Таррагона была последней точкой нашего затяжного путешествия по Испании. Мы остановились в маленьком курортном местечке Альтафулья под Таррагоной, чтобы сочетать морской отдых с обычной «монастырско-соборной» культурной программой. Почему мы не остановились в Барселоне, откуда собирались улетать в Москву? Главным образом потому, что под конец поездки, ожидая большую усталость от огромного количества увиденного, решили поберечь себя и оставили такую глыбу, как Барселона, «на потом». Кто же мог тогда знать, что это «потом» через три года станет ближе к «никогда»? Плюс Таррагона привлекала нас своим римским наследием, которого мы большие любители.
Расположение Таррагоны на карте Испании: на берегу Средиземного моря чуть южнее Барселоны.
Во ходе нашего путешествия ранее нам уже встретилось несколько римских городов: Legio (Леон), Lucus (Луго), Caesaraugusta (Сарагоса). В Таррагоне, однако, римское наследие Испании предстало перед нами наиболее ярко. Дело в том, что мы приехали в римский город Tarraco (ныне Таррагона), бывшую столицу одной из пяти римских провинций Испании под названием Hispania Tarraconensis.
План римского Таррако во 2-м веке: 1 - провинциальный форум; 2 - цирк (ипподром); 3 - амфитеатр; 4 - городской форум; 5 - театр (не сохранился); 6 - храм Юпитера (теперь здесь собор).
Таррако был основан как римский военный лагерь в 218 г. до н. э. во время Второй Пунической войны Рима с Карфагеном. Это был первый город римлян на Иберийском полуострове, который впоследствии стал их главным портом и базой в ходе их почти 200-летнего завоевывания Испании. В имперский период это был один из крупнейших и важнейших римских городов полуострова, в котором до сих пор сохранилось богатое археологическое наследие тех времен. В 2000 г. ЮНЕСКО признало римские монументы Таррагоны памятником Всемирного наследия.
Римская стена: общий вид.
Поражают хорошо сохранившиеся римские стены Таррагоны. Они были построены в 1–2 веках до н. э. из огромных тесаных камней в основании, поверх которых была положена кладка из камней меньшего размера. Сохранилось более 1 км римской стены высотой около 6 м с 3 башнями. Когда-то её периметр был 4 км.
Римская стена: детали конструкции.
Римская стена: одна из башен.
Другая запоминающаяся достопримечательность — прекрасно сохранившийся двухуровневый акведук длиной 217 м и высотой 26 м (датируемый 1-м веком н. э.). По нему в город шла вода из реки, находящейся в 15 км севернее. По верху акведука можно гулять — мы попробовали — очень здорово. Замечательно строили римляне: этот акведук можно хоть сейчас снова использовать по назначению. В средние века народ прозвал его «мостом дьявола» (Puente del Diabolo), полагая, что только дьяволу было по силам построить такое.
Римский акведук времён императора Августа.
Народное название акведука - «мост дьявола».
Верхний канал акведука. Когда-то тут текла вода, а сейчас можно прогуляться.
В каждом крупном римском городе был амфитеатр для проведения гладиаторских боев. В Таррако он располагался на берегу моря (№ 3 на плане) и был построен во 2-м веке н. э. именно там, чтобы использовать естественный откос горы для северных трибун (на снимке внизу — слева).
Римский амфитеатр был расположен на берегу моря за городскими стенами.
В дальнем конце амфитеатра сохранились руины романской церкви, которая была возведена там в 12-м веке на месте казни в 259 году группы христиан, включая местного епископа по имени Фруктуос. Сейчас он считается одним из покровителей города и похоронен в его соборе (подробнее об этом — во второй части рассказа про Таррагону).
Руины романской церкви внутри амфитеатра.
Другой неотъемлемой частью крупного римского города был цирк, или ипподром, где соревновались в заездах на колесницах (№ 2 на плане). Цирк Таррако был огромный (325 м в длину и 100 м в ширину), рассчитанный на 30 тыс. зрителей. От него сохранились лишь фрагменты, поскольку в средние века он был разобран на стройматериалы для сооружения других зданий (это довольно частая судьба монументальных римских построек). Самый большой его наружный фрагмент — на снимке ниже (место разворота колесниц с частью трибун).
В средние века остатки цирка переделали в крепость.
Лучше сохранилась подземная часть цирка — длинные галереи для прохода зрителей, где теперь организован музей.
В одном из подземных помещений цирка выставлен римский саркофаг 3-го века н.э., найденный в море.
Цирк хоть и разобрали, но площадка для беговых дорожек осталось незастроенной, и теперь там длинная Площадь фонтана (Plaça dela Font) с ратушей на дальнем конце (фото ниже). Примерно таким же образом сохранилось место от ипподрома Домициана в Риме (Piazza Navona), следующее фото.
Площадь фонтана (Plaça dela Font), где раньше были беговые дорожки ипподрома.
Площадь Навона (Piazza Navona) в Риме (интернет), также бывший ипподром.
В Таррако было два форума: провинциальный времен 1-го века н. э. (поскольку город был также и столицей провинции), и собственно городской. От провинциального форума (№ 1 на плане), располагавшегося вблизи ипподрома, мало что осталось.
Остатки провинциального форума.
Зато городской форум очень неплохо сохранился (№ 4 на плане). Из крупных римских построек практически полностью исчез театр (№ 5 на плане), от которого остались лишь несколько рядов сидений.
Городской форум Таррако. Стоит посереди обычной муниципальной застройки.
В Таррагоне есть очень хороший археологический музей, что неудивительно, учитывая его богатую античную историю. Нам в музее больше всего понравились римские мозаики. Самой выдающейся мозаикой там считается голова Медузы. На другой было изображено множество морепродуктов, и нам показалось, что это была реклама местного рыбного ресторана:). Потом прочитали, что она была выложена на полу одной римской виллы.
Экспонаты музея: деревянный якорь и амфоры.
Экспонаты музея: римские монеты.
Великолепная мозаика 2-го века н.э. с головой Медузы.
Мозаичный орнамент с обратной свастикой.
Остатки римской цивилизации в музее.
Через Таррако проходила важная римская дорога Via Augusta, которая следовала вдоль всего средиземноморского побережья Испании и в конце концов приходила через Пиренеи во Францию. Теперь её путь в Таррагоне и окрестностях в основном повторяет местная дорога N-340. На этой дороге за городской чертой есть два любопытных памятника.
Во-первых, это Башня Сципионов — римский траурный монумент 1-го века н. э., якобы воздвигнутый в честь братьев Публия и Гнея Сципионов, римских военачальников и основателей города. Они погибли в битве с карфагенянами в 212 г. до н. э., и долго считалось, что здесь было их захоронение с памятником над ним. Сейчас уже доказано, что к Сципионам эта башня не имеет никакого отношения, но её продолжают так называть по традиции.
На Via Augusta: Башня Сципионов.
Во-вторых, это триумфальная арка под названием Арк-де-Бера, построенная прямо на дороге в 1-м веке н. э. по завещанию Луция Люциния Суры из знатной римской семьи (его имя сохранилось на арке). Её точное назначение непонятно. По одной из версий, она отмечала границу района Таррако.
На Via Augusta: Триумфальная арка (Arco de Bera).
Второй рассказ про Таррагону будет посвящён его великолепному собору и новым кварталам.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия