Наша экскурсия по Парижу продолжается. Выехав прямо из-под Эйфелевой башни, откуда начался наш маршрут, продолжили путь по центральной части столицы и, познакомившись с Домом Инвалидов, Мостом Александра III, дворцом Петит Палас, площадью Согласия и Лувром, свернули к одному из, пожалуй, самых знАковых мест города — Собору Парижской Богоматери.
Заезжаем по мосту Нотр Дам (Pont Norte Dame) на остров Сите (Ile-Cite) — наверняка самый уникальный из речных островов. На верхнем снимке — он слева. В своей жизни я не видел ничего подобного! По своей форме он сам и стоящий за ним гораздо меньший по размеру, островок Сен-Луи (Ile-Saint-Louis), как бы напоминают рассекающие волны, корабли. И эти «корабли» застроены зданиями и сооружениями до последнего сантиметра! Хорошо ли это? Например, в Киеве, острова, стоящие посреди Днепра, не застроены под жилье, а оставлены в качестве природных мест отдыха — парков и пляжей. И это, считаю — очень здорово для жителей города!
Карта островов Сите и Сен-Луи
Но здесь все получилось тоже замечательно — город на островах! Оба острова очень плотно застроены — на них стоят настоящие городские кварталы многоэтажных домов со своими набережными, дорогами и мостами. И вот, среди этих застроек и находится одно из самых известных религиозных католических чудес архитектуры и культуры времен Средневековья — Собор Парижской Богоматери!
Собор Парижской Богоматери
Здесь, конечно, стоит выйти из нашего экскурсионного автобуса и познакомиться с этим объектом поближе. В прошлые посещения Парижа он для меня, как правильно атеистически воспитанного советского гражданина, оставался в стороне. Но вот сейчас, когда в мире для нас после крушения идей коммунизма, все как бы «встало на свои места», а также после катастрофического пожара, произошедшего 15 апреля 2019 года, было интересно взглянуть — что там делается и как идет восстановление этой, не только религиозной, но и, прежде всего — культурной ценности Франции.
Кафе Petit Pont на одноименной улице. Слева видны краны и башня Собора
Туристический катер идет вверх по течению реки Сена. Впереди пешеходный мост Двойной (Double). Слева остров Сите, на котором стоит Собор. Его стены почти вплотную подходят к этой стороне реки. Справа - Сквер Рене Вивиани.
Выйдя на улице Малый Мост (Le Petit Pont) около одноименного кафе и перейдя обратно по мосту левый проток Сены, увидели это чудо средневековой архитектурной религиозной мысли. Думаю, многие из нас читали книгу Виктора Гюго и смотрели яркую экранизацию этого романа, где звонарь-горбун влюбляется в красавицу-цыганку, которую великолепно сыграла еще молодая Джина Лоллобриджида (1956 г.). Вот — все это происходило здесь — в стенах этого собора, который сейчас на реконструкции после недавнего пожара.
Кстати, здесь же, на этой площади перед Собором находится и французский Нулевой Километр (Point Zero des Routes de France), который был открыт 10 октября 1924 года. Это место считается символическим центром не только Парижа, но и всей Франции.
Вид с улицы Сите на Собор Парижской Богоматери
Как известно, его строительство началось в XII веке с использованием каменной кладки для стен и свода, а также дерева для крыши и шпиля. Для Того времени, это было — Нечто! Шпиль был заново воссоздан в XIX веке из дуба, покрытого свинцом. Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
Что касается пожара, то он случился из-за неисправности электрики в ночь с 15 на 16 апреля 2019 г. Это привело к обрушению шпиля и части крыши, а также к повреждению внутреннего убранства. К утру пожар был потушен, но его последствиям, кажется, не видно конца. Восстановление Собора вот уже почти пятый год активно идет за счет многочисленных меценатов. На это требуются миллионы и миллионы евро…
Вся территория Собора обнесена высоким забором, на котором вывешены большие стенды с фотографиями проводимых снаружи и внутри него реставрационных работ.
Обогнув закрытый забором фасад, мы вышли на улочку Клуатр Нотр Дам, на углу которой было кафе, так и манившее к себе ароматами хорошего кофе.
Выпив по чашечке кофе и прогулявшись по этой улочке, познакомились с представленными на стендах фотографиями работ, проводимых сейчас в процессе реконструкции Собора.
Ювелирная работа по восстановлению скульптур от следов пожара
Многим скульптурам, в числе которых были каменные, медные и бронзовые статуи, включая знаменитые двенадцать апостолов, стоявших на крыше, еще повезло — они были сняты в ходе реновации буквально за несколько дней до пожара.
А какие сложнейшие конструкции металлических лесов сейчас собраны внутри Собора! Как можно было это сделать, а потом еще и не блуждая, передвигаться по ним к нужной точке?!
Конструкции сборных лесов внутри собора
А сколько же труда, помимо денег, стоит восстановление уникальных скульптур и их утраченных деталей?! Как известно, плановая реконструкция Собора потихоньку шла еще с 2014 года и к моменту пожара в апреле 2019 года на шпиле собора велись ремонтные работы, стоимость которых уже тогда оценивалась в 6 миллионов евро. А сколько будет сейчас? Говорят — не одна сотня миллионов…
Реконструкция соборного органа
В целом, несмотря на бушевавший вверху пожар, своды здания в основном остались неповреждёнными. Они частично удержали на себе обломки горящих деревянных конструкций, предотвратив их падение в неф (длинный зал в котором слушают проповедь) Собора.
Пожарные прибыли на место через пятнадцать минут после вызова, но быстро остановить огонь им не удалось. Борьба с пожаром заняла 14 часов. Из близлежащих домов, стоящих близко к Собору, были эвакуированы все люди. Так что никто из жителей города и туристов не пострадал.
С тыльной стороны боковая часть здания Собора, закрытое забором, сейчас выглядит вот так.
Говорят, в городе много восточных иммигрантов, но в этом священном для многих католиков месте, они были первыми, кого мы встретили пока в Париже.
Мы на Малом мосту (Petit Pont). Остров Сите - справа. Собор - позади нас. Слева - набережная Сен Мишель (Quai Sant Mishel)
Оставив позади столь прекрасное как в историческом, так в архитектурном плане, место, дожидаемся очередного нашего Hop-on/Hop-off автобуса и направляемся дальше по нашему маршруту. У нас впереди следующими будут такие знАковые объекты как Музей Д’Орсе и Национальная Ассамблея.
Вторая часть маршрута от Собора до Эйфелевой башниг
Музей Д’Орсе
У этого прекрасного здания, в котором сейчас размещается одна из лучших коллекций картин эпохи импрессионизма, была длинная и, даже — этап кровавой истории во время революции. Во время периода с 1782 по 1788 год, этот пустынный район Парижа становится одним из любимых мест французской аристократии и начинается его активная застройка. Из известных нам актеров, которые жили на набережной Орсе, можно назвать недавно умершего экстравагантного Жан-Поля Бельмондо. — буквально вчера посмотрели фильм с его участием — «Великолепный».
В 1810 году Наполеон решает построить здесь огромное здание министерства иностранных дел, похожее на римский дворец. Во время кровавых событий 24 мая 1871 года, когда была уничтожена т.н. Парижская коммуна, здание было уничтожено огнем и оставалось в руинах почти тридцать лет — до 1898 года.
Здание Орсе. Начало ХХ века
В преддверии Всемирной выставки 1900 года, на этом месте было предложено построить железнодорожный терминал взамен старого, находившегося в пригороде Парижа. Здание построили очень быстро и вокзал был открыт 14 июля 1900 года. Он был первым вокзалом, построенным с расчетом на электричество, что позволило устроить в нем шикарный центральный холл, украшенный скульптурами и росписью в стиле, напоминающем римские бани или базилики. В здании вокзала все приковывало внимание современников: громадный неф, невероятная высота, циклопические портики и светящиеся часы. Был здесь и шикарный отель, способный вмещать до 400 человек. Через вокзал тогда проходило почти по двести поездов в день. Но, с развитием авиасообщения, рентабельность данного места пошла на спад и в 1973 году эту транспортную и отельную точки было решено закрыть.
Вокзал Орсе, начало ХХ века
Интерьер главного зала Музея Орсе
Поначалу здание хотели напрочь снести, но, признав его в 1978 году историческим памятником, решили создать в нем музей искусства XIX столетия — с новейшими экспозиционными технологиями, но с минимальным изменением архитектуры и структуры самого вокзала, его интерьеров и декора.
Как известно, во Франции, да и во всем мире, было много художественных направлений и течений. И Лувр, естественно все это вместить не мог. Итак, для искусства, охватывающего период с 1848 по 1914 год по различным течениям импрессионизма, просто было необходимым наличие отдельноого творческого пространства и таковым стал Музей Д’Орсе.
Александр Кабанель. "Рождение Венеры", 1863
Вот, навскидку несколько картин из коллекции этого музея. Выбрать, всего несколько штук, конечно, сложно — их там — немеряно! И все — шедевры знаменитых мастеров Того времени…
Франц Ксавьер Винтерхальтер - «Девочка, называемая принцессой
Шарлоттой», 1864 г.
Винсент Ван Гог - «Портрет Эжена Боша», 1888 г., 60 х 45 см
Жан Огюст Доминик Энгр - «Юпитер и Антиопа», 1851.
Эдуард Мане - «Портрет мадмуазель Хехт», 56 х 35 см
Эдуард Мане - «Мадам Мане на синей софе», 1863 г., 49×60 см
Напротив Музея Орсе на другом берегу Сены справа мы видим Лувр — его мы посетим завтра.
Национальная ассамблея
Дальше — вниз по течению реки Сена, следующим знАковым туристическим объектом является Национальная Ассамблея — нижняя палата французского парламента — эдакая Госдума или Верховная Рада в Киеве. Она заседает в т.н. Бурбонском дворце — красивейшем сооружении как снаружи, так и внутри.
Этот дворец был построен в 1722–28 годах для герцогини Луизы Франсуазы де Бурбон-Вандом по проекту итальянского архитектора Л. Джардини. Позднее, в 1756 году его приобрел Людовик XV. В революционные годы XVIII в. дворец был национализирован и стал одним из административных зданий столицы. С 1798 года его занимал созданный в годы первой республики Совет Пятисот, а с 1827 года он становится государственным.
В него можно свободно попасть в т.н. «Дни Наследия», которые проводятся ежегодно 16 и 17 сентября. В течение этих двух дней все музеи, церкви, замки, театры и другие учреждения страны бесплатно открывают свои двери для широкой публики, предлагая экскурсии с гидом или самостоятельно для знакомства с богатством французского наследия.
В течение этих двух дней посетители смогут совершить экскурсию по Бурбонскому дворцу (Palais-Bourbon), где размещается Национальное собрание, отелю Лассе (Hôtel de Lassay), где находится Президиум Национального собрания, а также по окружающим их садам.
Сегодня в его двух зданиях этого комплекса располагаются Палата депутатов и резиденция президента Ассамблеи. В XIX веке дворец подвергся значительным перестройкам, таким как создание «сахарной» крыши и перистиля из двенадцати колонн, который мы видим перед собой на верхнем фото, что полностью изменило его архитектуру.
Ну, а на реке Сена вовсю работают экскурсионные кораблики, которые забиты «до отказа» туристами. Начало сентября, +25, прекрасные пейзажи с великолепной архитектурой вокруг — одно наслаждение! Это — Париж…
Оставив позади это красивое место, направляемся к Мосту Согласия и, проехав по нему, закончим в следующей части нашего рассказа знакомством с другими основными достопримечательностями центральной части Парижа — проспектом Елисейские Поля, Триумфальной Аркой и площадью Трокадеро с ее дворцом Шайо и прекрасным видом на Париж, на переднем плане которого будет, конечно же — Эйфелева башня!