«Эти мшистые громады серце тянут как магнит…" В. С. Соловьев
Посмотрев в архиве сайта материалы про Выборг, ужаснулся — целые собрания сочинений написаны, со всех сторон он рассмотрен, оценен и сфотографирован… Подумал — а надо оно, еще одно графоманство? И махнул рукой — пусть будет, хоть для личной библиотеки… и я свой опус на полку приткну, попытавшись по лени своей уместить в одном рассказе город и парк Монрепо))
Прибыв в Выборг из Кронштадта, заселились мы в студию, расположенную в очень красивом, известном в городе доме на проспекте Ленина. Построен этот красавец-дом в 1903 году по проекту архитектора Аллана Шульмана по заказу выборгского купца Демьяна Маркелова. Каждая квартира в этом доме занимала целый этаж, на двух эркерах установлены фигурки медведей, сейчас он является памятником архитектуры. И мы сглупили, конечно, купившись на парадный исторический фасад))
Вот так дом выглядит внешне, а вот на фото 2 слайд-шоу — со двора, откуда и был вход в студию…. для справедливости надо отметить, хорошо отремонтированную. Но во дворе ухо надо было держать востро — мало ли какой сюрприз прилетит со стен на голову, страховочная сетка не поможет… А еще около подворотни на улице обитала ужасная чайка — громадного размера, с бандитским выражением морды лица, которая охотилась на молодых голубей… Возвращаясь в нашу жалкую обитель мы встречали ее, треплющую кровавым клювом очередную растерзанную жертву, косящую при этом хищным взглядом и с опаской обходили, пытаясь протиснуться бочком к двери… Что у ней на уме, а вдруг?)) Больше чаек такой ужасно хищной разновидности в городе не встретилось, все остальные были раза в два меньше и отличались только своей шумно-бестолковой назойливостью…
На проспекте Ленина встречаются и другие интересные дома.
Дом в стиле модерн 1910 года постройки для купца Конконена по проекту архитектора Уотила
Оставив свою машину под присмотром хищной чайки, мы отправились в город. Для начала решили заглянуть на вокзал, здание которого, построенное в стиле сталинского ампира, выглядит довольно симпатичным, недалеко от него присутствует свеженький стилизованной городской герб.
Вокзал расположен недалеко от берега залива Салакка-Лахти, виды откуда на противоположный берег широко растираживаны. На набережной залива расположен отель Дружба, результат совместного финско-советского проекта 1982 года, рядом с которым установлены ладьи викингов — драккары, материальное наследие исторического фильма «И на камнях растут деревья», которые отлично вписались в городскую картину.
В Выборге довольно много зеленых, тенистых скверов и аллей, огромные кусты сирени сочно цвели в наш приезд разноцветными гроздьями, запах жасмина сладко щекотал ноздри… Встречается и городская скульптура, довольно эклектичная. Вот на набережной распластастался мультяшный советский осьминог с глазами на выкате, будто удивленный количеством туристических зевак…. Вспомнилось пионерское детство на море в Адлере, там любили сооружать таких монстриков. Через заливчик от него расположился «Мальчик с кошкой» — уж больно корпулентно изображены герои)) А вот и мишка поселился в тесном скверике.
Двигаясь вдоль залива улицей 40-летия ВЛКСМ, вскоре достигаешь Рыночной площади, выложенной булыжником, которую украшают несколько интересных исторических объектов. Здание городского рынка — очень яркое и симпатичное, одно из украшений Рыночной площади. Построено в 1904–1905 годах в изящном стиле северного модерна, но при этом органично вписалось в облик средневекового города, отреставрировано в 1957 году.
Круглая башня была построена в 1547–1550 годах инженером-фортефикатором Бергеном в качестве боевого элемента средневековой Выборгской крепости. В приземистом строении с массивными стенами из крупных валунов разместили артиллерию. Когда защитное значение было утрачено, одно время в сооружении размещалось диковинное заведение под названием «тюрьма для сбежавшего скота». Башня отлично сохранилась, заметна ее старинная кладка. Толстушка-башня такая уютная, напоминает какую-нибудь домовитую Грэтхен в фартуке и является одним из символов города.
На пересечении Рыночной площади и проспекта Ленина отлично вписалось в застройку протранства красивое трехэтажное здание Банка Финляндии, построенное в 1910-м году по проекту архитектора Густава Нюстрема в стиле неоготики и северного модерна. В данное время в нем расположена Администрация Выборгского района.
Несколько интересных зданий обнаруживаются, если двигаться дальше по Прогонной улице.
Усадьба Бюргера, предположительно 16 века постройки, включает в себя трехэтажный дом-крепость, сложенный из гранитных валунов, в котором сейчас размещается информационный турцентр и небольшой музей. Двухэтажный каретник, где сейчас действует ресторан, расположен левее, он остался за кадром.
Недалеко, на улице Водной заставы, находится дом, похожий на крошечный замок, с названием Костел Гиацинта. Изначально он был постройкой францисканского монастрыря, после Реформации перешел во владение одному купцу, а в 18 веке — дворянскому собранию. Здание стали называть «Рыцарский дом». И вот Павел I, любитель Мальтийского ордена, превратил Рыцарский дом в часовню Святого Гиацинта — канонизированного католического монаха. В 1960-х годах реконструкция вернула историческому зданию первоначальный вид. С 2003 года в здании размещается одна из площадок для экспозиций музеев Выборгского замка. Наискосок скромно расположилась еще одна местная достопримечательность — «Дом на скале».
Во дворах между улицей Красина и Крепостной можно найти, как утверждают некоторые справочники, самый старый в России жилой дом. Двухэтажный Дом Горожанина был построен примерно в 16 веке из гранитных валунов. В 60-х годах 20 века в доме был проведен ремонт, увеличена высота потолков и сейчас в нем располагаются две жилых квартиры.
А вот Дом купеческой гильдии Святого духа первоначальной постройки 14 века, относящийся когда-то к дворянской усадьбе, считается самым старым сохранившимся зданием гражданского назначения в Выборге.
Многие улочки в городе весьма живописны, где-то прочел, что улица Водной заставы якобы признана кем-то и когда-то самой красивой улицей Финляндии… А может быть и сейчас считается))
Площадь Старой ратуши — одно из красивейших мест города, на ней находятся два древних здания. Старинный особняк слева был построен в 1650 году, в истории известен тем, что его хозяин — купец Йохан Веркут в 1772-м году при посещении Выборга императрицей Елизаветой II принимал ее именно в этом доме. После случившегося в 1989 году пожара здание было отреставрировано в 2007 году и в настоящее время является жилым домом.
Памятник Торгильсу Кнутссону установлен на Ратушной площади перед колоритным зданием Старой Ратуши, построенном в 1643 году, а реконструированном в 1989 году. Торгильс Кнутссон — шведский полководец, основатель Выборгского замка, довольно жестоко проводивший свои крестовые походы против языческих племен карело-финнов. Пародокс, но право быть увековеченными часто получают не ученые и деятели культуры, а кровавые завоеватели…
От Ратушной площади в исторический центр города ведет одна из старейших улиц — Крепостная. Важнейшая артерия старого Выборга была проложена в соответствии с первым планом города от 1639 года. Улицы города — прекрасные декорации для исторических фильмов! Даже в наш приезд киношники снимали на Крепостной улице фильм «Империя», шумели, суетились, пускали дым и заводили фонограмму, распугивая любопытствующих зевак…
Во двориках у Крепостной улицы находим одно из ярких исторических зданий, называемой Часовой Башней. По сути это колокольня, строительство которой началось в 1494 году и которой довелось сохраниться до нашего времени, только установленные при Екатерине Великой часы изменили ее название. Колокольня строилась при старом Кафедральном Соборе, от которого остались лишь мрачные руины стен. Фатальными для собора стали результаты боевых действий советско-финской войны 1939–1940 годов, когда он пострадал от бомбежек. Так с той поры и разрушается, хотя присутствует табличка о защите его государством…
На этой улице не только много интересных исторических объектов, но и магазинчиков, ресторанчиков, многочисленных едален для туристов, часто оформленных с выдумкой и юмором.
Башня Ратуши, находящаяся на Выборгской улице была возведена в 1470-е годы как часть укреплений Старого города. После строительства Рогатой крепости башню передали в ведение городских властей, в 17 веке она получила статус колокольни при новом соборе. Дошедшая до наших дней с позднейшими переделками, она выглядит весьма аутентично, ощущается этакая аура средневековья…
В районе улицы Южный вал, ближе к территории порта, можно отметить несколько интересных домов в различной степени сохранности. Бросается в глаза красивый, видимо находящийся в стадии реставрации, Дом Дагермана, получивший это название по имени одного из прошлых своих владельцев, который был построен в 1897 году по проекту архитектора Вальдемара Аспелина. Следующий знаменитый дом имеет сразу несколько неофициальных названий: Ведьмин дом, Плоский дом, Утюг. Такой странное здание спроектировал архитектор Эдуард Диппель в 1898 году. Напротив, через дорогу, находится длинное желтое здание, построенное в 1899 году по проекту Йохана Бломквиста для таможни и таможенных складов.
В городе столько интересных зданий, что хочется, не перегружая читателя перечнем лиц, имевших отношение к их строительству и обладанию, просто показать их в слайд-шоу, так сказать, инкогнито…
К сожалению, необходимо признать, что многие старинные здания в городе требуют ремонта или даже реставрации, я не стал их показывать, но поверьте на слово, их достаточно много…((
Разглядывая различные дома, замечаешь особенности их отделки, а иногда и забавные фишечки, вроде «мышкиного входа»))
На Театральной площади находится единственный сохранившейся в городе лютеранский храм Святых Петра и Павла. Разрешение на строительство собора в стиле неоклассицизма было выдано императрицей Екатериной Великой в период ее визита в Выборг. В создании проекта участвовали архитекторы Иоганн Брокман и Фридрих Фельтен, средства на его возведение были собраны в лютеранских общинах Нарвы, Риги, Петербурга и Ревеля. Собор строился с 1793 по 1799 год.
В советское время собор постигла грустная судьба других религиозных сооружений страны, только в 1989 году в городе вновь была создана лютеранская община и через два года собор был ей передан. После проведенного капитального ремонта его внешний вид был восстановлен, а внутреннее убранство, к сожалению, полностью утрачено. Рядом с храмом в 2009 году был установлен памятник основателю финской письменности, религиозному деятелю и просветителю Микаэлю Агриколе.
Недалеко от входа в храм установлен гранитный фонтан с фигурой медведя, посидеть на котором обожает ребятня.
А вот памятник Выборгскому трамваю, установленный в 2018 году. Внутри вагончика устроено небольшое кафе, рядом располагается фигура кондуктора, а сзади примостился «заяц» — пацан, расположившийся на вагонной «колбасе»)).
Наискосок от лютеранского храма Святых Петра и Павла на Соборной площади находится православный Спасо-Преображенский кафедральный собор. По инициативе той же Екатерины Великой в 1787 году в Выборге приступили к строительству нового соборного храма по проекту архитектора Н. А. Львова с участием Иоганна Брокмана.
За время своего существования этот прекрасный образец классицизма неоднократно перестраивался, в разные периоды относился то к русской, то к финской епархии. Собор очень изящный, он эффектно и органично смотрится на просторной, вымощенной брусчаткой площади.
Туристам стоит обратить внимание на Бастион Панцерлакс, который был первым фортификационным укреплением Выборга. Название переводится как «панцирь залива». Этот панцирь был построен в 1579–1580 годах и долго служил одним из укреплений Рогатой крепости. В его помещениях с толстыми стенами укрывался гарнизон, а из 6 бойниц, расположенных в 3 яруса, велся прицельный огонь. Прошло время, утратил свое военное значение Панцерлакс, но его сохранили в качестве памятника фортификации.
Выше Бастиона на валу в 1930-м году по проекту архитектора Ульберга было построено здание в стиле конструктивизма для размещения в нем художественной школы и музея изящных искусств, а после реставрации здания в 2010-м году в нем был открыт выставочный центр Эрмитаж — Выборг, в котором проводятся различные выставки и мероприятия.
Около центра обнаружилась аллея, которую украшают копии скульптур работы итальянского мастера Антонии Чибеи. Насколько эстетично это выглядит — решать читателю, это можно назвать, например, «искусство на фоне промзоны…«…
Некоторые блогеры считают визитной карточкой города библиотеку Алвара Аалто. Туда можно попасть на экскурсию, но мы пошли другим путем — просто зашли, зарегистрировались как читатели, и нам было позволено ознакомиться с ее помещениями. Библиотека среди знатоков считается архитектурным и дизайнерским шедевром.
Существует мнение, что это почти утопический проект идеальной библиотеки, реализованный в 30-х годах прошлого века финским архитектором Алваром Аалто, после чего он стал мировой знаменитостью. Автор вошел в историю не только как самый известный архитектор Финляндии, ставший отцом скандинавского стиля, но и как промышленный дизайнер мирового уровня. Внешне здание библиотеки выглядит довольно просто, не слишком презентабельно.
Как я понял, главное достижение — это максимальная функциональность устройства работы учреждения, удобство для посетителей и сотрудников — «функционализм с человеческим сердцем». Например, в здании установлены потолочные круглые окна, для которых изготовили специальные 200-килограммовые стекла, обеспечивающие естественное освещение помещений. Интересно, что трубы отопления тоже скрыты в потолке, тепло распространяется вместе с освещением.
Лекционный зал с уникальным волнистым деревянным потолком устроен так, чтобы слышимость в любой точке помещения была идеальной. Утверждают, что удобные кресла, придуманные для библиотеки — один из самых копируемых в мире объектов. Перила для посетителей изготовлены с таким загибом, чтобы они не прошли мимо библиотекаря, забыв сдать книгу. Автор попытался соединить пространство, свет, акустику, мебель в целях освобождения читателей и сотрудников от посторонних стрессов и максимального единения с природой. Правда, мою связь с природой попыталась прервать не слишком приветливая библиотекарь, но архитектора в этом винить трудно))
Библиотека после войны много лет существовала в разрухе. После договоренностей руководства России и Финляндии было выделено достаточное количество средств для восстановления здания в том виде, который предполагался автором изначально. Пожалуй, библиотека требует отдельного рассказа, интересующимся можно порекомендовать хороший сайт о ней http://aalto.tilda.ws/#materials
На бульваре около библиотеки встречаешь большую бронзовую скульптуру лося очень натурального вида работы скульптора Юсси Мянтюнена 1928 года, в те времена Финляндию любили изображать в виде этого мощного животного.
В некотором отдалении расположена скульптура «Лесного мальчика» работы автора Юрьё Лиипола, установленная в 1932 году. По-фински скульптура называется «Юный лесник». Скульптура, на мой взгляд, неоднозначна — юноша с красивой фигурой и несколько фанатичным выражением лица тащит на веревке медвежонка. Не уверен, что медвежонок этому сильно рад, видимо, он представлял свое будущее несколько по другому))
Несомненно, архитектурной доминантой Выборга является Замок. Его видно почти со всех точек города, он считается единственным в России полностью сохранившимся памятником западноевропейского военного зодчества. Замковая башня Святого Олафа является самым высоким зданием города. Замок является главной и самой древней достопримечательностью города, основанной по мнению историков более 700 лет назад, он до сих пор внушает уважительное к себе отношение, как мощный старый воин. С различных мест в городе можно разглядывать крепостной вал, наружную оборонительную стену и башню Святого Олафа.
Во время своего крестового похода на Карельские земли, шведы дошли до Финского залива и в знак своей победы на острове, который назвали Замковым, построили крепость и владели ей почти 400 лет, временами успешно отбиваясь от русских. Но во время Северной войны, в 1710 году после двух месяцев осады русские войска во главе с Петром I покорили упорную крепость. Естественно, что по прошествии времени она потеряла свое военное значение, в ней помещались склады, тюрьма, а уже в 19 веке решили соорудить музей, который по факту открылся лишь в 1960 году.
Живописное расположение крепости подчеркивает ее величие и строгую красоту. Пройти к крепости можно по Крепостному мосту, соединяющему остров Твердыш со Старым городом. Башня Святого Олафа имеет необычную форму — при массивном кубическом основании второй ярус представляет из себя восьмигранник, а на верху располагается купол с высоким шпилем.
В наше посещение был выходной, совпавший с праздником дня России — посетителей было много. Многолетняя реконструкция замка вроде как закончилась, но выход на башню, откуда прекрасные виды на город, был закрыт. Официального объяснения этому найти не удалось, расскажу местную байку. Ее связывают с именем Мединского, приехавшего еще в ранге министра культуры принимать произведенные в замке реставрационные работы. Вроде бы ему все понравилось, но вдруг кто-то из свиты воскликнул — «А лифта для подъема на башню инвалидов не соорудили!» И хоть исполнители доказывали, что лифт не был предусмотрен проектом, акт приемки так и не подписали… Правда это или нет — вам решать)) Зато мы посетили две выставки в отреставрированных помещениях замка. В Доме наместника мы посмотрели выставку старых фото города.
А в здании Цейхгауза познакомились с выставкой «Тайны затонувших кораблей» и выставкой картин, посвященных замку.
Честно признаюсь, что бОльший интерес вызвали не выставки, а качество реставрации помещений замка. Вывод однозначен — реставрация произведена на достаточно хорошем уровне!
Петровская гора считается одной из самых интересных смотровых площадок Выборга. Она находится на скале, расположенной напротив Выборгского замка, на которой когда-то располагался штаб генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. На вершине горы находится памятник Петру I, созданный скульптором Леопольдом Бернштамом.
Монумент был установлен в 1910 году, в период вхождения Выборга в состав независимой Финляндии был снесен, но потом восстановлен. Ниже по склону находится Музей Шоколада и культурно-развлекательный комплекс «Петр I Северный Плацдарм».
На территории установлены военные палатки, разнообразные орудия прошлых эпох, воссозданы места привалов, оборудована Аллея полководцев. И музей и комплекс, на мой взгляд, рассчитан, в первую очередь, на детвору.
О славном боевом прошлом напоминает памятник адмиралу Ф. М. Апраксину, сподвижнику Петра I, единственный в России. При его участии произошло взятие города в ходе Северной войны и присоединение его к Российской империи.
Рассказывая о Выборге, невозможно не упомянуть о великолепном Монрепо — скальном пейзажном парке на берегу бухты Защитной в Выборгском заливе. Мы посетили его на второй день.
Парк редкой красоты, где дикий, где украшенный рукотворными вкраплениями, расположенный на землях бывшего частного поместья, владельцами которого на протяжении 150 лет было семейство баронов фон Николаи.
Необходимо отметить, что стоянка для авто у парка, похоже, отсутствует, что следует иметь в виду автотуристам. А сам парк с огромными мшистыми валунами, переплетёнными корнями деревьев, островами и мостиками, деревянными фигурами,
архитектурными павильонами производит очень сильное впечатление. В парке давно идёт реставрация, правая часть его еще находится в этом активном процессе, и закрыта для посещения, но это не мешает насладиться его красотой — солнце пробивается сквозь вековые сосны, как отблеск вечности…
Мы были там впервые, сравнивать было не с чем, но по свидетельству коллег-туристов работы по благоустройству парка заметно продвигаются. Думаю, что открытой для посетителей части парка с лихвой хватит насладиться чудесной карельской природой.
Туристическая тропа вдоль берега ведет к самым популярным объектам — храму Нептуна, источнику Нарцисса с родниковой водой, березовому мостику, скиту отшельника.
От храма Нептуна виден остров Людвигштайн с капеллой Людвигсбург.
Это место семейство Николаи сделали своей семейной усыпальницей — этакий «остров мертвых». На вершине скалы стоит похожая на сказочный замок неоготическая капелла, остров окружен рвом с водой, как рекой Стикс, как бы намекая, что попасть туда можно только с помощью перевозчика Харона.
"Остров мертвых" швейцарский художник Арнольд Бёклин (1827—1901)
Мне это мрачноватое место очень напомнило картину «Остров мёртвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901 годы). Я впервые услышал о ее существовании по прочтении довольно модного, но мрачного романа Елизарова «Земля», где она является одним из важных смысловых артефактов произведения. А вскоре и увидел эту картину в музейной экспозиции Генштаба в Питере.
Переплывать Стикс нам не захотелось, поэтому мы продолжили наш путь дальше…
Тропинка подводит к скале, под которой надо обязательно пролезть и загадать желание.
Потом тропа дойдет до памятника героя эпоса «Калевала» Вяйнемяйнена, после чего территория парка вскоре заканчивается и начинается экологическая тропа, которой мы не преминули пройти.
На изучение парка Монрепо, если не торопиться, можно потратить целый день. Наслаждаться природой, кормить наглых шумных чаек и полных собственного достоинства уток.
Выборг — это русский город с западноевропейской архитектурой. После распада СССР в стране таких осталось совсем мало, в голову приходят только города Калининградской области. За свою историю город менял названия, государственную принадлежность, переживал войны. Выделяется шведский период в его истории (1293–1710 годы), Российский период (1710–1917 годы), который наступил благодаря батюшке-Петру, ну и недолгий Финский период (1917- 1940 годы), благодаря дедушке Ленину. К началу 20-го века население города на 81% состояло из финнов, город, являясь частью Российской империи, развивался в составе Великого княжества финляндского под сильным европейским влиянием. После советско-финской войны 1939 года он вошел в состав СССР, финское население полностью эвакуировалось в Финляндию, а город начал заселяться советскими переселенцами, то есть произошли события, чем-то напоминающие подобные в Калининградской области.
Город имеет очень большой туристический потенциал, хотя явно требуются инвестиции для спасения его исторической архитектуры от разрушения… Выборг и парк Монрепо показались нам очень привлекательными, это было одно из самых ярких впечатлений июньского автопутешествия. В городе большое количество музеев для разных категорий публики, что-то интересно для юного поколения, что-то для искушенных туристов, ну, а погулять по городу и парку доставит удовольствие для всех))
Цикл материалов "Автопутешествие от москвы до Выборга и обратно":
1. Город Достоевского. Прогулки по Старой Руссе
2. Нескромное обаяние Ораниенбаума. Апельсиновый рай
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия