Начало:
Балкан тур. Долгая дорога в Европу
Балкан тур. Сербия. Мир Кустурицы и Шарганская восьмёрка
Итак, мы въехали в республику Босния и Герцеговина через пограничный переход Вардиште, сократим название республики — БиХ.
По левой стороне заправка, дизтоплива ещё достаточно, но лобовое стекло всё в следах насекомых, надо помыть. Заодно попробовать поменять деньги. Да, Европе действительно нужна единая валюта, пересекаешь границу и надо опять менять, а что делать с остатками неизрасходованной валюты предыдущей страны? Но здесь особых проблем нет. Зачастую, сербские динары продолжают принимать, ведь мы выехали из Республики Сербия в Сербскую республику!
Спрашиваю королеву бензоколонки — а на каком языке вы тут в своём БиХе говорите?
— Я сербка, говорю на сербском, тут все говорят на сербском, там дальше на мусульманском тоже говорят. Это она имеет в виду боснийский. Ещё к официальным языкам БиХ относится хорватский.
— А деньги у вас можно поменять?
— Да!
— Как называются? (я правда не знал)
— Марка, 1,95 марки за евро
Позже я разглядел на ценниках аббревиатуру КМ: 10 км, 20 км, 2 км. Женя сразу определил — цены в километрах! Сколько стоит бутылка воды — один километр, бутылка пива за два километра, а 10 литров дизеля обойдутся в 28 километров. Но евро принимают практически повсеместно. Обычно не заморачиваются и считают из соотношения один к двум, так что в евро платить немного дешевле, если, конечно, вам цену не подкрутили.
За 4 евро Женя купил у той же королевы местную сим карту. Разжились местными деньгами, заехали на автомойку помыть, только как понять надпись над кнопкой pranje или ispiranje, нажал первую из пистолета пошла пена, кинул ещё монетку (забыл — 50 фенингов или марка-километр) — пошла вода под давлением. Так методом проб и ошибок я понял, что pranje значит намылить, а ispiranje — смыть.
Чистые, с деньгами и при связи мы въезжаем на территорию новой страны, восемьдесят четвертой на моём счету.
Вдоль дороги вьётся проржавевшая нитка той самой шарганской восьмёрки. Видать с разделением на отдельные страны стал невозможным туристический аттракцион — проверка паспортов жд состава парализует работу границы. Хотя, в недавнем расписании был один раз в неделю рейс до Вышеграда, по непроверенной информации по воскресеньям, упоминание о нём есть на официальном сайте, но проверяйте. Машин немного, качество дороги на три с плюсом, но природа продолжает радовать — дорогу обступают небольшие горы, покрытые хвойными деревьями.
Ещё 15 — 20 минут пути, приезжаем в Вышеград. Город расположен на реке Дрина, известен своим мостом, историю которого мы скоро узнаем. Кроме моста к достопримечательностям можно отнести Арчинград или Каменград по аналогии с Дрвенградом, но об этом тоже чуть позже. Парковку нашли прямо около знаменитого моста. На стоянке нас встречает Lada Vesta Cross с белградскими номерами, приятно увидеться с землячкой!
Солнце жарит. Примерно +33. Мальчик — не хотите прокатиться на лодке по реке с осмотром города, полчаса — 6 евро с человека. Евро здесь тоже берут. На воде посвежее, у лодки тент есть — поехали!
Отходим вперёд-вверх по течению, разворачиваемся, чтобы с выгодного ракурса оценить архитектурные достоинства Каменного моста.
«Взорам его открывался мост, незыблемый в своем вечном величии; в пролетах его белых арок сияла блестящая, зеленая и неспокойная поверхность Дрины, в обрамлении белого камня искрясь под солнцем переливчатым монисто». (Иво Андрич, «Мост на Дрине»)
Мост — не просто мост. Постараюсь максимально сжато изложить то, что удалось прочитать в разных источниках.
Река Дрина считается границей между христианским и мусульманским миром, Востоком и Западом. Через Вышеград проходила дорога, связывающая Боснию со Стамбулом, на реке в этом месте была паромная переправа, но бурная и непредсказуемая Дрина превращала это предприятие в весьма рискованное. Великий визирь Османской империи Мехмед Паша Соколич, местный, сербского происхождения (Байо Ненадич по рождению из деревни Соколичи), решил построить мост. Строили с 1571 по 1577 год. Построили. В честь него и назвали. Построен из туфа, который добывали в пяти километрах (конвертируемых марках? — шутка!), здесь камень называют седра. Считается шедевром Османской архитектуры, длина 180 метров, 11 арок. Был частично разрушен во время Первой и Второй мировой войны, полностью восстановлен, последняя реконструкция была в 2013 — 16 годах, у Боснийского правительства денег не нашлось, финансировала Турция.
Югославский писатель Иво Андрич описал сооружение в своём всемирно известном романе «Мост на Дрине», за который получил Нобелевскую премию по литературе, единственный из всех югославских писателей, чем добавил известности мосту, да и сам прославился. Почему пишу югославский, такой страны больше не существует? Это феномен бывшей Югославии, можно провести некую параллель с Советским Союзом. Люди моего поколения помнят, что вначале 80-х появился лозунг-утверждение: мы — великая нация — советский народ! То есть мы не русские, грузины, казахи — мы — советские! Аналогично в Югославии. Мы не сербы, не хорваты, не боснийцы — мы — югославы! Именно таким был Иво Андрич (согласно Википедии). Есть легенда о строительстве моста, кому интересно — почитайте здесь, заодно множество замечательных выдержек из произведения Иво Андрича.
Вернёмся к экскурсии. Мост, безусловно, красив. Светлый камень тёплого оттенка отлично смотрится на фоне зелёного, даже бирюзового цвета реки, и зелёных гор, являющихся замечательной декорацией для небольшого городка на реке.
Прошли под аркой, пересекли снизу мост, всё точно задокументировано в нашем фильме. Кроме моста в городе есть город в городе под названием Арчинград, православный храм, отлично расположенный на мысе в месте слияния Дрины и реки Рзав, тоже дело рук Кустурицы. Это по правую руку, а по левую — симпатичные дома, обращённые к реке и лозунги во всю каменную стену «Когда армия вернётся в Косово» (здесь вопрос или утверждение — неясно, скорее утверждение).
Рассказ будет неполным, если не упомянуть о политических реалиях, которые мы уже можем наблюдать на нашем пути. Пора сказать несколько слов о политическом устройстве страны, в которой мы сейчас находимся.
Федеративная республика Босния и Герцеговина в своём нынешнем виде появилась благодаря Дейтонским соглашениям в 1995 году. Состоит, собственно, из Федерации Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко. Площадь федерации составляет 51% территории страны, Республики Сербской — 48%, округ — 1%.
Боснийское государство возникло в X — XI веках. В XV веке было завоевано турками: под властью Османской империи находилось более четырехсот лет, большинство населения было обращено в ислам. В конце XIX века отошло к Австро-Венгерской империи, с начала XX века относилась к Югославии в той или иной форме. В 1990-х вместе с развалом Социалистической Федеративной Республики Югославии на местную землю пришла братоубийственная война, которая называлась Боснийской. Сербы, хорваты, боснийцы, веками проживающие вместе, сошлись в кровавой битве. Не обошлось без вмешательства США и Западной Европы. По результатам той войны появилось вот такое странное образование: то ли государство, то ли Конфедерация. По всей Республике Сербской висят красно-сине-белые флаги, только без герба Сербии, как будто мы находимся на территории другого государства, официального флага БиХ не видно совсем. Флаг БиХ сильно похож на флаг ЕС и немного на украинский, тёмно-синий фон вместо голубого заимствован из флага ООН, белые звёзды символизируют Европу. Жёлтый равнобедренный треугольник символизирует три основные группы населения страны (босняков, хорватов и сербов) и очертания страны на карте. Босняки, я зову местных боснийцы: а то босняки очень похожи на босяки. Но боснийцы, это люди, живущие в Боснии, а босняки — это боснийские мусульмане. Сами коренные жители Боснии, исповедующие ислам предпочитают называть себя босняками. Ну, да и ладно.
Экскурсия по воде закончилась, отправились под палящим солнцем прогуляться по набережной.
Магнитики и кружки с портретом Путина, да, мы уже видели их в Сербии, но тут мы на территории другой страны, которая подала заявку на вступление в НАТО, формально поддерживает санкции против нашего государства? А как вам магнитик с логотипом Z из Георгиевской ленты? Или это всё-таки другое государство?
Арчинград. Город в городе: построенный при активном участии Кустурицы, по аналогии с Дрвенградом также называют Каменградом. Тожественно открыт 28 июня в честь 100-летия со дня убийства Австрийского экс-герцога Гаврилой Принципом. Центральная улица названа Млада Босна, по названию молодёжного движения, в котором участвовал Гаврила Принцип.
Небольшой квартал с магазинами, офисами, кафе и ресторанами. Конечно кинотеатр, это же Кустурица строил! Кинотеатр носит название Dolly Bell, работает в формате multiplex, по обе стороны от входа два художественных панно, на одном среди прочих изображен Гаврила Принцип, а на другом Кустурица в компании с президентом Республики Сербской Додиком и великим теннисистом Джоковичем тянут на себя канат, скорее всего стараясь удержать Республику Сербскую около Сербской республики.
Муниципалитет Вышеграда тоже сюда переехал, а перед ним памятник Иво Андричу, которому город обязан мировой известностью.
Ещё есть театр, пивная Швейка и ресторан «Злата Маруна», копия того, что есть в Белграде и где любили собираться участники движения Млада Босна. Удивительно, но из других рассказов на Туристере об Арчинграде я узнал, что сербы до сих пор считают Гаврилу Принципа скорее национальным героем, а не террористом.
Кроме прочего в Арчинграде есть большой и красивый православный храм в византийском стиле, который мы видели во время водной прогулки, храм Святого князя Лазаря и Косовских мучеников.
С архитектурной точки зрения церковь представляет собой уменьшенную и адаптированную к местным условиям копию храма Вознесения Господня монастыря Высокие Дечаны — главного православного сербского монастыря на территории Косово.
Есть свой гуманитарный институт, в котором преподают общественные науки, искусство и литературу за бюджетные деньги. Это была идея Кустурицы — наполнить город жизнью молодых дарований. Вот так выглядит студенческое общежитие.
Катя привела нас пообедать в тот самый ресторан Злата Маруна, стены которого расписаны разными сюжетами. Мы присели поближе к Эмиру Кустурице, который стоит, прислонившись к стене и прислушивается к разговору двух мужчин, одного из которых я совсем не знаю, а другого знают все.
Супчик рыбный зашёл, как и зашёл рыбный салат. Ещё у Кати картофельное пюре прихватил — вкусное!
Возвращаемся на стоянку, тот самый мальчишка предлагает — поедем на кораблике до Стари Брод: туда-обратно два часа. Посовещались и решили не ехать, впереди ещё два часа езды до Сараево, надо найти гостиницу, поужинать, а так приедем слишком поздно. Неправильное решение. Надо было ехать, точнее плыть. Ехать на машине туда — идея глупая, по реке 10 — 12 километров: по дороге в пять раз дальше, и путь занимает 1 час 43 минуты согласно данным Google. А по реке плыть само удовольствие — вода бирюзовая, берега красивые. И памятник достойный.
В марте 1942 года здесь случилась страшная трагедия, пособники фашистов, хорватские усташи уничтожили 6000 сербов, в основном женщин и детей. Колонна мирных жителей пыталась пробраться на сербский берег по тому самому мосту, но путь им преградил отряд итальянских фашистов. Несмотря на мольбы, они не пропустили мирных людей, и тогда беженцы развернулись и пошли на Стари Брод, где их ждала страшная смерть. Жестокость усташей и бывших мусульманских соседей была бессмысленной — они соревновались на скорость убийства, подбрасывали детей в воздух и накалывали их на штык, а потом сбрасывали в Дрину. Вода была красной от крови. Девушки, чтобы не допустить надругательства и неизбежной смерти, брались за руки и бросались в холодные воды реки, чтобы погибнуть. Некоторых спасли сербские отряды и немецкие войска. Удивительно, но немцы проявили милосердие, тогда как вчерашние соседи проявили максимальную жестокость. Вот такая история про живущих здесь людей. Следом будут и другие и под другим углом.
Памятник трогает даже на картинке, торчащие из воды руки, люди по колено в воде, дети с мольбой о помощи, сильное зрелище! Надо было ехать!
Едем в Сараево. Удивительно живописная дорога. Горы в зелени, иногда выступают скалистые уступы, бирюзовая река. И тоннели, тоннели, тоннели! Иногда короткие, иногда длинные. Некоторые без освещения выглядят сумрачно и зловеще.
То, что я видел в Белграде — домики на понтоне, микродача у берега на воде, на Дрине есть похожие, только здесь высокий берег, с которого туда никак не попадёшь, только с воды. Отличное место для отдыха, здесь можно было бы остановиться на пару дней в жаркую погоду.
А мы двигаемся дальше, уходим в сторону от Дрины, продолжаем путь по живописному ущелью, наконец, поднимаемся, нам открывается вид на долину, ещё вперёд, спускаемся вниз на более прямолинейную дорогу. Здесь много хвойных деревьев на склонах и их, похоже активно заготавливают, судя по частым лесопилкам.
Вот и Сараево. Поворот на Козий мост я не нашёл, меня опять обманул Гугл? Карта показывает поворот налево под острым углом: но двойная разделительная не позволяет это сделать. Зато как-то сразу попали в центр города и поехали в торговый центр ARIA. Первая цель — туалет, вторая — обмен валюты (мало на границе поменял), третья — докупить СИМ карты остальным, это недорого, 5 евро, которых нам должно хватить на интернет-связь за время посещения страны. В супермаркете Konzum Saraika (сарайка — как это мило!) при ТЦ не продают алкоголь! Убедиться в том, что и мясо халяль я не успел, мне кажется, что свинина в продаваемых сосисках присутствует. Вокруг достаточно много женщин в акабах с покрытой головой, мы находимся в центре Европы в стране, где исповедуется ислам и соблюдаются некоторые исламские законы.
Едем в гостиницу, выезжаем на набережную, встаём на светофоре, из соседней машины пытается вырваться девушка. Водитель силой возвращает на место. Раз, два, три. Женщина кричит: помогите! Я в шоке, тут загорается зелёный сигнал светофора, все трогаются. На ходу открывается дверь, машина резко виляет перед нами. Ох! Это Голливуд что ли? На какое-то время маневры прекращаются, а на следующем перекрёстке машина опять оказывается около нас, но всё тихо-мирно, никто не пытается бежать. И к чему весь этот спектакль?
У нас забронирован отличный отель Colors Inn. Расположен на улице Кошева, буквально в трёхстах метрах от торгового центра, который мы только что посетили.
Отель небольшой, чистый с хорошим дизайном. В интерьере на стенах использованы фото Сараево и яркие цвета, в номерах современная удобная мебель, все необходимое, включая чайник, минибар, халат, туалетно-косметические принадлежности. В туалетной комнате унитаз не золотой, а покрытый зеркальным хромом!
При отеле есть автостоянка во внутреннем дворе, откуда сразу можно попасть в здание, не выходя на улицу и чемоданы заносить удобно. В поиске отелей по маршруту мы в список опций обязательно добавляли наличие парковки, путешествуем на машине, иные варианты неприемлемы. При выходе на улицу из отеля в соседней двери шаверма, бургеры, так что поесть можно в любой момент, а буквально в ста метрах такой же супермаркет Konzum, но уже с алкоголем.
Идти есть не хочется, тем более в чемодане до сих пор возим салями из Италии, а за напитками сгоняли в магазин.
Завтра весь день посвятим знакомству с Сараево, будет интересно, не переключайтесь!
Продолжение:
Балкан тур. БиХ. Сараево