмитрове, не отказала себе в удовольствии.
И, конечно, не мне одной это нравится, многие любят здесь прогуляться, заглянуть внутрь «кольца»
или посмотреть на город с высоты вала.
«Зацепила» эта картинка: отец с маленьким сыном. Пусть даже не ведёт он воспитательных бесед и исторических экскурсов — эти мгновения наверняка останутся в памяти малыша.
Хватит 15–20 минут, чтобы пройти по знакомым дорожкам внутри вала,
тем более приятно, что вдоль них бушует цветущая сирень.
Внутри вала, к сожалению, не сохранилось древнерусских церквей, в отличие от Переславля-Залесского с его Спасо-Преображенским собором (12 век) и Юрьева-Польского — с Георгиевским (13 век). Красивая Елизаветинская церковь — постройка конца 19 века, по её затейливому декору можно определить псевдо-русский стиль, хотя мы привыкли к краснокирпичным, а не к белоснежным храмам того времени.
Главный собор — Успенский, проектирование которого приписывается Алевизу Фрязину, работавшему в это время в Московском Кремле и Александровской слободе, по крайней мере, архитектура Успенского собора напоминает Архангельский собор в Кремле.
Восстановленные Никольские въездные ворота — иллюстрация того, как выглядел проход в крепость в древности. Однако, помнится, лет 15 назад справа и слева от них на валу стоял бревенчатый частокол, выглядело очень внушительно. Почему-то убрали.
Милый прудик справа от ворот освоили утки.
Городская скульптура, помимо памятников, когда-то была новинкой, теперь — в порядке вещей во многих туристических местах, но в своё время я впервые её увидела именно в Дмитрове. Памятники религиозным деятелям на территории Дмитровского кремля — дело привычное, особенно узнаваема композиция памятника Кириллу и Мефодию.
Менее известен нам епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), причисленный к лику святых лишь в 2000 году. История Серафима тронула до глубины души. Епископом он назначен был уже в «безбожное» время, в 1919 году, патриархом Тихоном. Ни у кого не было иллюзий, что путь епископа будет лёгким. Во время праздничного обеда участвовавший в хиротонии митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен». Как Иисус знал о своём предназначении и смиренно исполнил волю Божью, так и Серафим исполнил свой подвижнический подвиг до конца — 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила его к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и даже в ссылке, в Ишиме, среди верующих «слыл за святого человека».
А за крепостными валами — совсем другое настроение: решают свои денежные дела купцы, спешат по делам горожане и крестьяне, торопятся на занятия курсистки, прогуливаются дамы и кавалеры.
Пожалуй, пора в путь. Наш верный «конь» уже заскучал в ряду таких же ожидающих своих седоков собратьев на краю Советской площади.
Наш дальнейший путь — на северо-восток, по мосту через канал имени Москвы в посёлок Луговой.
Немного забегая вперёд, скажу, что Николо-Пешношский монастырь удивил. Кажется, ещё недавно мы слышали о том, что он заброшен и отдан под психоневрологический интернат, — и вот перед нами чудесно отреставрированная древняя обитель!
Архитектурный ансамбль современного монастыря представляет собой комплекс зданий, построенных в период с 16 до первой половины 19 столетия. Монастырь образует четырехугольник, обитель вся обнесена каменной стеной со сторожевыми башнями, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены более 10 м, толщина достигает 2,5 м. Её начали строить еще в 17 веке согласно всем правилам оборонительных сооружений того времени, ведь в те времена монастырь — ещё и крепость!
Северо-западная и западная башни и монастырская больница между ними
Николо-Пешношский монастырь в своё время был знаменит, а по значению равен Троице-Сергиевой лавре. Как и многие вокруг Москвы, он был основан учеником Сергия Радонежского — преподобным Мефодием (в 1361 году). Инок Мефодий поначалу поселился в келье за рекой Яхромой, за версту от нынешней монастырской ограды. Со временем святость жизни отшельника получила известность, и к нему стали стекаться люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решила построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для неё — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь.
Интересна версия названия — преподобный Мефодий пешком носил через речку брёвна для строительства, поэтому обитель назвали Пешношской («пеш ноша» — буквально «носил пешком»). Её слава быстро возрастала, привлекая паломников и благотворителей. В 1553 году в Николо-Пешношский монастырь приехал 23-летний царь Иван IV. По легенде, он спросил старика-священника Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твёрдым на царстве и грозою для вельмож». Иван поцеловал руку Вассиана и сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета!» — и за мудрый совет старца щедро одарил обитель. И, судя по всему, помнил этот совет всю жизнь.
Кадр из к/ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»
В 1584 году в Николо-Пешношском монастыре случился большой пожар; через 27 лет, в Смутное время, отстроенный монастырь вновь был сожжён. В царствование Михаила Фёдоровича монастырь снова был восстанавлен. В первой описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что там уже имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.
Никольский собор (слева), Сергиевская церковь и церковь Богоявления Господня «под колоколы»
Алексей Михайлович именовал монастырь «своим царским богомольем». А в 1700 году царь Петр I плыл от Волги в Москву по рекам Дубне, Сестре и Яхроме и остановился в Пешношской обители. Царским указом в 1700 году Пешноше велено было перейти в ведение Троицкого монастыря. В дальнейшем лишённая самостоятельности Пешношская обитель постепенно приходила в запустение и 1764 году, при проведении секуляризационной реформы, была закрыта. Но в 1766 году восстановлена! С 1788 года Пешношский монастырь, переведённый в состав Московской епархии, переживал второй расцвет. Именно в это время он во многом принял облик, который и сохранялся до событий 20 века. В 1795 году митрополит Московский Платон (Левшин) посетил обитель и был так восхищен её порядком и благоустройством, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра».
Юго-западная башня и настоятельский корпус
В 1812 году Николо-Пешношской обители посчастливилось избежать захвата и разорения. Самым трагическим в истории монастыря стал 20 век. После революции 1917 года он ещё действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, всё ценное вывезено и продано. В том же году монастырскую территорию занял Дом инвалидов Мособлсобеса. Не получилось сохранить монастырь даже как музей: в 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.
Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках в 1941 году. С 1966 года в помещениях монастыря размещался Психоневрологический интернат № 3. Древний Никольский собор, на стенах которого под слоем побелки сохраняются древние фрески, стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.
Николо-Пешношский монастырь в 20 веке. Фото А.И. Нагаева
Фото: © А.И. Нагаев
В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря. Но подлинное возрождение обители началось с момента передачи части монастырских зданий Русской православной церкви. В 2007 году Святейший Синод принял решение открыть мужской Николо-Пешношский монастырь. В начале 2014 года Психоневрологический интернат № 3 освободил все помещения и переехал неподалеку в новый комплекс зданий. 24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Патриарх Кирилл.
Северный братский корпус. Он выстроен параллельно Северной крепостной стене.
Вход для паломников и туристов открыт с северной стороны, через надвратную Спасскую башню. Она имеет высоту более 35 м. Снизу и до половины высоты четырехугольная, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатёр со смотровой площадкой в верхней его части.
Надвратная Спасская башня
До настоящего времени сохранился и отреставрирован древнейший белокаменный Никольский собор. Документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу 15 века. В 17 веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трёх сторон. В 19 столетии к собору была пристроена трапезная.
Собор святителя Николая Чудотворца
Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и «храмом под колоколы» отстроены ещё в начале 16 века, а два верхних яруса звона были возведены в 1793 году. Церковь под монастырской колокольней освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Колокольня с Богоявленским храмом недавно приобрела украшение — часы, которые управляются музыкальной часовой станцией ЕВ-ПИК — 2000. Цифры, фишки и стрелки изготовлены из дюралюминия и покрыты сусальным золотом.
К концу 17 века относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Сергиевская церковь находится в центре архитектурного ансамбля Николо-Пешношского монастыря. С южной стороны она соединена с колокольней, из неё также есть вход в храм (в подклети колокольни), посвященный Мефодию Пешношскому. В 1886–1890 годах «первый» Сергиевский храм был разобран, и на его месте построен новый, из красного кирпича, в популярном в то время неорусском стиле.
Сергиевская церковь и колокольня с церковью «под колоколы» в честь Мефодия игумена Пешношского.
В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь. До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.
В храме в честь преподобного Сергия Радонежского
Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа. В подклети трапезной палаты находится уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля. Первое письменное упоминание этого храма содержится в грамоте, данной Николо-Пешношскому монастырю царём Иваном Грозным в 1539 году. Хотя в грамоте не содержится указаний на дату постройки церкви, последние архитектурно-археологические исследования указывают, что она была возведена в камне в период между 1510 и 1530 годами. В 1812–1815 годах было разобрано всё, кроме подклета, и сооружено заново.
Храм в честь Сретения Господня в трапезном корпусе
В древнем монастыре в 2014 году произошло знаменательное событие: был явлен святой источник. Над источником была поставлена красивая водосвятная часовня-сень в честь Иоанна Предтечи.
В 1811–1829 годах в Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского.
Надвратная Преображенская церковь над Святыми воротами монастыря сооружена в 1689 году. После закрытия Преображенской церкви в 1920-х годах элементы интерьера и завершение оказались утрачены. Церковь была сильно повреждена немецкими снарядами в декабре 1941 года.
Восточный фасад надвратной Преображенской церкви. Слева от церкви — настоятельский корпус, справа — казначейский.
Николо-Пешношский монастырь был известен своим уникальным некрополем, который возник, очевидно, вскоре после основания обители. На этом кладбище вначале хоронили почивших настоятелей и братию, впоследствии здесь нашли упокоение представители почти всех знатных дворянских родов России. Некрополь делился на две части: братское кладбище, расположенное радом с колокольней и храмом преподобного Сергия Радонежского (за его алтарной частью), и мирское кладбище, которое находилось при соборном храме святителя Николая Чудотворца. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году исторический некрополь был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит.
Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца 17 столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале 19 века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 и 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.
Северная крепостная стена
Уезжали мы под большим впечатлением и от самого монастыря, и от результатов его масштабной реставрации. С тех пор иногда слежу на страничке монастыря в ВК, как он живёт, как растёт его популярность у паломников и туристов, как развивается его хозяйственная деятельность и какую помощь он оказывает жителям близлежащих сёл и деревень. Кстати, монастырское молоко и масло, купленные в трапезной для паломников (напротив входа в монастырь через дорогу), были отменного качества.
На обратном пути, проезжая через Дмитров, заглянули в Борисоглебский монастырь, заодно и отдохнули перед самым длинным отрезком пути до дома.
По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине 12 века, но за время существования он пережил множество бед и перестроек, поэтому, конечно, мы не увидим здесь все здания в первозданном виде. Самая старая постройка — Борисоглебский собор (середина 16 века). Если посмотреть на основное здание собора, мы увидим, что он создан в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминает церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.
Не все, кто в прежние времена бывал в Дмитрове, знали о существовании этого монастыря. Наша тётушка, которая была туда направлена работать по распределению в 1960-х, сказала, что вообще о нём не слышала. И не удивительно. С 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», а с начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимали воинские части, различные советские учреждения и организации. Новая эпоха в жизни мужского Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской православной церкви.
6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленный Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус.
Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях — выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.
Есть в монастыре уголок, где живут павлины, плавают золотые рыбки.
Тишина, слышно только, как журчит вода и звонят колокола. Так хотелось, чтобы павлины показали свои великолепные хвосты! Но они откликнулись только на просьбу:«Спой, птичка!»
Вернувшись из этой первой поездки, которую мы совершили в выходной с дачи, мы и решили делать «набеги» в другие города близлежащих областей. Им посвящены рассказы: Выходные в Костроме, Выходные в Шуе
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия