Строчка из песни Розенбаума, послужившая заголовком к этому рассказу, надеюсь настроит вас, дорогие читатели, на романтично-мечтательный лад. И если с первого абзаца вы поймаете эту волну, то тот волшебный день, совершенно неожиданный и не ожидаемый, после плотнейшего ноябрьского тумана и осеннего дождя накануне, мы проживем вместе, я заново, а вы в первый раз.
Названия посещенных городков мало кому что скажут, за исключением пожалуй Ла Морры. До моей поездке оных не просто не было в базе сайта, но и в русскоязычной сети их описание практически не встречается.
И это тем более странно, что редко где увидишь пейзаж более совершенный, к тому же наполненный историей, традициями и событиями.
Кунео — край калейдоскоп. На каждом повороте открывается новая картинка, составленная из причудливого сочетания природного ландшафта и архитектуры. Сверните за поворот, и обнаружите, что все изменилось — и цвета, и форма, и число таких комбинаций бесконечно.
Не помню уже, какой дорогой из Ниелла Бельбо, где был наш гест,
мы отправились в Костельоне д Асти, но очутились на отрезке нами до этого не проезжаемом. Я гнала желание останавливаться за каждым поворотом, боясь не успеть охватить все задуманное, т. к. программа на этот день планировалась обширная, хотя по расстояниям и не большая.
Но в один прекрасный момент, я поняла, что «вот наконец пришел тот час, когда я здесь и вижу вас». И это не оборот речи.
И не то чтобы в остальные дни окружающие красоты оставляли равнодушными, особенно по первости… Но тут как-то все сошлось: и свет, и цвет, и даже звук коровьих колокольчиков, поднимающийся из долины.
Мягкие скаты холмов и яркие прогалины виноградников и пастбищ этой пасторальной тихой заводи были похожи на картинки средневекового месяцеслова из учебника истории за 5-й класс, а жители, обитавшие среди всего этого благообразия, должны, казалось, с беззаботным равнодушием к широкому миру, каждое утро просыпаться с уверенностью, что живут они наилучшей из возможных жизнью в наилучшем из возможных мест.
И живут они с этой бессловесной верой, что Бог каким-то образом избрал их, оказал особую услугу, поселив там, где блага всего мира словно собрались в одном свято чтимом месте.
Буквально через пару минут после ослепительного пейзажа показался Костильоне д Альба — еще один город-коммуна на границе Моферрато и Ланге. Довольно населенный по местным меркам, около 6 тыс.человек на 35 кв.км.
Начало летоисчисления и жития его по одним записям датируется 1255 годом, а по другим даже 1041. Опять же здесь порезвились гвельфы и гиббелины, пока земли не были куплены семьей Ассинари в 1351 году.
Глава семьи благоразумно и дальновидно присягнул на верность Савойскому дому, что позволило ему избежать треволнений близлежащих, даже более крупных городов. Как например соседний Асти переходила из рук в руки довольно часто: Висконти, потом Монферрато, а за ними Орлеанезе.
Кастильоне д Асти показался нам ухоженным, не бедным и даже каким-то щегольским. В нем по местным тишайшим меркам кипела жизнь. Пенсионеры, попивая кофе, нежились под ноябрьским солнцем.
Однако суровая правда жизни имела место и там: у местной церкви стоял похоронный катафалк в венках, что помешало нам в нее зайти, а в замке, где, насколько я поняла, разполагался какой-то музей, затеяли ремонт.
Поэтому впечатления остались смазанными, но не противными, и еще немного покрутившись по полутора улицам, мы отправились в городок с несколько неблагозвучным названием Говоне.
Ландшафт на этом отрезке, и это даже странно, не пестрел яркими красками.
Он скорее был приглушенно оливковый и ложился подстрочником в фразу Толкинена: «Однажды в тиши утра, в те далекие времена, когда в мире было гораздо меньше шума и больше зелени».
В отличе от Костельоне Говоне известен еще древнеримских времен. Знаменит он своим замком, внесенным в список ЮНЕСКО, на минуточку.
А замок в свою очередь тем, что для семейства Соларо его перестраивал сам Гварино Гварини, а в 1730 году посетил Жан Жак Руссо.
В конце XVIII века он становится резиденцией Савойского дома, которые брали, судя по всему, не роскошью, а количеством.
Сейчас внутри муниципалитет коммуны, в которой 2 с половиной тысячи жителей. Я вот только не поняла, можно туда зайти или нет? Кое-что в замке можно посмотреть: комнаты отделанные китайскими обоями и бальный зал в стиле трамплей.
Полазав по лестницам и позаглядывав в окна, никакой жизни внутри не обнаружила,
кассы опять же не наблюдалось, и мы пошли бродить по безлюдному, как и его мэрия, городку.
Боковое зрение выхватило табличку на воротах. Я ее специально сфотографировала, чтобы не быть голословной. Обратите внимание на часы работы библиотеки.
Помните сакраментальную фразу из «Операции «Ы»: «Не подскажете, как пройти в библиотеку.»
Но больше всего Говоне мне запомнился не замком, и не часами работы мифической библиотеки, и даже не краснокирпичной церковью, освященной уже не помню в честь какого святого или святой,
а какой-то зачарованной тишиной и гармонией прощального привета осени, машущей скрывшемуся за поворотом лету.
Вернулись к машине, запаркованной в старинном парке,
с дивной липовой аллеей, в ноябре лишь тронутой желтизной. Поначалу я захотела по ней пройтись, но потом вспомнила, что там какая-то невероятная длинна, чуть ли не 3 км, хотя может и путаю, и еще вспомнив, что на сегодня у нас целых 6 городков, а 2 из шести — это даже не половина.
В Гуарене я ехала ради еще одного замка. Вот про замок в Говоне я даже и не знала, а про замок в Гуарене знала и желала посмотреть, и не столько на него, сколько на его регулярный сад, в правильных геометрических линиях которого, мне чудилось что-то полетно-космическое.
Пейзажи от Говоне до Гуарене тоже не дурны.
Я видела в сети и фотографии замка с садом и селфи граждан на их фоне.
С настроя сбил меня сначала муж, завив, что в замке сейчас пяти-звездочная гостиница, а потом и высокая стена с редкими, металлическими наглухо задраенными калитками с видеокамерами в придачу.
— Ну ничего, — ответила я мужу, — дойдем до главного входа, а там нас пустят.
Но не тут-то было. И главные ворота были заперты, а въезжавший туда на рабочей машине человек в интерком наговаривал не только свое имя, но и еще какой-то пароль.
— Блин, видимо облом, — подумала я, но для верности через забор спросила еще у одного работника, прибирающего тот самый, вожделенный садик,
— А нельзя ли зайти посмотреть?
— Нет, извините, я сожалею, мне очень жаль (вот буквально так), но нельзя.
Муж надо мной расслабленно подхихикивал, но когда мы проходили мимо одной из калиток, мгновенно собрался, заприметив мой мечтательный взгляд на перекрестья загородок, и прошипел, чуть ли не схватив за капюшон:
— Даже не смей!
Когда-то замком владела семья Роэро, если помните одна из самых живописных областей в провинции Кунэо называется «Ланге и Роэро», но после смерти последнего из рода в 1899 усадьбу унаследовал граф Провано ди Колленья. Ну, а 2011 он переходит в частные руки и фиг вам посмотреть на интерьеры, да бог с ними с интерьерами, садик зажали гады.
Поэтому ни солоно хлебавши, пошли мы улочкам, закручивающимся ракушкой наутилусом вокруг стен замка.
Встретили две церкви. Первая святых Петра и Бартоломео, полностью реконструированная в XVIII веке, но хранящая гораздо более ранние шедевры: например картину Гауденцио Феррари «Низложение».
Говорят, что в начале 1900-х годов, чтобы изобразить некоторые фигуры на сводах, художники были вдохновлены персонажами, которые на самом деле жили в Гуарене, давая характер постоянного свидетельства жизни некоторых людей общины.
Приходская церковь была соединена с садами замка крытым переходом, который пересекает дорогу, отделяющую церковь от стены, содержащей набережную садов замка. Этот проход, называемый «voltone», позволял графам и их гостям получить доступ к своей частной трибуне, расположенной в церкви.
Не знаю каково было население Гуарене несколько веков назад, но на данный момент на 3 с половиной тысячи там три полноценные церкви. До св. Аннунциаты мы не дошли, а вот на Сан Микеле посмотрели. Она, как и св. Петра и Бартоломео, оказалась закрытой.
Сан Микеле — старейшая региональная церковь не только Пьемонта, но и всей страны. Она упоминается в 1379 году, как место подписания бумаг при покупке Гуарене графами Роэро.
Колокольня церкви Сан Микеле.
Ее никогда полностью не сносили, хотя за 650 лет она подвергалась различным реконструкциям. Последняя состоялась в 1868 году.
Было уже заметно, что день теряет свою силу.
Пейзажи от Гуарене хоть и были волнительны, но до критической отметки «восхищение» не доходили, да и урбанистическая составляющая, от которой за полторы недели мы отвыкли напрочь, давала о себе знать.
Наверное излишне повторять, что жизнь, при всей ухоженности, в городе почти не читалась.
Ну вот и пройден экватор того дня. Было где-то около четырех и до заката оставалось максимум часа три. Уже ложились глубокие тени и наступала пора безвременья: еще не вечер, но уже и не день.
Мне очень хотелось приехать в Ла Морру — конечный пункта того дня, как раз ко времени захода солнца. С ее смотровой открывается пожалуй самый завораживающий вид на долину. Когда выползает предзакатный туман и в этих мелких городках, носящих гордое название — коммуны, зажигаются ночные огни. Что может быть романтичнее и символичнее под занавес поездки.
А как оно сложилось на самом деле в следующей части. Не забудте, у нас еще 3 населеннных пункта.
Окончание здесь.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия