Начало:
Балкан тур. Долгая дорога в Европу
Наше путешествие по Балканам начинается в Белградском аэропорту. Не ожидал, но на паспортном контроле большая неорганизованная очередь, полчаса точно потеряли. Багаж получили без проблем, уже успели выгрузить пока мы стояли в очереди на пограничном контроле. Здесь, около ленты выдачи багажа в киоске купили три сим карты, две недели, по 30 Гб за 6 евро, связью и актуальной навигацией обеспечены.
Найти прокат автомобилей непросто, один указатель на аэропорт, надо выйти из здания, пройти мимо стоянок, потом форсировать оживлённую дорогу без пешеходного перехода, по земле с чемоданами добраться до киоска прокатной компании, тротуара нет.
Я выбрал местную компанию Carwiz, главным критерием был объём багажника, нас четверо взрослых, в пути более трёх недель, так что четыре полноразмерных чемодана, три маленьких с фото- и оргтехникой, плюс сумки разные, впихивать часть на заднее сидение между пассажирами и так провести две недели — то ещё удовольствие! Но случилось чудо, места в багажнике хватило на всё! Мой выбор пал на Skoda Kodiaq и, похоже, это был единственный правильный выбор. Проходя по стоянке арендных машин, я не увидел ни одной сопоставимой по размерам багажника с Kodiaq. Имейте в виду!
Оформил договор, подписал лист ознакомления с правилами дорожного движения, действующими в Сербии и наказаниями за их нарушения. Скорость в городе -50, за городом — 80, avtoput — 130, наказание за превышение — 6000 — 120000 rsd или посидеть в тюрьме, алкоголь, разрешено 0,3 промилле, наказание 5000 — 120000 или посидеть в тюрьме, проезд на желтый или красный свет, 15000 — 30000 rsd, агрессивное вождение — лишение прав на девять месяцев, тюрьма — от 30 до 60 дней. Вот интересно, какое превышение уровня алкоголя в крови влечет наказание всего в 4000 рублей(5000 rsd)?
Автомобили хранятся в гараже (так сербы называют парковку при аэропорте), у нашей компании на шестом уровне. Там никого, побегал туда-сюда — приехал парень, в мойке машину мыл. Посмотрели вместе каждый сантиметр на предмет царапин, если что — придётся отвечать.
План такой — марш-бросок примерно 240 километров, чтобы до ночи успеть на ночёвку в посёлок Мечавники на границе с Боснией и Герцеговиной, далее для простоты буду писать БиХ, в оригинале называют Херцеговина, а не Герцеговина.
Из аэропорта выехали в 18:00, немного пропетляли по второстепенным дорогам в пригородах Белграда и выскочили на автомагистраль А1, спустя семь километров свернули на А2, автомагистраль имени Милоша Великого, по ней двигаемся 130 километров на разрешённой 130 км/час или немного выше, качество покрытия хорошее, закатное солнце над абсолютно плоской землёй, через сто километров пошли невысокие горы, только нет заправок и кафе. На всем пути от аэропорта — ничего! И только на самом съезде Газпром выстроил городок счастья путешественника: АЗС, электрозаправка, кафе G drive, подкачка шин, пылесос, детская площадка, тренажёры размять мышцы в дороге — фантастика! В Сербии толерантно относятся к курильщикам, даже в кафе при заправке есть зал для курящих. А ещё есть руски сладолёд из Коровино! Да, это наше мороженое, вот так просто на сербском сладолёд, сладкий лёд и есть мороженое! Конечно съел, добавил чизбургер, капучино и просто преобразился, готов ещё к 200 километрам по темноте. Спасибо Газпрому!
Через четырнадцать километров автопут заканчивается и около городка Чачак переходит в двухполоску весьма неплохого качества. Дальше до места едем по дорогам № 23 и 28. В полной темноте понять окрестности невозможно, но чувствую — место живописное, дорога петляет вдоль реки Западная Морава, таблички придорожных ресторанов указывают на то, что вид на воду красивый.
Проезжаем город Ужице, на скалистом берегу стоит ярко подсвеченный средневековый замок, смотрится эффектно, словно парит в темноте.
Ближе к границе дорога похуже, разметки почти нет, машин поменьше, совсем мало, вокруг стало темнее и безлюднее, совсем никого. Еле заметный указатель справа — мы приехали!
Двести метров в гору, Мокру гору, конечно, ворота налево. Кюстендорф, Мечавники, Дрвенград, Мокра Гора — разные названия одного и того же места нашего ночлега на две ближайшие ночи. Гостиница расположена на склоне горы, добраться до номера можно долго считая ступеньки колесиками чемоданов. Но Станислава, сотрудница ресепшн, любезно разрешила подогнать машину на территорию, загородив выезд пожарной станции, ненадолго.
В 11 вечера деревянный город почти спит, душ, стаканчик пива, кровать — и вот оно счастье!
26.08.23. Шарганска осмица
Можно поехать в соседний Златибор, можно пройти по горной тропе, а можно ничего этого не делать. И это правильное решение. В середине дня +34, это конечно меньше, чем +38, но всё равно достаточно для плохого самочувствия от солнечных лучей. Поэтому долгий завтрак на свежем воздухе в окружении гор, собак и кошек. Их тут достаточно. Брынза, помидоры, салат из капусты, ещё салат из капусты, ещё салат из помидор, сербская закуска из перца и баклажан, айвар называется, колбаски, яйца, голодным точно не уйдёшь.
Попытка бронирования жилья по маршруту и работа с картой, по ходу продолжаем уточнять ночёвки и программу. С Катей сгоняли до ближайшего СЕЛЬПО, купили воды, пива, томатного сока и зубную пасту Сигнал из 90-х.
Когда я покупал бутылочное пиво, оно почему-то дешевле такого же объёма в алюминиевой банке, примерно 60 рублей, продавщица замялась и долго пыталась мне что-то втолковать по-сербски. С пятого раза я начал понимать, что бутылку, по-хорошему, надо вернуть. Конечно!
Бассейн с освежающей прохладной водой. Прогулка по Дрвенграду.
Кюстендорф или Дрвенград, Ме́чавник — этнодеревня, построенная режиссёром Эмиром Кустурицей для съёмок фильма «Жизнь как чудо» (2004). Расположена в Златиборском округе возле города Ужице, в двухстах километрах на юго-запад от Белграда, недалеко от горы Мечавник и границы с Боснией и Герцеговиной.
Это была мечта об идеальной деревне его детства с деревянными домами, церквушками и несуразными улочками, которая воссоздает традиционный колорит Сербии.
Похоже, в Википедии ошибка. Смотрели «Жизнь как чудо», Дрвенграда там не видно, все съёмки проходили на железной дороге поблизости, по которой мы сегодня собираемся проехать. Идея построить деревню пришла Кустурице во время съёмок фильма, а не в качестве декорации для фильма.
Идею создания Дрвенграда Кустурица описывал в июле 2004 года следующим образом: Я потерял свой город Сараево во время войны. Поэтому я захотел построить свою собственную деревню. Она носит немецкое название Küstendorf. Это место, где я буду жить, и куда некоторые люди смогут приезжать время от времени. Это он про нас.
Итак, поехали, точнее пошли. Улица Феллини, Новака Джоковича, Че Гевары, Ингвара Бергмана, Брюса Ли и Никола Тесла. Последний в Сербии, как Владимир Ильич в нашем отечестве, центральная площадь или улица обязательно носит его имя.
Вся топонимика посёлка состоит из уважаемых Кустурицей людей со всего мира, без наших не обошлось. Есть улица Андрея Тарковского и трг (площадь) Никиты Михалкова. На центральной площади колокольня, небольшая, но симпатичная церквушка Святого Саввы. Деревянная, а какая она ещё может быть в Дрвенграде? Среди прочих построек на центральной площади имени Николая Теслы имеется пару вполне приличных кафе, книжный магазин и кинотеатр Стенли Кубрика. Мы здесь про кино, помните? Кстати, вчера, когда я на ночь глядя прогуливался по абсолютно пустынной площади, подошёл к кинотеатру, оттуда доносились звуки транслируемого фильма, жизнь в кино продолжается.
Улицы мощёные деревянными шпалами, крыши крыты досками, правда новые постройки уже покрыты искусственной черепицей, но ядро посёлка сохраняет свой оригинальный вид. Да, вид вокруг изумительный, на соседние покрытые лесом горы, небольшие посёлки на склонах. Крыши здесь высокие, с крутыми боками, видимо зимой выпадает много снега.
Вниз по ступенчатой лестнице-улице к дому, на котором нарисованы портреты Юрия Гагарина, Фиделя Кастро и Диего Марадоны. Кроме всего прочего, здесь есть даже свой небольшой рынок, где я после активной дегустации слегка захмелел где-то после полудня. А вначале сопротивлялся — рано, рано! С собой поехала настойка на можжевельнике Клековача и Дуня. Дуня — это местный самогон из айвы, забирает! Среди опробованных были напитки на шелковице, малине, кизиле, дальше — не помню.
Напоследок познакомились с городской тюрьмой, где свой срок отбывает Джордж Буш-младший и Хавьер Солана, которые имели неосторожность высказаться о национальных границах Сербии, теперь вот кто-то снаружи поставил кегу с пивом, чтобы усилить страдания преступников. Куба писацу, клуб писателей с портретом Достоевского во всю стену на площади Михалкова, есть свои идеалы у великого серба на наших просторах.
Насколько интересна деревня Кустурицы? Скажу так — специально поехать из Белграда на экскурсию, три часа в одну сторону, три часа в другую, боюсь, вас может постичь разочарование. В нашем формате остановка на пути по балканским странам — самое то! Недорого, близко от другого аттракциона под названием Шарганская восьмёрка, есть возможность пожить в декорациях, придуманных великим режиссёром, а как здорово погулять по деревне поздним вечером в полном одиночестве!
Главное развлечение дня — поездка на поезде по кольцевому маршруту, называемом Шарганска Осмица.
Шарганская восьмёрка (серб. Шарганска осмица) — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Популярная туристическая достопримечательность, входит в число так называемых «Семи сербских чудес». В ходе строительства были устроены 5 мостов и 22 туннеля, а общая протяжённость маршрута составила 58 км. Сдана в эксплуатацию в 1925 году как путь из Сербии в Боснию через горный перевал, в 1974 году закрыта из-за нерентабельности. Возрождена в 2003 году как туристический объект на отрезке в 15,5 км. В 2004 году здесь снимался знаменитый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» — по сюжету кинокартины главный герой одержим мыслью о создании собственной железной дороги. Для съёмок были построены декорации, которые впоследствии стали частью этого туристического комплекса.
Рейсы есть в 10:30, 13:30 и 16:10. Я выбрал последний, на закатном солнце всё выглядит интереснее, да и солнце должно немного ослабнуть. В 15:30 выезжаем, ехать четыре минуты к станции Мокра Гора. На подходе к станции стоит старая американская машина из 50-х на ЖД колёсах, на таких перемещались герои фильма Кустурицы.
Билет стоит 1200 динар, ах да, мы еще не ориентируемся 1 евро = 114 динар при покупке, далее можно перевести в рубль, думаю лучше это делать на день прочтения материала, в момент моего посещения страны 1 евро стоил 102 рубля по курсу ЦБ, так что цены почти рублёвые, немного меньше, процентов на 10. Вокзальчик ухоженный, отреставрированный, для особо ленивых есть даже гостиница с видом на рельсы. Приехал, отужинал в станционном ресторане с ностальгией о великом кино «Вокзал для двоих», выспался и дальше в дорогу. Небольшой состав на узкоколейке из нескольких разнокалиберных вагонов, поехали.
Горы, покрытые хвойными лесами. В целом — всё. Ещё много туннелей. Откровений нет. Четыре остановки на пути. Первая на середине пути в Шаргане, там дизельный тягач перецепляют и состав едет обратно. Где восьмёрка — не знаю, но в билете зачёркнуто название Вышеград, скорее всего сейчас катают по части восьмёрки. Потом глянул на карту восьмёрка есть на маршруте вокруг горы.
Ещё три остановки на обратном пути, которые мы проезжали — Ятапе, Голубичи, где Кустурица снимал свой фильм «Жизнь как чудо», он то и оживил дорогу.
В одном месте глянули вниз на небольшой храм Бела Вода, в другом на долину, в третьем одновременно видно три тоннеля, наш и два ниже, видимо железная дорога огибает ярусами гору, постепенно спускаясь вниз. Не ждите от поездки захватывающих впечатлений, их там не будет, если только (тьфу, тьфу) поезд не пойдёт под откос, но в формате нашего сегодняшнего дня, когда перед ежедневными переездами мы решились на день релакса — вполне! А если вы с детьми — им наверняка понравится и у вас есть шанс ненадолго оторвать их от гаджетов, благодаря перестуку колёс, тоннелям, когда поезд погружается в темноту и, конечно, возможности постоять на внешней площадке, наблюдая бесконечный бег шпал и рельсов.
Отель, душ, ужин (1000 динар за шведский стол), завтра едем открывать Боснию и Герцеговину, вместе взятые, конечно.
27.08.23. Покидаем Сербию
Завтрак. Спросил официанта про айвар, в ответ с гордостью: сами делаем, а также ягодный джем и сыр, каймак в том числе. Молодцы! Вкусно! Айвар был лучшим за всю поездку. А каймак это такой всебалканский (по аналогии с всероссийским) очень мягкий сыр, сильно похожий на взбитое сливочное масло, в которое добавили немного кисломолочных продуктов, очень мне понравился намазанным на свежую мягкую булку.
Выезд со всеми сборами в 11:00.
Провожает сиреневая Нива с мигалкой, на душе сразу как-то спокойнее становится: если на страже нашей безопасности стоят такие надёжные машины, СВОИ.
По дороге через Мокру Гору завёз пустые бутылки в магазин, где вчера брал пиво, продавщица обрадовалась, что я не подвёл, оправдал доверие. В бутылке 72 динара, а в банке 90. За счёт сдаваемой тары.
До границы максимум пятнадцать минут. Сначала экосбор в Сербии — 200 динар, просто маленькая будка и человек на дороге, потом сама граница, павильон наподобие заправки, окошко, к нему небольшая очередь из шести машин. Очередь идёт очень быстро, пяти минут не прошло. Паспорта подаю, пограничник просит ещё что-то, не разбираю, прошу повторить: бумажки на машину — чётко попросил офицер. Быстро поглядев документы, спрашивает: — как вам у нас в Сербии?
— Хорошо!
— Хорошо, только денег нет — констатирует пограничник. Лаконично и по сути.
Через триста метров пост Боснийской границы, выглядит победнее. Пограничник попросил открыть заднее окно, чтобы убедиться, что пятого не провозим контрабандой. Но тоже без лишних придирок, ещё права попросил показать. Штамп в четыре паспорта, проезжайте!
В совокупности потратил на прохождение границы не более 15 минут. Мы въезжаем в страну под названием Федеративная Республика Босния и Герцеговина.
Продолжение:
Балкан тур. БиХ. Вышеград — Сараево