Мы бедные овечки
Получилось не всё. Норвегия такая страна, где от погоды зависит очень и очень много. Даже не припомню, чтобы мы раньше в каких-либо странах так тщательно мониторили погодные условия. Норвежский сайт https://www.yr.no/en плотно прописался в телефонах, с его просмотра начинался каждый новый день, и заканчивался им же.
А так как основные активности предполагались на открытом воздухе (Норвегия вообще вся такая — ориентирована на природу), то дождь или даже шторм в одном случае, внесли свои коррективы. Поэтому совет номер #1 при путешествии по Норвегии: иметь запасной план на случай плохой погоды.
Совет номер 2: придержать коней. Норвегия — огромная страна, растянулась на 1600 км в длину, за две недели стандартного отпуска впихнуть всё в расписание не получится. Приходится резать, не дожидаясь перитонитов, как говаривала Вера Семенна из «Покровских ворот».
«Морской монстр». Выставка старинных иллюстраций
к детским норвежским сказкам. Национальный музей искусства в Осло.
Да, я знаю, что хочется и Нордкап, и Шпицберген, и Лофотены, и Язык Тролля с Атлантической дорогой. Но давайте будем реалистами: всё не влезет! Самый действенный путь — это очертить по карте примерный регион, где хочется поездить, и за его границы не заходить. А иначе будут сплошные расстройства и нытье: как же так, там всего в 500 км такое пропущено! Не пропущено, а стратегически отложено. Потом доберете.
Туннели
Совет номер 3 вытекает из совета номер 2. Быстрая езда на дорогах в Норвегии отсутствует как класс. Если вы привыкли гонять по родному Техасу под 150 км/ч, в Норвегии о таком стиле нужно забыть. По-другому и не получится: в городках ограничение 50–60 км/ч, на перегонах около 80. И оно тщательно соблюдается самими водителями (полицию на дорогах не видели ни разу). Из-за этого образуются длиннющие паровозики из 15–20 машин, которые медленно-медленно тошнят по извилистым норвежским шоссе.
И тут на помощь неожиданно приходят туннели. Впервые увидев обгон по встречке в туннеле под Бергеном, мы малость офигели. А потом поняли, что только так и надо, это самый безопасный способ. Туннели, по большей части, обладают протяженными спрямлёнными участками, и в них хорошо и далеко видно (фары + внешнее освещение). Поэтому, если вы уперлись и висите на хвосте какого-нибудь дома-на-колесах, то дождитесь туннеля, и будем вам облегчение.
Кстати, запрещающих знаков на дорогах вообще очень мало, разве что в самых-самых опасных местах. Мол, полагайся на здравый смысл, а если решил пойти на обгон в слепом повороте, то сам дурак, чего на тебя еще знаки тратить.
Предупреждающие знаки возле ледника Supphellebreen
Вообще, Норвегия прямо-таки одержима постройкой туннелей. На данный момент их около 1300, включая самый длинный Лердальский (24,5 км) и самый глубокий — Ryfylke Tunnel, который пролегает на глубине почти 300 метров под водой. В некоторых туннелях имеются полноразмерные подземные кольцевые развязки, другие красиво подсвечены, третьи закручены в спираль. А многие еще и без всякой облицовки, как будто только вчера здесь прошли гномы с мотыгами. Едешь, а в голове звучит: «Та-та-та-та-та-тата-та-та-та…»
В следующем году начнется строительство первого туннеля для кораблей (Stad Ship Tunnel), через который смогут проходить даже большие круизные суда.
Концептуальное изображение порталов туннеля:
The Norwegian Public Roads Administration/ Норвежская администрация дорог общего пользования
В общем, страсть местных жителей к туннелям очевидна. И если вы, путешествуя по стране, заметите какие-нибудь дорожные работы, то с высокой долей вероятности, они строят очередной туннель.
Паромы
Отдельного упоминания стоят паромные переправы. Норвегия — это не только горы с туннелями, а еще и страна фьордов. Если надо быстро попасть с одного берега на другой, а на объезд нет времени, то на помощь приходят паромы.
Организация всего процесса великолепная: подъезжаешь к берегу, становишься в нужный ряд с названием населенного пункта (из одного порта паромы могут ходить по разным направлениям), в порядке живой очереди, паром подплывает, выгружает предыдущих пассажиров, и можно заезжать.
Стоит заметить, что паром никого не ждет, и отходит строго минута в минуту. Опоздал — жди следующего, зато будешь первым в очереди. Мы один раз влетели на паром прямо с дороги, не останавливаясь в порту, и сразу же поплыли — аппарель в заднем зеркале закрывалась на ходу, когда даже еще не успели выключить машину.
Оплата происходит бесконтактно через систему Autopass (на вашей прокатной машине она стоит по умолчанию; никаких дополнительных телодвижений не требуется). На маленьких паромах, которые идут 15–20 минут, работники иногда ходят с ручными терминалами для считывания номера машины; с автопаса потом всё спишется.
На самом пароме сидеть всё время в машине не обязательно. Можно пройти в комфортный салон (выглядит как длинный вагон поезда, с креслами и столиками), сходить в туалет, выпить кофе или съесть бутерброд. На стенах висят мониторы, где движение парома отображается в реальном времени, а объявление по громкой связи (сначала на норвежском, потом на английском) напомнит, когда возвращаться в машину.
Паром мягко тюкается о берег, опускает аппарель, и вы свободны ехать на все четыре стороны. Хотя обычно путь один. Да, сразу в туннель.
Кому важно, можно заранее прикинуть цены за паромную переправу вот по этой ссылке >>
Потрясающий факт: с 1 июля 2022 года по решению норвежского правительства некоторые паромные маршруты стали бесплатными. Вот их список >>
Мы лично ездили из Utne в Kinsarvik, не заплатив ни кроны. А так, средняя цена за переправу в районе 100 NOK с машины ($10).
Если вы всё еще в сомнениях на счет того, как и что происходит при паромной переправе, то вот этот ролик поможет:
«>
Машина и дороги
За две недели и почти 2500 километров, проехали около сотни туннелей, и переправились на 7-ми паромах. И это лишь мало—мальская часть от того, что может предложить Норвегия.
Принимая во внимание, что в Норвегии всё дорого, и надо бы как-то сэкономить, решили в прокате брать машину-гибрид. Тем более, что у Hertz гибриды стоили столько же, сколько обычные машины. Экономия на топливе должна была стать существенным подспорьем бюджету. Самый дешевый бензин, который видели: 19 NOK за литр, самый дорогой — 25 NOK. Это около $9 за галлон, товарищи американцы. Можно падать в обморок.
Серебряная, красивая Suzuki S-Cross Hybrid была практически новой, всего пара сотен километров на одометре. В бумагах божились, что будет делать чуть ли не 50 миль на галлон (4,7 литра на 100 км). На деле же цифры оказались поскромнее, около 36 миль. Это не слишком отличается от того, что мы имеем дома без всяких гибридов; возможно, что горные дороги Норвегии играют свою роль.
Не считая знаменитого платного моста Hardanger Bridge, платные дороги видели только в районе Осло, где вместо одной полосы периодически встречалась временная вторая, а разрешенная скорость поднималась до 110 км/ч.
Норвегия — это вообще не про скорость. Я бы на дорогах ввела новые знаки: уровень страха. Например, красный квадрат на въезде — максимальная концентрация внимания. Потому что некоторые _ну очень_ опасные. Узкие, высоко в горах, еще и однополосные с двусторонним движением.
Дом-на-колесах пробирается в облаке по краю утеса
Если вы не чувствуете в себе силы, что сможете в какой-то момент движения сдать задом, по кривой, по внешней стороне над обрывом, пока мимо вас по стеночке просачивается огромный, груженый лесом, грузовик, то лучше на некоторые дороги не заезжать.
Вот Топ-5 дорог, которые наиболее впечатлили нас в Норвегии (все карты можно двигать и масштабировать).
- Дорога Троллей
- Дорога к горнолыжному курорту Folgefonna Summer ski resort
- Дорога по северному краю озера Lovatnet
- Дорога по туннелям и мостам к острову Рунне
- Дорога к дамбе над озером Styggevatnet
Не верь навигатору
Хочется предупредить о следующей ситуации, которая случалась с нами дважды. Вот прокладываете вы маршрут, просматриваете его от точки A до B, фиксируете время в пути. Поехали! А где-то через час оказывается, что вместо запланированных 3 часов езды навигатор рисует 7 с половиной, с каким-то крутым ненужным объездом через тьмутаракань. А почему? А потому что по пути вот прям щас где-то закрыли туннель.
Обычно это временное явление, но навигатор об этом почему-то не знает, и упорно предлагает 7 часов. Даже если туннель закрыт для каких-то работ, то стоят работники, и направляют всех в объезд по верху. Это, конечно, занимает дополнительное время, но не часы же.
В одном случае, по пути из Осло в Хардангер, GPS захотел познакомить нас заодно и со Ставангером (это огромный крюк на юг). Не послушали, поехали к «закрытому» туннелю, который прекрасно объехали по холмам.
В другом случае, рядом c Эйдфьордом туннель вообще не был закрыт, хотя навигатор рисовал его таким даже в тот момент, когда мы уже ехали по нему. Если бы послушались компьютерную дуреху, потеряли бы пять часов.
В общем, доверяй, но проверяй. Для мониторинга дорожной ситуации по стране еще пригодилась вот эта ссылка >>
Там можно не только посмотреть, какие дороги закрыты, но и кликнув на иконку веб-камеры, увидеть фото дорожных участков в реальном времени, плюс погодные параметры. Чрезвычайно полезный ресурс!
Еще несколько хороших ссылок:
Карта с рельефом (ставить hybrid): https://kart.gulesider.no/
Карта с тропами: https://ut.no/kart#10.79/60.0887/6.5047
Scenic routes: https://www.nasjonaleturistveger.no/en/routes/
(эту ссылку еще очень удобно использовать в качестве планировщика, чтобы прикинуть, где лежит самое вкусное).
Общий сайт с готовыми маршрутами по категориям, такими как: 10 лучших мест для посещения с детьми, подборка топовых троп, лучшие места для любителей получать адреналин, и т. д. https://www.visitnorway.com/
Люди
Как нам показалось, норвежцев можно разделить на две неравные категории. Первые — это те, кто кормит страну, кто занят на тяжелых и опасных работах и производстве. Нефтяники, рыбаки, строители. Вторая категория — условные менеджеры, «офисный планктон». Встают поздно, работают мало, ложатся поздно, не любят напрягаться, имеют 5 оплачиваемых недель отпуска в год.
Очень характерный пример мы обнаружили чуть ли не в первое утро, когда прилетели в Берген. Знаете, во сколько у них открываются кофейни? В 6 утра? В 9? В 10? Не угадали. В 11. Coffee shop в одиннадцать утра! Просто немыслимо.
Поговорили в девочками-работницами из кофейни. Они нашего удивления не поняли, мол, а чо-такова, раньше все равно клиентов не будет.
Но мы упорные, мы нашли тех, кто рассчитан на ранних пташек — прекрасную кофейню Godt Brød, недалеко от съемного апартмента, которая открывалась в рань-перерань. В 8 утра.
Преподаватель иностранных языков из университета в Осло однажды сказал, что норвежцы похожи на термос: твердый и холодный снаружи, но приятный и теплый, когда его открываешь.
Коллекция, посвященная современной моде.
Национальный музей искусства в Осло.
В этом они близки к русским: достаточно замкнутые, но, если пообщаться — раскрываются быстро, довольно приветливые.
Наша дочка-тинейджер, воспитанная американским обществом, поначалу всё спрашивала меня полушепотом, почему норвежцы такие «недобрые» и «не улыбаются»? Под «недобростью» у ребенка оказалось то, что, когда заходишь в магазин, никто не спешит сказать тебе «здравствуйте» и «добро пожаловать», как принято в Штатах.
Не особо распространен и принятый на американском континенте «small talk» — легкая болтовня ни о чем с соседями по очереди или с теми же продавцами. Мы пытались объяснять, что это совершенно другая культура, где люди ведут себя по-другому, но это не значит, что они злые или какие-то плохие.
Ребенок мотал на ус, что-то даже записывал на телефоне. Очень надеюсь, что все же донесли правильный смысл.
Еще одна черта, сильно поразившая нас в норвежцах, это полное игнорирование ими ягод-грибов в лесу. Хотя в магазинах покупают с удовольствием ($6 за малюсенькую коробочку малины).
Гуляя по тропам, мы то и дело отвлекались на обширные малинники, растущие по обочинам, на поля голубики, на лужайки земляники. Ягод было столько, что реально набрать литра 3–4 за один присест, почти не напрягаясь. Встречные на нас смотрели странно — мол, что за люди с голодного острова по лесу побираются. Знали бы они, от чего отказываются! Этот момент остался совершенно не понятым.
Земляника
Как всегда, правильный ответ у котиков:
— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. (Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»).
ЗОЖники
Для норвежца спорт — это почти что религия, каждый третий серьезно чем-то занят, во что-то играет, или состоит в каком-нибудь спортивном клубе. Ошеломляющая цифра, если вдуматься и прикинуть на себя и общество вокруг.
Причем, многие совершенно не считают себя спортсменами. Спросишь встречного в норвежских лесах на нереальной высоте: «Вы профессиональный лыжник?» И получишь в ответ: «Да вы что! Я в офисе работаю». Скромняшки. Это вы еще не видели, с какой скоростью они ходят по горным тропам! Даже ветхие дедульки.
У норвежцев, кстати, целых два слова для обозначения понятия «спорт». Первое такое же — sport, а второе — idrett. Это спорт на пределе возможностей человеческого тела. В общем, верховая езда — это спорт, а погружение с аквалангом уже «идретт».
Наш спуск с пилотом по олимпийской бобслейной трассе в Лиллехаммере я бы смело отнесла к «идретту». Даже можно сказать «идрить твою на лево!» Это совсем не просто, как кажется со стороны, даже для пассажиров. Для чего там на финише первым делом встречает указатель на туалет? Не ради красоты.
Ускорение в 3G совсем не шутка, мы еле-еле очухались, и потом весь день ходили как прихлопнутые обухом. Ребенку, кстати, хоть бы что.
Однако, ЗОЖ совершенно не мешает норвежцам пить, в смысле выпивать. Велосипедист с бутылкой виски на месте бутылки с водой? Ха, удивили. У них даже есть такое понятие, как пойти к кому-нибудь домой после бара, догоняться, так сказать. «Nachspeil» называется, распространено повсеместно. «Нашпилиться», в общем.
Выпивая, норвежцы чокаются и произносят «Skol!» Многие гонят самогон, особенно на севере.
Откуда деньги, Зин?
Пока летели в Норвегию, в самолете я читала разные статьи и эссе по истории страны. И по всему выходило, что долгое время соседние скандинавские государства считали Норвегию кем-то вроде «деревенщины». Особенно датчане.
Как в сказке: было у отца три сына, два нормальных, а третий дурачок. И так же, как в сказке, этому самому «Ивану-дураку» выпал невероятный фарт: 50 лет назад он нашел нефть.
Как говорится:
еще вчера косил он сено,
а щас гляди парле франсе на
Норвежская нефть называется North Sea oil. С тех пор как в начале 1970-х годов на норвежском континентальном шельфе началась добыча, нефтегазовый сектор превратился в крупнейший в Норвегии с точки зрения государственных доходов, инвестиций и стоимости экспорта.
У норвежского государства есть три источника дохода от шельфовой индустрии: налоги и пошлины, взимаемые с нефтяных компаний, прямое экономическое участие государства, и дивиденды от его долей в Statoil (недавно переименовали в Equinor) и Norsk Hydro (эти ребята занимаются производством алюминия и электроэнергии).
Порт в Бергене
C конца 1990-х, большая часть ошеломляющего уровня нефтяных доходов Норвегии (сверхдоходы) была спрятана в Глобальный Нефтяной фонд, из которого на каждого норвежского гражданина приходится около 2 030 000 крон или по $237 255.
А куда идут нефтедоллары? На всеобщее благосостояние. На какие денежки, вы думаете, строятся все эти бесчисленные туннели и мосты? На нефтяные, конечно.
Дорога Троллей. Бюджет: 400 млн $
У Познера, кстати, была прекрасная серия из трех передач про Норвегию, в том числе о том, как страна за относительно короткий промежуток времени превратилась из захолустного в богатое государство. И всё это за счет разумного использования природных ресурсов.
Очень интересный материал, есть на ютюбе:
А в следующей части поговорим немного о том, где жить и где есть в Норвегии.
To be continued…
Теги:
Автопутешествия, Круиз, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия