Раньше так не получалось. Выходные на даче — это бесконечные заботы, забитые дороги и прочие малоприятные штуки. Всё изменила пандемия (не к ночи будь помянута!): нас вывели на удалёнку, мы провели к дачному дому интернет — и вуаля: «землю попашешь — попишешь стихи». Ещё повезло так на удалёнке и остаться! И выходные, естественно, освобождаются от слова «совсем», если, конечно, кто-нибудь не приедет пошашлычить.
Место, где мы живём летом, на 100 км сокращает путь в приятные для посещения области — Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Тверскую, потому что это и есть самая из них привлекательная — Владимирская, недалеко от Александрова. Сегодня — о поездке в Шую.
Путь неблизкий, зато интересный: можно проехать через Суздаль и Юрьев-Польской. Я люблю дорогу закольцовывать — так увидишь больше. В этот раз колечко получилось маленьким и очень изящным — всего где-то 570 км. Как раз на два дня.
Суздаль
В Суздале решили остановиться рядом со Спасо-Евфимиевым монастырём и перекусить в ресторане «Огурец». Попали на время, когда завтраки уже закончились, а обедать вроде бы рано… Творожные вареники с голубикой и ягодно-сливочным соусом были чудесными.
Быть в Суздале и совсем ничего не увидеть, кроме как из окна автомобиля, — нет! Смотровая площадка над Каменкой — лучшее место, с которого открываются красивые виды.
Возвращаясь на парковку, зашли в Смоленскую церковь, в которую раньше по какой-то причине не удавалось зайти.
Прошли мимо самого старого посадского дома (Дом Москвиной, конец 17 — нач. 18 в.) — единственного в Суздале и очень редкого в России памятника жилого каменного зодчества.
Однако надолго задерживаться нельзя — впереди ещё длинный путь и планы кое-какие были в Шуе. Участок дороги от Суздаля до Шуи поразил большим количеством длинных крутых поворотов, которые на мелкой карте не разглядишь, а они есть!
Шуя
Без труда нашли наш Shuya Grand Hotel. 4 звезды, почти центр города, есть парковка, завтраки (стандартные), а номер так себе, в 2-звёздочной галичской Provintsiya был практически такой же, правда, мы и не люкс брали. В общем, на одну ночь нормально.
А торопились мы, чтобы попасть до закрытия в Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта, в небольших городах музеи закрываются рано. Музей практически напротив гостиницы.
И опять же придерусь: почему Музей Бальмонта? Вот имени Бальмонта — я бы поняла. При всём уважении, это полноценный краеведческий музей, в котором одна экспозиция посвящена Константину Бальмонту. Родился он в имении, в деревне Гумнищи Шуйского уезда, в Шуе прожил с 1876 по 1884 год, пока его не исключили из гимназии и он не уехал доучиваться во Владимир (Шуя относилась тогда к Владимирской губернии), а потом поступил в Московский университет. На улице Малой Соборной сохранился дом, где жила семья Бальмонта; теперь там живут обычные шуяне, а немногие сохранившиеся вещи переданы в краеведческий музей. Остальная экспозиция — стенды с копиями документов, фотографиями, изданиями сборников с произведениями Бальмонта. Подозреваю, что здесь интересная экскурсия, но времени на неё, к сожалению, не было, тем более с биографией поэта мы знакомы.
Полноценный отзыв о музее писать бессмысленно, потому что две основные экспозиции — историческая и краеведческая — были закрыты на реконструкцию. Задержались ещё немного в зале, посвящённом актрисе Екатерине Мазуровой. Имя не вспомните, как ни старайтесь, — только лицо: в кинофильмах она в основном играла бабушек, чаще в эпизодах, одна из самых крупных ролей — бабушка Кости Иночкина в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В юности она играла в Шуйском драматическом театре, а в 1970-х решила посвятить себя местам, где выросла. Мазурова участвовала в создании этого краеведческого музея и безвозмездно передала свою личную коллекцию русской и зарубежной живописи, графики 19–20 вв., керамики, вышивки бисером, антикварной мебели — всего около тысячи экспонатов.
Портрет Екатерины Мазуровой
Туристам важно знать, что музей выполняет некоторые функции информационного центра. Здесь можно узнать о достопримечательностях, а если спросите, где лучше поесть, вам вручат листовку с перечнем кафе и ресторанов.
Следующий наш шаг предскажет любой — гулять по городу, смотреть архитектуру старинного города, что ещё сохранилось и в каком состоянии. Иллюзий относительно состояния небольших провинциальных городов я давно не строю, но всё же интересно. Вот прямо от здания музея и начнём. В 18 веке на этом месте стояли соляные амбары — от них осталась основа здания. В середине 19 столетия здание заняли Городская дума и Сиротский суд. В 1904–1906 годах к управе сделали большие пристройки с обеих сторон. В результате реконструкции здание обрело черты русского стиля. В 1917-м председателем Шуйской городской думы был избран Михаил Васильевич Фрунзе.
К главной нашей цели — Воскресенскому собору с самой высокой в Европе отдельно стоящей колокольней — мы продолжили путь по Театральной улице. Судя по названию и остаткам старинной архитектуры, здесь жили состоятельные шуяне.
Вот, например, бывшая усадьба Посылиных (рубеж 18–19 вв.). Сейчас в ней Центр детского творчества, а когда-то жили одни из богатейших купцов Шуи, владельцы миткалевой и ситценабивных фабрик, а позднее — и бумагопрядильных предприятий. 12 мая 1837 года в этом доме усадьбы остановился наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II) во время путешествия по Владимирской губернии. Цесаревича сопровождал его наставник — знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский. В 1918 году здесь работал Шуйский уездный совет рабочих депутатов под председательством Фрунзе, а в 1923-м открыли школу для глухонемых. Уже интересно, идём дальше.
Чуть дальше разрушенных, но стоящих в лесах Георгиевской и Воздвиженской церквей по одну сторону — деревянная усадьба Дамановых (о владельцах ничего не нашла, но дом поставлен на учёт как выявленный объект культурного наследия); по другую, вплоть до самого Воскресенского собора, — отреставрированные каменные усадьбы купца Дудкина, занимавшегося торговлей бакалейными товарами (вторая четверть 19 — начало 20 в., ныне принадлежит Шуйской епархии), и купцов Щеколдиных (складывалась на протяжении 19 века, ныне здесь детский сад № 1 и Центральная библиотека).
Вид на Театральную улицу от Воскресенского собора
Вот и Воскресенский собор — ровесник Пушкина (1799). Красавец. И колокольня рядом (1810), но попасть в неё сегодня нам не суждено: служба уже закончена, ключник ушёл домой — приходите завтра утром. Но в храм, где слева у царских врат находится чтимый список иконы Шуйско-Смоленской Божией Матери, спасшей город от чумы в 1654 году, удалось войти и даже сделать несколько снимков.
Об иконе расскажу подробнее, тем более я уже показала её в отзыве о Музее палехского искусства. Есть в ней некая непонятная деталь. Икона была написана как обетный список со Смоленского образа Богоматери. Всю неделю, пока городской иконописец Герасим Тихонович Иконников её писал, в храме непрестанно молились о прекращении эпидемии чумы. В процессе создания образа произошло странное событие, которое сочли первым чудом: изменялось положение рук и ног младенца Христа — ступня правой ножки оказывалась стоящей на колене левой, пяточку Младенец поддерживал левой рукой. Иконописец исправлял несколько раз, а затем сообщил о случившемся начальству и горожанам. Вскоре чума прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор её местонахождение неизвестно, в иконостасе храма, слева от Святых врат, находится её чтимый список.
Подняться на колокольню Воскресенского собора очень хотелось. Муж смеётся: тебе фамилию надо сменить — Люся Колокольникова! Но согласитесь, взглянуть на город с высоты — отдельное и очень большое удовольствие; не видишь досадных бытовых деталей, только чёткие линии улиц, голубизна высокого неба, которая отражается в реках и озёрах! А в Шуе самая высокая отдельно стоящая колокольня не только в России, но и в Европе — 106 метров! Работы по возведению колокольни начинал итальянский зодчий Яков Маричелли, но в 1819 году доведенная до третьего яруса постройка обрушилась. Достраивала сооружение артель умелого каменщика, крестьянина Михаила Савватеева под руководством губернского архитектора Евграфа Петрова. Но сегодня подняться на смотровую площадку не судьба.
Дальше последовал, пожалуй, один из самых замечательных эпизодов этой прогулки: по улице Зинаиды Касаткиной до городского парка. Единственное на ней краснокирпичное здание — бывшая женская гимназия, построенная здесь в начале 20 века и по-своему знаменитая.
Начало улицы Зинаиды Касаткиной
Целая улица деревянных домиков с цветущими палисадниками и резными наличниками. Просто выставка наличников!
Улица выводит к городскому саду. Люблю я провинциальные городские сады, они меньше, чем столичные, напичканы аттракционами и прочей парковой инфраструктурой и сохраняют очарование старины. Так и кажется, что по дорожкам пройдут дамы в шляпках под кружевными зонтиками и заиграет духовой оркестр. И — ах! — «Балы, красавицы, лакеи, юнкера / И вальсы Шуберта, и хруст французской булки. / Любовь, шампанское, закаты, переулки, / Как упоительны в России вечера!»
Шуйский городской сад заложили в конце 19 века на высоком берегу реки Тезы, который называли «Грачевник на Крутихе», шуйские купцы. В 1920-е городской сад получил статус городского парка культуры и отдыха.
Пройдя по центральной аллее, вы попадёте на смотровую площадку с прекрасным видом на реку Тезу. Теза — правый приток Клязьмы. Её протяженность — 192 км. Река знаменита ещё и тем, что под Шуей на Тезе был обнаружен Змеевский могильник, где находятся погребения фатьяновской культуры (3 тыс. до н. э.).
Мы уже забрели довольно далеко, когда вспомнили, что не обедали. Наученные горьким опытом в Галиче, когда субботним вечером не нашли, где поужинать, заранее на ЯндексКартах узнали время работы приглянувшихся заведений. Но надо знать моего мужа! Он руководствуется другим принципом: если местные сказали, где лучше, так туда и надо идти. А в музее Бальмонта на вопрос, какой ресторан нам посоветует житель Шуи, назвали «Старую Шую». От парка это было довольно далеко, на Васильевской улице, зато практически рядом с нашим отелем.
А мне как раз не хотелось торопиться, потому что на Костромской улице дома один интереснее другого, хоть и чаще всего в плачевном состоянии. Но мы-то здесь именно за тем, чтобы за хламом и паутиной увидеть былую красоту.
Усадьба (вторая пол. 19 в.) была построена фабрикантом Небурчиловым.
Перед колокольней с той стороны, куда мы не заходили, очень выразительный памятник Павшим за веру. Памятник открыт 31 октября 2007 года. Он отражает реальные события. 15 марта 1922 года жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия церковных ценностей из Воскресенского собора. Для подавления народного выступления был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян (по другим данным — пятеро), и среди них девочка-подросток, были убиты на месте. 10 мая 1922 года были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков. Автор — скульптор Александр Рукавишников.
Срезали путь через рынок, где увидели одну из главных достопримечательностей Шуи — Мерные весы, или важню. Точной даты их строительства нет — предположительно здание возникло на рубеже 18–19 столетий. Основное назначение Мерных весов — взвешивание возов с самыми различными продуктами, которые привозили сюда торговцы. Кроме того, важня всегда считалась «нулевым километром» Шуи.
Наконец мы нашли желанный адрес — вот так сюрприз! Ресторан «Старая Шуя» располагается на втором этаже здания фирменного магазина «Шуйская водка». Здание не историческое, стилизация; старинный завод находится на Завокзальной улице, далеко отсюда. Зашли, конечно, из любопытства, купили бутылочку в качестве сувенира, но даже не знаю, где она до сих пор стоит. Я, конечно, вредная, но мне стала ясной суть совета прийти именно в этот ресторан — не факт, что мы стали бы искать «Шуйскую водку», а так — вроде заодно!
В ресторане занят был один столик, там что-то отмечали. Нам сначала сказали, что повар готовит вечерний банкет (привет, Галич!), потом всё-таки принесли «дежурный» обед; интересной была, пожалуй, лишь тарелка в форме лопаты, что положительных эмоций, особенно если вспомнить известное выражение, не вызвало. Но в итоге всё было свежим и достаточно вкусным.
Надо было передохнуть, тем более рядом наше «стойбище». Но равнодушно пройти мимо некоторых домов, старых, поновлённых, «комбинированных», в которых, пристраивая новое, пытались сохранить старые стены, невозможно.
Может быть, и хватило бы на один день, но не для того я сюда больше 200 км ехала, чтобы упустить возможность в длинный июньский день (21 числа!) пробежаться ещё раз по улицам, хотя бы недалеко, где глаз выцапнул что-то интересное, что захотелось рассмотреть поближе. И глаз мой не ошибся, наверно, уже намётан. На выбранном маршруте буквально через дом (а иногда и подряд) — исторический.
Конечно, невозможно показать всё или отыскивать знаменитые дома — здесь все здания построены в 19 — начале 20 века. Покажу лишь то, что понравилось чисто визуально. Все фотографии — нежилых домов, но есть и жилые 1913–1917 годов постройки.
Здание постройки 1915 года с отделкой «кабанчиком» и обливной керамической плиткой. Магазин Ф.И. Гундобина.
Улица Свердлова, идущая с севера на юг, проложена при осуществлении регулярного плана 1788 года, она вела к дороге на Вязники и Ковров. Вдоль неё множество исторических зданий в совершенно разных стилях.
Усадьба Щеколдина. Главный дом, 2-я половина 19 в. Щеколдин Григорий Васильевич (1800–1871) — потомственный почётный гражданин города Шуи. Был городским головой два периода: 1851–1854 и 1860–1863 гг.
В квартале, где находится Шуйский центральный рынок (по-старому — Торговые ряды), есть примечательная водонапорная башня. Здесь она в усечённом виде — башенку наверху снесли, слишком церковь напоминала. Она возведена в 1883 году по проекту архитектора В. О. Шервуда, построившего в Москве здание Исторического музея на Красной площади.
Отсюда пошёл обратный путь моей вечерней прогулки по шуйскому «Арбату» — улице имени Малахия Белова. В 2002 году городские власти начали здесь реконструкцию зданий и променада, пешеходная зона выложена брусчаткой. Появились кованые фонари, удобные скамейки, ухоженные деревья, но с тех пор прошло уже 20 лет и, положа руку на сердце, я бы кое-что подновила.
Пройдя через сквер на площади Ленина, хотела было уже вернуться в гостиницу, но был настолько тихий и тёплый вечер, что не хотелось уходить, да и заманили меня изящные синие луковки церкви за зданием музея — церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1754), а там дальше — больше, так и дошла по Союзной улице до тупика. Здесь оказалось тоже немало интересных зданий, но в основном в руинированном состоянии: присутственные места и тюремный замок вообще никак не определишь, что это памятники, а вот Киселёвская больница (1841–1844) ещё сохраняет вид, хотя, если не взяться за её восстановление, пиши пропало… Зато деревянные дома горожан, пусть даже им по 100–120 лет, выглядят прекрасно. А всё почему? Хозяин есть.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня была пристроена позже, в 1814 году, купцами Корниловыми.
Солнышко садится, город погружается в ночной сумрак, и только над низинкой, там, где протекает Теза, поднимается золотистый туман.
Палех
В Палех выехали рано утром, сразу после завтрака, и через полчаса были уже у здания Государственного музея палехского искусства. Не стану писать отдельный рассказ об этом посёлке, потому что время, отведённое на его посещение, было ограничено — нам ёще домой сегодня ехать, да и в Шуе кое-какой должок остался. Но совсем обойти вниманием это место невозможно.
Здание Государственного музея палехского искусства
Мы слишком поздно поняли, что на Палех нужно было выделить целый день, а так — ограничились пробежкой по паре улиц (Ленина и Демьяна Бедного) — от места парковки перед музеем до дома-музея художника Павла Корина, но и того, что мы увидели, хватит на небольшой очерк.
Прежде всего загляните в Крестовоздвиженский собор. И не просто потому, что это старинный, 1774 года постройки, храм, а и потому, что средства на него собирали жители села и окрестных деревень и мастер-строитель был местный — Егор Дубов. Здесь всё настоящее, подлинное, «родное» — иконостас с иконами, росписи на стенах, потому что закрытый в 1917 году храм сразу стал музеем. Росписи делали палехские мастера вместе с приглашёнными из Москвы художниками. Так что, войдя в церковь, вы практически продолжаете знакомство с палехской школой иконописи.
В Палехе почти каждый дом — дом мастера, будь он деревянный или кирпичный, на многих висят мемориальные доски. Это подлинные дома палешан, построенные ещё в конце 19 — начале 20 века. В здании художественных мастерских, построенном в 1905 году, теперь арт-кафе, коворкинг и выставочные пространства. И вообще там очень уютно.
Здание художественных мастерских
Деревянные дома, как показалось, если не в едином стиле, то в основном попались в одной цветовой гамме. Или природное чувство гармонии жителей Палеха и в этом сыграло свою роль?
Когда впервые идёшь к какому-то месту, путь кажется длиннее. На карте всё близко, а на самом деле довольно долго пришлось идти пешком, в шутку перебрасываясь цитатами из «Жития протопопа Аввакума»: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» — «Марковна, до самыя смерти!» — «Добро, Петрович, ино ещё побредём». Наконец мы у цели — дома-музея художника Павла Корина. Можно войти внутрь и посмотреть, как жила семья потомственных палехских иконописцев и где родился, рос и учился будущий народный художник СССР.
На прощанье — небольшой почётный круг вокруг храма (так повёл навигатор на выезд),
и мы уже мчим назад, в Шую, хотя можно было бы уже повернуть домой, но одно дело осталось незавершённым. Я же на колокольню Воскресенского собора не поднялась! Надо спешить, пока храм открыт! Знала бы я, какими приключениями обернётся эта затея…
Снова в Шуе
Всё сложилось удачно. Храм был открыт, мы внесли символическую плату по 100 рублей, ключник открыл нам колокольню — и вот! Город с высоты третьего яруса великолепен! И ещё одно преимущество учтите: фитнесом после этого подъёма вы точно неделю заниматься не захотите!
Воскресенский собор, довольно большой, сверху выглядит, как игрушка.
В 1933 году с Воскресенской колокольни были сброшены все колокола, но два старинных колокола были сохранены, сегодня они вновь повешены на ярусе для звона и участвуют в трезвоне малых колоколов.
Ещё этот подъём запомнился совершенно невероятным событием. Видя, что мы заходим в ворота колокольни, мужчина с фотоаппаратом заспешил к нам и, пообещав ключнику заплатить позже, с удовольствием провёл некоторое время на смотровой площадке, восхищаясь видами. В заключение попросил сфотографировать его на фоне города и спустился вниз. Мы остались ещё на некоторое время (как показалось, не больше 10 минут), чтобы сделать ещё несколько снимков,
а когда спустились, ворота оказались запертыми снаружи! Не знаю, как муж, а я почувствовала себя инженером Щукиным на лестничной площадке: «Положение было ужасно! В Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый человек с высшим образованием, абсолютно голый. Идти ему было некуда».
На наше счастье, в воскресный день во дворе церкви рабочие облагораживали дорожки. Они успели позвать ключника, тот пришёл и поведал нам, что наш сосед по смотровой площадке, придя оплачивать эту экскурсию, на вопрос, остался ли там кто-нибудь, сказал «нет»! Верю, что без злого умысла, однако нам пришлось испытать несколько неприятных минут. А как вы думаете — время перевалило далеко за полдень, мы без обеда и до дома ещё длинный путь, а мы, как три тополя на Плющихе, — за решётками на ветродуе в чужом городе и в почти безлюдном месте!
Стрелочка показывает на место нашего, слава богу, недолгого заточения.
Но всё хорошо, что хорошо кончается. Пообедали в ресторане «Грин Холл», расположенном совсем рядом с колокольней (ул. Малахия Белова, 15), достаточно вкусно, но, как обычно в провинции, неторопливо в обслуживании. После всего пережитого за первую половину дня хотелось сказать официанту: «Мальчик, ты не понял, водочки нам принеси! Мы домой летим», — но впереди ещё 250 км пути!
По дороге очень хотелось остановиться в посёлке Лежнево, уж очень симпатичный там храмовый комплекс, который наша дорога буквально разрезала надвое, но сил уже не было. Оставили на потом когда-нибудь. А вы не пропустИте.
Лежнево. Фото из интернета
Объехали Суздаль по окраине и решили остановиться на отдых в Юрьеве-Польском.
Юрьев-Польский
Уже всё было закрыто, но пройтись по земляному валу кремля и подойти к Георгиевскому собору можно в любое время.
С высоты вала удобно рассматривать ближайшие улицы — и как же много старины в них сохранилось. Обычно внимание обращали на церкви и гостиный двор, а здесь поняли, что ещё есть где погулять в Юрьеве.
Здесь тоже без маленького приключения не обошлось. Андрей обладает способностью находить различные вещи. Так, например, на Боголюбовском лугу, поскользнувшись, нашёл в снегу смартфон, а на Юрьевском валу — большую связку ключей, видимо, сразу от всего — квартиры, машины, гаража и ещё чего-то. Нам сразу представилось, в каком ужасе был человек, обнаруживший пропажу, и мы решили отдать находку в полицию — вдруг кто-то обращался. Процедура передачи затянулась настолько, что в конце концов он сказал девушке-дежурной: «Отдайте мне эти ключи, я положу их на место, где нашёл». Иначе бы мы здесь заночевали.
На этой оптимистической ноте мы рванули через Кольчугино и Александров — последние 100 км пути — в родные пенаты. Благо, день самый длинный — 22 июня.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия