Быть в Париже и не побывать в Лувре? Думаю, это не у каждого нормального туриста получается. Первый раз мы были в этой сокровищнице живописи на стыке наших тысячелетий на пути в горнолыжный Шамони-Монблан и тогда почти целый день провели в нем. Было тогда начало марта 2000 года и никакого ажиотажа вокруг Лувра не было. Обойдя музей по полупустым залам, естественно, задержались у одного из главных его шедевров — портрета Моны Лизы. Тогда он висел на стенде недалеко от окна, выходящего на реку Сена и свет на ее лицо падал слева от нас. Можно было свободно подолгу стоять около нее и любоваться ее таинственной улыбкой. Народу было — единицы! Ну, а сейчас, говорят — и близко к ней не подступишься …
XIX век стал для Лувра эпохальным — в этот период он стал самым обширным музеем, собирающим искусство и артефакты из разных эпох и культур и сегодня является одним из самых крупных и известных музеев мира, представляющий различные культурные эпохи и стили, включая произведения искусства от античности до современности.
Здание Лувра, строительство которого началось в 1200-х годах, долгое время служило резиденцией французских королей. Все изменила Революция и с 1793 года оно было превращено в музей. Сегодня в Лувре хранится обширное собрание произведений искусства, созданных в период с 7-го тысячелетия до н. э. по 1850-е годы. Интересно, что еще во времена Людовика XIV (XVII век), Лувр начал использоваться для размещения коллекций искусства и редких предметов.
Попасть в Лувр и просто, и не просто. Можно придти и отстоять очередь у входа (16 Е), а можно заказать билет вечером по интернету и встать в другую очередь, которая, якобы, «без очереди». Мы выбрали этот второй, более дорогой вариант (35 евро/чел), но не заметили, что особо выиграли — скорее проиграли по деньгам. Обе очереди с примерно равным количеством людей, двигались почти с одинаковой скоростью, а попав внутрь — все быстро рассеялись по своим интересам…
Начало экскурсии по Лувру начинается со входа в стеклянную пирамиду, которая и служит главным входом в музей. Она считается одним из символов Парижа и была построена в период с 1985 по 1989 год по проекту американского архитектора китайского происхождения Бэй Юй-мин.
В свое время возведение этой пирамиды перед Лувром, кажется, ужаснуло всех. Полный диссонанс — авангардистское сооружение на фоне исторического здания. Но то, что находится под пирамидой, оказалось спасением для музея. Да, пусть гигантский вестибюль похож на вокзал, но как по другому переварить, распределить и организовать огромное количество посетителей? А к их услугам здесь не только кассы и информационные пункты с буклетами на множестве языков, но и кафе, рестораны, магазины, конференц-залы, библиотека, подземная парковка и многое другое. Лувр — это огромный центр обслуживания, где человек сполна получит то, за чем он пришел, а может даже и больше.
Спустившись вниз, мы оказались в громадном холле, занимающем под землей как бы всю площадь между зданиями. Но, благодаря прирамиде, здесь светло как днем на улице. В нем, как я уже говорил, располагаются информационные стенды, кафе, магазины и отсюда начинаются маршруты по музею.
Глаза разбегаются — с чего же начать? Этот рассказ не предполагает детального обзора всего музея — в одной короткой статье это нереально. Мы посчитали, что самым лучшим будет показ основных его раритетов и то — вряд ли это удастся. И поэтому взяли за основу один из главных символов французской живописи — Impression — Впечатление! Пройти музей так, чтобы о нем у нас сохранились самые лучшие впечатления! Поэтому я не буду описывать историю каждой картины или скульптуры подробно, как обычно это делают некоторые наши блогеры. Impression — вот что основное…
Мы прогуляемся по трем основным зданиям или, как их здесь называют — крыльям — Ришелье, Сюлли и Данон и познакомимся с их основными экспозициями. На представленном ниже снимке, они будут расположены как бы по часовой стрелке, начиная с левого комплекса зданий.
Крыло Ришелье
Итак, встречу с Лувром начали с Крыла Ришелье, названного так в честь Кардинала Ришелье, который был главным министром короля с 1624 года до своей смерти в 1642 году. Здесь много интересных раритетов — скульптуры из Франции, экспонаты прикладного искусства из эпохи Восточной Античности. Представлены в нем также образцы Искусства Ислама. А на третьем этаже находится искусство северной Европы.
Вот, одной из первых нас встречает скульптура французского офицера времен Наполеона. Бравый, сосредоточенный на мысли — что бы еще захватить для могущества Франции?!
Очень много скульптур из мрамора. Прямо глаза разбегаются от этих, филигранно выполненных работ — одна лучше другой.
Для большинства скульптур здесь предоставлено большое пространство внутри холла этого крыла — здесь хорошее естественное освещение и довольно большое пространство для обзора и никто, как говорится, «не путается под ногами».
Интересными являются бронзовые скульптуры, выставленные в этом открытом холле — они когда-то окружали огромную статую короля Луиса на площади Победа в период 1679—1686 гг.
Хороши и скульптуры, выполненные из мрамора — они очень замечательно вписались в это пространство.
Во время правления короля Людовика XVI (1774–1792) мастерам Королевской академии живописи и скульптуры было поручено изготовить статуи образцовых личностей из французской истории для Большой галереи Лувра. Эти «великие люди» были тщательно отобраны, чтобы проиллюстрировать благотворное влияние монархии, которое, как считалось, способствовало их гению. В эту серию вошли политические деятели, великие писатели 17-го века и один художник — Николя Пуссен.
Крыло Сюлли
Пропустив Искусство Ислама, плавно перешли в Крыло Сюлли (Sully), названное в честь Максимилиена де Бетюна, герцога де Сюлли (1560 — 1641) — главы французского правительства и суперинтенданта финансов при короле Генрихе IV в. период 1597 — 1611 гг. Это крыло представляет собой часть Лувра, где расположены несколько значимых коллекций и произведений искусства. В нем выставлены, например, произведения Древнего Мира типа Древневавилонского кодекса законов — одного из наиболее ранних известных правовых документов в мире. Восхищает и коллекция египетских артефактов, включая саркофаги, статуи фараонов, богов и других предметов.
Европейское искусство в этом месте представлено как работами итальянских мастеров, так и фламандских. К первым можно отнести работы Джотто, Верроккио, Рафаэля, Микеланджело с их знаменитыми картинами, включая «Поклонение волхвов» Боттичелли и «Свадьба в Кане» Паоло Веронезе. Ну, а от более северных мастеров кисти можем увидеть «Портрет герцогини» Рембрандта и «Портрет Леопольда I» Ван Дейка.
Из европейских мастеров кисти можно отметить Жан-Огюст Доминик (1780—1867 гг.) с его знаменитой картиной «Турецкая баня», изображающей группу обнаженных женских фигур, созданной в классическом стиле Давида.
Стоит отметить и работы Пьера Поль Прюдона — французского живописца, рисовальщика и гравёра, одного из крупнейших представителей эпохи предромантизма.
Из других коллекций широко представлены предметы декоративного искусства, включая мебель, фарфор, стекло и керамику.
О! А вот и Венера Милосская — одно из самых известных произведений эллинистической скульптуры, которая является как бы самым впечатляющим эталоном женской красоты. У нее удивительное выражение лица и все соглашаются, что речь идет о богине любви и покровительнице всех влюбленных — Венере. Погруженная в свои мысли, ее женская фигура излучает неимоверную чувственность, в которой некоторые отмечают и капельку стыдливости, которая делает ее еще более очаровательной.
Крыло Сюлли — это не только место для изучения и наслаждения произведениями искусства, но и ключевая часть Лувра, отражающая разнообразие и богатство его коллекций. Сдесь собраны артефакты, связанные как с историей Франции, так и предметами быта, оружия, украшений и предметов роскоши.
В этом месте крыло Сюлли переходит в следующее — Крыло Денон. Там нас ждет, тоскуя у окна, долгожданная Мона Лиза.
О! Вот и оригинальный указатель: Вам — туда, направо!
Крыло Денон
Крыло Денон в Лувре содержит значительную часть знаменитых произведений искусства. Названо оно так в честь Доминика Вивана Денона, первого директора Лувра в начале XIX века. Это крыло известно своими обширными коллекциями, охватывающими различные эпохи и стили от древнеегипетских артефактов типа Сфинкса Хефрена до художественных шедевров типа Моны Лизы.
В начале крыла доминирует Королевский зал (Grande Galerie) — одно из впечатляющих пространств в музее, которое обладает несколькими замечательными особенностями — своей величественной архитектурой и своей исторической значимостью.
На стендах и картинах на стенах представлены различные династии королей, бывших во Франции начиная с VIII–IX веков. Это Каролингианская династия (VIII—IX вв.), Капетинги (X—XIV вв.), Валуа (XIV—XVI вв.), Бурбоны (XVI—XVIII вв.) и, конечно — эпоха Наполеона.
Короли на всех стенах этого зала.
Окна этого помещения выходят в сторону реки Сена.
Королевский зал Лувра представляет собой уникальную возможность увидеть произведения искусства, артефакты и археологические находки, связанные с различными периодами французской истории и правящими династиями.
Выйдя из королевского зала, на пути к Моне Лизе, проходим Галерею Аполлона, славящейся своею изысканностью и уникальными произведениями искусства, представляющими величие древних культур и эпох. Вот, например, картина Андреа Мантенья «Святой Себастьян» — в ней мы видим, как по приказу императора Диоклетиана за проповедование учения Христова капитана лучников Себастьяна казнили его же собственные легионеры. Привязав мученика к дереву, в него стреляли стрелами, но произошло чудо и в этот раз он выжил…
В Галерее Аполлона находится коллекция древнегреческих и древнеримских скульптур, картины, произведения декоративного искусства и предметы роскоши. Из интересных картин, прославляющих Землю, можно выделить полотно «Триумф Земли» Жозефа-Бенуа Гишара, а на другом конце зала — воспевание Воды в картине «Триумф Нептуна и Амфитриты» кисти Шарля Лебрена. В центре галереи — картина, прославляющая солнечного бога Аполлона — «Аполлон, убивающий змея Пифона», работы Эжена Делакруа.
Из египетской коллекции заметно выделяется Сфинкс Хефрена — одна из самых известных египетских скульптур, изображающая голову фараона со львиным телом. Как известно, фараон Аменемхет II был сыном Сесостриса I и являлся третьим царем Двенадцатой династии Среднего царства. Сама пирамида Аменемхета II расположена в Дахшуре — в южной части Каира. Сфинкс, первоначально был вырезан для этого фараона, а в более поздние времена различные правители других династий переписывали его на свое имя.
Эта скульптура представляет собой эдакое загадочное получеловеческое, полуживотное существо с телом льва и лицом фараона. В Древнем Египте сфинксы охраняли входы в храмы, а в большем смысле — охраняли вечный сон фараонов. В Лувре Великий Сфинкс Таниса стоит на страже у входа в Отдел египетских древностей, где хранятся экспонаты, охватывающие почти 5000-летнюю историю Египта.
Долгожданная Мона Лиза
Вот, наконец, мы и входим в зал, где размещена главная картина этого музея — Мона Лиза, написанная Леонардо-да Винчи (1452—1519 гг.). Боже! Такого ажиотажа я и предполагать не мог! Сколько народа толпится в очередь, чтобы заглянуть ей в глаза! А их, с расстояния десяти метров и не увидишь…
Даже не верится, что когда-то ее портрет спокойно был на стенде с бронированным стеклом около занавешенного сейчас окна и к ней можно было совершенно свободно подойти и подолгу рассматривать портрет, любуясь ее загадочной улыбкой.
А сейчас, чтобы подойти к ней поближе (метров за 10–15), нужно отстоять вот такую очередь, да еще и пользоваться, если есть — телеобъективом.
Это и есть портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, известной как Монна Лиза, Джоконда или Мона Лиза. В названии «Мона Лиза» Монна — итальянское сокращение имени Мадонна («Мадам» по-французски). Картина написана в период 1503—1519 гг. и была приобретена королем Франциском в 1518 году.
Рядом висит картина, расшифровывающая некоторые тонкости и нюансы этого полотна. Например, объяснение верхней линии слева в переводе будет говорить: «Улыбка — Леонардо да Винчи использовал технику живописи под названием сфумато: он наносил несколько слоев пигментов, связанных маслом, чтобы создать тонкие переходы от тени к свету, оживляя нежную улыбку своей модели.»
Следующая линия ниже — «Воображаемый пейзаж — здесь привлекает наш взгляд тропа, идущая к горам, окаймленным озерами. Этот дикий, величественный пейзаж напоминает медленное формирование Земли, битву стихий и эрозию, вызванную временем. Леонардо освоил так называемую „атмосферную перспективу“, используя различные оттенки синего, чтобы размыть контуры и придать сцене поразительную глубину.»
Как известно, Леонардо да Винчи так и не закончил «Мону Лизу», но король купил ее в таком виде в 1518 году. Верхняя линия справа указывает на то, что нижняя часть пейзажа явно незавершена — их формы едва намечены. Леонардо начал эту частично экспериментальную картину примерно в 1503 году, но так и не закончил ее. Он брал ее с собой повсюду, куда бы ни пошел, вплоть до своей последней поездки во Францию в 1516 году по приглашению короля Франсуа І. Но король купил картину, которая таким образом вошла во французскую королевскую коллекцию.
И, наконец, четвертая линия показывает нам, что Леонардо стремился оживить свой портрет, изобразив Лизу так, как будто она естественным образом поворачивается, чтобы поприветствовать нас. Верхняя часть ее тела видна в три четверти, но ее мягко улыбающееся лицо — фронтально.
В своей долгой истории, картина имела помимо восхищения, еще и недоброжелателей, которые пытались ее похитить, осквернить или уничтожить. Ее похищение работником Лувра состоялось в августе 1911 года. Это был Винченцо Перуджей, который утверждал, что влюбился в нее и каждый день любовался ею на своей кухне. При попытке продать ее, он, как говорится - "прокололся". И картина после почти двухлетнего отсутствия, вернулась на свое место в Лувре. В последующие времена было несколько случаев вандализма, сопровождавшиеся обливанием краской, бросанием в нее всяких предметов. Последний такой случай был 29 мая 2022, когда мужчина на инвалидной коляске, переодетый в старушку, запустил в Мону тортом. Сейчас для нее не то что торт, а и камень - пустяк, так как она уже давно защищена бронированным стеклом!
Побывав в Лувре, как говорят в Одессе — «всего — ничего», сложно сделать обзор всех его коллекций, но, не сомневаюсь, что, как говорят уже французы — Impression (впечатление) мы получили.
Выйдя из Лувра, мы все же не прощаемся с художниками и мастерами кисти! В Париже, куда бы мы не направились, их можно встретить везде. Наибольшее количество таких творческих личностей расположились в двух местах — вдоль набережной реки Сена около Лувра и музея Д’Орсе и, естественно — на Монмартре.
Было интересно прогуляться и по этим местам — наверняка там найдутся шедевры, которые сейчас мало кто ценит — а ведь французские школы и художественные заведения страны продолжают работать и выпускать хороших специалистов в этой области, воспитанных на таких чудесных творениях, которые находятся «под боком».
О! А вот нам встретилась и наша современная Мона Лиза! По-моему, она чем-то на нее похожа — что-то есть в ее облике от той — средневековой…
------------------------------------------------------
Серия рассказов о Париже:
2. Париж. Как выглядит после пожара Нотр-Дам
Фотоальбомы к рассказу
Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия