Из Наварры мы переместились в Северный Арагон и вначале провели два дня в Пиренеях. Затем мы посмотрели несколько средневековых городков, всемирно известные монастырь и замок, а также все три столицы Арагона — Хаку, Уэску и Сарагосу (бывшие и нынешнюю). На карте ниже можно увидеть все места, которые мы посетили в этом регионе. В этом рассказе речь пойдёт о Хаке (Jaca, № 1 на карте).
Карта 1. Что мы посмотрели в Северном Арагоне (подчеркнуто красным).
Рассказ про неё лучше всего начать с описания места, где она расположена. А находится этот город в долине реки Арагон, которая имеет исток в центральных Пиренеях недалеко от перевала Сомпорт (от лат. Summus Portus — «высокий проход»). В свою очередь, перевал этот известен тем, что он почти круглый год открыт для прохода через Пиренеи из Франции в Испанию и обратно и использовался таким образом ещё с античных времён.
Римляне провели через него дорогу, идущую из Арля в Сарагосу, по которой водили свои легионы. Через этот перевал в период упадка Рима вторглись в Испанию германские племена вандалов и вестготов, а ещё позже, в начале 8-го века, в противоположном направлении проследовала арабская армия с целью захватить государство франков (слава богу, у них не получилось). Наконец, начиная со средних веков, через перевал Сомпорт (наряду с Ронсевальским ущельем рядом с Памплоной) проходит маршрут паломников к захоронению Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела.
Романский собор Хаки, 11-й век.
Хака лежит в предгорьях Пиренеев в 30 км южнее перевала и является первым крупным поселением в Испании, куда попадали через Сомпорт все путешественники из Франции. Хака, таким образом, всегда была и по сей день остается важным транспортным центром.
Город известен с очень давних времен, еще до завоевания Испании римлянами, которые завладели им в 195 г. до н. э. Затем он стал важным опорным пунктом в Вестготском королевстве, а в 716 году перешел к арабам, вторгшимся на Иберийский полуостров. Они, однако, продержались там недолго и были изгнаны в 760 году. В то время предгорья и долины южных Пиренеев стали убежищем для христиан, бежавших от арабского вторжения (примерно такую же роль играли горы под названием «Пики Европы» недалеко от северного побережья Испании — см. рассказ про Астурию).
Собор Хаки: вид со стороны клуатра.
Со временем в предгорьях Пиренеев образовалось сначала графство, а потом уже и королевство Арагон, и Хака стала в 1077 году его первой столицей. Произошло это во время правления короля Санчо Рамиреса I (Sancho I Ramirez), который с тех пор очень любим горожанами. Правда, столицей Арагона Хака пробыла совсем недолго, и в 1096 году ею стал отбитый у арабов город Уэска (Huesca). Тем не менее, на 11-12-й века приходится период расцвета Хаки как важного центра по обслуживанию паломников на пути Св. Якова. Именно тогда вокруг города возводятся стены (не сохранились) и строится первый в Испании романский собор (стоит до сих пор).
Собор Хаки: главный входной портал 11-го века.
Собор Хаки посвящен Св. Петру (Catedral de San Pedro Apóstol) и является важным памятником романской архитектуры. Он послужил образцом для многих более поздних церквей, построенных вдоль пути Св. Якова. С 11-го века сохранился его входной портал с очень интересным тимпаном. На тимпане по бокам изображены два льва, левый из которых утешает грешника (человек со змеёй в руке), а правый побивает силы зла. Внизу длинная надпись на латыни, призывающая покаяться и очистить сердце от греха.
Собор Хаки: тимпан с хрисмоном над входом (интернет).
Но главное, чем интересен тимпан — это размещённый в круге по центру хрисмон, или монограмма имени Христа из первых двух букв его греческой транскрипции (Χριστός) — Х (хи) и Р (ро), скрещённых между собой. По бокам монограммы помещены первая и последняя буквы греческого алфавита, α (альфа) и ω (омега) — см. также рисунок ниже.
Хримсон: начертание и изображение в тимпане собора Хаки.
Такая традиция восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель». Хрисмон, также называемый знак Хи-Ро, является одним из самых ранних христианских символов, и его происхождение связано со следующей легендой:
Справочно: Крест Константина
В 312 году н. э. в Западной Римской империи шла гражданская война между двумя претендентами на титул императора: законным претендентом Константином и узурпатором Максенцием. Решающее сражение между ними состоялось недалеко от Рима возле моста через реку Тибр (оно известно в истории, как «Битва у Мульвийского моста»). Перед сражением сам Константин и его солдаты увидели в небе знамение креста с греческой надписью под ним «Εν Τούτῳ Νίκα" («Сим победиши»). Крест нарисовали на щитах и одержали сокрушительную победу над неприятелем. Согласно одной распространенной версии тех событий, этим крестом был как раз знак Хи-Ро. Впоследствии хримсон стали использовать как навершие лабарума — древнеримского военного штандарта. Константин стал римским императором и вскоре выпустил знаменитый «Миланский эдикт», провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи. К концу его правления в 337 году н. э. христианство фактически стало государственной религией Рима.
Собор построен как классическая трехнефная базилика с доминирующим центральным нефом и трехчастным алтарем. Внутреннее убранство в основном относится к 16–17 веку.
Нефы собора украшены достаточно скромно, но всё его богатство сосредоточено в боковых приделах.
Среди прочего обращает на себя внимание богатый скульптурный алтарь в приделе Троицы (Capilla de la Trinidad). Он создан в конце 16-го века, причем Бог-отец в центральной композиции является копией Моисея Микеланджело.
Придел Троицы. Бог-отец (в центре) напоминает Моисея Микеланджело.
Придел Архангела Михаила.
Внизу богато расписанной центральной апсиды находятся три серебряные раки, содержащие мощи разных святых. Наиболее известна из них Святая Евросия (средний ларец), которая считается святой-покровительницей Хаки.
Центральная апсида собора с ракой Св. Евросии (в центре).
Справочно: Святая Евросия
Она жила в 9-м веке и была богемской принцессой христианского исповедания по имени Доброслава (Евросия — это перевод её славянского имени на греческий). Она была заочно обручена с одним памплонским принцем и вместе с эскортом ехала через Пиренеи на встречу со своим женихом в Хаке. Однако в горах они были атакованы мусульманским отрядом, и Евросия попала в руки его командира. Девушка ему приглянулась, и он захотел на ней жениться, но получил отказ. Увы, последствия были предсказуемыми — Евросию замучали. В 11-м веке король Санчо Рамирес перенес её останки в собор Хаки, в том числе с целью привлечения в город большего числа паломников.
В клуатре собора устроен очень неплохой музей религиозного искусства (Museo Diocesano de Arte Sacro). Особенно хороши там готические и романские фрески, собранные из разных арагонских церквей. Украшением коллекции являются фрески 11-го века из церкви в местечке Багуэс (Bagüés) под Сарагосой, на которых изложена вся библейская история от сотворения мира до вознесения Христа. Они считаются одними из наиболее значимых сохранившихся романских фресок, и в одном испанском источнике даже нескромно называются «романской Сикстинской капеллой».
Фрагмент фресок Багуэса: распятие Христа, апостолы и Вознесение.
Фрески начала 15-го века из местечка Ипас.
Фреска начала 13-го века из местечка Абака.
Роспись начала 16-го века в технике «гризайль» - в градациях одного тона. Изображён Моисей, получающий от Бога скрижали с Десятью Заповедями.
Ещё в музее очень понравились картины с Архангелом Михаилом, написанные неизвестными художниками в начале 16-го века. Согласно христианской эсхатологии, Архангел Михаил сразился с дьяволом, победил его и сверг с неба на землю. Другая его не менее важная роль состоит во взвешивании душ во время Страшного суда и отправке оных, в зависимости от результата, в рай или ад. На картинах Архангел Михаил делает оба этих дела одновременно. Он поверг дьявола и одновременно держит в руке весы с душами. Обращает на себя внимание живучесть и зловредность дьявола: даже будучи поверженным, он, тем не менее, пытается потянуть чаши весов в разные стороны, нарушив, таким образом, точность измерений.
Архангел Михаил и зловредный дьявол (в двух вариантах).
Помимо собора, в Хаке есть несколько интересных церквей, причем нам особенно понравился фасад церкви Nuestra Señora del Carmen. Вокруг этой церкви когда-то располагался целый монастырь ордена кармелитов, который не сохранился.
Церковь Nuestra Señora del Carmen.
Фасад церкви Nuestra Señora del Carmen середины 17-го века в стиле раннего барокко.
Пешеходная улица в центре Хаки.
Красиво оформленный балкон.
Есть там и башня середины 15-го века под названием «Часовая» (Torre del Reloj), но на которой сейчас нет часов. Городской Совет выкупил её в 1599 году для устройства там тюрьмы, а заодно установил наверху часы и небольшую колокольню, которые не сохранились. Эта башня была тюрьмой почти 400 лет, пока туда в 1980 году не въехал местный филиал Совета Европы.
Рядом с башней стоит статуя первого арагонского короля Рамиро I, чей сын Санчо Рамирес, уже неоднократно нами упомянутый, сделал Хаку столицей Арагона. Король явно чем-то недоволен, возможно тем, что его задвинули за башню, где его очень трудно найти и разглядеть)).
Памятник Рамиро I - первому королю Арагона.
Наконец, на выезде из Хаки можно увидеть симпатичный средневековый мост, названный в честь Св. Михаила (Puente de San Miguel). По нему до сих пор ездят машины.
Старый мост через реку Арагон (Puente de San Miguel). Фото из интернета.
В Хаке, так же, как и в Памплоне, построена крепость-цитадель (La Ciudadela), которая называется Замком Св. Петра (Castillo de San Pedro). (Видимо, любят Святого Петра в этом городе, раз назвали в честь него и собор, и крепость). Построена эта цитадель в конце 16-го века по приказу короля Филиппа II, который хотел таким образом защититься от возможного французского вторжения через перевал Сомпорт. Как и в Памплоне, цитадель в Хаке построена по схемам Вобана, предусматривающим повышенную устойчивость бастионов к артиллерийскому огню. Несмотря на все эти предосторожности, французы овладели крепостью в 1807 году и просидели в ней до 1814 года, причём испанцам пришлось самим осаждать их в течение 7 месяцев, чтобы оттуда выкурить. Такая вот ирония судьбы.
Крепость-цитадель (La Ciudadela) в Хаке (интернет).
Крепость-цитадель: вид снизу.
Во рву вокруг крепости живет стадо оленей, которых там развели для привлечения туристов. Выбраться из рва они не могут, только бегают по кругу, а туристов к ним водят на экскурсии. Если выручка от продажи билетов превосходит затраты на оленье содержание, администрация заведения получает прибыль.
В крепостном рву пасутся олени, а за ними наблюдают за туристы.
Внутри крепости — большая площадь, окруженная казармами, по центру которой стоит статуя испанского короля Филиппа II.
Статуя Филиппа II во дворе крепости.
После Хаки нас ждал всемирно-известный монастырь Св. Иоанна-под-Скалой (Real Monasterio de San Juan de la Peña) — жемчужина Арагона и всей Испании.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия