В Милане я приземлилась ранним утром.
На выходе нововведенную анкету (dPLF), обязательную теперь для всех въезжающих в Италию, никто не спросил.
От аэропорта Мальпенса до города, точнее до самого его центра, экспресс — автобусы и электрички ходят часто и быстро.
Из здания вокзала Милано-Кадорна я вышла, когда на небе уже светило солнце, а на улицах ещё было совсем безлюдно.
Позади остались предрассветные снежные Альпы, немногим больше часа полёта в полупустом самолёте и самый удобный и выгодный из всех — дюссельдорфский аэропорт.
Если хочешь попасть сразу в самый центр города, не нужен вокзал Milano Centrale, нужен — Milano Cadorna. Здесь уже с первых шагов тебя встретят и будут следовать одна за другой все основные миланские достопримечательности.
Самая первая из них будет Castello Sforzesco, он же замок Сфорца.
Снаружи лучше всего он смотрится со стороны башни Филарета, очень похожей на Спасскую башню Московского Кремля.
Внутри самые красивые виды открываются с большой площади Piazza d’Armi, окружённой массивными стенами, наружными и внутренними башнями и гербами герцогов Висконти и Сфорца на них.
Герцоги Висконти основали замок, а Сфорца отстроили его после разрушения заново.
Они же правили Миланским герцогством, жили, укрепляли, украшали и привели герцогство к наивысшему расцвету.
Их символы: червлёный крест и лазурный бисцион, украшают герб Милана и эмблему автомобиля Alfa Romeo.
Самым последним и одновременно самым знаменитым из герцогов Милана был влиятельнейший государственный деятель, покровитель наук и искусств Лодовико Сфорца, прозванный Моро.
Он пригласил в Милан Леонардо Да Винчи, сделал из крепости роскошную резиденцию, заключил мир с давними врагами, окружил себя образованнейшими людьми своего времени и самыми красивыми женщинами Италии.
Лица его возлюбленных в изображении Леонардо да Винчи не перестают восхищать, а красота всё так же актуальна, как много столетий назад.
Это Чечилия Галлерани, она же «Дама с горностаем»
и Лукреция Кривелли, она же «Прекрасная Ферроньера».
В 1500 году Милан был завоёван французским королем Людовиком XII, после чего австрийцы, испанцы и снова французы привели замок в полный упадок.
Восстановили его лишь в двадцатом веке, башню Филарета отстроили заново, а внутри разместили целый комплекс музеев.
Иногда этот замок называют прообразом Кремля.
Даже зубцы на стенах, называемые в народе «ласточкины хвосты», у них одинаковые.
На территории Италии с 12 по 15 век две враждующие политические группировки вели между собой неприменимые войны, строили и разрушали крепости, захватывали города.
Это были гвельфы — сторонники папы римского и гиббелины — последователи императорской власти.
Крепости их отличались зубцами на стенах: прямоугольные были на стенах гвельфов, а напоминающие раскрытые крылья орла — символ императорской власти, украшали стены крепостей гиббелинов.
Когда Иван Грозный пригласил итальянских зодчих Аристотеля Фиораванти, Петро Солари и Марко Руффо для строительства Кремля в Москве, архитекторы не стали украшать стены православной Москвы папскими символами.
Прошло полтысячелетия, а ласточкины хвосты гиббелинов стали самым узнаваемым атрибутом Московского Кремля.
В Италии я не была уже года три.
На самолёте в Милан я прилетела впервые.
Раньше приезжала только на автобусе.
Из России попасть в Европу проблематично, вот и путешествуют только те наши соотечественники, которые живут в ЕС.
Изменения за то время, что я здесь не была:
цены заметно выросли,
несмотря на очень маленькую заболеваемость, многие ходят в масках даже на улице,
в кафе в самом центре города ничего не спрашивают, а в McDonalds’e на окраине просят показать QR,
туристических автобусов видела пару штук, но немецко-, англо- и франкоязычных туристов попадается много.
Больше ничего особенного не приметила. Всё на своём месте,
Миланский Дуомо тоже. Изящный и массивный одновременно, единственный беломраморный собор остается самой главной и самой красивой достопримечательностью города.
Строили его около 500 лет.
Среди строителей, инженеров и архитекторов были итальянцы, немцы, французы. Большинство из них так и не увидели этот собор достроенным, таким, как имеем возможность увидеть мы.
На высоком шпиле над собором возвышается четырехметровая позолоченная статуя Богородицы, которой посвящён собор.
Установлена она в 1774 году. И тогда же здесь появился закон, запрещающий строить в городе здания выше Мадунины, как местные жители ласково называют свою Мадонну. Долгое время все новые здания строили ниже 108 м.
К 1959-му году старый закон подзабыли и построили 127-ми метровый небоскрёб «Пирелли».
Когда же хозяевам башни напомнили о том, что старый закон никто не отменял и Мадунина по прежнему должна оставаться выше всех в городе, те придумали гениальный выход из положения.
Они сделали точную копию Мадонны, только уменьшенную в четыре раза и водрузили ее на крышу своего небоскреба. Таким образом изящно обошли ограничение. Мадонна по-прежнему выше всех.
Следующие миланские небоскребы последовали примеру Пирелли.
Закон, традиция или суеверие — кто теперь знает?
Гостинной Милана называют галерею Виктора Иммануила.
С площади, где стоит беломраморный Дуомо можно попасть в галерею, носящуюся имя первого короля объединённой Италии — Виктора Эммануила II.
Пассажи, где под стеклянной крышей располагались магазины, вошли в моду в середине ХIХ века.
Самый первый европейский пассаж — Королевская галерея Святого Юбера появилась в 1847 году в Брюсселе.
За ней в 1848 году последовала галлерея Пассаж на Невском проспекте в Петербурге, а следующей и, пожалуй, самой роскошной стала в 1877 году Галлерея Виктора Эмануила в Милане.
Она имеет в плане форму латинского креста и круглый купол высотой 47 метров.
Стены украшены фресками и аллегорическими фигурами, пол — мозаикой.
Здесь можно прогуляться по магазинам или посидеть в кафе или ресторане. Есть даже отель, где окна выходят не на улицу, а внутрь галереи.
В любую погоду здесь тепло, светло и многолюдно.
Если пройти всю галерею насквозь, то перед вами окажется памятник самому знаменитому жителю города — Леонардо да Винчи.
В Милане да Винчи сделал карьеру во многом благодаря благосклонности Лодовико Моро. Сюда художник приехал в тридцатилетнем возрасте и оставался здесь более 20-ти лет.
Теперь он смотрит с высокого постамента на театр Ла Скала, на месте которого во времена да Винчи стояла церковь Санта Мария Алла Скала, построенная по заказу Беатрис делла Скала, жены лорда Милана из семейства Висконти в 1381 году.
Ходить по магазинам на via Dante, ни на знаменитой Montenapoleone времени и желания не было. Меня ждала и занимала все мысли Генуя.
О ней можно прочитать здесь: Генуя. Три осенних дня.
Ещё больше свежих рассказов о путешествиях по Европе можно найти здесь:
Загадочный Портофино и Рапалло
Германия и её самая романтическая сторона
Теги:
Шоппинг, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия, Автобусные туры