Первая часть рассказа — здесь. Во второй части речь пойдет о третьем монастыре на Цистерцианской дороге — Santes Creus, в переводе с каталонского — «Святые Кресты».
Первая часть рассказа — здесь. Во второй части речь пойдет о третьем монастыре на Цистерцианской дороге — Santes Creus, в переводе с каталонского — «Святые Кресты».
Цистерцианский монастырь «Святые Кресты» (Reial Monestir de Santa Maria de Santes Creus) возник примерно в то же время, что и монастырь Поблет — в середине 12-го века — для освоения захваченных у мавров и обезлюдевших земель. В силу принадлежности к одному и тому же монашескому ордену и одновременности основания, по своему устройству и организации Святые Кресты очень напоминают Поблет. С 1835 года, когда во время гражданской войны в Испании собственность монастырей была национализирована, монахов в нём уже нет (хотя в Поблете монашеская жизнь была восстановлена).
Пройдя через барочный портал 18-го века, посетитель попадает на площадь Сан-Бернардо. Раньше это место было собственностью монастыря, но теперь здесь частные резиденции и магазины. Место очень милое, от которого так и тянет стариной.
Пройдя всю площадь, приближаемся к основной стене монастыря, через вход в которой попадаем сразу в монастырский клуатр 14-го века, который, наряду с королевской усыпальницей, является его главной достопримечательностью. И действительно, клуатр исключительно красив.
Строительство готического клуатра вместо старого романского началось в 1313 году на пожертвования короля Хаиме II (1291–1327) и его жены Бланки Анжуйской. Воздушные арки клуатра являются жемчужиной ранней готики. Вдоль стен расположены ниши с захоронениями местной знати.
Клуатр Santes Creus знаменит также причудливыми украшениями, которые размещены в разных местах на его колоннах. Кого здесь только не увидишь: люди, звери, чудовища… Все эти скульптуры были ориентированы на неграмотных крестьян средневековья и несли им какое-то послание, которое современному человеку уже невозможно понять… Физиономия на фото ниже напоминает бородатого викинга. Сохранилось, как ни странно, имя скульптора: его звали Рейнар де Фоноль.
Зато можно без труда разгадать сюжет, изображенный на одной из угловых колонн клуатра. Это библейская история Адама и Евы, рассказанная в картинках (сверху вниз и слева направо):
1) Бог создаёт из глины Адама,
2) Из ребра Адама он достаёт Еву,
3) Они счастливо живут в раю,
4) Пока змей-искуситель не предлагает им яблоко,
5) Осознав свою наготу, они прикрываются листьями,
6) После чего ангел изгоняет их из рая,
7) И им приходится работать: Адам мотыжит землю, а Ева прядет (к сожалению, этот последний сюжет не попал в кадр).
Перейдем наконец к монастырской церкви. Она была построена в период с 1174 по 1225 гг. в форме латинского креста с тремя нефами и имеет аскетичное оформление в соответствии с цистерцианскими канонами. Алтарь церкви выполнен в барочном стиле в 1640 г.
Истинным же украшением храма являются два богато украшенных королевских захоронения, расположенные под трансептом. Там похоронены два знаменитых арагонских короля: Педро III Великий (Pedro III el Grande) и его сын Хаиме II Справедливый (Jaime II el Justo), вместе с женой Бланкой Анжуйской (Blanca de Anjou). Оба захоронения помещены в искусно сделанные ажурные павильоны.
Королевский некрополь в Santes Creus возник раньше, чем некрополь в монастыре Poblet, поскольку король Педро III распорядился похоронить себя именно в Santes Creus. Когда он умер в 1285 году, его друг и главный военачальник, адмирал Роджеро де Лаурия, привёз из Сицилии красную порфировую урну, бывшую римскую ванну, и из неё сделали саркофаг королю.
Сам Роджеро де Лаурия распорядился похоронить себя в его ногах, что и было выполнено в 1305 году. Адмирал так хорошо позаботился о своём короле, что порфировый саркофаг спас гробницу Педро III от разорения в 1835 году, когда мародёрствующие солдаты, грабившие монастырь, просто не смогли её открыть из-за тяжести камня.
В свою очередь, король Хаиме и его жена были активными вкладчиками в Santes Creus, поэтому, когда Бланка скончалась в 1310 году, Хаиме похоронил её именно там. Кроме того, он зарезервировал место и для себя, и установил белые мраморные балдахины над могилами отца и жены.
Остаётся загадкой, почему внук Хаиме II, король Педро IV, распорядился похоронить себя в Поблете и перенести королевский пантеон именно туда. Чем ему не угодили «Святые кресты»? Они ничем не хуже Поблета.
Закончим описание монастыря «Святые кресты» некоторыми дополнительными сведениями о похороненных там монархах.
Педро III Великий (Pedro III el Grande) правил в 1276—1285 гг. Он прославился двумя достижениями: в 1284 г. он без боя овладел Сицилией, воспользовавшись восстанием местных жителей против своих французских правителей, и провозгласил себя сицилийским королём. За это папа Мартин IV, союзник французов, отлучил его от церкви и объявил крестовый поход против Арагонской короны. Будучи в критической ситуации, Педро III нанёс врагам (всё тем же французам) сокрушительное поражение и отстоял свою страну.
Хаиме II Справедливый (Jaime II el Justo) правил в 1291—1327 гг. Как средний сын Педро III, он был назначен им руководить захваченной Сицилией и после смерти отца стал её королем. В 1291 г. Хаиме становится королем уже всех арагонских владений. Заключив мир с французами (при этом королём Сицилии остался его младший брат Федерико), он подкрепил его браком с французской принцессой Бланкой из дома Анжу и занялся расширением своего королевства. Он немного продвинулся на юг на Иберийском полуострове, но его главным достижением является установление, в борьбе с генуэзцами, контроля над Корсикой и Сардинией. Тем самым он завершил превращение Арагонской короны в главную средиземноморскую державу того времени.