Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 11:34
Нашел время для путешествий, найди время рассказать о них...

Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Ломоносов — Россия Июнь 2022
99 72

Вхожу с смущением в забытые палаты,

Блестящий некогда, но ныне сном объятый

Приют державных дум и царственных забав… Аполлон Майков, 1840 год

Из всех великолепных дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга я до последнего времени не был знаком только с одним. В июньском автопутешествии было решено устранить этот прискорбный факт. При переезде из Новгорода в Кронштадт мы запланировали потратить день на посещение дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Происхождение названия Ораниенбаум скрыто в тумане истории, существует несколько версий, из которых мне больше всего нравится та, которая утверждает связь названия с апельсиновыми деревьями, якобы разводимыми в этой местности в оранжерее еще в допетровские времена.

11
Памятник А.Д. Меншикову. Стилизованное апельсиновое дерево из металла архитекторов Татьяны Ласки и Сергея Голубкова установлено в 2011 году.
Памятник А.Д. Меншикову. Стилизованное апельсиновое дерево из металла архитекторов Татьяны Ласки и Сергея Голубкова установлено в 2011 году.

Мы подъехали к входу в парк со стороны Дворцового проспекта, с трудом нашли местечко и оставили авто на какой-то боковой дорожке в сторону Финского залива. Нормальной стоянки там обнаружено не было, автотуристам, видимо, лучше останавливаться у противоположного входа в парк, где организована стоянка.

3
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Комплексные билеты, включающие в стоимость проход в парк и посещение Большого Меншиковского дворца, у нас были проплачены заранее, очередь в наше посещение была небольшая. Перво-наперво мы стремились попасть в Китайский дворец, но желательно без китайских туристов, такой вот парадокс… ведь их отсутствие заметно облегчает жизнь)) Так оно и вышло! В Китайский дворец билеты онлайн не продаются, поэтому живенько устремились в его сторону через Верхний парк, красивый и какой-то нереально яркий, радующий глаз многочисленными оттенками зеленого цвета.

1 из 4
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
12

Попасть в Китайский дворец не очень просто, он открыт для туристов только в теплый сезон, да и летом может закрываться в случае непогоды. Но нам повезло — минут 20 ожидания очереди в кассу и мы у цели.

Многие считают, что Китайский дворец- одно из лучших творений архитектора Антонио Ринальди. Он был построен в 1768 году для императрицы Екатерины, Петр Третий имел в нем только комнату. Первоначально дворец был одноэтажным, но 1853 году по проекту архитектора Штакеншнейдера был надстроен второй этаж.

14
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Территория у Китайского дворца очень живописна, ландшафт украшают вековые деревья, пруд и протоки, среди которых размещены копии классических скульптур.

12
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Гуляя вокруг дворца, вспомним немного об истории данного исторического места. Интересно отметить, что Ораниенбаум сооружался по времени ранее таких жемчужин, как Петергоф и Царское Село. Он не раз менял хозяев и назначение вследствие происходящих в стране политических потрясений.

Первым владельцем был знаменитый сподвижник Петра Первого князь А. Д. Меншиков, властный и неоднозначный человек и знаменитый политический деятель, который начал строить Большой дворец в 1711 году. Светлейший князь умел и любил жить с размахом, он построил свой дворец, обустроил Нижний парк с каналом, по которому можно было приплыть из Финского залива, что и делал государь-император, собравшись к князю в гости.

6
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

После опалы Меншикова, во многом произошедшей из-за его амбиций, усадьба была передана государству в 1727 году и в ней некоторое время размещался морской госпиталь. В 1743–1762 годах Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III.

12
Иона. Италия, 18 век, мрамор. Копия  оригинала Лоренцетто (1519-1520 годы)
Иона. Италия, 18 век, мрамор. Копия оригинала Лоренцетто (1519-1520 годы)

В результате дворцового переворота 28 июня 1762 года и последующей гибели Петра Третьего полновластной хозяйкой стала его жена — императрица Екатерины Великая, для которой в Верхнем парке построили Собственную дачу, частью которой являлся Китайский дворец. Если верить гиду, эти постройки остались сейчас единственными в России примерами стиля рококо.

9
Артемида с ланью. Италия, 18 век, мрамор. Копия с античного оригинала Леохара 4 век до н.э.
Артемида с ланью. Италия, 18 век, мрамор. Копия с античного оригинала Леохара 4 век до н.э.

С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года его брату великому князю Михаилу Павловичу и его супруге Елене Павловне, потом — их наследникам. Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией — герцоги Мекленбург-Стрелицкие.

7
Аполлон Бельведерский. Италия, 18 век, мрамор. Копия с античного оригинала
 Леохара 4 век до н.э.
Аполлон Бельведерский. Италия, 18 век, мрамор. Копия с античного оригинала Леохара 4 век до н.э.

В Советское время часть зданий ансамбля были переданы Лесному техникуму, а в Китайском дворце в 1922 году открылся музей. После Великой Отечественной войны ансамбль пришёл в запустение, его серьёзная реставрация началась только в конце 1990-х годов. Сейчас он является единственным в пригородах Петербурга, который не подвергся разрушению в военные годы и сохранил свою историческую подлинность, поскольку находился на незанятом врагом Ораниенбаумском плацдарме.

После смены эпох, владельцев, произведенных перестроек и ремонтов что-то первоначально меншиковское в Дворцово-парковом ансамбле найти трудно, кроме названий…

Но вот пора и на экскурсию по Китайскому дворцу.

Во дворце невозможно было жить постоянно, он не имел отопления, поэтому использовался только в летний сезон, да и то, в основном, в дневное время. Великий зодчий не учел, что в Ораниенбауме далеко не итальянский климат, гиды утверждают, что Екатерина ни разу в нем не ночевала… Когда в Советское время во дворце сделали систему отопления, на стенах стал скапливаться конденсат, от идеи пришлось отказаться. Необходимость строго соблюдать микроклимат заставляет открывать здание для посетителей только в теплое и сухое время.

Зато сейчас во дворце можно свободно фотографировать, что запрещали туристам в прошлые годы. Хотя при многочисленных группах экскурсантов человек по 15 в каждой занятие это не очень простое, поэтому расскажу о тех помещениях, которые удалось сфотографировать с более или менее приемлимым качеством.

7
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Его внутренняя отделка оформлена в соответствии со стилем «шинуазри», что, извините за мой французский, в переводе звучит как «Китайщина»)) По сути это европейское представление о роскоши далекой загадочной страны — то есть в некотором роде фантазии на китайскую тему… Всего в нем 17 залов, каждое помещение отличается от других. При отделке использовалась лепнина и роспись, ткани и картины, позолота и зеркала. Многие предметы искусства были доставлены из Японии, Китая и Европы.

Основным элементом в декоративном убранстве зала с названием Передняя является живопись и лепной декор с характерным для стиля рококо растительным орнаментом.

1 из 4
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
11

Гардеробная — комната, изначально предназначенная для сугубо утилитарных функций — хранения париков, которые пудрили рисовой пудрой и шкатулок-мушечниц, где кокетки брали мушки для наклейки. С помощью их расположения они могли много чего сказать кавалерам, не произнеся ни слова)) Это был такой шифр, понятный адресатам высшего света.

1 из 4

Будуар назывался в 18 веке Живописным кабинетом. Из мебели в Будуаре представлены дорожное бюро-туалет, принадлежащее Екатерине Второй, а также кресла и каминный экран. Для деревянной отделки стен использовались сандал и олива.

1 из 2

Штофная опочивальня носит название в соответствии с материалом, которым обтянуты стены. Какое-то время комната служила парадной спальней наследника престола, великого князя Павла Петровича. Сохранилась отделка 19 века, сделанная по образцу века 18-го.

1 из 2

В Зале Муз сохранилась подлинная отделка, ее считают одним из лучших сохранившихся интерьеров 18 века. Большие окна и двери придают залу сходство с парковым павильоном. В оформлении зала решающую роль играет живопись. Росписи стен и потолка выполнены в технике темперы итальянским художником Стефано Торелли в 1768 году. В простенках между окнами располагаются изображения девяти муз — покровительниц искусств.

1 из 5
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
11

Стеклярусный кабинет, в котором Екатерина Великая встречала важных гостей, является подлинным экспонатом 18 века, стены в нем украшены большими стеклярусными панно. Считается единственным сохранившимся стеклярусным помещением в мире. Интерьер для кабинета готовился два года руками десяти русских золотошвеек под руководством мастера — француженки. Пол в кабинете изначально был из цветного стекла, которое изготавливали на местной фабрике, созданной Ломоносовым.

1 из 6
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
12

Полы в залах дворца украшает великолепный паркет, уникальное изделие 18 века, изготовленный по рисункам Антонио Ринальди. Для его изготовления использовалось около 20 пород дерева, в том числе редких тропических пород. Технология изготовления заключалась в наклейке фигурных пластин с использованием рыбьего клея на сосновый пол. Считается, что эти наборные полы не имеют аналогов ни в российских, ни в зарубежных дворцах. Особенно интересным показался паркет с изображением дракона из Китайской комнаты.

1 из 3
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
10

А вот такие великолепные расписные плафоны украшают потолки залов дворца!

1 из 7
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
11

В Большом зале заметен переход к классицизму в отделке интерьера, в отделке стен использован искусственный мрамор, в каминах — натуральный. Зал является центральным помещением дворца, в 18 веке служил для торжественных приемов и обедов. При праздновании победы в войне с турками и подписания Кучюк-Кайнаджирского мира в зале присутствовали 48 дипломатов. Потерянный при эвакуации потолочный плафон был заменен другим из Мраморного дворца Петербурга. В зале находятся два ломберных столика для игры в карты — любимого развлечения при дворе.

1 из 3
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
12

Штукатурный покой — помещение для отдыха и бесед, основным украшением интерьера которого являются живописные холсты итальянских мастеров.

1 из 5

Китайская комната — один из интерьеров, исполненных в стиле «шинуазри», определивших название дворца. В украшении стен, пола и потолка преобладают китайские арнаменты и символы в свободной трактовке. На паркете изображен крылатый дракон, а стены обтянуты расписным шелком.

1 из 4

Любимым залом Екатерины Второй считалась Китайская галерея, одно из самых красивых помещений дворца. Стены отделаны деревянными панно в технике «маркетри» — мозаики из разных пород дерева с инкрустацией пластинками из слоновой кости. Бильярд работы английских мастеров был приобретен в 1748 году. Этот зал для посетителей был открыт в текущем году.

1 из 4
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
14

Посещая великолепные усадьбы прошлых веков, временами ловил себя на шальной мысли — «А неплохо бы было родиться в ту эпоху в знатной семье и пожить соответствующим образом… вот в таком рукотворном раю…" Как поется в известном шлягере —

«Балы, красавицы, лакеи, юнкера,

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Как упоительны в России вечера…»

Конечно, пожить таким образом хотелось только исходя из романтики и красоты бытия, в целях возможности вальсировать на балу, стихосложения и музицирования в творческой обстановке на веранде с видом на парковый пруд в благоухающей сирени… Не подумайте плохого, ни в коем случае не для того, чтобы пороть своих крестьян порядка ради на конюшне после бани…

Но в результате всегда старался быстрей отогнать мыслишку, теша себя народной мудростью — «Везде хорошо, где нас нет»))

1 из 2
Лаокоон. Франция, 1817 год, бронза. Копия с античного оригинала 2-1 века до н.э.

На аллеях парка можно обнаружить стенды с фотографиями и рассказами об истории дворцового ансамбля в годы Отечественной войны. Ораниенбаумский плацдарм враг взять не смог, дворцы и парк сохранились в первозданном виде, но каких же героических трудов это стоило в те тяжелые времена…

1 из 7

Спасая от артобстелов, скульптуры закапывали в землю, интерьеры пытались эвакуировать, но не всегда удачно. Часть эвакуированного имущества погибла в Царском Селе, которое было захвачено, например — иконостас из дворцовой церкви Святого Пантелеймона и один из потолочных плафонов.

А на другой аллее расположились стенды, которые рассказывают о животных, послуживших моделями для многочисленных произведений искусства, находящихся на территории дворцового ансамбля, и о домашних питомцах, бывших любимцами хозяев этого великолепия.

1 из 5

И вот вдали — между двух парковых аллей, эффектно завершая длинную, более пятисот метров, зеленую поляну, показалось здание павильона Катальной горки. Когда-то на месте поляны располагалась сама горка, прабабушка «американских горок», по которой, грохоча, проносились тележки с благородной публикой, оглашая окрестности громкими проявлениями восторга…

14
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Знаменитые «русские горки» были модным развлечением знати той эпохи. Как пишут историки, сама Екатерина кататься на горках побаивалась, и не зря, так как случались аварии с увечьями, но за отчаянной публикой наблюдать любила. В то время горки представляли собой шедевр инженерной мысли, непростой в строительстве и содержании.

16
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

В середине 19 века горки были разобраны, остался только павильон. Он, творение архитектора Антонио Ринальди, построенный в 1762–1774 годах, очень изящен, и по мнению многих туристов является самым красивым зданием в Ораниенбауме.

14
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Нам немного не повезло — павильон Катальной горки после долгой реставрации, на которую много лет сетовали, открылся для посетителей буквально дней через десять после нашего визита. Не удалось ощутить себя в роли катающейся знати)) А вот сведений о возможном восстановлении самой горки обнаружено не было.

До Большого Меншиковского дворца, гуляя по великолепному Верхнему парку, занимающим более 160 гектаров, мы дошли к 16 часам, не замечая времени. Поиски удачных ракурсов для фото, желание посмотреть «а что там — на соседней аллее» и прочие отвлечения… Известно же, что счастливые туристы часов не наблюдают.

9
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Из нашего внимания как-то выпало, что последний «запуск» во дворец по комплексному билету происходит в 15–30. Опазданцев, конечно, пустили, но предложили на выбор альтернативу — или смотреть интерактивную программу про историю дворцового ансамбля или присоединиться к одной из экскурсионных групп, чтобы осмотреть дворец «вживую»… По условиям билета предполагались оба удовольствия, но коль прошляпили время, то конечно же сразу согласились на второй вариант. Друзья, будьте внимательней — изучите расписания работы объектов!

8
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Большой Меншиковский дворец — прекрасный образец петровского барокко, самое старое здание Ораниенбаума, над его постройкой работал ряд архитекторов, сменяя друг друга. В планировке дворец представляет собой букву «П». Вдоль боковых стен-флигелей установлены многочисленные скульптуры.

1 из 2

Отделка помещений дворца продолжалась вплоть до опалы Меншикова в 1727 году. В настоящее время оригинальный интерьер почти не сохранился, внутреннее убранство неоднократно менялось. А вот парадная лестница середины 18 века из буковых балясин по проекту архитектора Растрелли сохранилась до нашего времени.

8
Парадная лестница
Парадная лестница

Большую роль в сохранении дворцово-паркового комплекса, в середине 19 века пришедшего в упадок, сыграла великая княгиня Елена Павловна, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга великого князя Михаила Павловича — женщина очень прогрессивных взглядов, известная меценатка и общественная деятельница, активная сторонница отмены крепостного права.

Небольшое помещение Буфетной примыкает к просторной Столовой. Стены помещений украшены лепным декором в стиле неорококо, предметы убранства Столовой, выполненные по заказам Елены Павловны, относятся к лучшим образцам мебельного и прикладного искуства 19 века из коллекции Ораниенбаума.

1 из 9

Последняя переделка интерьера Малиновой гостиной производилась в конце 1850-х годов, стены были обиты шелком цвета царской власти — малиновым. Мебель в гостиной французского изготовления 19 века, но сделана по образцам века 18-го, шкафчик из Японии, стены укашены живописными полотнами.

1 из 4

Белый (Концертный) зал тоже донес до нас свой нынешний облик после реконструкции 1850-х годов, он предназначался для музыкальных мероприятий. Архитектор Г. Э. Боссе создал блестящий образец парадного интерьера 19 века в стиле неорококо как напоминание о предшествующей эпохе в жизни дворца. Камины в зале являются декоративным украшениеи, на самом деле дворец отапливался печами. Балкон предназначался для хора и оркестра.

1 из 7

В Большом кабинете сохранилась лепная отделка потолка, воссоздана обивка стен «полосами ситца в рамку». В кабинете находится мебель, скульптура и живопись, характерная для 1850–1870 годов.

1 из 3

Опочивальня и Уборная великой княгини Елены Павловны в своем нынешнем виде тоже являются наследием реконструкции и перепланировки, затеянной и реализованной ею в личных апартаментах. Стены в помещениях драпированы ситцевой тканью, для обстановки используется ореховая мебель с плавными изогнутыми контурами, на стенах — картины.

1 из 4

Кабинет герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, внука Елены Павловны, представителя семьи последних владельцев дворца. Кабинет сохраняет отделку конца 19 века, характерную для мужского рабочего кабинета той эпохи.

1 из 4

Комплекс помещений первого этажа дворца, в том числе Зал Дианы вошел в историю как «Покои Воронцовой». В них некоторое время проживала фаворитка великого княза Петра Федоровича фрейлина Елизавета Романовна Воронцова. Ходили слухи, что будущий государь Петр Третий даже собирается на ней жениться, избавившись от жены… Можно догадаться, как к ней относилась законная супруга, будущая императрица Екатерина Великая.

Но после смещения Петра Федоровича и его скоротечной смерти Екатерина проявила милость к Воронцовой. Существует легенда, что Екатерина оставила ей свободу с двумя условиями — выйти замуж и тихо жить, никогда не касаясь ее отношений с покойным. И та выполнила условия, только раз написав брату — «В моей любви корысти не было…». Интересный факт — Воронцова была родной сестрой знаменитой Екатерины Дашковой, подруги и соратницы императрицы. Сейчас в этом помещении экспонируюется фарфоровая посуда 19 века.

1 из 4
Предметы из сервиза с изображением персонажей комедии Дель Арте. Императорский фарфоровый завод, Петербург, 1854 год.

В одном из помещений дворца располагается дворцовая церковь Святого Пантелеймона, покровителя морских побед России в Северной войне. Она долго совмещала функции домового храма и приходской городской церкви, став центром религиозной жизни города, у нее необычный для православного храма облик.

12
Здание дворцовой церкви
Здание дворцовой церкви

Главным украшением церкви стал монументальный деревянный иконостас по образцу католических барочных алтарей, на стенах лепнина и пять ярусов живописных окон. Церковь оставалась действующей до 1921 года, после ее закрытия убранство было почти полностью утрачено, в настоящее время проведена комплексная реставрация.

С храмом связана одна легенда. Светлейший князь Меншиков, пригласив на его открытие юного императора Петра Второго, сделал это недостаточно непочтительно, император под благовидным предлогом отказался. Тогда князь сам занял причитающийся царю трон и восседал на нем при обилии важных гостей, дерзко теша свое честолюбие. Это демонстративное неуважение и символический бунт послужило катализатором попадания князя в опалу и его последующей ссылке…

1 из 4

В помещении бывшей зимней церкви сейчас экспонируются иконы и предметы мебели, например, резной гамбурский шкаф конца 17 века.

1 из 2

После Большого Меншиковского дворца мы отправились осмотреть дворец Петра Третьего, пройдя мимо очень живописного пруда,

11
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

в воде которого отражалось синее небо, мимо цветущих клумб,

1 из 2

по очень живописной части Верхнего парка, где когда-то находилась крепость Петерштадт, от которой осталось только здание Въездных ворот. Рядом с дворцом сейчас стоит памятник императору — несчастливому правителю и человеку, ушедшему из жизни еще довольно молодым и полным сил…

6
Скульптурный портрет Петр Третий, работа А.М. Таратынова, 2014 год, бронза.
Скульптурный портрет Петр Третий, работа А.М. Таратынова, 2014 год, бронза.

Петра Третьего не любила жена и судьба, в истории он остался несчастным императором-неудачником и невеликого ума человеком… Возможно такой образ сложился не без усилий матушки-императрицы Екатерины Великой — его удачливой вдовы, ведь историки пишут историю, угодную сильным мира сего, а сильной оказалась именно она…

6
Дворец Петра Третьего. Архитектор - Антонио Ринальди, 1758-1762 годы постройки.
Дворец Петра Третьего. Архитектор - Антонио Ринальди, 1758-1762 годы постройки.

У меня есть подозрения, что при развитии истории по другому сценарию в исторических трудах восхвалялись бы деяния великого государя Петра Третьего)) Похожая ситуация, кстати, произошла и с его сыном Павлом Первым, да и другими государственными деятелями и не только в Российской истории. Победители в политической борьбе всячески старались выпятить свои достоинства и унизить противника, уже побежденного, ну, а историки — им в помощь… Полной правды по прошествии стольких лет мы уже никогда не узнаем, только версии.

6
Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Петерштадт. Архитектор - Антонио Ринальди.
Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Петерштадт. Архитектор - Антонио Ринальди.

Нижний парк не так велик по размерам как Верхний, он расположен между Большим Меншиковским дворцом и Дворцовым проспектом. Здесь изящно и ухоженно, это один из первых регулярных парков в России, сохранившийся до нашего времени, радовавший и поражавший взоры современников. Ровные аллеи с постриженными кустами, обилие парковой каменной скульптуры. При светлейшем князе Меншикове скульптура была деревянной, окрашенной под мрамор. Большие клумбы с цветами разукрашены узорами из разноцветных камушков.

1 из 2

Только вот канал, который связывал дворец с Финским заливом, нынче в запустении, прячется в зарослях, перерезанный дорогами… По фасаду дворца со стороны Нижнего парка проводится многолетняя реставрация, он частично в строительных лесах. А вот в Верхнем и Нижнем парках не так много мест перекрыто из-за строительных работ, чего мы опасались, читая прошлые отзывы коллег. Это внушает оптимизм — дело реставрации продвигается.

4
Воздух. Копия с оригинала работы неизвестного мастера 1740-1760-х годов
Воздух. Копия с оригинала работы неизвестного мастера 1740-1760-х годов

У границы Нижнего сада вдоль Дворцового проспекта располагается Картинный дом, который представляет собой одноэтажное каменное здание с мезонином, постройка 18 века.

7
Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай

Уникальные дворцы, сохранившие исторический облик, прекрасные интерьеры и предметы искусства, многовековые деревья в парках, в которых можно гулять целый день, сохраняют память о живших здесь царственных особах, о нашей истории. Хочу отметить, что интерьеры Китайского дворца больше поразили воображение, чем Большого Меншиковского. Но ведь последний больше подвергался всевозможным перестройкам и переделкам.

Возможно, более поздние по времени создания комплексы Петергофа и Царского села выглядят более впечатляюще, но и Ораниенбаум обладает своим неповторимым шармом, даже шиком, знакомство с ним доставило огромное удовольствие, день пролетел незаметно! Хотя об Ораниенбауме на сайте опубликовано немало материалов, автор не смог удержаться от графомании, такое яркое впечатление он произвел!

Думаю, на его посещение надо запланировать целый день и провести его размеренно, с неторопливым удовольствием насыщаясь красотой. Мы кое-какие интересности увидеть не успели…

 

Цикл материалов "Автопутешествие от Москвы до Выборга и обратно":

1. Город Достоевского. Прогулки по Старой Руссе

2. Русский город в скандинавской эстетике. Выборг

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Ломоносове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии