Живые краски Палеха

57 41

Проводя выходные в Шуе, задумали мы съездить в Палех (всего полчаса на машине), посмотреть известную палехскую миниатюру. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили большое здание Государственного музея палехского искусства, объединившего в себе и Музей лаковой миниатюры, и Музеи иконы, и большую коллекцию русской и зарубежной живописи! Кроме этого богатства, к музею относятся несколько домов-музеев палехских художников — Ивана Голикова, Николая Зиновьева, Павла Корина и музей-мастерская Николая Дыдыкина.
Не зная о такой роскоши, мы, естественно, не планировали увидеть всё. Оказавшись первыми, кто в выходной день приехал к открытию музея, взяли индивидуальную экскурсию. Какое счастье, что нашим экскурсоводом была не просто экскурсовод, выучивший текст, и даже не искусствовед, а настоящий художник — мало того, местный художник из семьи создателей палехской живописи! Благодаря её эмоциональному рассказу мы узнали многое об истории и особенностях настоящей палехской живописи.

Истоки палехской иконы

Самое главное — понять, что Палех — это не школа иконописи, а стиль живописи. Палешане не отходили от канонов, они лишь создали свой стиль изображения канонических образов, выражающийся в приёмах письма и колорите, доведя его до совершенства.

Иконы известных иконописных центров, находящиеся в экспозиции, — результат собирательской деятельности палешан, которая активно велась ещё в 18 веке. Согласно преданию, в местном Крестовоздвиженском храме находилось множество икон, привезённых «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских», где палеховские иконописцы «занимались работами». Значительное количество поволжских и прежде всего костромских икон в Палехе можно объяснить деловыми связями с этими территориями. Уникальное собрание древних икон стало школой мастерства, эталоном художественного вкуса для палехских иконописцев. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера постепенно вырабатывали собственную манеру.

4
Св. Иона, митрополит Московский; Св. Пётр, митрополит Московский; Богоматерь из деисусного чина. Конец 17 в. Русский Север
Св. Иона, митрополит Московский; Св. Пётр, митрополит Московский; Богоматерь из деисусного чина. Конец 17 в. Русский Север


3
Деисус, Апостол Пётр и Архангел Михаил, Апостол Павел и Архангел Гавриил. Вторая половина 16. В. Белозерье
Деисус, Апостол Пётр и Архангел Михаил, Апостол Павел и Архангел Гавриил. Вторая половина 16. В. Белозерье

Самая древняя икона в этой коллекции музея — Николай Чудотворец с житие́м. Она датируется концом 14 века. Стилистически образ соотносится с кругом памятников ростово-суздальского иконописания, вероятно, севера ярославских земель.

5
Св. Николай Чудотворец с житием. Рубеж 14–15 вв. Поволжье (?)
Св. Николай Чудотворец с житием. Рубеж 14–15 вв. Поволжье (?)

А в этой иконе ничего не удивляет? Икона Господь Вседержитель — один из самых древних и почитаемых в народе типов изображения Спасителя. На ней он предстает перед нами в образе вселенского Властителя и Судии, который воздает каждому из нас по вере и деяниям. Это олицетворение Высшего закона и справедливости — суровое и неподкупное, но милостивое и всепрощающее. Но здесь он не в хитоне — его рубашка из весёленького розового ситчика с цветочками — Он среди нас, Он с нами, Он наш!

6
Господь Вседержитель. Конец 17 – начало 18 в. Поволжье
Господь Вседержитель. Конец 17 – начало 18 в. Поволжье

Возможно, яркие краски вологодских икон произвели впечатление на палешан, и они широко использовали их в своей живописи.

5
Собор Архангела Михаила. Середина 17 в. Вологодские земли
Собор Архангела Михаила. Середина 17 в. Вологодские земли

Костромские показали, что цвета в иконе могут быть не только чистые, но и смешанные.

4
Воскресение — Сошествие во ад. Конец 18 в. Кострома
Воскресение — Сошествие во ад. Конец 18 в. Кострома

Московские «подсказали» вытянутые формы фигур с аккуратными ручками и ножками.

3
Св. Василий Блаженный. Первая половина 17 в. Москва
Св. Василий Блаженный. Первая половина 17 в. Москва

Следующие две иконы изготовлены в Холуе — торговом селе, в 38 км от Палеха, где писали иконы «на потоке», для продажи. Но посмотрите, насколько стиль письма отличается от палехских! Холуйские иконы в своем письме, как правило, «дёшевы» и изготовлены в основном для небогатых людей — это видно по небрежной и торопливой проработке сюжета. Цветовая палитра холуйских икон обычно ограничена жёлтым, оранжевым, коричневым и зелёным цветами.

4
Св. Николай Чудотворец. Рубеж 18–19 вв. Холуй
Св. Николай Чудотворец. Рубеж 18–19 вв. Холуй

В облике холуйской Богоматери явно ощущается влияние католических икон. И вы не ошиблись: икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой, которая позднее получила название «Ченстоховской». Такие иконы очень почитались, например, староверами и были особенно популярны на юго-западе Российской империи.

5
Богоматерь Умягчение злых сердец. Первая треть 19 в. Холуй (?)
Богоматерь Умягчение злых сердец. Первая треть 19 в. Холуй (?)

Иконопись Палеха

Палехские иконописцы создали уникальные произведения, которые по совершенству форм, колористической изысканности и тончайшей каллиграфии рисунка превосходят всё созданное ранее. Палех был одним из крупных центров производства «серийных икон» массового спроса, но его ремесленные изделия, добротные, выполненные с большим мастерством, отличались высоким уровнем исполнения. Цветовая палитра палехской иконы чрезвычайно широка — от лилового, изумрудно-зелёного до огненно-алого и малинового цветов. Обращает на себя вниание тщательная проработка очень мелких деталей и орнаментов. В Палехе часто над одной иконой работали несколько мастеров: один писал одежды, а другой — открытые части тела и лики святых.

Икона «Всем скорбящим Радость» начала 19 века — яркий образец палехской иконописи. Матерь Божия, окруженная ангелами, которые совершают добрые дела от ее имени, а также верующими, просящими облегчить их страдания и болезни, изображена здесь в сцене подаяния хлеба. Особенность композиции заключается в отсутствии свитков с надписями и максимальном количестве сцен вокруг фигуры Богоматери, клейма расположены не в отдельных сценах, а на фоне горок, поднимающихся вверх редкими уступами. Иконописец использовал характерную для местных мастеров гамму коричнево-охристых, оливково-зелёных цветов с бирюзовыми оживками пробелов.

6
Всем скорбящим Радость. Начало 19 в.
Всем скорбящим Радость. Начало 19 в.

Насколько велико было в Палехе уважение к старым образцам, демонстрируют икона «Богоматерь Владимирская», написанная с иконописного подлинника Прокопия Чирина и «Богоматерь Знамение». Палехские образа сохранили лучшие традиции старинного мастерства.

4
Богоматерь Владимирская. Середина 19 в.
Богоматерь Владимирская. Середина 19 в.
3
1. Положение во гроб. Конец 18 в. 2. Рождество Богородицы. Конец 18 в.
1. Положение во гроб. Конец 18 в. 2. Рождество Богородицы. Конец 18 в.
4
Богоматерь Знамение. Начало 19 в.
Богоматерь Знамение. Начало 19 в.

Икона «Богоматерь Шуйско-Смоленская» — местночтимый образ. Извод иконы Божией Матери «Одигитрия» был написан иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 -1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице, моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась. Особенность этого образа — положение правой ножки Младенца, пятку которой он поддерживает рукой.

8
Богоматерь Шуйско-Смоленская. Вторая четверть 19 в.
Богоматерь Шуйско-Смоленская. Вторая четверть 19 в.

Палехская икона «Богоматерь Споручница грешных» напоминает «Богоматерь Умягчение злых сердец», написанную в Холуе. Но, как говорится, почувствуйте разницу в стиле письма.

5
Богоматерь Споручница грешных.  Вторая половина 19 в.
Богоматерь Споручница грешных. Вторая половина 19 в.

Популярны в иконописи Палеха иконы-мине́и. Год в данной мине́е начинается с сентября. Месяцы расположены последовательно с сентября по февраль слева направо. Начало календаря — первые четыре ряда святых слева вверху. Эта икона — характерный образец палехской миниатюрной живописи середины 19 века. На снимке нельзя определить, насколько она велика, но поверьте на слово, размеры её небольшие. Однако поражает не только количество изображённых фигур, но и то, что у них совершенно разные лица, на которых можно различить как индивидуальные черты, так и выражение!

2
Минея (сентябрь–февраль). 1850
Минея (сентябрь–февраль). 1850

С такой же тщательностью проработаны «Иконы Пресвятой Богородицы» и «Акафист Богоматери».

3
Иконы Пресвятой Богородицы. 1872
Иконы Пресвятой Богородицы. 1872
1
Акафист Богоматери. 17790-е; Средник — Богоматерь Казанская. 17 в. Палех. Оклад средника — 1814 г.
Акафист Богоматери. 17790-е; Средник — Богоматерь Казанская. 17 в. Палех. Оклад средника — 1814 г.

Одной из самых известных иконописных артелей в России второй половины 19 века была мастерская Пешехоновых в Петербурге. Ее в 1830-х годах основал иконописец из Твери Макарий Пешехонов, а затем дело продолжили его потомки. Многие мастера Палеха учились и работали в мастерской или писали в «пешехоновском стиле», так как в то время он был самым популярным у заказчиков. Художники с помощью светотени изображали лики святых более натуралистично, как на картинах, и обильно украшали работы золотыми орнаментами. В этом стиле написаны иконы «Спас на престоле» и «Богоматерь на престоле».

5
Волков Илья, Наговицын Пётр. Спас на престоле и Богоматерь на престоле. Мастерская Пешехоновых. 1854. СПб
Волков Илья, Наговицын Пётр. Спас на престоле и Богоматерь на престоле. Мастерская Пешехоновых. 1854. СПб

Иконы интересно рассмотреть вблизи — драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями одежды святых сымитированы с помощью «цировки» — так называли способ декора, когда мастер тонкой иглой проскребал густой слой краски до золотого фона. Попробовала сфотографировать поближе — немного видно, но, конечно, не так, как это выглядит на самом деле.

3
Живые краски Палеха
4
Живые краски Палеха

Палех в новое время
Грянула Октябрьская революция 1917 года, вслед за ней «отменили» бога и церковь. Кому тогда нужны иконы? Целое большое село, в котором проживало более 600 человек, из них большинство — семьи иконописцев, остались без средств к существованию, перебиваясь случайными заработками и огородами. Промысел был на грани исчезновения. Возрождению промысла посвятил свою жизнь Иван Иванович Голиков — учредитель Артели древней живописи Палеха.

4
Бюст И.И. Голикова рядом с его домом-музеем.
Бюст И.И. Голикова рядом с его домом-музеем.

Некоторое время Голиков работал театральным художником в Шуе, Иваново-Вознесенске, Кинешме и Костроме. В 1920-е годы по примеру Федоскинской артели занялся миниатюрной живописью. Один из стендов в Доме-музее И. И. Голикова оказался точной копией такого же в федоскинском Музее народных промыслов, в котором мы были несколько лет назад.

1
Этапы лаковой миниатюрной росписи.
Этапы лаковой миниатюрной росписи.

Известность к Ивану Голикову пришла, как ни странно, благодаря Максиму Горькому. В 1932 году ивановский писатель Д. Н. Семеновский обратился к Горькому с просьбой привлечь к художественному оформлению книги «Слово о полку Игореве», издание которой готовилось в издательстве «Академия», мастеров Палеха. Вот что Горький ответил: «Мысль о привлечении палехских художников к работе по оформлению и издания „Слова“ — отличная мысль! Но я не за „мастеров“, а за лучшего, талантливейшего из них, Ивана Голикова».

В Доме-музее И.И Голикова сохранены интерьеры, в том числе мастерской. Вот так, при дневном свете из окна или при свете керосиновой лампы вечером, создавались шедевры палехской лаковой миниатюры с мельчайшими деталями.

5
Живые краски Палеха

В музее сохранились работы И. И. Голикова.

4
Голиков И.И. Три музыканта. 1925
Голиков И.И. Три музыканта. 1925
6
Голиков И.И. Вниз по матушке по Волге. 1930
Голиков И.И. Вниз по матушке по Волге. 1930



Интересно рассматривать и сравнивать произведения, созданные в разные годы, — сразу видно, как постепенно менялась тематика и совершенствовалось искусство минитюаристов, с одной стороны, сохраняя традиции палехской росписи, с другой — постепенно отходя от иконописи.

5
Буторин Д.Н. У Лукоморья. 1925
Буторин Д.Н. У Лукоморья. 1925


5
Буторин Д.Н. У лукоморья. 1956
Буторин Д.Н. У лукоморья. 1956


7
Дыдыкин А.А. Раскрепощение женщины. 1932
Дыдыкин А.А. Раскрепощение женщины. 1932

Александр Васильевич Коту́хин был первым председателем Артели древней живописи и организовал в Палехе производство полуфабрикатов из папье-маше. Композиция «Сказка о царе Салтане» создавалась Котухиным под впечатлением оперы Римского-Корсакова, поставленной на сцене.

5
Котухин А.В. Сказка о царе Салтане. 1934
Котухин А.В. Сказка о царе Салтане. 1934

Бывший иконописец, один из основоположников палехской лаковой миниатюры, Иван Петрович Вакуров в шкатулке «Бесы», по сути, создал новую интерпретацию мотива «тройки», традиционной для Федоскино. Вчитываясь в пушкинские строки, мастер представлял себе и густую тьму ночи, и одинокого путника, которого разбушевавшаяся стихия заставляет испытывать смятение. По чёрному фону лака едва заметным силуэтом он рисует тени Дантеса с пистолетом, плачущей жены, костлявой смерти, лица царедворцев и Николая I.

7
Вакуров И.П. Бесы. 1935
Вакуров И.П. Бесы. 1935


6
Буторин В.Н. Римский-Корсаков. Н.А. 1945
Буторин В.Н. Римский-Корсаков. Н.А. 1945


5
Вихрев Н.Ф. Новая игрушка. 1955
Вихрев Н.Ф. Новая игрушка. 1955

Анна Александровна Котухина — одна из первых женщин-художниц в истории палехского искусства. На крышке ларца «Слово о полку Игореве» художница выполнила композицию «Затмение». Остальные четыре композиции на стенках ларца посвящены наиболее ярким эпизодам древнерусского промзведения. На крышке ларца необычный орнамент, выполненный творёным золотом и алюминием: в его пышные растительные формы вплетены стилизованные фигуры волков и птиц, а также медальоны с живописными композициями. Такие сложные, перегруженные деталями орнаменты стали обычным явлением в палехской миниатюре 1950-х годов.

7
Котухина А.А. Слово о полку Игореве. 1956
Котухина А.А. Слово о полку Игореве. 1956

Интересно сравнить ларцы с росписью на одну тему, созданные в разное время.

7
Шемаров М.И. Слово о полку Игореве. 1994
Шемаров М.И. Слово о полку Игореве. 1994

Палехская роспись особенно хороша для сказочных, легендарных и народных сюжетов.

6
Першина М.А. Сказки Шахерезады. 1957
Першина М.А. Сказки Шахерезады. 1957
6
Мельников К.М. По щучьему велению. 1996
Мельников К.М. По щучьему велению. 1996
6
Кочупалов А.Д. Хороши наши ребята. 1979
Кочупалов А.Д. Хороши наши ребята. 1979
6
Ходов В.М. Сказка о Петре и Февронии. 1984
Ходов В.М. Сказка о Петре и Февронии. 1984
5
Кукулиева К.В. Садко. 1958
Кукулиева К.В. Садко. 1958

Адрес: Россия, Ивановская область, посёлок Палех, улица Ленина, 6.

Все отделы музея работают с 10.00 до 17:30.

Касса работает до 17:15.

Выходной день — понедельник.

Санитарный день — последняя пятница каждого месяца.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей палехского искусства

Ивановская область, п. Палех, ул. Ленина, д.6 Подробнее об объекте