«Чем дальше я уезжаю, тем больше приближаюсь к себе…" Эндрю Маккарти
В июне месяце прошлого года мы совершили двенадцатидневный автопробег по маршруту Москва — Старая Русса — Новгород — Ораниенбаум — Кронштадт — Выборг — Репино — Петербург — Торжок — Москва. Разрабатывая маршрут, сомневались, стоит ли останавливаться в Старой Руссе, ведь и до Новгорода от нее уже не так далеко, около 100 км.
На сайте про город писали немного, в основном как об одном из объектов комплексных экскурсий, включающих посещение Новгорода и Валдая. А в паре материалов авторы сильно сконцентрировались на городской разрухе, неухоженности и замусоренности… не слишком аппетитный образ какой-то вырисовывался. Правда, расказывали они о зимних посещениях города, что оставляло надежду на удачную маскировку июньской цветущей зеленью городских ран и язв.
Да и что мы — разрухи не видели, что ли, частенько путешествуя по родной провинции? Название города звучало так поэтично-маняще, вызывая у меня ассоциации с другим городом — Тарусой… Эти городские имена созвучны присутствием в них напоминания о многострадальном народе нашем, издавна обжившим эти древние земли. И еще город заманивал переплетением своей истории с жизнью русского гения — Федора Михайловича Достоевского, память о нем и его творчестве сохраняется в двух местных музеях.
Памятник создан скульптором Вячеславом Клыковым. Открытие монумента было приурочено к 180-летию со дня рождения Достоевского в 2001 году.
Кстати, на нашем сайте из всех достопримечательностей города вообще упоминается только один музей — Усадьба средневекового рушанина, у которого мы лицезрели лишь фасад, так как добрались до него после закрытия… После недолгих раздумий Старая Русса заняла гордое первое место в нашем плане путешествия.
Скажу сразу — то ли удачная сезонная маскировка летней флорой сыграла свою роль, то ли мы очень удачно кружили по городу, минуя главные очаги разрухи, но впечатления остались вполне позитивные, во всяком случае от центральной части города. При этом мы обошли практически все главные городские достопримечательности, которые могут заинтересовать культурного туриста (не путать с Игорем Cult-tourist, хотя он тоже очень культурный)) https://cult-tourist.tourister.ru/visited)
Собор Воскресения Христова.
Добравшись до отеля-на-одну-ночь под названием «Авиатор», который явно не относится к достопримечательностям города, мы припарковали верный автомобиль по кличке «Рыжий», оставили вещи и зашагали в сторону городских музеев. Два музея, связанных с жизнью и творчеством писателя — Дом-музей Ф. М. Достоевского и музей романа «Братья Карамазовы» находятся недалеко друг от друга на берегу реки Порусья, а точнее вырытого в незапамятные времена в целях спрямления русла реки дополнительного канала, ныне называемого Перерытицей. Причем, времена такие незапамятные, что историки не знают, когда рытье происходило))
Собор Воскресения Христова.
Право слово, такие поэтичные названия как ПорусьЯ (именно с Я на конце) и Полисть своей древней мелодичностью прямо-таки будят в подсознании какую-то забытую связь с предками, уходящую в глубину веков… А забавное название Перерытица, похоже, произошло от слова «перерыли». Набережная, где находятся музеи, вымощена булыжниками и тоже носит имя писателя. Вдоль берега живописно растут громадные старые ивы, реже дубы, некоторые деревья величиной своих стволов наводят на мысль, что могут помнить Достоевского.
Деревянный зеленый дом пережил революции и войны и сохранился до наших дней, в 1969 году в нем была открыта экспозиция, ставшая основой музея. А Мемориальный Дом-музей Ф. М. Достоевского был открыт 4 мая 1981 года. На втором этаже дома, в шести комнатах, где жила семья писателя, восстановлен интерьер. В экспозиции использованы подлинные вещи писателя и членов его семьи, мебель его эпохи, прижизненные издания произведений Достоевского. На первом этаже дома располагаются служебные помещения, организуются выставки, устраиваются литературные и музыкальные вечера.
Музейные сотрудники весьма креативны — во время нашего посещения на улице висела афиша о поведении в музее театрализованной гастрономической программы «Чаепитие у Достоевских».
Передняя. Утверждают, что на столике подлинные цилиндр и перчатки писателя.
Жизнь гениального писателя была богата страстями и событиями. После участия в «кружке петрашевцев» он в 1849 году был приговерен к смертной казни, в последний момент замененной четырехлетней каторгой с последующей службой в армии в чине рядового. После помилования в 1857 году и возвращения права дворянства он еще много лет считался неблагонадежным, за которым осуществлялся тайный надзор полиции.
Передняя. В передней Достоевские встречали своих гостей. Она обставлена типичной мебелью второй половины 19 века, так жили дворянские семьи среднего достатка.
Эти пережитые события изменили мировоззрение Федора Михайловича, он стал глубоко религиозным человеком. Что не помешало ему впоследствии отдаться другим страстям — жизни азартного игрока. Разорительная игра в рулетку в европейских казино много лет приносила крупные проигрыши и безденежье. Хотя, кто знает, может это одновременно и стимулировало его к творчеству, ведь именно им он зарабатывал на жизнь…))
Гостиная. В углу фисгармония (1870-е гг.) фирмы Hinkel (Германия). Инструмент подлинный из старорусского дома Достоевских.
В своем первом браке писатель, к сожалению, не был счастлив, через семь лет овдовел. Но к моменту появления в Старой Руссе жизнь его счастливо изменилась — он женился на своей стенографистке А. Г. Сниткиной. Жена была моложе на 25 лет, но стала писателю надежным другом и помощником.
Она помогла мужу избавиться от пагубной азартной страсти, от долгов, окружила его любовью, родила Федору Михайловичу четырех детей. Хочется думать, что последние 14 лет своей жизни Достоевский прожил по-человечески счастливо в кругу семьи. В эти годы писатель создал свои знаменитые романы «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В этот период жизни Старая Русса стала для него местом уединения от суеты крупных городов, физического и нравственного покоя.
Кабинет. В кабинете два рабочих места - стол писателя и шкаф-бюро, за которым Анна Григорьевна стенографировала под диктовку написанное мужем.
Сначала, ради здоровья детей, в летнее время семья снимала жилье в городе, а 1876 году Достоевский купил дом на берегу Перерытицы. Впервые у писателя, всю жизнь кочевавшего по квартирам и не имевшего никакой собственности, появилось свое жилье.
Кабинет. Стол Федора Михайловича Достоевского. Он обычно работал с 9 вечера до 5 утра.
Жена Анна Григорьевна впоследствии вспоминала: «Дача была не городской дом, а скорее представляла собой помещичью усадьбу… Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду… Мужу нравился и наш тенистый сад и большой мощеный двор, по которому он совершал… прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи… Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось».
Столовая. В столовой проходили семейные трапезы, к которым присоединялись гости. На столе подлинные приборы, которыми пользовались в семье Достоевских.
В Старой Руссе Достоевский много и плодотворно работал. Провинциальный городок Скотопригоньевск, в котором происходит действие романа «Братья Карамазовы», во многом напоминает Старую Руссу, некоторые персонажи узнавались в его жителях.
Комната Анны Григорьевны. В углу миниатюрный столик, еще одно рабочее место жены писателя. Она была помощницей и при жизни писателя и после смерти - написала Воспоминания, 7 раз переиздавала собрание сочинений.
Для Достоевского Россия была не столичной, а в первую очередь провинциальной, уездной, похожей на Старую Руссу. Это город навсегда стал ассоциироваться с героями великого романа, туристы теперь могут посетить музей романа «Братья Карамазовы» и отыскать на другом берегу Перерытицы домик Грушеньки.
Детская. Детский уголок с деревянной лошадкой. Сын писателя Федор впоследствии стал известным коннозаводчиком ))
После осмотра Дома-музея Ф. М. Достоевского путь лежал дальше по набережной. На другом берегу Перерытицы виден великолепный собор Воскресения Христова, пожалуй, самое красивое здание в городе и его доминанта. Грех не полюбоваться им с разных ракурсов и зафиксировать себя, любимого, на его фоне. Для этих целей сооружена специальная площадка.
Собор Воскресения Христова.
История собора долгая и сложная. В своем первоначальном виде он был построен в 1692–1696 годах и пережил впоследствии несколько капитальных перестроек, сильно изменивших его внешний вид. В 1797–1801 годах была возведена четырёхъярусная колокольня. В 1833 году с соизволения императора Николая I по проекту архитектора В. П. Стасова, поклонника русского ампира, была произведена еще одна капитальная перестройка храма. Воскресенский собор в разные годы посещали многие российские самодержцы, включая Пётра Первого и Екатерину Великую.
Собор Воскресения Христова.
После революции собору пришлось пережить множество событий, не имеющих никакого отношения к его изначальной роли. Одно время в его стенах размещался краеведческий музей города. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска превратили собор в конюшню. После войны в соборе поочередно располагались клуб, кинематограф и различные склады и только с октября 1992 года он вновь стал действующим храмом.
На набережной расположены скамейки с интересными табличками, например, «Скамья писательская», на которую хочется присесть, ощутив свою принадлежность к писательской братии. А что, а вдруг?))
Через дорогу на жилом доме обнаружились граффити с ликом героинь романа «Братья Карамазовы» — Грушеньки (Аграфены Александровны Светловой) и Катерины Ивановны Верховцевой. Я для себя идентифицировал кто есть кто, читатели могут сделать это самостоятельно. Может быть правильно называть изображения не граффити, а муралы, но это не точно. Я так и не разобрался, хотя тему погуглил.
А еще мы неожиданно наткнулись на Кота Ученого. Да-да — на того, который ходит вокруг дуба «по цепи кругом…». Дерево было не дубом, а ивой, поэтому по поводу идентификации Кота Ученого возникли некоторые сомнения, но других вариантов в голову не пришло))
Далее мы посетили музей романа «Братья Карамазовы», расположенный в старинном двухэтажном особняке постройки первой трети 19 века, за которым закрепилось название «дом Беклемишевского» по имени купца, одного из владельцев дома. Музей открылся относительно недавно — в 2018 году, после капитального ремонта здания. До этого в помещении находился научно-культурный центр Дома-музея Ф. М. Достоевского, чьи сотрудники разрабатывали концепцию нового музея. Экспозиция посвящена не только героям романа «Братья Карамазовы», но и жизни провинциального городка второй половины 19 века. Лично мне в музее не очень понравились манекены с весьма схематично-условными лицами, изображающие героев романа. Но что поделаешь — такова концепция))
Музей романа Братья Карамазовы (дом Беклемишевского).
В музее есть материалы, связанные с пребыванием Достоевского в Старой Руссе, но в основном экспозиция посвящена героям и сюжету романа «Братья Карамазовы». В музее шесть помещений, в которых оформлены — кабинет Достоевского, кабинет Фёдора Павловича Карамазова, келья старца Зосимы, комната Екатерины Ивановны Верховцевой, а также трактир и детская. В экспозиции представлена мебель, утварь, обстановка, одежда, документы и фотографии.
В условном кабинете писателя представлены материалы, рассказывающие о старорусском периоде в его биографии — первое отдельное прижизненное издание романа, копии рукописей и писем того периода, газеты, портреты городских жителей. На стене висит карта «В городе «Братьев Карамазовых» с указаниями мест, где любил совершать прогулки Федор Михайлович, и маршруты героев романа.
Реконструкция кабинета Ф.М. Достоевского.
В следующем зале музея воспроизведен интерьер гостиной Федора Павловича Карамазова. Помимо мебели и предметов быта в гостиной располагаются пять скульптур членов семейства Карамазовых.
Сознаюсь, что в молодости произведения классика воспринимались мной без восторга: казалось, что написаны они слишком сложным языком и читаются как-то тяжеловато. Потом, во время активной профессиональной деятельности, до чтения классиков руки не особо доходили. Но несколько лет назад я пристрастился слушать аудиокниги.
Гостиная Катерины Ивановны Верховцевой.
Понятно, что это совсем не чтение — не хватает, если можно так выразиться, зрительного и тактильного контакта с книгой, звуков шелеста переворачиваемых страниц и книжного запаха, совершенно разного у книг в зависимости от их возраста… Зато, если текст читает хороший актер, получается подобие радиоспектакля, которые любил слушать в детстве, пропуская школу во время болезни. А самое главное — прослушивание книг удобно совмещать с длительной прогулкой, полтора-два часа пролетает незаметно. Таким образом я «прочел-прослушал» много произведений Достоевского с огромным удовольствием, а с некоторыми, например, романом «Игрок», познакомился впервые. Мне кажется, что серьезную литературу гораздо легче понять и полюбить людям с определенным жизненным опытом.
Сюжет «Братьев Карамазовых» был свеж в памяти, поэтому интерьер детской комнаты героя романа — умирающего мальчика Коли Красоткина, зацепил за душу. На столике стояла его единственная любимая игрушка — миниатюрная пушка, в романе ее называли только уменьшительно-ласкательно — пушечкой…
Детская (комната Коли Красоткина).
Создатели музея предприняли попытку показать образы и характеры главных героев произведения и в то же время воссоздать атмосферу эпохи. Хотя встречал мнение некоторых посетителей музея, что им не хватило привязки экспозиции к сюжету романа, они называли его в отзывах «музеем быта».
Мой лайфхак будущим посетителям двух старорусских музеев, посвященных жизни и творчеству Достоевского — при возможности возьмите гида, народ хвалит музейные экскурсии. У нас на экскурсии банально не хватило времени…
После посещения музея романа «Братья Карамазовы» мы отправились вдоль набережной Достоевского через Георгиевский и Тихвинский скверы в сторону центра, где находится Соборная площадь.
Старая Русса является одним из древнейших городов России, который своей историей и былой значимостью может поспорить со многими другими, более крупными городами. Впервые имя города упоминается в Новгородской летописи в 1167 году, но по мнению историков Старая Русса уже пересекла свой тысячелетний юбилей, хоть официально это не признано. Видимо, крупным столицам легче утверждать свою древнюю историю, чем маленьким провинциальным городкам))
Фонтан на Соборной площади.
Сейчас это небольшой город с населением менее 30 тысяч человек, а в древние времена Старая Русса играла важную роль, была крупным центром солеварения. До наших дней сохранился солёный источник, находящийся на окраине города. Соль выпаривали из местной минеральной воды на доморощенных солеварнях, которые в средние века были почти в каждом городском дворе.
Прекрасная задумка - киоск для обмена книгами жителями города. Не зря Старая Русса - город Достоевского ))
В 1771 году по распоряжению Екатерины Великой был построен Казенный солеваренный завод, где соль добывали уже промышленным способом, используя градирни — слои веток, через которые пропускали минеральную воду, фильтруя железо и серу, для получения концентрированного раствора.
Город пережил в своей тяжелой истории множество разрушений во время войн, периодов непростых восстановлений… Во время Великой Отечественной войны он был практически стерт с лица земли, поэтому исторической архитектуры осталось не так много, хотя частично она была восстановлена.
Юная рушанка радуется жизни )) Всезнающий интернет дает варианты для наименования горожан. Их можно называть рушанин и рушанка или старорУсец и старорУска.
На Соборной площади находится еще одна доминанта города — водонапорная башня 1908–1909 годов постройки в стиле модерн 50 метров высотой. С постройкой башни была решена проблема с питьевой водой, так как в городских реках вода имеет соленый вкус из-за многочисленных соленых минеральных источников. Ранее около башни находились ряды Гостиного двора, которые были разрушены в войну.
Башня несколько лет назад отреставрирована, на ней устроена смотровая площадка, которую мы не посетили опять же из-за недостатка времени. Должен отметить, что еще несколько лет назад набережная у Соборной площади и башня не были отреставрированы и один автор сайта, написавший о городе, сомневался, что это может произойти.
Вот такую информацию обнаружили! Понятно, что все эти включения в списки весьма условны, но все равно приятно ))
Мы в свой приезд застали здесь полный порядок, что очень порадовало.
После осмотра Соборной площади мы свернули от набережной у реки Полисть направо и отправились через Парк Победы в сторону знаменитого старорусского курорта. Парк Победы является мемориальным парком и занимает территорию в центральной части города. Он был заложен в 1958 году, в нем находится Аллея Героев -10 бюстов уроженцев Старой Руссы и Старорусского района, удостоенных звания Героя Советского Союза и памятник советскому солдату, открытый в 2016 году.
Памятник советскому солдату.
В городе встречаются Муралы (или граффити), а также настенные плакаты и памятники, напоминающие об истории города.
От Парка Победы мы пошли по Минеральной улице и добрались до местного курорта, основанного в 1828 году и являющегося одним из главных городских достопримечательностей. Благодаря минеральным источникам и уникальным грязям в 19 веке он считался одними из лучших курортов Европы.
Курорт являлся триггером развития города — если не преукрашивают справочники, то в конце 19 века Старая Русса была одним из самых благоустроенных городов Европы. Здесь в 1878 году появилась одна из первых в России железнодорожных станций, шоссейная дорога от Санкт-Петербурга была построена еще в 1837 году. Телеграфная станция передавала корреспонденцию, кроме русского, на французском и немецком языках. К 20 веку в городе было сооружено сорок шоссированных и мощёных улиц, о чём губернский центр Новгород тогда не мог даже мечтать.
Территория курорта показалась достаточно симпатичной — большой парк с тенистыми аллеями, в котором находятся жилые и медицинские корпуса, спортплощадки и тренажёры. На территории парка было многолюдно, жизнь отдыхающих била ключом)). В курортном парке находятся незамерзающие соляные озера и уникальный Муравьевский фонтан, ставший символом города и названный в честь графа М. Н. Муравьева, управляющего курортом в середине 19 века. Фонтан считается самым мощным в Европе самопроизливающимся минеральным источником. Вода в фонтане — сильно концентрованный солевой раствор, в неразбавленном виде пить ее и умываться ей нельзя.
На открытой площадке у фонтана проводилось какое-то развлекательное мероприятие для детей, собравшее многих участников и сочувствующих зрителей.
Корпуса курорта носят имена знаменитых деятелей культуры, имевших прямое отношение к городу. На первый взгляд территория показалось такой советской, застывшей во времени… Но потом на территории обнаружился аквопарк и веревочный парк. Отзывы об отдыхе на курорте встречаются самые противоположные, поэтому рекомендовать его не буду, ведь сам не пробовал))
Как я уже упоминал, попасть в музей — Усадьба средневекового рушанина мы не смогли, но среди туристов о нем идет хорошая молва. Музей находится недалеко от входа на курорт на улице Сварога.
На территории усадьбы можно познакомиться с процессом добычи соли, увидеть старинную градирню и побывать в доме, где воссоздан уклад жизни местных жителей. Можно посмотреть средневековые клеть, амбар и баню и купить вкусной соли местного производства.
На пересечении улицы Сварога и улицы Красных командиров наискосок от памятника Ф. М. Достоевскому расположена древняя Никольская церковь (Святителя Николая Чудотворца). Она была основана в 14 веке, упоминалась в новгородской летописи. Сейчас принадлежит старообрядческой общине.
Никольская церковь (Святителя Николая Чудотворца).
Параллельно улице Красных командиров расположена Георгиевская улица, на которой находится еще один древний городской храм — Георгиевский (Георгия Победоносца). Храм постройки 15 века известен тем, что являлся приходским для Ф. М. Достоевского и его семьи. Кроме этого в храме находится Старорусская икона Божьей матери, которая почитается как чудотворная.
Георгиевский храм (Георгия Победоносца).
В некоторых источниках пишут, что это самая большая выносная икона в стране, а то и в мире. В других источниках то же самое пишут об иконе «Спас Борисоглебский», которая находится в храме Воскресения Христова города Тутаева Ярославской области. Я обе видел, чисто визуально икона из Тутаева выглядит побольше…
День плавно перетек в вечер и нам пришлось вернуться в отель на ночевку. Завтра предстояла дорога на Новгород. Но с утра было решено познакомиться с еще одним городским объектом. Это Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — недействующий, который находится на северо-восточной стороне города, невдалеке от правого берега реки Полисть. Монастырь древний, он был основан в конце 12 века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке — архиепископе Григории.
Спасо-Преображенский мужской монастырь.
В первой половине 13 века литовцы при вторжении в новгородские земли разграбили монастырь. В Смутное время его неоднократно разоряли шведы. Каждый раз монастырь возрождался к жизни. В конце 17 — начале 18 веков монастырь числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года, после проведенной Екатериной Великой секуляризационной реформы с целью изъятия церковных владений, он лишился своих вотчин и обеднел. В начале 19 века началось возрождение — в монастыре было основано духовное училище, возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. К концу 19 века монастырь снова разбогател и в 1892 года был причислен к первому классу.
Спасо-Преображенский мужской монастырь.
После закрытия монастыря в 1922 году большинство зданий не были разрушены, на месте второстепенных построек были возведены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре разместилась немецкая комендатура, в ходе боёв монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы, после их завершения в 1973 году в монастырь переехал краеведческий музей.
В.С. Сварог. Город-тройка. 1931 год, холст, масло.
А впервые краеведческий музей в Старой Руссе был открыт в 1920 году, инициатором его создания среди прочих активистов выступил известный местный художник В. С. Сварог. Настоящая фамилия русского и советского художника Василия Семёновича Сварога — Корочкин, он родился в городе 5 (17) марта 1883 года в семье крестьянина и прачки. У мальчика было две сестры, уже в двухлетнем возрасте Василий лишился отца.
В.С. Сварог. Портрет неизвестной. 1920 год, фанера, масло.
Заметив стремление ученика к рисованию его учитель Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый подросток смог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, подросток поступил в знаменитое Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге и через четыре года успешно его закончил. Во время обучения у него появился псевдоним — «Сварог».
В.С. Сварог. Калмычка. 1932 год, холст, масло.
В 1916 году по рекомендации Репина он вступил в Товарищество передвижников и выставлял свои работы на их выставках. В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1925 году получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
После революции творчество художника приобрела яркую политическую направленность. По его работам заметно, что он хорошо вписался в требования новой власти. Сам Сварог называл свой жанр «политической композицией». Писал Сварог в том числе и портреты высших деятелей советского государства — В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова.
В.С. Сварог. Стычка Ворошилова с полицейским. 1938 год, бумага, акварель. Очень неожиданно было увидеть такой сюжет ))
В октябре 1942 года, возвращаясь в Москву из эвакуации в Самарканде, художник упал на вокзале и ударился головой о рельсы, в тяжёлом состоянии был доставлен в Москву. Потом он поправился, но вернуться к живописи уже не смог. Умер он 31 декабря 1946 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле В. С. Сварога выполнил его ученик — народный художник СССР Н. В. Томский.
К.А. Александров. Зимний лес. 1977 год, картон, масло.
Работы В. С. Сварога хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Самое большое количество его картин находится в краеведческом музее Старой Руссы, в его Картинной галерее, которую мы и посетили. Кроме работ Сварога в Галерее экспонируются работы его учеников и земляков.
После знакомства с музеем пришло время крутить руль в сторону Новгорода. На выезде из города стоит памятник, который установили после присуждения городу в 2015 году звания «Город воинской славы».
Старая Русса осталась в памяти как спокойный, если так корректно выразиться — «уютный» небольшой город, с которым интересно и познавательно познакомиться, чего и вам желаем))
Цикл материалов "Автопутешествие от Москвы до Выборга и обратно":
1. Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
2. Русский город в скандинавской эстетике. Выборг
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия