Начало: Мурман. Поморские рубежи. Териберка и Мурманск
Относительно Кольского залива, Мурманский берег подразделяется на восточный и западный (граничащий с Норвегией). Териберка — на востоке, а полуострова Рыбачий со Средним — на западе. Отправляемся туда.
— Дороги и направления.
Путь на Рыбачий преодолеваем на специально подготовленных внедорожниках — далеко не всякий автомобиль перенесет тамошние дороги. С нами два гида-водителя. Поначалу едем знакомой трассой «Кола» (по этой дороге мы ехали в 2019 году из норвежского Киркенеса в Мурманск). На КПП Титовка (въезд в погранзону) регистрируемся, подкрепляемся кулебяками с палтусом и треской в придорожном кафе, а водители спускают давление в колесах перед бездорожьем. Сворачиваем на север, на грунтовку.
Впереди три дня без привычной цивилизации — 200 км без заправок, автосервисов, указателей, а подчас и без дорог. Здесь встречные машины — большая редкость, а водители неизменно приветствуют друг друга. Взаимопомощь и взаимовыручка тут в большой цене.
Есть дороги со своими именами-прозвищами. Например, протяженный участок, состоящий сплошь из ям-кратеров, величается «Лунной дорогой». Но есть и короткий «Хайвей» — здесь можно разогнаться почти до 50 км/ч. Водные преграды — протоки, ручьи и лужи всевозможной глубины и ширины — неизменный атрибут маршрута. Перед горным перевалом Мустатунтури, протекает «Пьяный» ручей, а с другой стороны перевала — «Трезвый» ручей. Перед первым предки выпивали — для храбрости, а по мере приближения ко второму хмель выветривался. Не потому, что перевал длинный, а потому что трудный.
Первоначально дорогу к морю прокладывали монахи Печенгского монастыря. Потом подключились военные. Сейчас вдоль дороги появляются столбы линии электропередач — есть намерение наладить освещение и связь.
Через хребет Мустатунтури пролегает дорога, соединяющая материк с полуостровами.
В 1940 году через перевал прошел первый танк. За ним ехала знаменитая «полуторка». У печально известного авариями поворота под названием «не забудь повернуть» она сорвалась с обрыва в озеро и стала первой в истории техникой, потерпевшей крушение на перевале.
М. Г. Орешета. Осиротевшие берега. (Михаил Орешета — военный историк, краевед-поисковик)
Наши гиды — знатоки этих мест, знают все дороги, тропы, каждую лужу, практически каждый камень. Некоторые лужи преодолеваются по очень неожиданной траектории — это водители лавируют между подводными валунами и ямами, известными только им, но невидимыми для нас. Но от неприятных неожиданностей никто не застрахован. Так случилось, что во время форсирования очередной глубокой лужи, здоровенный булыжник (более полуметра длиной) каким-то образом затянуло между задним колесом и днищем. Стук, скрежет, машину затрясло. К счастью, валун все-же удалось извлечь, не прибегая к демонтажу заднего моста (хотя такой вариант тоже рассматривался) и путешествие продолжилось.
Во время езды по подводным валунам, у автомобилей нередко что-нибудь отваливается. Чаще всего, номерные знаки. На турбазе «Большое Озерко» даже имеется специальный стенд (доска почета), куда вывешиваются утерянные автомобильные номера.
Их находят обычно летом, когда лужи высыхают.
— Эхо войны.
Уже через неделю после начала Великой Отечественной войны на полуострове Среднем появились вражеские солдаты. Их ждали с моря, а они пришли по суше — в тыл советскому гарнизону.
На скале у берега реки Западная Лица сохранилось немецкие укрепления «Железный шлем».
Бои в Заполярье продолжалась более трех лет — с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года. Полуостров Рыбачий — это форпост Мурманска. Вдоль берегов Рыбачьего, по незамерзающему морю, союзнические конвои прибывали в порт Мурманска. Тут, среди безмолвных сопок и болот, ковались стойкость и героизм бойцов, не подпустивших врага к Мурманску.
Горный хребет Мустатунтури. Именно в этих местах проходила линия фронта, шли ожесточенные бои. И здесь был остановлен враг.
Алёша – памятник всем героическим защитникам Севера.
Именно в этой каменистой тундре, на берегах Среднего и Рыбачьего, родилась знаменитая песня «Прощайте, скалистые горы». Автор стихов — Николай Букин — редактор фронтовой газеты, всю войну провел на полуострове Рыбачий.
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля…
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля…
….
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.
Про Титовку и китов.
От КПП «Титовка» к перевалу дорога идет вдоль одноименной реки Титовка. Река несет свои воды в морскую губу с таким же названием. Изначально Титовка именовалась Китовкой. Из-за обилия китов. Считается, что когда-то полуострова Средний и Рыбачий были островами, и киты могли свободно проплывать между материком и островами в сторону Варангер фьорда и обратно. Со временем на месте пролива образовался перешеек, ставший естественной преградой и ловушкой на многовековом пути китов. Еще долго после образования перешейка на берега губы выбрасывались растерянные киты… Говорят, что частенько все берега были покрыты их останками.
Водопад «Прощание славянки» на реке Титовка.
Смотровая площадка «восьмерка» над рекой Титовка.
И сейчас залив между материком и полуостровами считается отличным местом для наблюдения за китами и касатками. Нам, конечно, тоже хотелось увидеть этих морских гигантов. Двигаясь вдоль берега залива, мы с надеждой вглядывались в его воды. И свершилось! Сначала на середине залива появился серый гигант — он солидно всплыл, выпустил пар и погрузился обратно. Спустя минуту у противоположного берега показалась пара китов — большой и поменьше — видимо мать с детенышем. И наконец прямо по центру залива на несколько секунд взметнулась касатка — громадный плавник, белый низ/черный верх. Самое удивительное, что все члены нашего экипажа мужского пола, включая водителей, видели это. Один даже успел сфотографировать. А женщины оказались не готовы к такому зрелищу — «видели что-то мельком, но ничего не поняли». Зато потом, уже на других берегах, они любую волну принимали за кита и рвались из машины на берег. Но киты вновь нам попались только на обратном пути — в том же самом заливе (губе) Титовка.
Бухта Озерко.
Турбаза «Бухта Большое Озерко» http://www.ozerko51.ru/ на побережье полуострова Рыбачий в одноименной бухте Мотовского залива, стала нашим пристанищем на два дня, вернее на две ночи. Мотаясь между безлюдными седыми скалами и полянами ягеля, мы даже не рассчитывали на какие-либо подобные удобства. Но турбаза оказалась достойна наших похвал — домики с дровяным отоплением и электричеством. Умывальники, душ, туалет — чистенькие, в отдельно стоящем домике. Есть здания столовой, небольшой гостиницы и бара (где вечером можно отведать свежевыловленного громадного краба). И шикарная арктическая природа.
Все-же оставалось впечатление, что нас занесло на край света, в неизведанные места.
На самом деле, северный морской путь на запад проторен уже давно. Есть документальные свидетельства о российском посольстве в Данию в XV веке, во времена Ивана III. Чтобы сократить путь, поморы перетаскивали свои лодки волоком через перешеек между материком, Средним и Рыбачьим. Отсюда и появились названия морских заливов — губа Большая и Малая Волоковая.
Во все времена тихая, защищенная гавань Озерко была удобным местом стоянки судов. В XIX веке обсуждались планы строительства в бухте порта и города, с каналом через перешеек. Хотели даже провести железную дорогу с материка к океану, где конечным пунктом рассматривался Рыбачий. Но не сложилось…
В середине XIX века финны основали на берегу бухты небольшую колонию — а тогда Финляндия входила в состав Российской Империи. Финские семьи обитали здесь вплоть до конца 1930-х годов, когда между СССР и Финляндией был ужесточен пограничный режим.
С 1957 года неподалеку от берега размещался военный поселок Большое Озерко. С пятиэтажными жилыми домами, детским садом, школой, госпиталем. В 1994 году военная часть была расформирована. Но постройки остались — сейчас в них царят разруха и запустение…
Квадрики.
На полуостровах популярны туры на квадроциклах.
Команды таких «квадриков» встречались нам по всему маршруту. Поэтому кроме природных красот у меня запечатлелась целая подборка северных пейзажей с вереницей квадроциклов на их фоне.
Большая группа «квадриков» жила на той же базе «Озерко». Трое из их команды были нашими соседями по домику, разделенному деревянной перегородкой на 2 комнаты. По вечерам, через тонкую перегородку мы слышали, как они очень восхищенно делились впечатления прошедшего дня. Очень эмоционально, живым русским языком (правда, с отступлениями от лексических нормативов). Благо, накопившаяся усталость давала себя знать, и беспокойные соседи быстро засыпали. Пожалуй, хорошая слышимость в домиках — это единственный недостаток турбазы «Большое Озерко».
К океану.
Бухта Озерко, где мы ночевали, тихая и спокойная. Она окаймлена скалистыми берегами и кажется, что мы находимся у озера, вдали от океанских просторов. Наверное, отсюда такое название — Озерко. После первой ночевки мы отправились вдоль берега Рыбачьего на северо-запад, к открытому океану. Отсюда в ясную погоду можно увидеть норвежские земли — за Варангер фьордом или Варяжским заливом. Когда-то мы там путешествовали:
Путешествия под Полуночным солнцем: по норвежской Лапландии
Путешествия под Полуночным солнцем: по норвежской Лапландии. Продолжение
От названия океана — Северный Ледовитый — веет холодом. Но климат тут мягкий, и все дело в Гольфстриме. Это теплое заморское течение опоясывает Норвегию и направляется через Рыбачий в сторону Мурманска. Именно поэтому океан в здешних краях не замерзает. И именно этим объясняется обилие трески, палтуса, сельди, а также крупных представителей морской фауны — китов, тюленей, касаток — в местных водах.
Что такое литораль?
Первая запланированная остановка — Кийская литораль. Рядом находятся Кийские острова. По-саамски, Кий — это «след оленя». А литораль — морской берег, который в прилив затопляется водой, а в отлив, соответственно, освобождается.
Вдали видны шатры глэмпинга. Этот новый вариант кемпинга становится все более популярным.
Кийская литораль — песчаная. После отлива на песке остаются затейливые узоры, водоросли и ракушки.
Мы подъехали как раз в отлив и увидели все эти автографы, оставленные водой и морской живностью.
Хотелось искупаться, но лишь побродили по литорали и «омыли» ноги в холодной воде Ледовитого океана.
Вайда губа и два мыса
На полуострове Рыбачий находится самая северная точка европейской России. Это мыс Немецкий. Между мысом Немецкий и мысом Кекурский располагается Вайда губа.
«Вайда» по-фински означает «менять». Издавна в этих краях поморы активно торговали/обменивались с иноземцами. Бывало, что в бухте становилось тесно от судов.
Название Немецкий объясняется просто. Любого иностранца в старину у нас называли немец, т. е. немой — все из-за того, что они по-русски не разговаривали, а между собой общались на каком-то непонятном языке. По этому поводу вспоминается стенд в поморском музее норвежского городка Вардё — а это 50 км от мыса Немецкий. Чтобы как-то понять друг друга русские и норвежские поморы изобрели для общения смешанный язык — «руссенорск». Вот типичный диалог: Норвежец: Драсви, гаммель гу вен по моя. Твоя фиск купум? (Здравствуй, мой старый добрый друг. Ты покупаешь рыбу?) Русский: Да. (Да) Норвежец: Kак прис? (По какой цене?) Русский: Эн вога мукка, со ту вога треска. (За вог муки два вога трески.) Норвежец: Эта мала. (Это слишком мало) Русский: Шлик шлаг, эн о ен хальв вога треска, со эн вога мукка. (Такого рода. Один с половиной вог трески на один вог муки) Норвежец: Эта грот дюр. (Это еще слишком дорого.) Русский: Но давай по кают ситте нед со докка лите чай дринком. Икке скаде. (Спускайся же в каюту и попей чаю. Это не повредит.)
Сейчас на мысе Немецкий есть два маяка — старый и новый.
А еще есть колодец, которому уже 300 лет — одно из свидетельств былой обитаемости этого края земли.
Одно из красивейших мест Рыбачьего — мыс Кекурский. Есть две версии происхождения этого названия (кому какая нравится). Первая — романтическая. Случилось это во времена Екатерины Второй. Жил некий граф Кекурский, который из-за разлуки с любимой поднялся на скалу и бросился вниз. С тех самых пор этот скалистый мыс именуется Кекурский. Другая версия — более прозаическая. Кекур — высокая конусообразная скала на берегу, по виду напоминающая копну — или по-фински «кеко».
На мысе у нас был запланирован обед. И пока наши гиды кашеварили, мы успели детально осмотреть окрестности.
Самый эффектный вид открывается сверху. Надо только взобраться на скалу.
Причудливые скалы-кекуры, словно древние костистые ящеры, окаменев, застыли на берегу океана.
А вокруг разноцветье осенней тундры и синева бескрайнего океана.
Сами скалы очень необычные. Горные породы здесь располагаются под всевозможными углами — и вертикально, и горизонтально, и наискосок, и волнообразно. Слои разноцветные, разной толщины, разной текстуры. А самое главное — все выглядит сурово и безумно красиво.
Самый северный водопад.
Губа Скорбеевская — самая дальняя точка на нашем маршруте.
Ее берег не похож на предыдущие песчаные и скалистые места. Скорбеевский берег — это залежи морской гальки и небольших валунов, отшлифованных чередой океанских приливов и отливов.
В XVI веке купец Скарвиев основал здесь становище и занимался рыболовецким промыслом и переработкой. С тех пор, название Скорбеевская (Скорбеевский, Скорбеевка) носит и губа, и примыкающий мыс, и река, впадающая в море.
Река Скорбеевка недалеко от своего устья перекатывается через скалистый уступ и образует небольшой, но шумный, водопад, который считается самым северным водопадом европейской части России.
Неподалеку от него расположена еще одна заброшенная воинская часть.
Укко и Акка.
На следующее утро расстаемся с Рыбачьим и переезжаем на Средний.
На западной оконечности полуострова, там, где в океан вдается мыс Земляной, стоят два каменных великана — Два Брата. Говорят, что этим скалам-останцам около 600 миллионов лет. Но выглядят помоложе.
По одной из легенд братья Укко и Акка были колдунами и натворили столько зла на земле, что в итоге поплатились за свое коварство и окаменели.
Чуть в стороне от Братьев есть еще одна природная диковинка — берег рыжих камней. Рыжие они оттого, что в их составе присутствует окись железа. Сами местные камни — песчаник. Он очень податлив и поэтому время, вода, ветер и солнце создают из глыб песчаника причудливые фигуры самого фантастического обличья.
К полуострову Средний примыкает еще один маленький полуостров — Ялта. Здесь более мягкий микроклимат. Говорят, что весной на Ялте все распускается раньше, а осенью сохраняется дольше, чем в других местах Среднего.
Дорога к скалам Два Брата пролегает вдоль Большой Волоковой губы.
По этой дороге возвращаемся в Мурманск. Стараемся еще раз запечатлеть в памяти виды северных берегов — водную гладь Океана, красно-рыжие заросли осеннего иван-чая, белые ковры ягеля, слоистые скалы, горные ручьи…
На обратном пути у придорожных кустов встретилась лиса. Она спокойно стояла — словно ждала чего-то. Как потом выяснилось, это лис Митрич — местная знаменитость. Очень красивый, с гладкой яркой шерсткой и выразительным взглядом. Его подкармливают туристы, а он в ответ профессионально позирует для фото. Эти фотографии уже разлетелись по Интернету.
Отправляясь в очередное путешествие, мы с пристрастием изучаем прогноз погоды. Яркость закатов и рассветов, впечатления от прогулок, эмоции от новых мест… — как много зависит от небесной канцелярии. На Северных морях погода особенно непредсказуема. Предварительный метеопрогноз на период поездки совсем не обнадеживал — ожидалась пасмурная сырая погода. Поначалу так и было. В первый день в дороге зарядил дождь, и ничто не предвещало его окончания. И на турбазе ночь прошла под неумолкающий шум то ливня, то мороси. Но как только забрезжил рассвет, дождь стих. На небе засияла радуга.
Стало гораздо веселее — в просветах туч появлялось голубое небо, выглядывало солнце. И, хотя время от времени накрапывало — иногда даже приходилось одевать дождевики — но, в целом, погода наладилась.
Но главное нас ожидало поздним вечером — Северное Сияние!
К сожалению, я не могу выставить свои фото Северного Сияния. Надеюсь, мои попутчики не будут против, если я размещу здесь их снимки — мы это видели!
В этой связи, есть интересный нюанс: в тот вечер сияние было неярким и обрывки облаков его частично вуалировали — невооруженный взгляд плохо различает сияние от освещенных облаков. Однако, когда наводишь смартфон или фотоаппарат на нужный участок ночного неба, то облака на дисплее остаются такими же тусклыми, а сияние резко прибавляет в красочности и яркости.
И заключительный сюрприз. Возвращались мы вдоль губы Титовка в сторону одноименного поселка — уже на пути в Мурманск. Я сидела у правого борта машины, откуда залив не виден. Но по словам моего мужа, подтвержденных водителем нашей машины, произошло следующее. В заливе, вдоль ближнего к нам берега, двигалась касатка. Двигалась как-то рывками, а потом резко свернула к берегу. И перед её мордой большой участок воды буквально вскипел, и из него стали выпрыгивать крупные рыбы. Вероятно, касатка загнала к берегу какой-то аппетитный косяк. В конце концов, касатка вылетела на мель, неуклюже заизвивалась, и не сразу сумела вернуться на глубину. Длился этот эпизод буквально минуту (касатка очень скоростной хищник), поэтому запечатлеть неожиданное событие никто не успел. Таким вот было прощание нашей экспедиции с Титовкой.