В первой части мы рассказали о римском наследии Таррагоны. Здесь же речь пойдет о Таррагоне средневековой и Таррагоне эпохи модерна.
Собор Таррагоны — жемчужина средневекового искусства
В средневековом наследии Таррагоны тоже есть много интересного. Прежде всего, это великолепный собор Св. Фёклы, начатый в 1171 году в романском и завершённый в 1331 году в готическом стиле. Он расположен на самой высокой точке города, там, где когда-то находился римский храм Юпитера. Фасад украшен 22 статуями апостолов и пророков; по центру центрального портала находится высеченная из римской колонны статуя Богородицы.
Cобор Таррагоны: вид снаружи.
Cобор Таррагоны: главный фасад в готическом стиле.
Статуи апостолов и пророков на готическом портале.
Статуя Богородицы в центре главного портала.
На центральном фасаде есть три интересных барельефа. Внизу центрального тимпана выразительно изображен Страшный суд, а в тимпане находящихся слева романских ворот представлена сцена поклонения волхвов. Но самое интересное находится справа от готического портала — в стену собора вмурован раннехристианский саркофаг 4-го века со сценами из жизни Христа.
Вмурованный в стену саркофаг со сценами из жизни Христа.
Интерьер собора организован как трёхнефная базилика с тремя алтарными апсидами и хорами посередине.
Центральный неф собора с хорами 15-го века и главным алтарем в перспективе.
Центральным украшением собора является его великолепный главный алтарь, выполненный из полихромного алебастра в 15-м веке. Его верхняя секция посвящена традиционным евангельским сюжетам.
Главный алтарь собора. Выполнен мастером Пере Жоаном (Pere Johan) в 1426-1434 гг. из полихромного алебастра. Алтарь является жемчужиной каталонской готической скульптуры.
Верхняя часть алтаря с традиционными евангельскими сюжетами:
- Нижний ряд: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Сретение.
- Средний ряд: Тайная вечеря, Бичевание, Подъём на Голгофу, Распятие.
- Верхний ряд: Воскресение, Вознесение, Троица, Коронация Святой Девы.
Нижняя панель главного алтаря разбита на 3 части и описывает сцены из жизни Святой Фёклы, которой и посвящен собор.
Справочно: Св. Фёкла — раннехристианская мученица 1-го века н. э. родом из г. Иконии в Малой Азии (ныне г. Конья в Турции), ученица апостола Павла. Была очень хороша собой, но выслушав проповедь Павла, отказалась выходить замуж за своего жениха, решив посвятить свою жизнь служению Богу. За это, а также за принятие христианства, была приговорена к смерти, но каждый раз была чудесным образом спасена во время казни. А казнить её пытались разными способами: сожжение (ливень погасил костер), растерзание дикими зверями (звери её не тронули), разрывание волами (лопнули верёвки). В конце концов её оставили в покое, и она продолжила учиться у апостола Павла, а потом поселилась в сирийской Селевкии и прожила там до 90 лет, проповедуя христианство. Подробнее о Св. Фёкле см. здесь.
Житие и страсти Св. Фёклы (центр панели):
- В середине: образ Христа как «Мужа скорбей», уже принявшего смертные муки;
- Слева — Никодим и Дева Мария, справа — Иоанн Креститель и Иосиф Аримафейский;
- (Никодим и Иосиф, ученики Христа, сняли его тело с креста после распятия и похоронили в пещере).
Житие и страсти Св. Фёклы (левая сторона панели, слева направо):
- Проповедь Св. Павла;
- Сожжение Св. Фёклы;
- Св. Фёкла брошена на растерзание диким зверям.
Житие и страсти Св. Фёклы (правая сторона панели, слева направо):
- Св. Фёкла брошена в болото со змеями;
- Св. Феклу пытаются разорвать волами;
- Обретение мощей Св. Фёклы.
По периметру собора расположены многочисленные капеллы, и мы обратим внимание на наиболее красивые из них. Начнём с капеллы Св. Фёклы. Неудивительно, что ей уделено так много внимания в соборе Таррагоны — ведь она считается святой покровительницей этого города. В капелле хранится частичка её мощей.
Капелла Св. Фёклы (Capilla de Santa Tecla). Построена в 1775 г. в стиле позднего барокко.
Хороша также готическая капелла Св. Михаила, знаменитая своим алтарем (или ретабло, как их часто дословно называют), датируемым 15-м веком.
Алтарь (retablo) 15-го века в капелле Св. Михаила (Capilla de San Miguel).
Готическая капелла Святой Девы, она же «капелла портных» (Capilla de Santa María de los Sastres,) просто восхищает. Капелла была построена в 14-м веке на средства гильдии портных, отсюда и название. Она украшена богато декорированным арочным куполом, каменной резьбой и статуями, а также алтарем из полихромного алебастра. Некоторые фигуры в алтаре и в верхнем ряду статуй каким-то образом ассоциируются с гильдией портных. По красоте эта капелла сопоставима с главной капеллой (Capilla Mayor), где находится основной алтарь со страстями Св. Фёклы.
Фантастическая капелла портных (Capilla de Santa María de los Sastres), 14-й век.
Cводчатый потолок капеллы портных.
В соборе есть одно очень красивое захоронение — это гробница инфанта Хуана Арагонского, сына короля Хаиме II (Jaime II), о котором уже шла речь в рассказе про монастырь Сантес-Креус. Этот его сын не стал королем, но зато служил архиепископом Таррагоны и был упокоен «по месту службы», в соборе. Самая левая из фигур, окружающих его саркофаг, — Св. Фёкла (куда же без неё). По центру — Людовик Святой, король Франции, участник крестовых походов. Крайний справа — епископ Фруктуос, казнённый в амфитеатре Таррако в римские времена.
Захоронение инфанта Хуана Арагонского, епископа Таррагоны, умершего в 1334 г.
Продолжим разбираться с капеллами:) В прекрасной капелле Божьей Матери Монсерратской (Capilla de la Virgen de Montserrat) находится выдающийся алтарь начала 15-го века в стиле «пламенеющий готики». Он был перенесен в собор Таррагоны из монастыря Святые кресты. Барочная капелла Св. Фруктуоса (1666 г.) посвящена одному из святых покровителей Таррагоны.
Капелла Божьей Матери Монсерратской с алтарём 1525 г.
Барочная капелла Св. Фруктуоса (1666).
Слева: орган собора, датируется 16-м веком и украшен изысканой резьбой по дереву.
Справа: распятие с Богоматерью и Св. Иоанном.
К клуатру монастыря примыкает Епархиальный музей с богатой коллекцией церковного искусства, где мы нашли несколько довольно интересных экспонатов.
Алтарь 1350 г. «Св. Иоанн Креститель и Св. Маргарита Антиохская».
Алтарь 1411 г., посвящённый Св. Иакову.
Слева: барельеф из полихромного алебастра «Святой Иероним».
Справа: арабская арка из Кордобы, 960 г.
Наконец, говоря про таррагонский собор, нельзя не упомянуть его клуатр, который нам очень понравился. Клуатр очень большой, каждая галерея имеет по 45 метров в длину. Его начали строить в романском стиле ещё в 12-м веке, а закончили через сто лет уже с использованием элементов готики. Кроме того, в его отделке были использованы элементы мусульманской архитектуры (зубчатый фриз, который идет сверху по всему периметру клуатра, розетки вверху арок). В результате получилось что-то очень необычное и привлекательное.
Вход в клуатр из собора осуществляется через изыскано декорированный входной портал 13-го века, именуемый Порталом Богоявления (Porta de l’Epifania).
Входной портал клуатра с Христом Пантократором и четырьмя евангелистическими символами в тимпане.
Вид на входной портал изнутри клуатра.
Двойные колонны с капителями по периметру клуатра — типично романские. На капителях — различные скульптурные рельефы, включая фигуры фантастических существ и библейских персонажей, что нам уже неоднократно встречалось в испанских романских клуатрах.
Вид внутри галерей клуатра.
Во дворе клуатра. Мавританский зубчатый фриз, идущий поверх арок по всему периметру клуатра, его значительно украшает.
Вид на собор из двора клуатра.
В верхней части аркад располагаются большие круглые отверстия-розетки, заполненные ажурным каменным орнаментом, напоминающим арабскую вязь.
Средневековый город
После падения Рима город начал приходить в упадок и обезлюдел. Только в 12-м веке каталонские графы начали его отстраивать, используя камни из римских зданий. Средневековый город был гораздо меньше римского и концентрировался вокруг собора, который возвели на самой высокой точке, где при римлянах стоял храм Юпитера. Вблизи собора, на месте римского провинциального форума, селилась знать, а ниже — ремесленники и торговцы.
Средневековый город возник вокруг собора на месте римского провинциального форума.
Площадь Plaça del Pallol - симбиоз античности и средневековья: над сохранившимися воротами римского провинциального форума видны готические окна с арками.
Улица Рыцарская (Carrer dels Cavallers) - основная артерия средневековой Таррагоны. Здесь жили самые богатые горожане. Сохранился дворец Casa Castellarnau 15-го века, где останавливался Карл V, первый габсбургский король Испании. Сейчас это музей с богатой коллекцией мебели и произведений искусства (мы туда не успели, к сожалению).
Улица Главная (Carrer Major), ведущая через весь старый город наверх к собору.
Улица Св.Доминика (Carrer de Sant Domenec), ведущая от Площади фонтана Plaça dela Font (бывшего ипподрома) в нижнюю часть старого города.
Готическая аркада 14-го века рядом с собором, место средневекового рынка.
Новый город: бульвар Rambla Nova
Rambla Nova (Новый бульвар) — это широкий променад середины 19-го века, на котором находится много красивых зданий эпохи модерн и интересных памятников. Это место прогулок горожан (тут много кафе и ресторанов), а также центр деловой жизни. Улица начинается с места под названием «Балкон средиземноморья», откуда с высоты 40 метров открываются красивые виды на порт и городской пляж.
Вид с «Балкона средиземноморья» на пляж (слева виден фрагмент амфитеатра) и порт.
Начало бульвара Rambla Nova соединяется с центром города Аллеей пальм (Passeig de les Palmeres), с которой открывается хороший вид на пляж и римский амфитеатр.
Вид от Аллеи пальм на пляж и римский амфитеатр.
Также в самом начале бульвара стоит монументальный памятник адмиралу Роджеро де Лаурия (Roger de Lauria).
Памятник адмиралу Роджеро де Лаурия в начале бульвара Rambla Nova.
Справочно: Роджеро де Лаурия (1245–1305) был сицилийцем, который бежал от преследований в Барселону, в то время часть королевства Арагон. Поступил на службу к королю Педро III и стал командующим его флотом, сохранив этот пост и при его наследнике Хаиме II. Прославился во время войны с французами за обладание Сицилией. Одержал ряд блестящих морских побед в Средиземном море, после чего Сицилия стала арагонской. Во время одной из битв взял в плен будущего неаполитанского короля Шарля II Анжуйского. Во многом благодаря его усилиям провалился «крестовый поход» против Арагона, организованный Папой Мартином IV. Под конец жизни участвовал в арагонских междоусобицах и даже воевал против Сицилии. Остаток жизни провел в Валенсии.
Общий вид бульвара Rambla Nova.
Где-то в середине Нового бульвара находится Фонтан столетия (Font del Centenari), построенный там в 1954 году по проекту скульптора Жузепа Виладомата в честь столетнего юбилея открытия улицы Рамбла Нова. На фонтане расположены четыре скульптуры, представляющие четыре континента, причем каждый континент представлен человеком и животным. Животные такие: слон, бегемот, крокодил и медведь. Интересно, которое из них представляет Австралию? :)
Любимое национальное развлечение на юге Каталонии (и особенно в Таррагоне, откуда эта традиция происходит) — строить «человеческие замки». В этой связи они даже поставили памятник участникам этих соревнований (называемых castellers по-каталонски) на улице Rambla Nova. Рядом показано, как выглядит подобное сооружение из живых людей. Участники, разбитые на команды, соревнуются в возведении наиболее высоких и сложных замков.
Памятник Castellers на Rambla Nova (слева) и настоящий «живой замок» (справа). Фото из интернета.
На Новом бульваре много красивых домов в стиле модерн. Самый знаменитый из них — Дом Саласа — назван так по имени построившего его архитектора Рамона Саласа. Считается национальным монументом, имеющим художественную ценность.
Дом Рамона Саласа - один из самых красивых в стиле модерн на Rambla Nova.
Слева - театр Метрополь, модерн, 1910 г. Справа - жилой дом 1942 г. постройки.
Красивые дома на бульваре Rambla Nova.
Вместо эпилога: Альтафулья
В конце нашего путешествия по Испании мы запланировали 3 дня отдыха на море. Это оказалось очень кстати после такого количества увиденных городов, соборов и монастырей. Мы остановились в маленьком курортном местечке Альтафулья (Altafulla) под Таррагоной.
В Альтафулье было хорошо. Тёплое спокойное море, широкий песчаный пляж и небольшое количество народу (мы специально запланировали приехать туда в начале сентября, чтобы схлынули летние толпы). Всё это позволяло расслабиться и воспользоваться честно заработанным отдыхом после почти месячного путешествия по Северной Испании.
Альтафулья – панорамный вид.
Плюс над пляжем картинно нависал средневековый замок Монсеррат (El Castillo de Montserrat), ещё больше радуя глаз. Говорят, что замок купил один американец для проведения в нем спец. мероприятий типа свадеб, поэтому для широкой публики он недоступен. Но мы и не огорчились. После всего того, что мы увидели во время этой поездки по Испании, поход в замок был бы уже перебором. Поэтому мы отлежались несколько дней на пляже, переехали на машине в аэропорт Барселоны и оттуда отправились прямо в Москву.
Средневековый замок Монсеррат.
Фотоотчёт об этой поездке мы писали урывками в течение трёх лет и смогли закончить, только выйдя на заслуженный отдых. В плане были поездки и в другие части Испании, чтобы дополнить эти рассказы до описания всей страны, которая нам очень понравилась. Увы, налетел ковид и планы пошли под откос. Будем надеяться на лучшее — уж очень хочется продолжить нашу испанскую эпопею.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия