Не доезжая полкилометра до Грожняна мы упёрлись в хвост опелю с немецким номером. Змея из автомашин медленно двигалась, выискивая свободные места по обе стороны от дороги. Чувство, что на платных стоянках должно быть посвободнее, не подвело. Но для этого надо было преодолеть участок, который по категории дорожных пробок претендовал на высшую, пятую ступень.
Позже, когда мы уже ехали из Грожняна в Буйе, я размышлял над феноменом «раскрученности» туристических целей. Безусловно, среди самых важных достопримечательностей Грожняна — романтические улочки средневекового старого города. Можно также упомянуть, что известен как деревня художников, которые здесь поселились и пооткрывали студии, выставки, мануфактуры и небольшие бутики.
Но всё это не является абсолютным магнитом притяжения. Средневековых городков десятки в Хорватии и сотни в Европе, проезжали мы и через «городки художников», например во Франции — среднепосещаемый Сент-Сир-Лапопи и вообще непосещаемый Ле Поэ-Лаваль. Вижу во всём только коммерцию. Проще создать в рекламном поле две-три достопримечательности, куда направлять многочисленных отдыхающих на берегу в однодневную поездку.
Туроператорам не надо ничего выдумывать, копируй друг у друга буклетные фразы и получай комиссию с местных бутиков. При этом многие, пусть и всего чуть-чуть менее живописносные, но обладающие более уникальными объектами городки остаются в стороне. Но так не бывает ни в одной стране, чтобы туристическая толпа распределилась равномерно. Очень много времени в Грожняне ушло на то, чтобы терпеливо ожидать, пока переулок освободится хотя бы до минимального количества людей. Хотя, с другой стороны, может и так лучше. Пусть такие городки, как Грожнян впитывают потоки, зато в остальных вокруг будем гулять в одиночестве.
В любом случае, перейдём к самому городку. Грожнян, несмотря на гвалт со всех сторон, конечно же не может не понравиться. Это исторический старый город, который входит в число самых красивых во внутренних районах Истрии. Здесь можно прогуляться по поистине романтичным извилистым каменным улочкам и насладиться неповторимым очарованием старинных каменных домов.
Волшебный фон, который переносит в путешествие во времени в средневековье. Также красивы многочисленные укромные уголки, украшенные цветами, которые придают этому городку дополнительную порцию очарования.
Но стандартны для выставленного напоказ «настоящего средневекового» городка. Невозможно определить по фото, в какой стране снято. Если бы не вывески на хорватском.
География с историей. Грожнян находится на 230-метровой возвышенности в живописной долине Мирна всего в 25–30 минутах езды от прибрежных городов Умаг, Новиград и Пореч. В этом городке проживает всего 164 человека. Художники поселились здесь с 1960-х годов, и они не так уж многочисленны — представлено не более 20 галерей и студий.
Наверное, в кризис не особо хорошо у художников с продажами, барахолка старого хлама на прицерковной площади из воскресной превратилась в ежедневную.
История Грожняна восходит к 1102 году, когда деревня принадлежала патриархам Аквилеи. Позже, с 1358 года, город находился под властью Венецианской республики и превратился в военный форпост. После заката венецианской эпохи город потерял свою значимость. Он постепенно умирал, пока не появились художники и другие переселенцы, по сути восстановившие город до его средневекового состояния. Новые жители селились в пустых домах, оставленных итальянцами после Второй мировой войны, а ведь итальянская община в Грожняне была ещё сто лет назад достаточно многочисленна.
Среди больших объектов в городке сразу обращаешь внимание на приходскую церковь святых Вита, Модеста и Крискентии, построенную в 1770 году на том же месте, где раньше стояла церковь XIV века.
36-метровая колокольня с 1721 года, что даже немного старше, чем церковь — она в своё время была пристроена к прежней церкви.
В городской лоджии 1597 года, в которой сегодня находится Галерея Фонтикус, когда-то принимались важные судебные решения. Известно, что в первый день Великого поста около лоджии готовили оладьи, которые предлагались всем бесплатно. Но тех, кто их отказывался брать, штрафовали за неуважение к суду.
Действующая ратуша гораздо скромнее.
Средневековое городское ядро Грожняна по большей части осталось нетронутым включая городские ворота на восточной стороне, а также часть крепостных стен. Сразу за углом лоджии находятся ворота XV века, на которых можно увидеть гербы венецианских администраторов города.
Замок Грожняна с 1102 года был резиденцией местного феодала. Спустя два столетия, а точнее в 1359 году, он стал домом венецианских подестов и капитанов.
Давно перестроенный, сохранивший только часть прежнего здания, сегодня бывший замок принимает небольшой концертный зал, где проходят представления и концерты, а также культурный центр хорватской музыкальной молодежи. На дворе также находится небольшой отельчик.
Есть на бывших городских стенах пара мест с великолепными видами на окрестные деревни, плодородные долины с виноградом и оливковыми деревьями.
А в хорошую погоду также на Адриатическое море напротив Новиграда и Умага.
От многолюдного Грожняна до спящего пустого Буйе всего 8 км. В отличие от Грожняна нельзя Буйе назвать очаровательным. Но пусть улицы его не выглядят так идеально по средневековому, здесь есть пара объектов, исторически более значимых, чем в предыдущем городке. Красив Буйе издалека, окружённый холмистой местностью, виноградниками и оливковыми рощами. Гордость и привлекательность номер один для посетителей города — очаровательная панорама, представляющая собой каскад городских зданий, сложенных на склонах зеленого холма в одну всеобъемлющую романтическую картину, так как мы знаем из праздничных открыток.
Буйе — город с населением чуть больше 5 000 жителей. Расположен на холме высотой 220 метров и окружен идиллическими средиземноморскими пейзажами. Узкие улочки и лестницы ведут к старому городу, где находятся все основные исторические точки.
Богатая история Буйе восходит к каменному веку, когда этот регион уже был заселён. Первое укрепление было построено в бронзовом веке. Позже римляне построили на том же месте ещё одну крепость, и город назвали Буллеей. После падения Римской империи остготы, византийцы, франки, Венецианская республика и французы правили Буйе на протяжении временной оси, некоторое время он также был частью австро-венгерской монархии. Влияние разных эпох всё еще можно увидеть на улицах старого города, что придает Буйе исторический шарм.
Венецианский стиль преобладает по всему городу, хотя и в менее показной форме, чем это обычно бывает в городах, которые в прошлом находились под венецианским влиянием.
По прибытии в Буйе уже издалека привлекают два церковных шпиля, которые возвышаются над холмом, на котором стоит город. Идём сразу к одному из них, принадлежащему барочной церкви святого Сервула. 48 — метровая кампанила возвышается на месте первоначального римского храма отдельно от самой церкви.
Сама церковь восходит к XV веку и является одним из важнейших архитектурных памятников периода позднего барокко в Истрии. Отдельно хочу обратить внимание на живописную церковную площадь. Старинные каменные дома, исторические гербы бывших правителей, которые можно найти на каждом углу площади и помпезная каменная церковь создают уникальную мистическую атмосферу. Здесь же находится венецианский дворец патрициев, построенный ещё в 1485 году и бывшая ратуша, 1878 года в неоклассическом стиле, на её стене изображен лев Святого Марка из камня. На скамеечке около ратуши сидела семья. Как оказалось, ждали смотрителя с ключами, которому позвонили, чтобы открыть церковь.
Как часто бывает в непосещаемых городках, объекты открываются по предварительной договорённости или, позвонив по указанному телефону. Нам повезло, дедушка пришёл, пока мы крутились на площади, и мы тоже забежали внутрь.
Внутри церковь святого Сервула представляет собой просторное однонефное помещение с алтарями, хором, апсидой и ризницей. Интересно, что первоначально это была трёхнефная церковь, которая в XVIII веке превратилась в однонефную. Вероятно, перестраивая её под романский стиль внутри, хотели намекнуть на то, что раньше на этом месте стоял римский храм. Вероятно, потому и фасад в стиле барокко кажется незавершенным, на его вершине — романский барельеф ангелов.
Внутри поражают 7 богато украшенных алтарей и исторический орган 1791 года.
Главный алтарь с монументальным мраморным святилищем и мраморными статуями святых Сервула и Себастьяна — работа венецианского мастера Джованни Маркиори 1737 года и является настоящим шедевром из каррарского мрамора.
Вторая башня — колокольня церкви Святой Марии Милосердия, она украшена старинными гербами. Эта жёлтая паломническая церковь XV века расположена прямо на площади Свободы на окраине старого города.
Отдельно стоящая колокольня была построена позже — в XVII веке.
Внутри церкви можно обнаружить действительно ценные картины и произведения искусства. Прежде всего, это скульптура Святой Марии Милосердия, одна из самых красивых деревянных статуй Истрии.
Небольшая церковь Святого Мартина с прилегающим старым кладбищем находится сразу за историческими стенами города и завораживает своей необыкновенной атмосферой. Особый интерес представляют древние надгробия разрушенных могил.
Это место ценится своими панорамными видами на прекрасную природу, виноградники, оливковые рощи.
В прошлом Буйе также называли «городом-хранителем Истрии», а башня Святого Мартина (хоть и несущая то же имя, что и последняя церковь, но это вполне самостоятельный объект) — пережиток тех времён. Эта достопримечательность была построена венецианцами в XIV веке и являлась частью оборонительной системы Каструм Булеус. Лишь позднее, в XVIII веке, эта башня утратила свою первоначальную защитную функцию и была преобразована в дворянский дом. Потом долго стояла пустая, а в 2015 году была отремонтирована, и сегодня здесь музей.
Буйе далеко не так популярен, как соседний Грожнян, но пусть это не вводит в заблуждение. Если интересуетесь историей, городок стоит посетить. А сейчас — в Умаг
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия