Чебоксары были самой дальней точкой нашего путешествия. Теперь предстояло возвращаться назад в Москву.
Чебоксары были самой дальней точкой нашего путешествия. Теперь предстояло возвращаться назад в Москву.
800 км до Москвы можно проехать за 1 день, но мы не любим долгие переезды, да и по дороге есть что посмотреть.
В качестве перевалочного пункта выбираем Муром, а в качестве промежуточной остановки — Павлово.
Если название Павлово ничего не говорит, то с автобусами марки ПАЗ наверняка сталкивались многие. Именно эти небольшие автобусы смело преодолевают и горные серпантины, и грунтовки, и дороги на песчаных почвах. «Козлят» они отчаянно, но проходимость прекрасная.
Село на этом месте существовало с давних времен, а статус города Павлово получил лишь в 1918 году. Павлово — название распространенное, поэтому часто город называют Павлово-на-Оке.
Чтобы полюбоваться Окой едем сначала в парк Дальняя круча — вид открывается впечатляющий.
Сам парк довольно протяженный, вытянутый вдоль берега. Осень, сыро, холодно — мы практически одни. Согревают парковые скульптуры.
Вот обычно у витязя невеселый выбор на распутье. А тут выбор тоже сложный, но зато сплошные приобретения.
А от тех, кто с мечем пришел защититься помогут холодное оружие да крепкие замки. Вот и прославился Павлово своими ножами да замками.
Посмотреть на Царь-замОк можно в вестибюле ресторана «Династия». Размеры замка внушительные: высота -1,74 м, ширина 1,05 м, толщина 26 см. Вес замка с ключом 415,5 кг (замок — 399,5 кг, ключ — 16,0 кг). Если повернуть ключ замка, то играет мелодия «На семи холмах» — гимн города Павлово.
Основную работу выполнили мастера и студенты Павловского техникума народных художественных промыслов России. Заняло это у них полтора года.
Нам посмотреть на чудо-замОк не удалось — ресторан был закрыт на спецобслуживание.
Немного расстроенные пошли в близлежащий музей Ножа.
Ножей повидали много: ножи для бумаги, для сыра, охотничьи, для чистки копыт, скальпели, …
Но то, что я искала, макеты из ножей, оказались в Историческом музее.
Ну да ладно, музеем больше, музеем меньше…
К тому же дорога до Исторического музея по старым улицам идет.
Да и сам музей в старом здании с лепными полотками находится.
Тут мы и на замки насмотрелись.
И на аптекарские рецепты.
И на разные инструменты.
И на ножи, конечно.
А это макеты из ножей.
Макеты, конечно, интересные — ножи из них можно достать, ножи настоящие. Но в целом музеи у меня разочарование вызвали — то ли непогода действовала, то ли уже устали от поездки.
После музеев подъехали к берегу Оки. На другую сторону вел понтонный мост. Мы с интересом наблюдали из машины, как другие на него заезжают. Точнее, спускаются по крутому съезду.
Я не могла не сфотографировать еще одну достопримечательность города — лодочника.
Пришлось вылезать из машины под дождь и ветер.
Но в ушах почему-то все время крутился хрип Профессора Лебединского: «Я убью тебя, лодочник!»
Когда я вернулась, муж сказал: «Едем на ту сторону».
Впечатления были забавные — чтобы машины не разгонялись, на мосту нанесена насечка — скорость порядка 10 км в час. Если больше, то о-о-очень неприятная вибрация.
Зато посмотрели на город с другой стороны — с другой стороны Оки.
Чем еще знамент Павлово, так это комнатными лимонами. Саженцы из Турции привез павловский купец лет 150 назад. Саженцы не только доехали живыми, но и прижились в цветочных горшках на окне. Так и пошла мода выращивать лимоны в домах, а не в специализированных теплицах. И получился сорт, не требовательный к температуре, освещению и влажности. Сорт так и называется Павловский лимон.
В городе есть питомник, где можно приобрести саженцы.
Ну, а дальше нас ждал Муром.
Вот такой роскошный мост ведет в город.
Заселились в гостиницу «Волна», расположенную в нескольких минутах ходьбы от центра и нескольких минутах ходьбы от памятника Илье Муромцу.
Погода была такая, что нас хватило только дойти поужинать до ближайшего торгового центра.
Большую часть следующего дня мы провели в Выксе, поэтому на знакомство с Муромом осталось совсем мало времени.
Водонапорная башня — одна из визитных карточек города.
Наибольшее впечатление произвел железнодорожный транспортный узел.
Само здание вокзала стилизовано под крепость из русских сказок.
И немного напоминает Печку из «Вовки в тридевятом царстве».
Но вот количество железнодрожных путей поразило — огромное для такого небольшого города, как Муром.
Напротив здания вокзала установлен памятник Николаю Гастелло.
Николай Гастелло не был уроженцем Мурома. Он родился в 1907 году семье белоруса Франца Павловича Гастыло, приехавшим в Москву на заработки и ставшим железнодорожником на Казанской железной дороге. В Москве фамилию Гастыло начали сначала произносить, а потом и писать «Гастелло».
В 1924 году семья переехала в Муром — на другую железнодорожную станцию. В Муроме Николай Гастелло окончил школу и начал работать в железнодорожных мастерских. В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, а уже в 1932 году по специальному призыву Николай отправился в Красную армию и поступил в военную авиашколу пилотов в Луганске.
К началу Великой Отчественной войны Гастелло был уже опытным летчиком с боевым опытом. Первой его войной стал конфликт с японцами на реке Халхин-Гол.
Первым летчиком, совершившим огненный таран был летчик Ююкин. Он направил свой подбитый бомбардировщик на японцев, при этом приказав остальным товарищам из экипажа прыгнуть с парашютами. Потом исследователи пытались установить, не служили ли Ююкин и Гастелло в одной части, но это не подтвердилось. Однако не знать о подвиге Ююкина Гастелло не мог.
Потом Николай Гастелло еще участвовал в боевых миссиях в войне с Финляндией и походе в Бессарабию. 26 июня 1941 года экипаж Николая Гастелло полетел бомбить немецкую механизированную колонну на дороге Молодечно — Родошковичи. Самолет Гастелло был подбит. Как потом в отчетах указали другие летчики, уцелевшие в этой атаке, Гастелло, уходя с бомбежки, специально развернул горящую машину и направил ее на скопление техники врага. Это до сих пор самый известный огненный таран наземной цели.
Муром стал олицетворением того, что нам не удалось. Мы не дошли до памятников Владимиру Зворыкину и Илье Муромцу.
Мы не купили и не попробовали знаменитый муромский калач. Памятник видели, но в продаже калачей так и не нашли.
Разрекламированная трапезная Илья Муромец работала только до 18 часов — на ужин в нее мы просто не успели. Пришлось закупиться готовой едой в супермаркете, благо в гостинице была хорошо оборудованная кухня-столовая, где мы все принесенное разогрели и съели.
Так что, возможно, знакомство с Муромом нам еще предстоит.